Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа
Продуктом речевой деятельности становятся тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Цель взаимодействия состоит в передаче смысла текста – конкретной информации (логической, эмоциональной, эстетической и т.д.).
Речевое событие включает два компонента: 1) вербальные (собственно речь) и не-вербальные (мимику, жесты и т.п.) элементы общения и 2) речевую ситуацию, конкретные обстоятельства речевого взаимодействия.
В основной части оратор приводит аргументы и доказательства. Выбор аргументов и их расположение зависят от характеристики аудитории.
Аргументы — это высказывания, приводимые в подтверждение тезиса и свидетельствующие о его истинности, справедливости.
Тезис — это главное утверждение оратора, которое он старается обосновать или доказать.
Аргументы могут быть сильными и слабыми. К сильным аргументам обычно относят научные аксиомы, ссылки на закон, заключения экспертов, ссылки на авторитеты, свидетельства очевидцев, статистические данные.
В выступлении должно быть не менее трех аргументов. Различают нисходящую аргументацию — расположение аргументов от сильных к слабым — и аргументацию восходящую — расположение аргументов от слабых к сильным. Использование восходящей аргументации эффективно в подготовленной, заинтересованной, благожелательной аудитории, нисходящей — в малоподготовленной аудитории.
Доказывая свой основной тезис, оратор может приводить аргументы только в защиту своей точки зрения. Такая аргументация будет считаться односторонней. Ее целесообразно использовать для убеждения людей, окончательно не укрепившихся в точке зрения или плохо разбирающихся в проблеме (малообразованных). Но для подготовленной аудитории, хорошо понимающей суть вопроса, а также в том случае, если оратор хочет аудиторию переубедить, подобная аргументация непригодна. В такой ситуации эффективна двусторонняя аргументация, когда слушателям излагаются различные (не обязательно противоположные) точки зрения, которые они могут сопоставить.
Двусторонняя аргументация может быть опровергающей, когда оратор строит свою речь, опираясь на реальные или возможные аргументы противников, или поддерживающей, когда цель выступающего — поддержать чью-либо точку зрения. Опровергающая аргументация обычно предназначается для аудитории, на которую в дальнейшем могут оказывать давление оппоненты (например, в ситуации предвыборной борьбы), поддерживающая — для выступления перед своими сторонниками.
Различают и способы аргументации по типу логического доказательства. Аргументация на основе дедуктивного изложения строится от вывода к аргументам, аргументация на основе индуктивного изложения — наоборот: от аргументов к выводу. Дедуктивная аргументация более действенна в мужской аудитории, по образованию — естественно-научной, старше 23 лет, критически настроенной. Индуктивная аргументация более эффективна для женской, молодежной, дружески настроенной и малоподготовленной аудитории.
На характер аргументации влияет и место выступления в ряду других выступлений. Если оратор выступает после своего оппонента (например, во время дебатов), то ему необходимо строить свою речь с учетом аргументации предыдущего оратора.
Задача оратора на основном этапе выступления — удерживать внимание аудитории. Это особенно важно, если вы выступаете с лекцией или докладом. Внимание слушателей, по наблюдениям психологов, снижается на 15-й, 30-й и 45-й минуте. Период внимания, таким образом, равен 10—15 минутам. Поэтому, если ваше выступление длится дольше 10 минут, следует учитывать периодичность падения внимания и делить свою речь на логически законченные части, укладывающиеся в эти 10 минут. В перерывах между этими частями можно задать аудитории вопрос, попросить высказаться кого-либо из слушателей, пошутить (если это уместно), обратиться к таблицам, примерам (т.е. сменить характер деятельности — задействовать зрительную активность, переключить внимание на изучение примера).
При редактировании разбейте основную часть на тематические блоки (например: «для начала я хотел бы привести вам некоторые данные о...», «после таких убедительных цифр становится ясно, что...», « ...но я готова предложить интересное решение...», «а теперь о том, как обсуждаемый проект может быть реализован на практике...»). Следите за логикой перехода от одной темы к другой, и пусть вас не смущает большое количество вводных фраз типа «особенно важно то, что...», «а теперь основное...», «я совершенно уверена в том, что...» и т.п.; они облегчают восприятие, расставляя нужные акценты. Особенно важную информацию следует располагать в начале или в конце выступления («эффект края»), чтобы слушатели лучше усвоили ее; для незаинтересованной или критически настроенной аудитории — в начале. Не смешивайте в одном выступлении разные темы, а по выбранной теме приводите не более трех основных мыслей.
В заключении подводятся итоги, повторяется основная мысль. В зависимости от жанра выступления концовка может включать в себя призыв к аудитории, благодарность, предложение и т.д. Повторим, что заключение — очень важная часть выступления, потому что именно она лучше всего запоминается. Именно поэтому не рекомендуется заканчивать выступление извинением «Извините, если утомил(а) вас!», «Простите за сумбурность, времени было мало, я не успел(а) все рассказать». Не стоит ничего дополнять после того, как вы уже сделали вывод, это разрушает впечатление законченности вашего выступления.
Словесное оформление публичного выступления. Когда вы готовите публичное выступление, необходимо все время думать о слушателе: как сделать так, чтобы ваша речь была понятна, информативна и выразительна, т.е. действенна.
Оратор должен помнить, что его речь аудитория воспринимает на слух. У нее нет возможности, как при чтении текста, вернуться к услышанному. Отсюда следуют важные правила словесного оформления публичного выступления, в соответствии с которыми рекомендуется:
- информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть в отдельное предложение. Предложения должны быть короткими;
- не использовать цепочки отглагольных существительных (ср. «Необходимость подготовки проведения конференции молодых ученых очевидна». — «Очевидно, что необходимо подготовиться к проведению конференции молодых ученых»);
- заменять причастные
обороты придаточными
- заменять предложно-падежные
словосочетания при даточными предложениями
(«Благодаря хорошей работе оргкомитета
конференция прошла успешно». — «Благодаря
тому что оргкомитет конференции хорошо
поработал, конференция прошла успешно»);
- используя цифры, «
Для установления и поддержания контакта с аудиторией необходимо использовать специальные контактоустанавливающие средства. К ним относятся:
Для облегчения восприятия выступления используют специальные метакоммуникативные (комментирующие собственную речь) средства, которые служат для аудитории ориентирами восприятия речи. Метакоммуникативные средства выполняют следующие функции:
- членение выступления на части (Я начну с..., Моей сегодняшней задачей является...);
- переход к новой теме (Я перехожу ко второму вопросу);
- введение цитаты, иллюстрации (Я приведу конкретный пример..?);
- характеристика речи (Я кратко остановлюсь на...).
Существуют и специальные риторические приемы, повышающие выразительность выступления. Во-первых, это приемы, придающие речи определенный ритм: повтор начала фразы (анафора), повтор конца фразы (эпифора), использование одинаковых синтаксических конструкций (лексико-синтаксический параллелизм), противопоставление (антитеза). Во-вторых, это синонимический повтор: восходящая и нисходящая градация.
Научиться выразительности публичного выступления можно на специальных занятиях по риторике. Особое внимание следует уделять характеру аргументов.
Виды аргументов. Еще со времен Аристотеля все виды аргументов делятся на аргументы по существу («ad rem») и аргументы к человеку («ad hominem»).
Аргументы по существу (или логические аргументы) апеллируют к разуму и связаны с установкой на рассуждение. Они представляют собой логические доказательства и доводы к очевидному (фактам, документам, свидетельским показаниям).
Аргументы к человеку обращены к эмоционально-волевой сфере людей, поэтому их называют психологическими аргументами. Они связаны с установкой на действие.
Рассмотрим, что представляют собой логические доказательства. Различают следующие их типы: рассуждение с дефиницией, индуктивное и дедуктивное рассуждение, аналогическое рассуждение.
Рассуждение с дефиницией строится как уточнение некоего определения. Сначала приводится ложное определение понятия, а затем оно уточняется. Например:
Ирина Хакамада: Я считаю, что публичная политика — это не игра дилетантов по самоутверждению себя на всем народе, а это нормальная профессия, такая же, как профессия врача, художника. Есть люди, способные к этой профессии, есть не способные. А самое главное, если ты ею занимаешься, то, как в любой профессии, ты должен знать правила игры. Правила игры такие, что ты должен давать интервью и быть максимально искренним. Нравится или не нравится — пляши, не хочешь плясать — уходи из этой профессии.
