Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:50, дипломная работа
Данная дипломная работа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая включает в себя такие параграфы, как «Политический дискурс и его особенности», «Соотношение понятия «языковая личность» со смежными понятиями «идиолект», «речевой портрет» и «речевая личность»», «Языковая личность в рамках дискурса. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры». Практическая часть состоит из одного параграфа – «Языковая личность В.В. Путина. Языковые средства создания имиджа В.В. Путина». В теоретической части будут представлены особенности как дискурса в целом, так и отличительные особенности политического дискурса, будет дана подробная характеристика понятия «языковая личность» и прослежено соотношение понятия «языковая личность» со смежными понятиями «идиолект», «речевой портрет» и «речевая личность», будет выявлена значимость языковой личности носителя элитарной культуры.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа языковой личности политика.………………………………………………………………………..…..5
1.1. Политический дискурс и его особенности …...………………………..5
1.2. Языковая личность: история понятия, разное понимание и толкование термина учеными, модели описания языковой личности, соотношение со смежными понятиями, языковая личность в рамках политического дискурса……………………………………………………………...……………...16
Глава 2. Анализ языковой личности политика на уровне выразительности, экспрессивности
2.1. Экспрессивность политического дискурса, выразительность и изобразительность политической речи………………………………
2.2 Риторические средства, принципы классификации риторических тропов и фигур
Заключение……………………………………………………………………...…
Список используемой литературы……………………………………
Изучение феномена языковой личности требует от нас четкого разграничения этого понятия и теоретических понятий, смежных с ним, таких как «идиолект», «речевая личность», «коммуникативная личность» и «речевой портрет».
Идиолект - это образование, которое, при всей своей социальной детерминированности, является сугубо индивидуальным явлением, обусловленным психофизиологической организацией и особенностями жизнедеятельности конкретного носителя языка; это "упорядоченное иерархическое целое, обладающее структурой и воплощающее данную структуру в данную субстанцию для выполнения определенных целей" [Щукин 1978, с. 93]. Для определения широкого значения этого понятия мы обратились к Большой советской энциклопедии. «Идиолект [от греч. ídios — свой, своеобразный, особый и (диа)лект], индивидуальный язык, языковые навыки данного индивидуума в определённый период времени. На основе совокупности идиолектов, объединённых отношением взаимопонимания, определяются такие лингвистические явления, как различные речевые общности: профессиональные, социальные и территориальные диалекты и жаргоны. Идиолект — понятие условное, так как один и тот же человек, как правило, пользуется разными языковыми средствами в разных ситуациях общения». [Большая советская энциклопедия, 1978].
На основе вышеприведенных выписок из словарей можно представить понятие «идиолект» как индивидуальный язык личности, выраженный в текстах (лексиконе, системе языковых единиц) и, таким образом, соотнести понятия «языковая личность» и «идиолект» как общее и частное.
Проблема разграничения
Занимаясь этой проблемой, A.A. Леонтьев предложил противопоставить 3 составляющих:
1) язык как предмет, 2) язык как процесс, 3) язык как способность, имеющая часть 4) - речевую деятельность [Леонтьев, 1969].
Схематично данное умозаключение можно изобразить как 1+2+3=4 Анализируя данную схему, предложенную A.A. Леонтьевым, В.В. Красных полностью повторяет мысль В.И. Карасика, подчеркивая, что если языковая личность есть сама парадигма, то речевая личность - элемент такой парадигмы, которая проявляет себя в функционировании. «Языковая личность - системный аспект, а речевая личность — функциональный аспект, последний рассматривает язык как процесс. Субъект коммуникации - человек говорящий, предстающий в каждый момент своей речевой деятельности одновременно в 3 ипостасях — личность 1) языковая 2) речевая 3) коммуникативная» [Красных 2001, с. 268]. Под языковой личностью автор понимает личность, проявляющуюся в речевой деятельности, обладающую определенной совокупностью знаний и представлений, речевая личность реализуется в коммуникации, выбирает и осуществляет определенную стратегию и тактику общения, использует определенный репертуар лингвистических и экстралингвистических средств; под коммуникативной личностью понимается личность как конкретный участник конкретного коммуникативного акта. В предложенной им схеме тоже 4 составляющих, но ее образуют:
- человек говорящий (личность,
одним из видов деятельности
которой является речевая
- языковая личность (личность, проявляющая
себя в речевой деятельности,
обладающая определенной
На основе вышеприведенной классификации мы установили отношения термина «языковая личность» со смежными ему терминами и выявили отличия и сходные черты. Под «языковой личностью» мы понимаем личность, проявляющую себя в речевой деятельности, обладающую определенной совокупностью знаний и представлений.
Прослеживая соотношение понятий «языковая личность» и «речевой портрет», мы пришли к выводу, что они тесно взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Понятие речевого портрета носителя языка или речевого портрета группы носителей языка в лингвистике сформировалось относительно недавно. Изучение понятия «речевой портрет» исторически начинается с фонетического портрета, важные приёмы описания которого разрабатывалисьМ.В. Пановым. Анализируя произношение отдельных личностей, М.В. Панов даёт характеристику литературной нормы в диахроническом аспекте и создаёт ряд фонетических портретов политических деятелей, писателей, учёных [Панов, 1990].
Отношения между языком и речью складывается таким образом, что в систему языка включаются только наиболее устойчивые и неслучайные компоненты речи. Исходя из этого положения, можно утверждать, что для наиболее полного и точного описания языковой личности (индивидуальной или коллективной) требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ её речевого портрета.
Представленные дефиниции подтверждают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность понятий «языковая личность» и «речевой портрет». Это прослеживается и при анализе уже упомянутой трёхуровневой модели языковой личности Ю.Н. Караулова.
Речевой портрет формирующейся языковой личности – это не функциональная её модель, а функциональная реализация данной модели в плане становления языковой личности. Следовательно, создание и всесторонний анализ речевого портрета имеет целью реконструкцию языковой личности по трём уровням с учётом возрастных особенностей.
Таким образом,
под целостным речевым
- социопсихолингвистический портрет – социальные, психологические особенности; личные интересы и увлечения;
- особенности речевого портрета на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней;
- особенности речевой культуры – особенности коммуникативного поведения, учёт фактора адресата, своеобразие лексики [Китайгородская, Розанова, 1995].
На основе вышеприведенных фактов мы установили отношения термина «языковая личность» с термином «речевой портрет». Мы понимаем термин «речевой портрет» как функциональную реализацию модели языковой личности в плане становления языковой личности.
Поскольку наша дипломная работа посвящена исследованию языковой личности политика, подробнее рассмотрим языковую личность в рамках политического дискурса, а также обобщим понятие политической метафоры как одного из способов характеристики прагматического аспекта языковой личности политического лидера.
Исследование дискурсивного мышления своим объектом имеет процессы порождения, понимания и функционирования текстов. В качестве основного предмета изучения здесь выступает структура дискурса, своеобразие которой несёт в себе выражение индивидуально-психологического облика языковой личности. Необходимо отметить, что разные виды коммуникации неодинаково отчётливо выявляют речевую неповторимость человека. Устный и письменный тексты находятся на разном расстоянии от их созидателя. «Идея самовыражения речи «от себя» как от данного конкретного индивида, – справедливо отмечала Т.Г. Винокур, – безусловно, является более непосредственным творческим импульсом в формировании устного высказывания любой функционально-речевой сферы, чем письменного» [Винокур 1993, с. 132-133]. Дискурсивное поведение есть способ самовыражения языковой личности, в нём проявляется уникальность каждого как языковой личности.
Дискурс политического лидера в переходные моменты, а также «грамотно построенная кризисная коммуникация кампании, выполняют своего рода психотерапевтическую роль, сохраняя единство коммуникативного поля сторонников идеи или потребителей продукта» [Кашкин 2000, с. 84]. В.Б. Кашкин считает, что дискурс политика в прямом смысле опирается на «чужое слово», «обезличенное слово», что индивидуальный автор умирает в отправителе сообщения в политическом дискурсе.
Мы считаем, что в политическом дискурсе огромное значение имеет использование метафор. А.П. Чудинов рассматривает метафору как основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования, оценки и объяснения мира. Языковая личность не столько выражает свои мысли при помощи метафор, сколько мыслит метафорами, создает при помощи метафор тот мир, в котором эта личность живет [Чудинов, 2008]. Поэтому метафора является неотъемлемой составляющей в характеристике языковой личности политика. Современные учёные посвятили много трудов изучению политической метафоры, например, А.А. Каслова [Метафорическое моделирование президентских выборов в России и США, 2003], А.М. Стрельников [Метафорическая оценка политического лидера в дискурсе кампании по выборам президента в США и России, 2005], Э.В. Будаев и А.П. Чудинов [Современная политическая лингвистика, 2006].
А.П. Чудинов определяет политическую метафору так: «Метафора - это своего рода зеркало, в котором вне зависимости от чьих либо симпатий и антипатий отражается национальное сознание на определенном этапе развития общества. Политическая метафора может быть представлена как целый комплекс «зеркал», в котором, во-первых, отражается ментальный мир человека и общества в целом, во-вторых, в этом зеркале мы видим отражение обыденных представлений людей о понятийных сферах-источниках пополнения системы политических образов, а в-третьих, метафора отражает человеческие представления о сфере-магните метафорической экспансии» [Чудинов 2008, с. 87]. Метафора изучается с учетом целевых установок, политических взглядов и личностных качеств автора, специфики восприятия этого текста различными людьми, а также той роли, которую этот текст может играть в системе политических текстов и – шире – в политической жизни страны.
Нестабильность
Д. А. Медведев избегает сильных метафорических образов, которые могут вызвать неоднозначные оценки: Предлагаю сделать первый и уже опробованный нами шаг [Российская газета, 21.02.2008]. Так, в его выступлении на пятом экономическом форуме в Красноярске (февраль 2008 г.) используются только стертые, потерявшие образность метафоры: Нам нужно искоренить практику неправосудных решений [Российская газета, 21.02.2008].
Таким образом, оценивая значение политической метафоры на современном этапе, А.П. Чудинов пишет: «Политическая коммуникация становится все более скучной и уже не вызывает прежнего интереса. Современные метафоры способны привести людей на избирательные участки, но уже не в состоянии вывести их на митинги и демонстрации, поднять на штурм Белого Дома или телестудии» [Чудинов 2008, с. 93].
Глава 2. Анализ языковой личности политика на уровне выразительности, экспрессивности
Общественная природа языка, его
связь с мышлением и
Главной особенностью политического языка является изменение «соотношения между знаком (словом) и значением, при котором привычные единицы языка получают необычную интерпретацию, а хорошо знакомые ситуации включаются в неожиданные смысловые контексты: вещи перестают называться своими именами» [Гаврилова 2004, с. 128].
Политический дискурс, тем более
современный, характеризуется личностной
ориентацией и крайней эмоциона
Информация о работе Анализ языковой личности политика на уровне выразительности, экспрессивности