- существительные с основой на твердую согласную, ц или й, на г, к, х и гласную: джинсов, клипсов, обоев, бронхов, шоферов;
- большинство названий фруктов, овощей и т.п.: помидоров, апельсинов, баклажанов;
- существительные первого склонения с ударением на последнем слоге в начальной форме: свеча́ – свече́й, семья́ – семе́й, но: кочерга́ – кочерёг.
В случае колебаний форм с нулевым
окончанием и с –ов первые свойственны разговорной
речи, вторые – литературному языку: грамм – граммов, килограмм – килограммов,
апельсин – апельсинов.
Варианты окончаний
творительного падежа множественного
числа
Некоторые существительные женского
рода III склонения имеют параллельные
формы: дверями – дверьми, дочерями – дочерьми,
лошадями – лошадьми. Форма на –ьми сохраняется во фразеологических
оборотах.
2. Употребление форм
имен прилагательных
- До недавнего времени в языке наблюдались колебания в употреблении концовок –ен и –енен в кратких формах имен прилагательных: искусствен – искуственен. В настоящее время более употребительна
«усеченная» форма –ен: безукоризнен, бесчувствен, существен, форма на –енен свойственна книжной речи.
- При образовании степени сравнения имен прилагательных
- норма не допускает соединения обеих форм сравнительной
степени типа: более лучше, более худшее;
- разговорный характер присущ формам на –ей (бодрей), формам с приставкой по- (повыше; в деловой речи: немного выше);
- из двух вариантов простой сравнительной степени прилагательного на –ее, -ей последний свойственен разговорной
речи;
- в литературном языке приняты следующие формы сравнительной степени прилагательных: бойче, звонче, слаще, ловче, хлёстче;
- норма исключает употребление сочетания «самый» с формой превосходной степени типа: самый способнейший. Исключения: самый ближайший, самый кратчайший, самым теснейшим образом.
3. Употребление форм
местоимений
Трудности в употреблении местоимений
обычно связаны с использованием
отдельных форм, разрядов местоимений,
а также с их ролью в организации предложения
и текста.
- В литературном языке есть застывшие формы родительного и винительного падежа личного местоимения третьего лица его, ее, их, которые не изменяются. Недопустимо
говорить ихний план.
- После предлогов у личных местоимений 3-го лица появляется н (их – в них, его – около него).
- Возвратные местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему
действие. Неправильно: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе.
- Разговорный характер имеет употребление притяжательных местоимений
в субстантивированном значении после
формы сравнительной степени наречия: Я знаю больше твоего.
- В речи широко используются синонимичные определительные местоимения каждый, всякий и любой, указывающие на выделение единичного
предмета из совокупности однородных
предметов: это может сделать всякий из нас / каждый из нас / любой из нас. Однако подобная замена не всегда
возможна.
- Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода
и числа. Нарушение этого положения ведет
к искажению смысла: если после месячного хранения вещей в столе находок за ними не явятся хозяева, они подлежат ликвидации.
- При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом (в роде и числе). Если замещаемое слово является собирательным существительным,
то местоимение должно употребляться
в форме единственного числа. Грамматически
некорректным будет: В работе активно участвует студенчество. Они завоевали несколько престижных премий. Если местоимение стоит после сочетания
двух существительных, одно из которых
является приложением, то местоимение
должно быть согласовано в роде с существительным,
служащим обозначением более широкого
(родового) понятия.
4. Употребление имен
числительных
Сложности в
образовании форм числительных и их употреблении в речи
связаны в основном с их изменением по
падежам и сочетанием с существительными.
1. Нормой литературного языка
является склонение каждого слова
и каждой части в составных
и сложных количественных числительных.
Основная часть числительных склоняется
по третьему склонению. Числительное тысяча изменяется, как существительное
первого склонения. Числительные сорок и сто имеют в косвенных падежах только
одну форму – сорока и ста, но в составе сложных числительных сто склоняется по архаичному варианту: о трехстах, с тремястами.
