Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ.
Задачи работы:
• установить и рассмотреть основные теоретические понятия
• исследовать эволюционный процесс СМИ
• провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ)
• выявить преимущества и недостатки различных СМИ
• определить значимость и проследить развитие разных видов СМИ в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5
1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5
1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме……………………………………………………..12
1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37
2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента…………………….37
2.2 Анализ новостного контента печатных СМИ……………………………...49
2.3 Сравнение печатных и электронных СМИ…………………………...........59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 142.05 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что на медиапотребление можно взглянуть, выйдя за рамки медиасоциологии, и тогда трактовать этот феномен более широко – с точки зрения встроенности не только в медийные, но и в другие общественные процессы. Интерпретируя медиапотребление как один из видов потребления, обратимся к наукам, занимающимся проблематикой этого феномена. Прежде всего - к экономике, в которой потребление является одной из основополагающих категорий. В соответствии с этим подходом медиапотребление как один из видов потребления всегда будет нести в себе естественную рациональную потребность, удовлетворяемую с помощью медийных продуктов, его объем будет определяться субъективно исходя из личных предпочтений индивида и ситуации на рынке, при этом индивид стремится удовлетворить максимум своей потребностей за минимум затрат.  Потребности индивида безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. В рамках закона убывающей предельной полезности так же утверждается, что каждая последующая единица потребляемого блага приносит меньшую полезность, чем предыдущая. В качестве отдельного направления экономической мысли следует выделить маркетинговый подход к трактовке потребления. Именно в маркетинге возникает такая идея как производство потребления –  деятельность по стимулированию спроса на данный товар и его дальнейшую покупку. Соответственно, потребление становится управляемым, и достигается это посредством эмоционального воздействия рекламного образа товара (бренда) на потребителя и формирования у него искусственной потребности в данном товаре. Впоследствии многие ученые современности отнесли данную способность рекламы к основным стимулам современного потребительского поведения.

Социология как наука внесла немалый вклад не только в определение медиапотребления, но и в анализ потребления как такового. Она указывает на взаимосвязь потребления и социального статуса человека. В данном случае нельзя не упомянуть имя американского социолога начала XX века  Торстейна Веблена, который в своих исследованиях указал на «демонстративность» процесса потребления, то есть «использование потребляемых благ в целях доказательства богатства». Демонстрация потребления в условиях урбанизации и опосредованности информационных связей больших городов XX века становится единственным средством выражения социально-экономического статуса человека. Таким образом, потребление приобретает иррациональные мотивы и символический смысл, а блага начинают служить знаками идентификации.

Определение медиапотребления можно привести и в культурологической трактовке: передача и освоение культурных норм и ритуалов общества посредством медиа, а так же исследование влияния медиа на культуру общества. Культурология рассматривает потребительские практики в тесной связи со стандартами и ценностями культуры, предполагает наличие в любом медийном продукте культурного значения, которое раскрывается через его потребление. Сторонники данного подхода исходят из того, что индивид всегда включен в ту или иную культуру, которая регулирует потребительское поведение и наделяет товары определенным культурным значением.

С культурологическим подходом тесно связан философский подход к потреблению, которое рассматривается здесь как одна из систем существования общества, мнимая реальность, наполненная посредством потребленных медиа различными смыслами. В данном случае следует обязательно упомянуть имя французского философа Жана Бодрийяра - одного из основоположников современной философской концепции потребления. Он рассматривает потребление как массовый социальный феномен, отражающий специфику повседневной жизни людей. В его трактовке оно теряет свою биологическую основу и экономическое содержание, сохраняя лишь экономическую форму обмена. Для людей главным становится смысл, знак, который несет в себе потребляемая вещь, а полезность вещи служит лишь прагматическим подтверждением покупки. Соответственно, современный товар утрачивает свою связь с потребительским благом, и происходит это благодаря рекламе. Она создала в сознании потребителя определенный рекламный образ, связанный с реальной действительностью знаками и символическими отношениями. Когда потребитель покупает товар, он, прежде всего, приобретает не потребительскую ценность, а этот образ. Однако, основанный на символической связи, он не реализуем в действительности, поэтому окружающую реальность наполняют мнимые образы. Для их обозначения Бодрийяр вводит понятие «симулякр» - ложное подобие, условный знак, заменяющий в обществе реальность, которая насыщенна коннотацией. Потребление товаров есть ни что иное как потребление симулякров. Философская концепция интересна не только с точки зрения широты научного взгляда, когда потребление трактуется в контексте способов человеческого бытия, но и указанием на принципиальную взаимосвязь медиапотребления и потребления. По сути, философия хочет сказать, что те символические смыслы, которые мы потребляем в медиасреде, в современном обществе вышли за ее пределы и распространились на потребление других товаров.

