Эволюция медиапотребления. Статистический анализ новостного контента
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:09, дипломная работа
Описание работы
Целью работы является анализ изменения и развития новостного контента в электронных и печатных СМИ. Задачи работы: • установить и рассмотреть основные теоретические понятия • исследовать эволюционный процесс СМИ • провести содержательный анализ материалов из разных источников СМИ (интернет, пресса, ТВ) • выявить преимущества и недостатки различных СМИ • определить значимость и проследить развитие разных видов СМИ в современном обществе
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. ПОНЯТИЕ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………………..5 1.1 Медиапотребление: обзор научных подходов к анализу, определение, основные характеристики………………………………………………………...5 1.2 Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме……………………………………………………..12 1.3 Эволюция печатных СМИ………..…………………………………………30 2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА……………37 2.1 Электронные СМИ и анализ их новостного контента…………………….37 2.2 Анализ новостного контента печатных СМИ……………………………...49 2.3 Сравнение печатных и электронных СМИ…………………………...........59 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..72 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….76
мультимедийность, то есть интеграция
нескольких информационных типов сообщений:
аудио, видео, фото и текста,- в одном;
конвергентность, означающая
функциональную интеграцию различных
способов коммуникации в одном устройстве:
совмещение выхода в интернет, осуществления
телефонного звонка, съемки видео и т.п.
Интересно, что исследователи
по-разному расставляют приоритеты в данных
характеристиках. Лев Манович, известный
своим трудом «Язык новых медиа», выводит
их специфику исходя из принципа цифрового
кодирования информации. Цифровое кодирование
позволяет математически описать объект
новых медиа, а следовательно, спрограммировать
его, изменять до бесчисленного количества
версий и автоматизировать многие операции
взаимодействия с ним. Акцент на интерактивность
делает медиатеоретик Вин Кросби, утверждая,
что благодаря своим интерактивным свойствам
новые медиа ознаменуют переход от типа
коммуникации «один-многим», свойственного
масс-медиа, к типу «многие-многим». Наконец,
американский исследователь Рассел Ньюман
добавляет к вышеперечисленным признакам
увеличение скорости осуществления коммуникации
и уменьшение значения географических
расстояний посредством использования
новых медиа.
Однако с течением времени,
когда изменения уже получили развитие
и определенную категоризацию, применение
термина «новые» представляется некорректным
в силу своей относительности. Все новое
по прошествии времени устаревает и становится
привычным. Как, например, стационарные
компьютеры и видеоплееры, в начале 2000-х
считавшиеся новыми медиа, сегодня настолько
интегрированы в повседневную жизнь человека
и уже имеют на своей истории несколько
ступеней развития, что определение «новые»
вряд ли подходит им по контексту. В связи
с этим, на наш взгляд, связано распространение
термина «онлайн-медиа» как отражения
следующей ступени развития медиа в условиях
интернет-коммуникации. «Онлайн» в переводе
с английского – «быть в Сети». «Быть
в Сети» есть нечто большее, чем просто
потреблять информацию, в ней хранящуюся.
Соответственно, интернет стал чем-то
большим, чем неограниченным хранилищем
цифровой информации, а онлайн-медиа –
чем посредник в ее передаче. Подразумевая
под сетью пространственную структуру
взаимосвязанных элементов, подключение
к сети означает возможность участия в
ней на равных, то есть построения полноценной
коммуникации с другими элементами. Поэтому
«онлайн-медиа» как «медиа, которые позволяют
всегда быть в Сети» можно образно представить
в виде портала для включения индивида
в виртуальное пространство сетевой интернет-коммуникации.
Это, на наш взгляд, является одним из основополагающих
отличий онлайн-медиа от традиционных,
которые не погружали человека в какое-либо
другое пространство всеобщей равноправной
коммуникации.
В связи с этим попробуем обозначить
сущностные характеристики онлайн-медиа,
обусловленные преобразованием интернета
из глобального хранилища цифровой информации
во всеобщее пространство взаимодействия
с ней. Следует отметить, что нижеследующие
характеристики ни в коем случае не отрицают
упомянутых выше свойств интернет-коммуникации,
выделенных в свое время теорией новых
медиа. Они скорее конкретизируют ее, касаясь
проблемы на более частном уровне и описывая
то, что уже успело произойти с интернетом
с начала его распространения в обществе
до сегодняшнего дня.
Во-первых, онлайн-медиа обеспечивают
не дискретную, как было в условиях традиционных
медиа, а постоянную коммуникацию. С развитием
мобильных устройств выхода в интернет
человек стал практически всегда в Сети,
происходит интеграция виртуального пространства
в повседневную реальность, и все сложнее
становится провести демаркационную линию.
Во-вторых, пространство интернета экранно-опосредованно,
то есть присутствует в реальной жизни
в виде электронных экранов онлайн-устройств
и предполагает преимущественно экранные
формы коммуникации. Смартфоны и планшеты
как экраны даже не требуют наличия физической
клавиатуры и позволяют управлять ими
через прикосновения (touch-screen). В-третьих,
онлайн-медиа предполагают наличие у пользователя
технических компетенций по взаимодействию
с ними. Каким бы удобством и разнообразием
функций интернет не привлекал, для осуществления
интернет-коммуникации пользователь должен
знать, как обращаться с «подключаемым»
устройством и что делать внутри самой
Сети. В-четвертых, онлайн-медиа обладают
широким набором социальных функций, так
как само интернет-пространство крайне
социально в силу распространения социальных
сетей, мгновенной возможности делиться
контентом по Сети, а также интерактивного
характера интернет-коммуникации. В-пятых,
онлайн-медиа объединяют в одном пространстве
несколько типов коммуникаций - межличностную
(«один-одному»), вещательную («один-многим»),
межгрупповую («многие-многим»).
Онлайн-медиа предложили человеку
множество новых способов и возможностей
потребления медийных продуктов. Смотреть,
слушать и читать теперь стало возможно
в одном пространстве – в интернете, причем
в полной свободе того, что и когда ты хочешь
потреблять. В пространстве Сети можно
найти любой фильм и пропущенную передачу,
прочитать статью годовой давности
либо обсудить с другими читателями свежий
номер журнала, скачать музыку любимого
исполнителя без надобности бежать в магазин
за CD-диском и т.д. Новые возможности совершенно
не вписались в рамки традиционного медиапотребления,
в котором индустрия определяла выбор
пользователя: именно она в лице программной
сетки каналов и радиостанций, а так же
выходящих с заданной периодичностью
изданий прессы решала, что, когда и где
ему смотреть, слушать и читать. На фоне
очевидных различий между традиционными
и «новыми» практиками в медиаотрасли
начинают говорить о трансформации медиапотребления
в контексте развития онлайн-медиа. В данном
параграфе мы попытаемся описать происходящую
трансформацию, то есть ответить на вопрос,
что же изменилось в медиапотреблении
индивидов с появлением интернета, а во
второй главе проанализируем произошедшие
изменения применительно к российской
действительности, чтобы дать ответ на
вопрос, как и в каком масштабе произошли
вышеописанные изменения.
Прежде чем описывать происходящие
изменения, следует посмотреть, как наука
подходит к их трактовке. В качестве примечания
отметим, что развитие ИКТ, интернета и
онлайн-медиа оказало существенное влияние
не только на медиапотребление, но и на
другие процессы в обществе, заложив основу
большей части социальных трансформаций
современности. Поэтому научная мысль
анализирует трансформационное влияние
интернета преимущественно в контексте
целого спектра общественных процессов,
выделяя те или иные направления его воздействия.
Рассмотрим некоторые из существующих
концепций, наиболее важные, на наш взгляд,
для составления картины происходящих
трансформаций.
О возрастающей роли информации
и средств коммуникации наука начала размышлять
еще до становления интернета и онлайн-медиа
– в середине XX века. В данном случае в
качестве пра-концепций понимания современной
медиасреды и исторических этапов ее трансформации
примечательны медиаориентированные
исследования представителей Торронсткой
школы Г.Инниса и М.Маклюэна, которые заложили
основу изучения массовых коммуникаций
в контексте общественных процессов. Канадский
социолог Гарольд Иннис одним из первых
начал изучать влияние средств массовой
коммуникации, носителей информации и
их трансформации на общественные процессы.
Ученый утверждал, что коммуникация в
силу своих особенностей способна осуществлять
контроль над временем и пространством:
устная культура и письменность, по сути,
направлены на экономию времени, а электронные
коммуникации изменяют пространственные
отношения. Идеи Г. Инниса были продолжены
в трудах канадского ученого Герберта
Маршалла Маклюэна – одного из самых известных
теоретиков и историков медиа XX века. Не
смотря на то, что фокусом его научного
анализа являлось влияние аудиовизуальной
телевизионной культуры на общество середины
XX века, многие из его идей имеют фундаментальный
характер и актуальны по сей день. Во-первых,
Маклюэн обосновал зависимость содержания
каждой культурной эпохи от доминирующей
коммуникационной технологии. Как только
меняется главное «средство общения»,
происходит переход из одной исторической
эпохи в другую. Во-вторых, ученый утверждал,
что со сменой «средства общения» меняется
не только историческая эпоха, но и тип
восприятия мира. Средства коммуникации
являются своеобразным продолжением сознания
человека и формируют его восприятие реальности.
В силу своих технологических особенностей
они также формируют характер передаваемой
информации, что выразилось в известном
постулате «средство и есть сообщение».
Меняется средство – меняется характер
передаваемой информации и, как следствие,
восприятие мира вокруг. В-третьих, выделяя
сущностные черты восприятия мира в эпоху
электронных средств коммуникации, он
говорит о преобразовании мира в «глобальную
деревню», в которой существенно сокращаются
расстояния и человек оказывается включенным
во все происходящее одновременно.
Непосредственно компьютерные
коммуникации входят в предмет научных
концепций трансформации с возникновением
в 70-х г. XX века теории информационного
общества, занимающейся анализом общественных
трансформаций на фоне развития ИКТ и
повсеместного распространения компьютерных
сетей. Теория не имеет единой методологии,
а скорее является собирательной для ряда
научных направлений, каждое из которых
рассматривает трансформации в определенных
сферах общества и в различном масштабе
(в прикладном или в более широком - философском).
Однако объединяющим постулатом для всех
служит возросшая роль информации и технологий
коммуникации как источника трансформаций.
Одной из первых в ряду концепций
информационного общества зародилась
теория постиндустриального общества,
носящая преимущественно футурологический
характер и рассматривающая трансформацию
с точки зрения экономико-философского
подхода. Основателем теории является
американский социолог Д. Белл, который
в своей книге «Грядущее постиндустриальное
общество» (1973) обосновал переход человечества
на новый этап развития – постиндустриальный,
когда главная роль в общественном развитии
смещается от капиталоемких технологий,
машинного труда и природных ресурсов
к автоматизированным технологиям, интеллектуальный
труду и информации. Такое смещение обусловлено
применением технических инноваций второй
половины XX века (механизация, автоматизация)
в производстве, что впоследствии сказалось
и на социальной структуре общества –
переходе рабочей силы из сферы производства
в сферу услуг и становлению информационного
труда в качестве доминирующей формы занятости.
[5, с 940]
В 80-х гг. с дальнейшим развитием
технологий и информационно-коммуникационных
сетей в оборот входит термин «информационное
общество», акцентирующий внимание на
информационно-коммуникационных технологиях
как на главном факторе происходящих трансформаций.
Ряд исследователей - Й.Масуда в Японии
и С.Нора и К.Минк во Франции – признавая
возможность компьютерных технологий
замещать либо усиливать умственный труд
человека, выступают за повсеместную компьютеризацию
в целях улучшения коммуникаций между
людьми, повышения автоматизации труда
и избавления от рутинных операций. Данные
ученые обосновывали повсеместную компьютеризацию
преимущественно в масштабе собственных
государств, а по-настоящему глобальный
анализ распространения компьютерных
сетей в обществе и их применения в
деятельности человека представлен в
работах современного американского социолога
Мануэля Кастельса. Ученый изложил свою
концепцию «информационной эры» в одноименном
трехтомном труде «Информационная эра:
экономика, общество и культура», вышедшем
в 1996-1998 годах и состоящем из таких книг,
как «Становление общества сетевых структур»,
«Могущество самобытности» и «Конец тысячелетия».
