Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:50, дипломная работа
Данная дипломная работа состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая включает в себя такие параграфы, как «Политический дискурс и его особенности», «Соотношение понятия «языковая личность» со смежными понятиями «идиолект», «речевой портрет» и «речевая личность»», «Языковая личность в рамках дискурса. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры». Практическая часть состоит из одного параграфа – «Языковая личность В.В. Путина. Языковые средства создания имиджа В.В. Путина». В теоретической части будут представлены особенности как дискурса в целом, так и отличительные особенности политического дискурса, будет дана подробная характеристика понятия «языковая личность» и прослежено соотношение понятия «языковая личность» со смежными понятиями «идиолект», «речевой портрет» и «речевая личность», будет выявлена значимость языковой личности носителя элитарной культуры.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа языковой личности политика.………………………………………………………………………..…..5
1.1. Политический дискурс и его особенности …...………………………..5
1.2. Языковая личность: история понятия, разное понимание и толкование термина учеными, модели описания языковой личности, соотношение со смежными понятиями, языковая личность в рамках политического дискурса……………………………………………………………...……………...16
Глава 2. Анализ языковой личности политика на уровне выразительности, экспрессивности
2.1. Экспрессивность политического дискурса, выразительность и изобразительность политической речи………………………………
2.2 Риторические средства, принципы классификации риторических тропов и фигур
Заключение……………………………………………………………………...…
Список используемой литературы……………………………………
Этот тип метонимии «
Еще одним важным тропом, основанным на сходстве сопоставляемых предметов и явлений является метафора, которая в отличие от сравнения называет лишь сопоставляющий компонент. «Если концептуальная лексика — это слова - термины, то метафоры — это слова образы, вторичная номинация, авторское переназывание предмета, явления с точки зрения определенного мировоззрения» [Клушина 2006, с. 52]. По словам С. Кара-Мурзы, основная задача идеологии — создание метафор. «Поэтически выраженная мысль всегда играла огромную роль в соединении людей и программировании их поведения, становилась поистине материальной силой. Метафоры, включая ассоциативное мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий» [Кара-Мурза 2003, с. 126]. «С помощью метафоры в текстовом континууме образуется оценочный подтекст, подчиненный ведущей идее. Метафора способствует манипуляции сознанием, так как созданный с помощью метафоры подтекст строится на ассоциативных связях и воздействует на суггестивном уровне. Таким образом, метафора - вторичная номинация, имеющая дополнительные семы и коннотации, которые можно понять только в определенном контексте или с помощью определенной конситуации» [Кара-Мурза 2003, с. 52]. Выбор метафоры в речи политика это выбор определенной стратегии убеждения, «с помощью оценочной, идеологически нагруженной номинации, создающей и закрепляющей в сознании адресата нужный адресанту образ события» [Клушина 2006, с. 53]. В структуре метафоры можно выделить конкретные компоненты, что позволяет нам обратиться к модели мыслительных действий при составлении метафоры. Она представлена А.К. Михальской в "Основах риторики" [1996]. В нее входят следующие действия:
4)демонстрация речевой
фразы с последующим
1. МЕТАФОРА |
||
4. Предмет номинации |
2. Предмет сравнения | |
5. Признак предмета номинации |
3.Признак предмета сравнения | |
6. Основание сравнения |
В нашем исследовании мы сталкивались, в основном, не с единичными метафорами, а с целой системой метафор в тексте политиков, объединенных общим образом. Следовательно, необходимо рассматривать особые «метафорические модели». «Тот объект, характеристики которого переносятся на другой, называется источником (поскольку он служит исходной точкой метафоризации), или метафорической моделью [Чудинов 2008, с. 23]. Ее содержание наряду с адекватной (или, наоборот - неадекватной) формой его представления и обеспечивает реализацию определенных функций метафоры (Десяева, 2003: 35). «Основная цель агитационно-политической речи — это изменение представлений адресата о политической реальности, своего рода переконцептуализация политического мира. Одно из важнейших средств такой переконцептуализации — метафорическая модель, которая позволяет либо выделить какой-то аспект проблемы, сделать его более значимым, либо, наоборот, отвлечь от него внимание общества, показать какой-то вариант развития событий как совершенно невозможный» (Чудинов, 2001: 18). Сам термин метафорическая модель имеет огромное количество прототипических вариантов, в зависимости от аспекта (лингвистический, психологический, когнитивный), на котором акцентируют свое внимание исследователи. Так, наряду с термином «метафорическая модель» (Баранов, Караулов, Чудинов) существуют термины «концептуальная метафора», «базисная метафора» (Лакофф, Джонсон 1990), «ментальная модель» (Джонсон - Лэрд, 1983), «метафорическое поле» (Скляревская, 1993), «парадигма образов» (Павлович, 1995) и ряд других.