Таким образом, несмотря на многообразие теоретических подходов к проблематике потребления, термин медиапотребление имеет, прежде всего, практическую трактовку и активно используется в медиаисследованиях для изучения поведения аудитории в условиях мультимедийности современного медиапространства. С научной точки зрения он принадлежит проблематике медиасоциологии и определяется как совокупность повседневных практик потребления символического содержания медийных продуктов. Эти практики рутинизированны, активны, ситуативны, технически-обусловлены и квалифицированны. Социологический подход к интерпретации медиапотребления является основным в теоретическом изучении данного феномена, хотя другие науки, в том числе экономика, культурология, философия, также касаются данного феномена в своих исследованиях.

1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные  характеристики, место в современной  медиасистеме.

Понятие «онлайн-медиа» появилось вследствие становления интернета в качестве новой коммуникационной среды XXI века. Как и большинство других интернет–терминов «онлайн-медиа» не имеют перевода с языка оригинала (online media – англ.) и  точного определения, а скорее характеризуются через свойства интернет-среды, в которой они функционируют. Поэтому начнем анализ данного концепта с краткого обзора развития интернета, а затем дополним его теоретическим осмыслением интернет-коммуникации как преобладающего способа передачи информации в современном обществе.

Интернет в сегодняшнем состоянии представляет собой глобальное объединение компьютерных сетей, образующих виртуальное пространство хранения, передачи и взаимодействия с информацией. Однако в конце 1960-х гг. – именно этим периодом датируется его возникновение - он существовал лишь в форме попытки объединить несколько компьютеров в сеть для осуществления совместной удаленной работы на военных базах США. В его 40-летней истории можно выделить ряд ключевых событий, позволивших когда-то секретной военной разработке за столь короткий промежуток времени превратиться во всеобщее коммуникационное пространство. В качестве примечания хочется отметить, что в сравнении с другими медиа скорость распространения и освоения интернета действительно поражает: если господство печатных медиа продолжалось около четырех столетий, господство вещательных медиа во главе с телевидением – около одного столетия, то интернет, не просуществовав и полвека, уже занял главенствующую позицию в медиасистеме общества.

Итак, разделим все факторы развития интернета как пространства коммуникации на 3 группы: 1) достижения web-технологий и программирования, которые «наполнили» интернет изнутри, преобразовав его в единую, удобную для пользователя систему различных форм коммуникаций; 2) развитие ИКТ и системы доставки сигнала, послуживших физической основой распространения интернет-пространства; 3) достижения индустрии техники и электроники, обернувшиеся созданием различных пользовательских устройств для выхода в интернет, тем самым интегрировав его в повседневную жизнь человека и «оформив» интернет-пространство снаружи.

Прежде всего, посмотрим на развитие интернета с точки зрения достижений web-технологий и программирования. Тогда можно выделить следующие значимые события:

  •  Создание системы электронной почты (1971) как практической предпосылки распространения интернета из военной среды в гражданскую;

  •  Внедрение доменной структуры организации информационного массива (www), системы адресации URL и гипертекста (1991) в качестве основополагающих технологических принципов функционирования интернета; в результате тогда же появился первый сайт;

  •  Создание общедоступного браузера (1993), открывшего массовой аудитории доступ во Всемирную Сеть;

  •  Появление поисковых систем и порталов (1993-1994), технологически организовавших систему поиска информации в современном интернете.

