Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:09, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ.
Задачи работы:
• установить и рассмотреть основные теоретические понятия
• исследовать эволюционный процесс СМИ
• провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ)
• выявить преимущества и недостатки различных СМИ
• определить значимость и проследить развитие разных видов СМИ в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5
1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5
1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме……………………………………………………..12
1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30
2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37
2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента…………………….37
2.2 Анализ новостного контента печатных СМИ……………………………...49
2.3 Сравнение печатных и электронных СМИ…………………………...........59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 142.05 Кб (Скачать файл)

Последней из рассматриваемых практик является прослушивание онлайн-радио. Для традиционного радиовещания интернет, прежде всего, предоставил еще один канал распространения. Большинство радиостанций, так же как и телеканалы, запустили онлайн-вещание. В интернете появились специализированные сервисы, которые агрегируют в себе множество радиостанций, позволяя пользователю легко выбрать для прослушивания любую из них – Pandora в США, 101.ru в России. Таким образом, опять можно наблюдать расширение пользовательского выбора, которое уже было нами подмечено в потреблении телеконтента и изданий прессы. Практика прослушивания радио через интернет достаточно распространена - в США ежемесячная аудитория онлайн-радио в 2012 году составила более 132 млн. человек или 55% интернет-пользователей и 40% населения страны. В России, по данным ТВГТЗ-2011, хотя бы раз в неделю слушали радио в интернете 49% горожан, при том, что радио любым способом слушали еженедельно около 80%. Для прослушивания онлайн-радио пользователи широко используют не только компьютеры, но и мобильные устройства, в частности – смартфоны. Однако традиционные радиоприемники не сдают своих позиций: по данным Pew Research, на передовом американском рынке за 2001-2011 года количество пользователей данных устройств в США практически не изменилось и держится на уровне выше 90% американского населения. [34] О том, что традиционное радио пока держит свою аудиторию говорит и относительная стабильность рекламных бюджетов: за более чем десять лет мировые бюджеты сократились с 9% в 1999 году, достигнув тогда своего пика, до 7% в 2012. Не сильная подверженность радио интернет-революции, на наш взгляд, объясняется, специфичностью аудиальной формы коммуникации: онлайн-медиа, являясь экранно-опосредованными, прежде всего, воздействуют на визуальные формы коммуникации, в то время как радио – это аудиокоммуникация, и распространения экранов практически никак не трансформирует ее свойства. Единственное нововведение в этом смысле - практику прослушивания радио на экранах стало возможно дополнить визуальной информацией (текстом, изображением), однако, учитывая фоновый контекст потребления радио, включение визуальной информации вряд ли имеет принципиальное значение. К тому же, вещательный характер радио раскрывает его сущность для пользователя – радио важно потому, что оно подбирает за него актуальные новости и музыку. Прослушивание самостоятельно отобранной музыки по сути противоречит назначению радио, поэтому принцип нелинейности потребления в условиях онлайн-коммуникации здесь не работает. Единственной попыткой как-либо трансформировать радиоконтент в онлайн-среде явилось появление подкастов как записанных радиопрограмм, доступных для прослушивания в интернете.

Таким образом, онлайн-медиа существенно трансформировали основные практики медиапотребления индивида, что отразилось в появлении у него качественно новых возможностей и опыта в потреблении контента. Можно назвать несколько принципиальных моментов, справедливых для большинства практик медиапотребления – колоссальное расширение выбора и решение проблемы привязки ко времени, интерактивность и социальность практик. Если останавливаться на каждом из видов потребления в отдельности, то в отношении телесмотрения первостепенным изменением стало решение проблемы зависимости от программной сетки и разрушение монополии телеэкрана как средства просмотра. В отношении чтения прессы – трансформация носителя из бумажного в электронный и превращение текстовой коммуникации в мультимедийную, в отношении прослушивания радио – распространение интернет-вещания и использование «подключаемых» устройств, в особенности мобильных устройств.

Для анализа контента возьмем несколько крупных российских новостных интернет-ресурсов: Lenta.ru, «Комсомольская правда», «Интерфакс».

Профессионально написанные тексты, появляющиеся на компетентных ресурсах, отличаются от того, что пишется в LiveJournal, Twitter или Facebook’e в первую очередь тем, что читатель поймет смысл прочитанного и запомнит когда, что и с кем произошло. После прочтения профессионально написанной новости человек поймет, какую информацию до него донесли и запомнит основную мысль прочитанного. Журналисты известных, зарекомендовавших себя изданий несут ответственность перед читателем, их информация, как правило, получена из достоверных источников, это профессионально написанные новости, людьми, получившими журналистское образование, и сама информация не настолько авторская как в блогах, более нейтральная, близкая к сути события. 

Чтобы информация, заключенная в новости воспринималась легко, необходимо чтобы новость отвечала на 6 основных вопросов:

1 Что произошло? 2. Где произошло? 3. Когда произошло? 4. Как произошло? 5. Почему произошло? 6. С кем произошло?

И уже ответы на эти вопросы содержаться и в заголовке и в водном абзаце (так называемом лиде, который выделяется черным жирным шрифтом) и соответственно в первом абзаце. Там же имеются подтверждения ответов на эти вопросы, цитаты и факты.

Создание любого текста, который появляется в интернет-изданиях, начинается с темы. Тема любого публицистического произведения продиктована в первую очередь социальным заказом. Социальный заказ часто может быть продиктован заданием редакции, а иногда и требованиями массовой аудитории или же интересами различных социальных групп, например, пенсионеров. В интернет-изданиях тексты, публикуются в уже установленных тематических блоках. 

Например, на сайте Lenta.ru такие тематические блоки и новые подразделы в этих тематических блоках создаются каждый день:

  • Новости (хроника мелких происшествий, блок новостей, которые произошли за 24 часа; это все происшествия в Москве, от того сколько задержали гастарбайтеров до готовящегося теракта).
  • Политика (тексты политической тематики; часто начинаются с цитаты государственного или политического деятеля).
  • Экономика (освещаются различные налоговые судебные разбирательства, экономические проблемы внутригосударственные, стоящие перед исполнительной властью).
  • Общество (освещаются общественные и социальные вопросы жизни страны и стран СНГ, частично хроника культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга).
  • Происшествия (отдельные подтемы создаются после масштабных терактов, крушений, катастроф, например, на данный период «Украинский кризис»)
  • Звезды (хроника светской жизни; интервью со звездами шоу-бизнеса, подробности их личной жизни, разбор новых альбомов, к слову, очень скандальный раздел).
  • Наука (открытия в исследовании космоса, научные открытия, анализ событий прошлого, имевших общественный резонанс).
  • Спорт (итоги матчей, гонок, комментарии игроков, отдельный раздел «Олимпиада 2014 в Сочи»)
  • Авто (фоторепортажи из открытых автосалонов, подробный обзор авто, указание цены, штрафы за правонарушения).
  • Дом. Семья (покупки недвижимости предпринимателями, обзор изменения цен на жилье по России, рецепты приготовления различных блюд, статьи о воспитании детей, психологии отношений в семье).
  • Здоровье (спорт и всё, что с ним связано: правильное питание, тренировки, как бороться с лишним весом; советы специалистов, комментарии врачей и членов правительства).

Еще одна особенность состоит в том, что большинство текстов, публикуемых интернет-изданиями — это гипертексты, то есть тексты связанные гиперссылками с другими текстами.

Открывая в браузере любое интернет-издание, читатель в первую очередь воспринимает информацию через визуальное наполнение. На таких крупных новостных ресурсах как КП и МК, создаются, и чаще всего используется, система шаблонов страниц, которая напоминает по своему устройству макеты газет. Таким образом уже существует установленная электронная композиционно-графическая модель того или иного интернет-издания, по которой формируются все будущие выпуски. Создается макет для нескольких разделов, который наполняется текстовым, графическим контентом, гиперссылками, иллюстрациями и видеороликами. В последнее время, благодаря деятельности известного интернет-дизайнера Артемия Лебедева, набирает популярность текстовый дизайн — это обычный текст, в котором содержатся гиперссылки.

Удобство использования и чтения новостных интернет-ресурсов обуславливают и увеличение количества читающих. Например, на 2013 год главную страницу Lenta.ru ежедневно посещали не более 800 тысяч пользователей. На сегодняшний день портал насчитывает более 2,5 млн пользователей, читающих главную страницу и 1,8 млн человек глубинно просматривающих сайт. Такая же ситуация наблюдается с сайтом информационного агентства Интерфакс: на конец 2012 года аудитория читателей ежедневно не превышала 2,4 млн человек, глубинных просмотров – не более 50% от общего числа пользователей. Сегодня ежедневно сайт посещают почти 8 млн человек из которых 6 млн глубинно.

Увеличение количества читающих более чем в 3 раза связано с популяризацией интернет-СМИ, удобством чтения в любой точке мира (не всегда есть возможность купить газету), получением нужной информации независимо от времени.