В своем исследовании мы используем термин «метафорическая модель» и основываемся на классификации метафорических моделей, предложенной А.П. Чудиновым (Чудинов, 2001).
К наиболее употребительным в
Модель "Театр" как и Модель «Игра», создают образ политика — актера, игрока и политической жизни-игры. В целом же в речи, как правило, возникает картина неискренности, фальши, лицемерия.
Давайте и в этой сфере говорить друг с другом откровенно, на основе взаимности, будем решать эти проблемы, будем с открытыми картами друг с другом разговаривать, без всякого чванства, по-партнерски (1.12).
Метафора говорить с открытыми картами относится к метафорической модели «Игра» (карточная игра), выделенный признак базового понятия - игра по правилам, открыто, без блефа (Кунин, 1984: 126) - соотносится с признаком предмета речи - откровенность и предельная честность в ведении переговоров.
Модель "Животный мир"
Плюсы заключаются в том, что Россия должна перестать быть "дойной коровой" для всех и каждого (1.21).
Метафора дойная корова относится к метафорической модели «животный мир», где признаком базового понятия является отношение превосходства хозяина над животным. Этот признак соотносится с признаком предмета речи - неравноправное, неуважительное, потребительское отношение к стране.
Модель "Природа".
И в этом смысле международное право, конечно, должно быть подвижной, «живой материей», отражающей реалии современного мира (1.32).
Интересное сопоставление
Модель "Война"
Метафоры этой группы обозначают различные политические и социальные действия. И, как всякая война, «война холодная» оставила нам и «неразорвавшиеся снаряды», образно выражаясь (1.32)
Вводная конструкция образно выражаясь переводит прямое значение словосочетания неразорвавшиеся снаряды в переносное. При этом соотношение базового понятия - угроза будущего разрушения и уничтожения усиливается еще одной метафорой - война холодная, несмотря но то, что она является затертой из-за частого употребления. Отсюда легко вывести признак предмета речи — угроза скрытых проблем, которые могут привести к катастрофическим последствиям в будущем.
Модель "Болезнь"
Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли», и будем наступать на них впредь. Но это — «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем — за счет общего блага (1.10).
Неопределенное местоимение кое-кому в метафоре наступали кое-кому на «больные мозоли» несет несколько негативный оттенок. Который четче проступает, если взглянуть на признак базового понятия - причинить неудобство, боль, зачастую заведомо, находясь неподалеку (наступать на больную мозоль — затрагивать то, что болезненно волнует, беспокоит кого-то, что является чьим-то самым уязвимым местом (Гуревич, 1995: 279). Несмотря на то, что порядок следования компонентов в этой фразеологической единице нефиксированный, употребление неопределенного местоимения перед обстоятельством (на больные мозоли) перемещает логическое ядро именно на кое-кому (Ср. кое-кому наступить на больную мозоль, наступить на больную мозоль кое-кому). В данной метафоре признак предмета речи — причинять неудобство, раздражать, мешать кому-то, находясь в непосредственной близости.
икновение (появление из тумана, дымки).
Модель «Производственные процессы»
Более того, ее (гонка вооружения) «маховик» сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия (1.33).
Ряд производственных терминов («маховик» сегодня раскручивается, она сама реально выходит на новый технологический уровень) позволяет нам отнести эту метафору к метафорической модели «Производственные процессы». Признак базового понятия - запущенный крупный производственный механизм не остановить в одночасье, пока он не совершит определенный этап или цикл производства - соответствует признаку предмета речи - гонка вооружений - процесс необратимый, начавшись однажды, она увеличивает свои масштабы, действуя по нарастающей.
Модель "Спорт"
Но, несмотря на это, нам пока не удалось "догнать самих себя" образца 89-го года (Т.25).
Выделенная метафора "догнать самих себя" напоминает лучшие традиции лозунгов советского прошлого {быть впереди планеты всей, догнать и перегнать и т.д.). Кроме несколько комического эффекта, явно рассчитанного на молодую аудиторию, здесь, как нам кажется, преследуется цель сближения с более старшей аудиторией (подразумевается нечто - вы были лучше нас, нам не удается достичь ваших результатов и т.д.). Многообещающее наречие пока не позволяет звучать высказыванию пессимистично. Признаком предмета речи выделенной метафоры является способность достичь определенного уровня, повысить экономические показатели до уровня тех, что были в 1989 году.