  • Появление социальных сетей (2004), ознаменовавших собой начало эры «социального» интернета как глобально организованной системы виртуального общения реальных людей; с этого момента у массовой аудитории появилась возможность не только потреблять, но и создавать контент и делать его доступным для других;

  • Появление видеохостингов и сервисов просмотра онлайн-видео (2005) как толчок к распространению практики нелинейного просмотра и превращение зрителя-потребителя в зрителя-создателя видеоконтента;

  • Появление мобильного web’а и мобильных приложений (2007) как начало эры мобильного интернета, основы для работы «подключаемых» устройств и оформления онлайн-пространства.

Совершенствование ИКТ и системы доставки интернет-сигнала является не менее важным фактором развития, потому что:

  • Распространение широкополосного доступа в Сеть (2000-е гг.), существенно увеличило скорость интернет-соединения и возможности по передаче больших массивов данных, в соответствии с чем резко возросла практика нетекстовой онлайн-коммуникации (видео, аудио), а интернет превратился в интегрированную систему различных способов коммуникации;

  • Изобретение технологии беспроводного доступа к интернету Wi-Fi (1999; высокоскоростные стандарты сертифицированы в 2007-2009 гг.) освободило пользователя от привязанности к стационарному устройству входа и заложило технологическую основу функционирования интернета как онлайн-пространства;

  • Использование мобильной связи для передачи интернет-сигнала (2007) имело аналогичные предыдущему пункту последствия. [44]

И, наконец, распространению и освоению интернета способствовало появление новых технических устройств, обеспеченных функцией подключения к Сети и преимущественно портативных в использовании. В итоге происходит переход от принципа фиксированного доступа в интернет к принципу «интернет всегда под рукой». Кроме того, новые устройства существенно разнообразили практики человека, изменив образцы его медиаповедения, поэтому нельзя не сказать об их влиянии на современную трансформацию медиапотребления. Основополагающим оказалось появление следующих устройств:

  • персональный компьютер (конец 1970-х гг.) как первое устройство для индивидуального пользования интернетом;

  • ноутбук (1990-е гг.) как первое переносное компьютерное устройство, обладающее плоским экраном и возможностью подключения к беспроводным сетям Wi-Fi;

  • смартфон (2007), воплотивший в себе функции мобильного телефона и компьютера;

  • планшет (2010), представляющий собой практически полноценный компьютер в форме плоской сенсорной панели и ориентированный на потребление различного мультимедийного контента.

Технический прогресс также позволил оснастить возможностью выхода в Сеть другие медийные устройства – телевизор (Smart-TV), игровую приставку, MP3-плеер, электронный ридер, а так же обычный мобильный телефон (не превращая его при этом в смартфон). В итоге устройства с  функцией выхода в интернет объединили под названием «подключаемые» устройства, к которым в трактовке медиа как устройства вполне применим термин онлайн-медиа. Но так как понятие медиа подразумевает не только носитель или устройство передачи информации, но и различные формы доставки содержательного контента до аудитории, под «онлайн-медиа» также понимаются все формы доставки контента в онлайн-пространстве – интернет-сайты и электронные версии СМИ, сервисы просмотра онлайн-видео, порталы и социальные сети и пр.

Теперь обратимся к теории и посмотрим, как наука анализирует становление онлайн-медиа в качестве основных средств коммуникации современного общества. В данном случае следует упомянуть теорию новых медиа, которая под одноименным термином обозначила все новые в противопоставлении к традиционным способы создания, передачи и потребления контента, возникшие в связи с распространением компьютерных и интернет-технологий. Среди ее представителей – Л.Манович, Р.Абдеев, Г.Бакулев. Зародившись во второй половине XX века, она сумела констатировать факт изменений и выделить их принципиальные характеристики, как-то:

  • принцип цифрового кодирования информации, ознаменовавший приход эры цифровой обработки и передачи информации на смену аналоговому вещанию;

  • сетевой принцип формирования медийного пространства, то есть возможность медиа образовывать с другими локальную сеть с целью совместного использования информации и ресурсов;

  • интерактивность - возможность получателя информации не просто пассивно потреблять ее, но активно участвовать в ее создании и видоизменении; интерактивность также увеличивает взаимный контроль адресата и адресанта над процессом коммуникации;

Информация о работе Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента