Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:09, дипломная работа
Описание работы
Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ. Задачи работы: • установить и рассмотреть основные теоретические понятия • исследовать эволюционный процесс СМИ • провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ) • выявить преимущества и недостатки различных СМИ • определить значимость и проследить развитие разных видов СМИ в современном обществе
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5 1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5 1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме……………………………………………………..12 1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30 2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37 2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента…………………….37 2.2 Анализ новостного контента печатных СМИ……………………………...49 2.3 Сравнение печатных и электронных СМИ…………………………...........59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76
Начнем описание происходящих
трансформаций с рассмотрения изменений
в телесмотрении. До появления интернета
телевизор был главным медиа для человека
и единственным источником просмотра
видео. В виду своего вещательного характера
просмотр осуществлялся строго в зависимости
от содержания и расписания программной
сетки: аудитории приходилось «подстраиваться»
под время просмотра любимых передач.
Справиться с проблемой времени и ограниченного
выбора помогали различные подключаемые
к телевизору устройства для просмотра
записанного видео: сначала это были видеомагнитофоны,
затем цифровые DVD-плееры. Записанный контент
хранился на внешних носителях – кассетах
и дисках, для покупки которых зрители
шли в магазин или пункты проката. Записать
контент на носитель можно было самому
- с использованием обладающего данной
функцией видеопроигрывающего устройства,
однако это занимало время и пользователю
так или иначе приходилось следить за
началом программы.
Так что же сделал интернет?
Он трансформировал практики отложенного
смотрения как дополнительные опции платного
телевидения в массовую технологию просмотра.
Если отложенное смотрение в рамках
телевещания предполагало покупку специальных
приборов и совершение определенных действий
(программирование записи эфира и заказ
VOD-контента у оператора), то в интернете
осуществить отложенный просмотр стало
технологически проще: компьютер как единственное
необходимое устройство, интернет-пространство
как ничем не ограниченное хранилище контента,
доступного здесь и сейчас в любой момент
без приложения каких-либо дополнительных
усилий, кроме усилий выбора. Глядя на
очевидные преимущества, аудитория постепенно
начинает переключать часть практик
телепросмотра в интернет. На фоне этого
на западном рынке, более развитом в плане
услуг кабельного и спутникового вещания,
получил распространение феномен «cord-cutting»
(«отрезание провода») как крайняя степень
переключения аудитории – это количество
абонентов платного ТВ, полностью отказавших
от его услуг в пользу интернет-сервисов.
По данным исследовательской компании
Convergence Consulting Group, за 2008-2012 гг. таковых в
США насчитывалось около 4 миллионов домохозяйств,
за 2013 год их количество увеличится еще
на миллион. По данным eMarketer, в этом году
возможный отказ от платного телевидения
в пользу интернет-сервисов так или иначе
расценивают около 30% интернет-пользователей
страны.
Говоря о российской специфике,
в нашей стране распространение интернета
в принципе совпало с распространением
платного телевидения. Если на Западе
платное телевидение вошло в активные
практики пользователей уже в 90-хх годах,
то в России – только в 2000-х. К концу 2009
года на платные услуги цифрового телевидения
было подписано всего 6 млн. абонентов
из общей абонентской базы платного телевидения
в 35 млн. К тому же, российские операторы
не спешили предоставлять зрителям «продвинутые»
услуги, рынок был слаб и не развит. Поэтому
аудитория активно включается в онлайн
- в 2009 году интернет был уже практически
в половине домохозяйств страны, четверть
городского населения на тот момент так
или иначе использовала его для просмотра
телеконтента.
Распространение отложенного
просмотра в рамках онлайн-медиа обернулось
появлением ряда новых практик у зрителей.
Во-первых, интернет позволил скачивать
видео из Сети себе на устройство. Зрителю
теперь не нужно было бежать в магазин
за кассетами или дисками, а так же покупать
специальное оборудование для проигрывания
этих носителей. Смотреть скаченное видео
можно было прямо у себя на компьютере,
скачивать - не только кинофильмы, составлявшие
преимущественный оборот видеокассет
и дисков, но и профессиональный телевизионный
контент. Технологически широкое распространение
практик скачивания обеспечили «торренты»
–файлообменные онлайн-сети, хранящие
в своих каталогах колоссальное количество
видеоматериалов для скачивания. Среди
российских примеров таких ресурсов можно
назвать Rutracker.org., среди зарубежных – шведский
The Piratе Bay. Большой выбор видео обусловлен
наличием в базе как легального, так и
не легального контента, а популярность
торрентов у аудитории – отсутствием
необходимости платить за скачивание,
что для российской действительности,
ограниченной своим социально-экономическим
развитием, явилось одним из решающих
факторов. Поэтому скачивание онлайн-видео
получило в России широкую популярность
и до сих пор является распространенной
практикой – на скаченный контент приходится
более 40% всего потребленного видео в интернете,
хотя с годами соотношение сокращается.