Просматривая главные страницы новостных порталов, можно сказать, что более 30% новостей посвящены событиям Украины и политической обстановке вокруг них. На втором месте стоит финансовая ситуация в стране и мире. Статьи о падении и укреплении рубля пользуются популярностью у пользователей интернета. Так же удобство и привлекательность новостного контента электронных СМИ так же связана со скоростью подачи информации. Преимущество интернет-порталов перед печатными изданиями в том, что публикация новости не занимает большого количества времени. Информация доносится до пользователя практически в режиме прямого эфира. Например, во время пресс-конференции президента, крупнейшие новостные порталы как РИА Новости, Лента, Интерфакс и ряд других делали прямую видеотрансляцию и сообщали об основных обсуждаемых вопросах на главных страницах. Последнее было сделано для удобства пользователей, не имевших возможность просмотреть трансляцию.

Анализ контента также показывает, что на сегодняшний день из 100 пользователей сайта Лента 60 просматривают новости о событиях «Украинского кризиса», 40 – экономические новости, 15 – новости мира шоу-бизнеса, 40 – новости спорта (подъем активности к теме со стороны пользователей объясняется проходящим чемпионатом мира по хоккею), около 10 – новости науки и техники, около 8 читателей заходят в другие разделы.

Основную аудиторию, читающую новости в электронном варианте составляют люди от 20 до 40. Молодежи проще освоить новые технологии, в век мобильности гораздо проще всегда носить с собой телефон или планшет, нежели газету.

Структура новостей в электронном виде очень схожа с печатными. Первое, что бросается в глаза - яркий заголовок. Объем заголовка фиксирован: от 50 до 70 знаков. Это сделано, потому что новости в современном мире в большинстве случаев читаются с экрана монитора компьютера, мобильного телефона или же любого другого электронного устройства, а это уже накладывает определенные ограничения: в одной экранной строке должен уместиться заголовок.

Далее следует лид, охватывающий суть статьи. В лиде автор выделяет главную мысль, старается заинтересовать читателя к прочтению новости.

И непосредственно статья. Электронная статья содержит хэштеги (выделения слов, позволяющие найти на сайте статьи подобного содержания), гиперссылки (перенаправления), фото и видеообзоры, подкрепляющие интерес к новости.

Чтобы привлечь дополнительных читателей, интернет-ресурсы прибегают к дополнительным возможностям интернета. Любую статью можно сразу же прокомментировать, тем самым высказав свое мнение касательно темы, затронутой в новости. Также актуальны так называемые «народные новости», когда любой пользователь интернета может сам создать новость на больную тему. Такие новости можно создавать на сайтах региональных СМИ. Информационные электронные агентства федерального значения также используют материал читателей, но лишь в качестве подтверждения фактов (фото и видеосъёмка).

Дополнительным плюсом в пользу интернет-изданий является неограниченность количества статей. Таким образом, архив новостей позволяет найти любой материал, ранее публиковавшийся на ресурсе.

К электронным СМИ можно отнести не только интернет-издания, но и радио и телевещание.

В среднем новости на телевидении и радиостанциях транслируют каждые 2 часа (не учитывая ночное время). В начале выпуска краткий анонс событий, освещаемых в передаче. Выпуски на телевидении длятся 10-12 минут (вечерние новости 30 минут), на радиостанциях – 4-6 минут. В начале выпуска – основные события дня (на сегодняшний день репортажи посвящены событиям Украины) и далее по степени значимости. В конце передачи новости финансового рынка и прогноз погоды. Новости сопровождаются комментариями официальных лиц, свидетелей и участников событий. Анализируя выпуски новостей центральных телеканалов, можно заметить, что в первой половине выпуска сообщают о негативных новостях и стараются завершить положительными сообщениями (репортажи о выставках, событиях в мире искусства, в последнее время подготовке к празднованию 70-летия Победы в ВОВ). В начале и конце дня некоторые телеканалы транслируют выпуски региональных новостей. Структура передачи строится по тому же принципу, что и федеральные новости – по степени значимости. В региональных СМИ не освещаются события, не затрагивающие жизнь края или области. Участниками репортажей становятся местные жители. Репортажи стараются освещать события, произошедшие в текущий день, однако из-за того, что трансляция происходит не в прямом эфире и новости быстро теряют актуальность, теле и радиовещание заметно проигрывает интернет-порталам.

Подводя итог, можно сказать, что новостной контент интернет-порталов и электронных ресурсов отличается мобильностью, отвечает вкусовым запросам широкой аудитории читателей, и самое главное является бесплатным. С пользователя не взымается плата за просмотр новости, в то время как за газету нужно заплатить. В современном мире интернет-новости заметно влияют на аудиторию, вытесняя печатные издания.

Информация о работе Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента