Руский язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Продуктом речевой деятельности становятся тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Цель взаимодействия состоит в передаче смысла текста – конкретной информации (логической, эмоциональной, эстетической и т.д.).
Речевое событие включает два компонента: 1) вербальные (собственно речь) и не-вербальные (мимику, жесты и т.п.) элементы общения и 2) речевую ситуацию, конкретные обстоятельства речевого взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Русский язык.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

Риторическое обращение – это подчеркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь: Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (А.С. Пушкин). Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к  тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы  привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.В. Гоголь); Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? (А.С. Пушкин).

Многосоюзие (или полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения (или  сочиненных предложений), для усиления выразительности речи: Нам тошен был и мрак темницы, и сквозь решетки свет денницы, и стражи клик, и звон цепей, и легкий шум залетной птицы (А.С. Пушкин).

Бессоюзие (или асиндетон) – такое построение речи, при котором намеренно пропускаются союзы между членами  предложения или между предложениями с целью придать высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины, например: Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон… (А.С. Пушкин).

 

Коммуникативные качества речи - правильность, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение выразительных средств языка, пословиц и поговорок, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря - повышают эффективность общения, усиливают действенность слова.

Вопросы для самоконтроля:

Тема 10. Коммуникативные качества речи.

  1. Дайте характеристику основным коммуникативным качествам речи.
  2. Что такое «богатая» и «выразительная» речь? Назовите условия ее создания.
  3. Что такое «чистота речи»?
  4. Назовите экстралингвистические и лингвистические условия логичности речи.
  5. Дайте понятие уместности речи.

 

 

Лекция 11. КУЛЬТУРА УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Публичная речь и ее виды. Публичная речь — это официальное выступление оратора перед многочисленной аудиторией, непосредственно находящейся перед выступающим.

Как правило, публичное  выступление готовится заранее. Обычно аудиторию заблаговременно оповещают о его месте, времени, теме, сообщают имя докладчика — для этого используются объявления или специальные приглашения.

Обязательной характеристикой публичной речи является наличие обратной связи с аудиторией. Аудитория, находящаяся в непосредственном контакте с выступающим, эмоционально реагирует на выступление, в зависимости от его жанра может задавать докладчику вопросы или комментировать его речь.

Виды публичных речей  различают по их основной цели. Так, публичная речь, произносимая с целью сообщить какую-либо информацию, называется информационной. Это, например, такие жанры устной научной речи, как доклад на конференции, лекция, вступительное слово на защите дипломной или диссертационной работы.

Другая цель публичных речей  — соблюсти этикет. Такую функцию выполняют протокольно-этикетные речи, например приветственное слово участникам конференции, поздравление юбиляра, выступление на панихиде.

К одному из видов публичных  выступлений можно отнести и развлекательные речи (например, тост во время банкета, речь на банкете), цель которых — развлечь собравшихся, создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Самым распространенным видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать аудиторию к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относятся парламентские выступления, выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.

В зависимости от жанра и цели публичной речи она может продолжаться от трех минут (анекдот на банкете) до полутора часов(лекция).

Основная цель публичной речи —  влияние на аудиторию. Донести до нее необходимую информацию, эмоционально подготовить к предстоящему событию, поднять настроение, повлиять на умонастроения аудитории или управлять поступками людей — все эти цели публичной речи требуют от оратора определенного мастерства.

Этапы подготовки публичного выступления. Вам предстоит выступить с публичной речью. Пока вы учитесь, например, в университете, в соответствии с вашим социальным статусом студента это может быть защита курсовой или дипломной работы, поздравление первокурсников, речь на открытии студенческой конференции, выступление на студенческом фестивале, студенческом собрании. Если вы участвуете в политической жизни, вам, возможно, предстоит выступить на съезде партии, произнести речь на митинге (не исключено, что в этом случае вам будут помогать особые специалисты по написанию публичных речей — спичрайтеры). С расширением сферы вашей деятельности, участием в жизни разных социальных групп, поступлением на работу ситуаций, где надо уметь говорить публично, будет все больше и больше. И от того, насколько вы справляетесь с ролью оратора, во многом будет зависеть ваша карьера. Поэтому пробовать себя в роли выступающего перед аудиторией необходимо со студенческих лет.

Как подготовиться к  публичному выступлению? Прежде всего нужно четко ответить себе на несколько вопросов: «По какому поводу я буду говорить?», «Перед кем я буду выступать?», «Какова цель моего выступления?» А ситуация общения (защита дипломной работы, информационное сообщение на студенческом собрании, выступление на митинге, вручение приза студенческих симпатий и т.п.) определит содержание и форму выступления.

Единой схемы подготовки информационных, развлекательных, этикетных и убеждающих речей нет, но существуют общие правила, которых следует придерживаться на подготовительном этапе.

1. Определите объем информации, которую вы хотите донести до аудитории. Он будет ограничен временными рамками, поэтому материалы, которые вы намереваетесь положить в основу своего выступления, должны быть тщательно отобраны и логически выстроены. Для этой цели полезно составить план выступления. Не рекомендуется писать текст вашей речи полностью: он будет сковывать вас при его произнесении. Впрочем, в некоторых случаях текст пишется именно целиком. Во-первых, чем официальнее и ответственнее ситуация, тем меньше доля импровизации. Во-вторых, начинающему докладчику текст устного выступления лучше сначала написать. Когда-то талантливый харьковский адвокат Александр Гюнтер заметил в дневнике: «Мысль работает в полную силу, в полную мощь только тогда, когда человек пишет. Большинство новых значительных мыслей приходит в процессе писания, и только небольшая их часть — в процессе собственно размышлений, и только иногда — неожиданно посещает мгновенное озарение, обычно более ценное и важное, чем все предыдущие размышления».

Особенность устного публичного выступления такова, что его действенность зависит от умения оратора говорить, а не читать заранее написанный текст, потому что устный текст более привязан к автору, чем письменный, он всегда более оценочен. Именно поэтому написанный текст лучше не зачитывать, а произносить по памяти. Любой, самый интересный материал можно «убить» монотонным чтением.

Если уж вы решили «в целях  экономии времени» прочитать доклад, не забывайте о старом школьном требовании: читать следует «с выражением». Если вы не сумели написать текст своей речи заранее, обязательно составьте план-конспект выступления (то же относится и к важным разговорам). Не заучивание текста наизусть, а опора на план — вот идеал, к которому надо стремиться. Такие выступления выглядят естественнее и лучше воспринимаются.

2. Познакомьтесь с образцами жанра речи, сообразно которым вы собираетесь ее построить, письменно зафиксированных рекомендаций построения того или иного жанра уст 
ной речи в принципе не существует, но имеются традиции, негласные правила. Поэтому прежде чем выступать с публичной речью, послушайте, как это делают другие. Например, знаете ли вы, как строится вступительное слово на защите дипломной работы, как обращаться к слушателям: «Уважаемые дамы и господа», «Уважаемые члены комиссии», «Уважаемые профессора и доценты», «Уважаемые коллеги», «Дорогие друзья»? А какими словами его завершить: «Спасибо за внимание», «Я закончил», «А теперь слово за рецензентами»? Знакомство с традициями построения жанра речи во многом облегчит вашу задачу.

3. Следует иметь представление не только о жанре речи, но и о ситуации, в которой вы будете ее произносить. Ваша речь существует не сама по себе, она вплетена в целое ритуальное действо. Например, на собрании присутствует председатель, который дает выступающим слово. Застольем управляет тамада. Поэтому вы должны хорошо представлять себе сценарий мероприятия (когда вам дадут слово, где вы будете до этого находиться — в поле зрения слушающих или нет, где конкретно будете произносить речь — за трибуной, за столом, на сцене; как вы будете произносить речь — стоя, сидя, с микрофоном или без него). Все это во многом влияет на ваше речевое поведение. Чем больше вы узнаете о самом ритуале, тем более спокойно будете себя вести и легче ориентироваться в ситуации.