Между тем, на развитых западных
рынках с отлаженной системой монетизации
контента и защиты авторского права получили
преимущественное развитие практика онлайн-просмотра
в реальном времени без необходимости
предварительного скачивания и различные
видеосервисы, ее обеспечивающие. О том,
что в интернете можно смотреть видео
онлайн стало понятно в 2005 году, когда
на просторах Сети появился видеохостинг
Youtube.com, позволивший зрителям выкладывать
свои видеоролики в Сеть на всеобщее обозрение.
Менее чем за половину 2006 года количество
просмотренных в день видеороликов на
портале увеличилось в разы: с 15 млн. в
феврале до 100 млн. в июле. В октябре 2006
года Google покупает Youtube, негласно обозначив
перспективность развития данного направления.
Вместе с популярностью YouTube растет распространенность
пользовательского видео в Сети, и зарождается
понятие user-generated content (USG) - еще одна
реалия медиапотребления в эпоху интернета.
Онлайн-зрители смогли свободно смотреть
любительские ролики других пользователей.
Мало того, пользовательские ролики в
Сети приобретают статус полноценного
источника информации наряду с профессиональным
материалом СМИ. На ведущих новостных
площадках интернета появляются специальные
разделы под пользовательское видео, куда
пользователи могут свободно выкладывать
свой видеоконтент: «Ты - репортер» от
РИА Новости, Vesti.ru: мобильный репортер
и т.д. В рунете так же самостоятельно существует
сайт Мобильный репортер, наполнение которого
составляют только пользовательские ролики
о происходящих событиях.
Начало развития профессионального
видео в интернете приходится на вторую
половину 2000-х гг., когда на американском
рынке появились легальные площадки онлайн-просмотра
лицензионного контента. Классическим
примером служит зародившийся в 2008 году
онлайн-видеосервис Hulu, позволяющий просматривать
в интернете фильмы и телевизионный контент
от своих партнеров, в том числе и по принципу
catch-up – то есть не только архивный, но
и вслед за эфиром. Сервис функционирует
на основе рекламной модели: зрители имеют
бесплатный доступ к контенту взамен на
размещаемую в нем рекламу, однако они
так же могут оформить ежемесячную подписку,
которая открывает им расширенный доступ
к библиотеке контента и возможность просмотра
на «подключаемых» устройствах.
Стоит отметить, что интернет
не только освободил пользователя от привязки
ко времени и ограниченного выбора в рамках
телевизионного вещания, он также переформатировал
сам телеконтент: разбил некогда единый
связанный поток видео в рамках вещания
на отдельные эпизоды и ролики. По Сети
разбежались самые веселые эпизоды юмористических
шоу, самые драматичные моменты сериалов
и самые значимые отрывки интервью. У пользователя
появилась свобода управлять телеконтентом,
которой не было в рамках традиционного
телевидения – промотать неинтересные
моменты, посмотреть дважды понравившуюся
серию либо, наоборот, выбрать для просмотра
только самый интересный эпизод. Кроме
этого, интернет принес в телевидение
интерактивность и социальность - о просмотренной
передаче можно тут же оставить комментарий,
обсудить ее с другими пользователями
в реальном времени, найти ссылки на похожий
контент и т.д. Распространение онлайн-устройств
превратило просмотр телевизора в интерактивную
параллельную практику, когда просмотр
телевизора дополняется связанной активностью
на втором экране – ПК или мобильном устройстве.
В индустрии данное явление назвали термином
«социальное телевидение» (Social TV), предполагающим
различные виды интерактивного взаимодействия
с телеконтентом и онлайн-общение с другими
зрителями в реальном времени. Площадкой
для общения служат социальные сети либо
специализированные приложения, в которых
размещается дополнительная информация
о телеконтенте - биографии актеров, ссылки
на их страницы в социальных сетях, на
онлайн-магазины брендированных товаров
и пр. Пользователи в приложении могут
выполнять широкий круг действий – регистрировать
свой просмотр и зарабатывать бонусы,
оставлять свои комментарии, участвовать
в конкурсах, пересматривать отдельные
моменты и т.д. В качестве западных примеров
можно назвать такие мобильные приложения,
как Shazam, Zeebox, GetGlue и т.д., получившие название
«second-screen app», что в переводе означает «приложения
для второго экрана». В России подобные
примеры пока отсутствуют.
Поговорив о новых возможностях
телевидения, следует теперь остановиться
на устройствах для просмотра. Кроме того,
что телеконтент теперь можно смотреть
и с других устройств: ПК, смартфон, планшет,
- интернет как технология непосредственно
проникает в устройство телевизора. На
рынке появляется Smart-TV как телевизор,
имеющий встроенный доступ в интернет.
По данным IHS, «умные» телевизоры составили
около 27% всех поставок на мировом рынке
телевизоров в 2012 году, а к 2015 году могут
занять половину рынка. Интеграция телевизионного
вещания с различными интернет-сервисами
в телевизионном приемнике отразилась
на появлении у него таких новых функций,
как просмотр онлайн-видео и серфинг информации
в интернете. На телевизор как на мобильное
устройство стало возможно устанавливать
приложения – онлайн-кинотеатры, погода,
новости, игры. В Smart-TV получила дальнейшее
развитие практика «социального телевидения»,
когда пользователь может взаимодействовать
с контентом и общаться в социальных сетях
прямо на экране телевизора. Аналитики
отмечают, что через создание «умного»
телевизора индустрия пытается соединить
преимущество свободы выбора контента
в интернете с удобством и атмосферой
просмотра телевизора в гостиной.