Индуктивное рассуждение строится как рассуждение от частного к общему. Например:
Ведущий: Ирина Мацуовна, дошла очередь до Вас. Вы — сторонник либеральных ценностей, а, может быть, все-таки стоит приложить жесткую руку для того, чтобы задавить преступность? И.Х.: После первых терактов у нас стали проверять каждого, кто имеет черные волосы и черные глаза (аргумент). Моего пресс-секретаря, девочку, не пускали в Москву, когда она с бабушкой перевозила какой-то там пылесос, только потому, что ее внешность была похожа на мою (аргумент). С утра до вечера проверяли у всех документы, замотали всех окончательно, а потом шли следующие теракты (аргумент). Поэтому это неправильный метод (вывод).
Дедуктивное рассуждение, напротив, строится как рассуждение от общего к частному. Например: И.Х.: Нам повезло (тезис): не всегда удается человеку прожить несколько эпох в течение одной жизни, огромных исторических эпох. Я родилась в советской стране, я пережила перестройку Горбачева, я пережила демократическую шоковую терапию Гайдара и Ельцина, и я сама творила, я была кусочком этой истории, и все зависело оттого, смогу я решиться на то, чтобы бежать с этой историей вместе или иногда даже ее опережать, или я буду бояться и потом оставаться где-то на краю (аргументы). Мне повезло, что я решилась, и я начала вариться в формировании новой истории (вывод). И поэтому, конечно, главная идея — изменить, попробовать.
Частным случаем логического рассуждения является аналогия (греч. analogia — сходство, подобие). Аналогия играет большую роль в процессе познания. Познать нечто означает найти в нем то, что уже знакомо. Аналогическая аргументация представляет собой объяснение явления через нахождение общих признаков с другим явлением. Например:
И.Х.: Я недавно вернулась из Санкт-Петербурга, и меня все спрашивают: «А как это вы без охраны ходите и не боитесь?» Я говорю: «Охрана — это когда человек сам себе игрушку придумывает»... Это как маленького ребенка разукрашивают, как новогоднюю елку, это мама делает не для ребенка, ведь ребенку жутко неудобно, а для себя. Так и охрана, она не для защиты, а просто себя любимого в своих глазах поднять.
Доводы к человеку представлены доводами к этосу (этические доводы) и доводами к пафосу (чувственные доводы).
Этические доводы апеллируют к общности нравственных, морально-этических норм оратора и аудитории. Они могут строиться на сопереживании или отвержении. Например:
Балкон в доме — вещь как будто не обязательная, но придающая очарование. Балконы в старину делались вовсе не для того, чтобы белье развешивать, а чтобы, опершись на изящную ограду, любоваться городом — и дать собой полюбоваться. На красивом, увитом цветами балконе легко представить себе красивую женщину в элегантном наряде. На заваленном рухлядью, неряшливом, ободравшемся — только страшную бабу в бигуди и коммунальном халате. Кто же нас умоет и причешет, петербуржцы?
Чувственные доводы апеллируют к чувствам и эмоциям аудитории, ее потребностям — биологическим, социальным, идеальным. Базовыми биологическими инстинктами человека являются инстинкт самосохранения и стремление к удовольствию, они составляют основной объект воздействия доводов к пафосу. Такие доводы строятся как угрозы и обещания.
Более сложны социальные и идеальные потребности человека. Социальные потребности связаны с представлением о правах и обязанностях человека в обществе. К идеальным потребностям относятся потребности в истине и правде. Обращаясь к этим потребностям, оратор использует как аргументы к пафосу, так и аргументы к этосу. И логические, и чувственные доводы служат для убеждения аудитории в истинности или справедливости представленной оратором точки зрения.
Мастерство оратора состоит в сочетании логических и чувственных доводов. Чувственные доводы используются, как правило, для подкрепления доводов логических, а не наоборот.
Владение культурой публичного выступления — необходимое качество современного профессионала в любой области человеческой деятельности, особенно это качество нужно человеку, который занимается управленческой деятельностью. Не случайно сегодня так популярны всевозможные психологические и коммуникативные тренинги.