Большое значение имеет  внешний вид оратора. Он должен быть одет в соответствии с ситуацией общения. Необходимо заранее узнать, как принято одеваться для данного мероприятия, что будет более уместно: джинсы или костюм, юбка или брюки, кепка или шляпа, кроссовки или туфли.

4. Оратор должен учитывать ожидания аудитории и применять различные способы воздействия на нее в соответствии с ее характеристиками: возрастом (детская, молодежная, люди среднего возраста, старшего возраста, смешанная), полом (мужская, женская), профессией (гуманитарная, техническая), уровнем образования (образованная, малообразованная), эмоциональным состоянием (доброжелательная, критически настроенная), степенью заинтересованности (заинтересованная, незаинтересованная), национальным составом, ценностями. Вряд ли ваша речь будет иметь успех, если в качестве примера вы будете использовать произведение автора, не известного аудитории, или трактовать пример, не учитывая систему ценностей слушающих. Множество таких примеров дает межкультурная коммуникация. Например, японские студенты воспринимают смысл рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» следующим образом: автор смеется над Червяковым и осуждает его за то, что он попытался перешагнуть установленные социальные рамки; в театре он сидел рядом с людьми, находящимися на высшей ступени общественной лестницы, в то время как ему следовало занимать место, соответствующее его положению.

Еще в античные времена  был разработан классический риторический канон, описывающий путь от мысли к слову. Он включает пять ступеней, пять этапов:

Инвенция, или изобретение (найти что сказать).

Диспозиция, или расположение изобретения.

Элокуция, или словесное оформление мысли.

Меморио, или запоминание речи.

Произнесение (исполнение) речи.

Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. Иными словами, на первом этапе фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места». Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.

Ввиду линейности речи выделяется следующая структура:

введение;

предложение;

повествование;

подтверждение;

опровержение;

заключение.

Элокуция — это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и словосочетаний — смысловой, стилистический, звуковой. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образных средств для выражения смысла речи, «цветов красноречия»).

Произнесение речи на публике предполагает умение пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).

Композиционные  части публичной речи. Как и любое произведение, публичное выступление имеет трехчастную композицию: вступление, основную часть и заключение. На разных этапах произнесения речи задачи оратора меняются. В начале речи необходимо привлечь внимание и завоевать доверие аудитории, в основной части — удержать ее внимание, в конце — добиться от аудитории понимания основной мысли и осознания цели речи.

Вступление — очень важная часть выступления. В нем устанавливается эмоциональный контакт с аудиторией. Этой цели в первую очередь служит обращение. Оно задает тип отношений (официальный/неофициальный), характер отношений (горизонтальный/вертикальный), дистанцию общения, социальные роли говорящего и слушающих (ср. «Дорогие друзья! Позвольте мне на правах самого близкого друга семьи охарактеризовать невесту». «Уважаемые граждане! Разрешите мне от лица администрации района поздравить вас с наступлением весны!»).

Во вступлении обозначаются тема и проблема выступления и сообщается основная мысль (тезис). Цель оратора во вступлении — привлечь внимание аудитории. В зависимости от характера выступления, его цели, а также требований жанра оно может иметь формальное и неформальное начало. Степень формальности и стереотипности привлечения внимания во многом определяется нормами жанра публичного выступления.

К стереотипным  формальным способам привлечения внимания относятся:

- обращение к актуальному  событию, времени, месту («Сегодня большой праздник — 275-летие нашего университета»);

- возбуждение любопытства,  интереса («Знаете ли вы, какой закон вступил сегодня в силу»?);

- обращение к конфликтной  ситуации («Наверное, многие из вас стояли в очереди в ОВИРе? Почему простые вещи занимают у нас так много времени?»);

- цитата известного  лица («Для веселия планета наша мало оборудована», — написал когда-то Владимир Маяковский).

 

В более или менее  неформальной обстановке уместно использовать следующие приемы для начала выступления:

Информация о работе Руский язык