Модель «Медицина»
Реанимировано военное кораблестроение, строятся боевые корабли практически всех типов (1.31).
Очень часто в своей речи В.Путин использует метафору реанимировано вместо восстановлено или отстроено. Возможно потому, что в российском обществе понятие реанимация ассоциируется с самыми сложными и страшными угрозами жизни человека (реанимация - совокупность мероприятий по оживлению человека, находящегося в состоянии клинической смерти, по восстановлению внезапно утраченных функций жизненно важных органов (Словарь Русского языка т. 3, 1986: 690). Реанимировать — значить вернуть «с того света», сделать невозможное (признак базового понятия). Следует также помнить, глагол реанимировать, в отличии от восстановить или отстроить заново, довольно коварный (восстановить - привести в прежнее состояние, положение; возродиться, возобновиться (Словарь Русского языка т. 1, 1986: 217); отстроить — вновь построить, восстановить после разрушения, пожара (Словарь Русского языка т. 2, 1986: 713). Он хоть и означает возвращение к жизни, но совсем не обещает долгого здоровья и восстановления всех функций организма. В данном высказывании реанимировано военное кораблестроение означает, что эта отрасль восстановлена, возможно, и не полностью, после полного запустения и долгих лет загнивания.
Модель «Разрушение»
Первый этап был связан с демонтажем прежней экономической системы. Он сопровождался ломкой привычного уклада жизни, острыми политическими, социальными конфликтами и был тяжело пережит нашим обществом. Второй этап был временем расчистки завалов, образовавшихся от разрушения "старого здания. (1.25).
Признаком базового понятия выделенных метафор является расчистка, освобождение места для начала нового строительства. Этот период сноса старого, обветшалого связан с грязной неприятной работой по вывозу и утилизации мусора, в данном случае экономических и политических пережитков прошлого. Хотя признак предмета речи означает ломку привычного уклада жизни, звучит он не пессимистично, ибо предполагает скорое строительство нового, более отвечающего требованиям времени государства.
Данные модели являются самыми продуктивными, но их доли в анализируемых речах политиков неравномерны. Исходя из теории, предложенной К. де Ландшером (Landsheer С. de., 1998), существует прямая зависимость между социально-экономической ситуацией в стране и частотой употребления метафор в политическом дискурсе. Метафорические модели в политическом дискурсе — это своего рода «русло, по которому привычно движется бессознательная творческая активность всенародного сознания, и дискуссионное поле, творческая лаборатория по созиданию образа мира у человека, они способны маркировать пункты наиболее напряженной активности человеческой мысли по выработке адекватного миропонимания» (Постовалова, 1994: 308).
Риторический вопрос является грамматическим тропом, «в котором сопоставляемым является утверждение или отрицание, а сопоставляющим - вопрос отношения контраста» (Хазагеров, Ширина, 1999: 264). Несмотря на вопросительную по цели высказывания форму предложения, структура риторического вопроса обладает рядом отличительных черт - особый порядок слов, особый контекст, частицы, а что более важно - особая интонационная структура. Ввиду того, что риторический вопрос не подразумевает ответа собеседника, говорящий не ждет новой информации, то интонация, с которой произносится риторический вопрос, больше похожа на интонацию повествовательного предложения. Благодаря уверенности и убежденности говорящего в противоположном от представленного в контексте риторического вопроса, он является крайне популярным синтаксическим средством в политическом дискурсе. С одной стороны, он позволяет создать образ вдумчивого политика, так как адресован самому себе и носит спекулятивный характер. А с другой стороны придает монологу оттенок диалога, обсуждения, создает видимость участия слушающего в беседе. «Всякий вопрос повышает эмоциональный тонус всей речи, способствует усилению внимания аудитории к излагаемому. Вопрос является непосредственным обращением к аудитории и, тем самым, способствует установлению более тесного контакта между оратором и аудиторией. Кроме того, смена интонации, вызываемая вопросительной формой, привлекает внимание слушателей, прерывая однообразие интонационного рисунка речи» (Гальперин, 1978: 417).
Информация о работе Анализ языковой личности политика на уровне выразительности, экспрессивности