Он так же является наиболее авторитетным
теоретиком в исследовании интернета
и его взаимодействия с бизнесом и обществом,
что нашло отражение в работе «Галактика
Интернет», опубликованной в 2001 году.
Концепция «информационной
эпохи» констатирует факт образования
в 1970-х гг. нового общества, в основе функционирования
которого лежит повсеместное распространение
информационно-коммуникационных сетей,
а приоритетное значение отдается информационным
потокам. Именно электронные (компьютерные)
сети закладывают тип организационной
структуры общества в «информационную
эру», «они связывают между собой людей,
институты, государства и пронизывают
общественную жизнь современного мира
в различных направлениях – горизонтально
и вертикально, внутри отдельных стран
и транснационально, образуя разветвленную
сеть коммуникаций». Ядром социальной
структуры современного общества является
не информация как таковая, а сетевая логика
ее базисной структуры, что воплощается
в понятии «сетевого общества». Технологической
основой сетевой организации современного
общества служит интернет как глобальная
сеть сетей, он же становится главным средством
коммуникации в «информационную эпоху»
и ключевой основой для преобразования
общественной жизни. «Интернет – это информационная
технология и социальная форма, которая
воплощает в себе информационную эпоху
так же, как электрический двигатель был
рычагом социальных и технических изменений
индустриальной эпохи».
Сетевая логика придает информации
новые свойства и функции и, как следствие,
влечет к трансформации большинства общественных
процессов – от глобальных, затрагивающих
общество в целом, до рутинных повседневных,
касающихся отдельного человека. За счет
очевидных преимуществ в использовании
- дешевой передачи больших объемов информации
на неограниченные расстояния, возможности
коррекции и хранения передаваемой информации,
дистанционного характера и анонимного
общения или общения со многими людьми
одновременно и пр.– интернет получил
стремительное распространение и буквально
«переключил» на себя часть повседневных
практик индивида, а так же кардинально
изменил его коммуникационные возможности.
Обусловленные сетевым характером, интернет-коммуникации
существенно индивидуализируют коммуникационный
процесс. В данном случае Кастельс называет
интернет материальной основой «сетевого
индивидуализма», то есть Всемирная Сеть
возводит в ранг массовых возможность
индивида персонализировать коммуникационные
связи, самостоятельно выбирая место,
время, форму, а так же конкретных адресатов
выстраиваемой коммуникации. Это является
одной из самых главных, основополагающих
коммуникационных трансформаций, вызванных
интернетом и последствии заложившей
основу современной трансформации медиапотребления.
Стараясь охарактеризовать
в целом сущность происходящих трансформаций,
эксперты отмечают, что происходит не
столько кардинальный качественный переход
из одного состояния в другое, а дополнение
одного состояния качественно новым. Онлайн-медиа
обогатили аудиторию качественно новым
опытом и впечатлениями, дополнив и разнообразив
те возможности, которые были у нее в рамках
традиционных медиа. К тому же, одним из
существенных аспектов трансформации
является трансформация медийных носителей,
что обусловлено тесной сопряженностью
развития интернета с развитием технических
устройств доступа. Поэтому при характеристике
основных изменений в телесмотрении, чтении
прессы и слушании радио, прежде всего,
обратим внимание на новые возможности,
которые появились у пользователей с развитием
онлайн-медиа и трансформацию носителей
данных видов контента в цифровой среде.
Так как цель данной главы - прежде всего,
описать происходящие изменения, а уже
во второй главе представить аналитику
и российскую специфику, в этом параграфе
мы воспользуемся преимущественно западными
практиками, поскольку технологическое
отставание России от западных стран не
позволяет представить полную картину
трансформации, основываясь только на
отечественном опыте.