Таким образом, подводя промежуточный
итог, можно сказать, что телепотребление
в контексте развития онлайн-медиа массово
освободилось от зависимости от программной
сетки телеканалов и ограниченности выбора
контента, стало интерактивным и социальным,
что было невозможно в условиях односторонней
направленности традиционного телевещания.
Зритель так же освободился от привязанности
к телеэкрану как единственному источнику
телепросмотра и теперь может смотреть
контент с компьютера, смартфона, планшета,
а так же с подключаемых к интернету «умных»
телевизоров.
Эволюция печатных СМИ
В настоящее время тема развития
печатных СМИ и их будущее является важнейшей
темой в издательской деятельности. В
современном мире роль интернета быстро
растет, но традиционные СМИ сохраняют
свою жизнеспособность. Несомненно, цифровые
технологии оказывают влияние на медиа
среду.
Очевидно, что для рынка прессы
сегодня остаются актуальными следующие
проблемы — сокращение тиражей периодических
СМИ, падение интереса к чтению среди потребителей,
появление цифровых носителей.
Пользователи считают достоверность
распространяемых в интернете сведений
невысокой. Традиционные СМИ также могут
искажать информацию, но, как показывает
практика, делают это гораздо реже. Газеты
и журналы выделяются тем, что проверяют
информацию, тем самым выигрывают в объективности
у интернет-СМИ. Чтобы получить оптимальный
результат потребитель стремится получать
информацию с помощью как традиционных
СМИ, так и новых медиа. Печатные издания
обязаны и в будущем сохранить за собой
традиционную роль поставщиков качественных
новостей и информации для граждан. Бумажные
СМИ постепенно превращаются в новый информационный
продукт и постепенно становятся самым
комфортным носителем информации для
человека.
По оценкам компании «PwC» (Price
water house Coopers) наблюдается невысокая динамика
развития рынка печатной прессы и книг.
По её данным, книжный рынок будет сокращаться
на 2,9 % в год, а газетный, наоборот, расти
на 2,1 % ежегодно. Общий объём рынка печатной
прессы России в 2012 году в денежном выражении
составил 117,42 млрд руб., в том числе: 47,6
млрд руб. — выручка от реализации прессы
в розницу, 21,2 млрд руб. — выручка от подписки,
48,62 млрд руб. — выручка от рекламы. В совокупности
это всего на 3,93 % (4,62 млрд. руб.) больше
уровня 2011 года, когда рынок оценивался
в112,8 млрд. руб. и по сравнению с 2010 годом
вырос на 4,3 %. [35]
По данным Ассоциации распространителей
печатной продукции (АРПП), цены на печатные
СМИ за 2010–2012 годы выросли на 35 %, причём
в 2012 году больше, чем ранее. [36]
В настоящее время, говоря о
печатных СМИ невозможно не затронуть
тему цифровой прессы. В последнее время
мнение о том, что онлайн-СМИ затмят печатную
прессу, стало очень популярным. При этом
издатели получают стабильный и немалый
доход от реализации печатных СМИ, тогда
как «выгода» от онлайн изданий не так
стабильна, при этом бесплатный доступ
к информационным ресурсам абсолютно
нежизнеспособный, также публиковать
в сети бесплатные версии газет и журналов
«невыгодно».
Поэтому сегодня главная проблема
издателей — это выбор между онлайновыми
и печатными продуктами.
На иностранном рынке происходит
переориентация рынка прессы, об этом
говорит сокращение числа печатных изданий
у читающих. На западном рынке периодической
печати прослеживается тенденция отказа
от бумажного формата в пользу электронных
версий. Многие западные журналы и газеты
дополняют свои печатные версии цифровыми
это происходит главным образом из-за
снижения тиража и доходов от рекламы.
Ситуация затронула такие страны
как Германия, Великобритания и Франция.
При этом на азиатском рынке печатных
СМИ ситуация противоположная. Можно наблюдать
рост газетных тиражей, это сопровождается
увеличением доходов печатных газет и
журналов от рекламы.
Несмотря на меняющуюся ситуацию,
печатные газеты по-прежнему остаются
одним из главных источников получения
информации для людей во всем мире.
По итогам опроса, проведенного
в 2012 году английскими учеными было выявлено,
что только 9 % опрашиваемых согласны отказаться
от печатных СМИ в пользу цифровых изданий.
При этом 66 % предпочтут интернет-изданиям
привычные бумажные. Остальные 25 % готовы
получать информацию, как из бумажной,
так и из цифровой прессы вместе.
Аудитория газет и журналов
— это потребители старше 25 лет. Группа
потребителей до 25 заинтересованы в получении
информации из разных источников, способны
одновременно пользоваться всеми возможными
ресурсами. Но со временем, потребитель
переключается на более серьезные источники
информации.