Падежи |
50-80 |
200-400 |
500-900 |
И. |
пятьдесят |
двести |
пятьсот |
Р. |
пятидесяти |
двухсот |
пятисот |
Д. |
пятидесяти |
двумстам |
пятистам |
В. |
пятьдесят |
двести |
пятьсот |
Т |
пятьюдесятью |
двумястами |
пятьюстами |
П. |
о пятидесяти |
о двухстах |
о пятистах |
2. При склонении составных порядковых
числительных изменяется только
их последняя часть. Именно
эта часть имеет форму порядкового
числительного, совпадающую с
формой полных прилагательных. Остальные
же части имеют форму количественных числительных,
но не изменяются. Тысяча девятьсот сорок первый год –
в тысяча девятьсот сорок первом году.
При указании даты порядковое числительное
склоняется, название месяца ставится
в родительном падеже и не изменяется: к первому сентября, с Восьмым марта.
3. Собирательные числительные двое, трое и т.д. могут использоваться
только с существительными мужского и
общего рода, называющими лиц мужского
пола, с существительными дети, ребята, люди, а также лицо в значении «человек», с существительными,
обозначающими парные предметы или имеющими
только форму множественного числа. Двое мужчин, двое ножниц, трое молодых
людей, трое сирот.
4. При произнесении смешанных
и дробных чисел следует исходить
из того, что при смешанном
числе существительным управляет дробь.
5. Сочетания составных числительных,
оканчивающихся на два, три, четыре, с существительными,
не имеющими формы единственного числа,
недопустимы в литературной речи: двадцать двое суток. В случае необходимости
следует произвести замену существительного
на синонимичное: двадцать два дня, закончились двадцать
вторые сутки.
6. Местоимение-числительное оба имеет две родовые формы: оба – мужской и средний род, обе – женский род: в обоих государствах, в обеих странах.
Словосочетание у обоих ворот не соответствует норме,
так как существительное ворота – множественного числа. Нормативное
употребление – у тех и других ворот. То же самое
относится к числительному полтора (полтора рубля, полторы тысячи). В
косвенных падежах данное числительное
имеет форму полутора.
7. Словосочетания «числ.+сущ.» по-разному
ведут себя в именительном и косвенных
падежах. В именительном падеже числительное
управляет родительным падежом существительного,
в косвенных падежах главным словом становится
существительное, а числительное согласуется
с ним. Отдать пятьдесят пять рублей, о пятидесяти
пяти рублях.
8. Числительные тысяча, миллион, миллиард во всех
падежах сохраняют управление зависимым
существительным в родительном падеже: миллион рублей, о миллионе рублей.
5. Употребление
форм глагола и глагольных форм
При употреблении глаголов в речи
наибольшие трудности обычно вызывает
соотношение некоторых глаголов по
виду и образование некоторых форм.
- При образовании глаголов несовершенного вида в литературном языке в ряде случаев наблюдается чередование гласных о-а в основе: обусловить – обуславливать, сосредоточить – сосредотачивать. Первый вариант соответствует
строго литературному употреблению, а
второй употребителен в разговорной речи.
- В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать - первые глаголы являются книжным
вариантом, вторые – разговорным.
- Некоторые глаголы на –нуть образуют вариантные
формы с суффиксом –ну- и без него; последние
в настоящее время предпочитаются: увянул – увял. В ряде случаев при образовании
форм прошедшего времени наблюдается
утрата суффикса –ну-: возник, высох, исчез, привык, промок, проник, сох, кис, мок, глох. Бесприставочные глаголы с суффиксом –ну- сохраняют его в причастиях, а приставочные,
как правило, теряют: глохнувший – оглохший. В единичных случаях в приставочных
образованиях встречаются оба варианта: замолкшая – замолкнувшие.
- В литературном языке не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени
от глаголов победить, побудить, убедить, очутиться, чудить. Отсутствующие формы заменяются
описательными конструкциями: сумею убедить.
- Общелитературными являются следующие формы: выздоровеет (вм. выздоровит), опостылеет, опротивеет, ропщет, рыщет, стонет, хнычет, хлещет, полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет.
- Следует различать дублеты по смыслу: брызгать – брызжет (разбрасывает капли), брызгает (спрыскивает, окропляет), двигать – движет (перен. побуждает), двигает (перемещает), капать – капает (падает каплями), каплет (протекает), метать – метает (шьет), мечет (разбрасывает).
- При образовании повелительного наклонения
- у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе: бежать – беги, класть – клади, жечь – жги и др.;
- у некоторых глаголов не прибавляется суффикс –и-. Иногда сосуществуют два варианта.
Литературными считаются следующие формы
повелительного наклонения: высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь (морщи), уведомь (уведоми), лакомься, закупорь, откупорь, поезжай. Обратите внимание: пойти – пойдем, пойдемте, ехать – поезжай, поезжайте;
- целый ряд глаголов характеризуется отсутствием форм повелительного наклонения, например: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.
При использовании в речи причастий
и деепричастий следует обратить
внимание на следующие случаи:
- Большая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффикса –вш- от основы инфинитива,
оканчивающейся на гласную: писать – писавший, с помощью суффикса –ш-, если основа оканчивается
на согласную букву, -шибить, -ереть: нести – несший. Неправильно: вытереть – вытеревший (вместо вытерший).
- По правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от
переходных глаголов: прочитать книгу – прочитанная книга. У ряда глаголов формы страдательных
причастий настоящего времени не образуются
(это связано с традицией): глядеть, колоть, жечь и др.
- В русском языке нет и не может быть причастий будущего времени.
Грамматически некорректным будут конструкции
типа: Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызывать экологическую катастрофу.
- Формы деепричастий на –учи/-ючи обычно воспринимаются
как устаревшие, либо как средство стилизации
народной и старинной речи: жалеючи, идучи.
- Формам деепричастий на –вши присущ разговорный (просторечный)
характер, иногда оттенок устарелости.
Ср. употребление их в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись.
- Деепричастия несовершенного вида образуются
от основы настоящего времени глаголов
несовершенного вида с помощью суффиксов –а/-я (плакать – плачут – плача). Не образуют таких деепричастий:
- глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных: ткать, бить, врать, гнуть, есть, жать, ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, ткать, тереть, шить и др.;
- глаголы с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з-ж, с-ш: весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать;
- глаголы на –чь, -нуть: беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, гаснуть, глохнуть, мерзнуть, пахнуть, тянуть.
Вопросы для самоконтроля:
Тема 7. Морфологические нормы.
- Дайте определение грамматическим нормам. Что включают в себя грамматические нормы? Для чего необходимо соблюдение
грамматических норм?
- Каковы основные тенденции в употреблении рода и падежа окончаний имен существительных (их взаимосвязь с
лексико-семантическим значением и стилистической
окраской слов)? Приведите примеры употребления
имен существительных в соответствии
с нормами морфологии.
- Выделите основные правила употребления имен прилагательных и местоимений. Приведите примеры нормативного употребления
этих частей речи.
- Какие основные правила употребления числительных вы можете назвать? Приведите примеры употребления
числительных в соответствии с правилами
грамматики.
- Выделите наиболее трудные случаи употребления форм глаголов. Приведите примеры в соответствии с правилами
грамматики.
Лекция 8. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Синтаксические нормы отражают особенности
построения словосочетания и предложения
в русском языке.
1. Нормы словорасположения.
В русском языке порядок слов
свободный. Он может быть прямым и
обратным – в зависимости от
положения подлежащего и сказуемого в
предложении. В большинстве случаев порядок
слов в русском языке выполняет грамматическую,
коммуникативную и стилистическую функции.
Например, в повествовательных
предложениях при прямом порядке
слов подлежащее предшествует сказуемому,
а тема – реме. Если это положение
не соблюсти, мы получаем предложение
двусмысленное и с трудом понимаем его
содержание. Так, двусмысленными оказываются
предложения с одинаковыми формами именительного
и винительного падежей в подлежащем и
дополнении: Трамвай разбил автобус, Весло задело
платье. В предложении В углу стоит книжный шкаф темой является
сказуемое стоит и обстоятельство места в углу, а ремой – подлежащее шкаф. Если поменять местами подлежащее
и обстоятельство (Шкаф стоит в углу), изменится соотношение
темы и ремы, и, следовательно, смысл передаваемой
информации.
2. Особенности управления
в русском языке
Управление – это подчинительная
связь, при которой главное слово в словосочетании
требует постановки зависимого слова
в определенном падеже.
1. При выборе предлога следует
учитывать присущие ему оттенки значения.
Так, для выражения причинно-следственных
отношений употребляются синонимические
предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи, благодаря
и др. Предлог благодаря употребляется,
когда речь идет о причинах, вызывающих
желательный результат, например: благодаря принятым мерам.