Руский язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Продуктом речевой деятельности становятся тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме. Цель взаимодействия состоит в передаче смысла текста – конкретной информации (логической, эмоциональной, эстетической и т.д.).
Речевое событие включает два компонента: 1) вербальные (собственно речь) и не-вербальные (мимику, жесты и т.п.) элементы общения и 2) речевую ситуацию, конкретные обстоятельства речевого взаимодействия.

Файлы: 1 файл

Русский язык.doc

— 602.50 Кб (Скачать файл)

В современной, особенно городской  культуре, культуре индустриального  и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. С одной стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения. Этим задачам подчиняются и реликты иерархических представлений; ср., например, историю обращения Господин и соответствующие ему обращения в других языках: элемент речевого этикета, который некогда возник как знак социального статуса адресата, впоследствии становится общенациональной формой вежливого обращения.

С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умение применять эти правила на практике. Особенно важно иметь представление о расхождениях в национальных речевых этикетах. Например, в каждом языке существует своя, формировавшаяся веками система обращений. При буквальном переводе смысл этих обращений подчас искажается; так, английское Dear используется в официальных обращениях, тогда как соответствующее ему русское Дорогой употребляется, как правило, в менее формальных ситуациях. Или другой пример – во многих культурах Запада на вопрос Как дела? следует отвечать: Хорошо. Ответ Плохо или Не очень считается неприличным: собеседнику не следует навязывать свои проблемы. В России на тот же вопрос принято отвечать нейтрально, скорее с негативным оттенком: Ничего; Помаленьку. Различия в речевых этикетах и вообще в системах правил речевого поведения относятся к компетенции особой дисциплины – лингвострановедения.

Вопросы для самоконтроля:

Тема 13. Речевой этикет.

  1. Что такое «речевой этикет»? Как изменился русский речевой этикет за последнее десятилетие?
  2. Докажите, что речевой этикет имеет национальную специфику.
  3. Расскажите о социальной дифференциации явлений речевого этикета.
  4. Чем отличаются традиции от этикетных норм?
  5. Какие факторы определяют речевой этикет?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТЫ

 

Тестовые вопросы по теме 1. «Культура речи: общие понятия»

 

    1. Язык – это:
    2. набор текстов; 2) знание правил; 3) знаковая система.
    3. Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется:
      1. обратная связь;
      2. речевое взаимодействие;
      3. речевая ситуация;
      4. речевой контакт.
    4. Роль адресата в речевом событии – это:
      1. слушание или чтение;
      2. говорение или письмо;
      3. только слушание;
      4. только говорение.
    5. В процессе общения люди используют три группы сигналов. Исключите лишний вариант:
  1. вербальные;
  2. невербальные;
  3. экстралингвистические;
  4. паралингвистические.

5. К трем основным  аспектам культуры речи относятся:

  1. этический;
  2. эстетический;
  3. коммуникативный;
  4. нормативный;
  5. идеологический;
  6. целесообразный;
  7. инструментальный.

6. Выделите особенности  присущие речи:

1) стабильность, статичность;

2) индивидуальность (отражение опыта  отдельного человека);

3) независимость от обстановки  и ситуации общения;

4) абстрактность, формальность;

5) активность, динамичность;

6) линейная организация, представляющая  собой последовательность слов, связанных в потоке;

7) контекстная и ситуативная  обусловленность;

8) уровневая организация, которая  вносит в последовательность  слов иерархические отношения.

 

 

Тестовые вопросы по теме 2. Актуальные вопросы культуры речи. Изменения в русском языке последних десятилетий.

 

1. Среди тенденций  в развитии русской речи специалисты  не отмечают:

  1. проникновение жаргона в общественную речевую практику;
  2. активное заимствование иностранных слов;
  3. нарушение норм литературного языка;
  4. строгость стиля выступлений массмедиа.

2. Основной приток  лексических заимствований сегодня происходит из:

  1. английского языка;
  2. немецкого языка;
  3. французского языка;
  4. китайского языка.

3. Среди изменений,  коснувшихся лексики русского  языка, не отмечается такое  явление, как:

  1. заимствование иностранных слов;
  2. возвращение в речь вышедших из употребления слов;
  3. уменьшение количества экспрессивной лексики;
  4. создание новых значений существующих слов.

4. Вас обозвали «свиньей».  Закон расценивает это как:

  1. клевету;
  2. оскорбление;
  3. просто обидные слова;
  4. угрозу.

5. Речевая агрессия  – это:

  1. употребление бранных слов;
  2. случайное причинение вреда человеку;
  3. намеренное оскорбление человека словом;
  4. критика в адрес собеседника.

6. Депутат подает в  суд на газету по поводу  опубликованной заметки, содержащей следующие строки: «Всем известно, что чиновники – гнусные типы, крайне безответственные и склонные к взяточничеству». Выиграет ли депутат суд?

  1. да, так как налицо оскорбление;
  2. да, так как это клевета;
  3. нет, потому что в высказывании нет умысла;
  4. нет, потому что высказывание не направлено на конкретное лицо.

 

Тестовые вопросы по теме 3. Русский национальный язык и его разновидности.

 

1. Обработанную форму  общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы жизни общества, называют:

  1. современным языком;
  2. художественным языком;
  3. письменным языком;
  4. литературным языком.

2. Основными формами  национального языка являются:

1) территориальные диалекты;

2) литературный  язык;

3) язык художественной  литературы;

4) социальные  диалекты;

5) просторечие;

6) паронимы, антонимы, синонимы.

3. Основные черты русского  литературного произношения сложились  на базе:

1) южнорусской группы диалектов;

2) среднерусской группы диалектов;

3) севернорусских группы диалектов.

4. К социальным разновидностям (вариантам) языка относится:

1) литературный язык;

2) территориальные диалекты;

3) просторечие;

5) жаргон, арго  и сленг.

 

Тестовые вопросы по теме 4. Понятие «языковая норма». Природа норм литературного языка.

 

1. Источником литературной  нормы традиционно является:

  1. речь носителей элитарного языкового типа;
  2. книжные тексты;
  3. художественная литература;
  4. речь, понятная большинству.

2. Императивная норма это:

  1. строго обязательная, не допускающая вариантности в выражении языковой единицы, регламентируя только один способ ее выражения;
  2. допускающая вариантность.

3. К собственно речевым  нормам относятся:

1) орфографические;

2) орфоэпические;

3) пунктуационные;

4) лексико-фразеологические;

5) грамматические.

4. К особенностям языковой  нормы не относится:

      1. относительная устойчивость и стабильность;
      2. общераспространенность;
      3. возможность языкового «плюрализма»;
      4. общеобязательность соблюдения.

 

Тестовые вопросы по теме 5. «Орфоэпические нормы»

 

1. Ударение в русском  языке имеет следующие особенности:

1) фиксированное;

2) нефиксированное (разноместное);

3) подвижное;

4) неподвижное;

5) вариативное.

2. Отметьте предложения  с нарушением норм ударения:

1) Обеспече́ние бро́ни на железнодорожные билеты возложено на  начальника.

2) Мне жмет правая туфля́.

3) По догово́ру первая линия нефтепрово́да должна быть готова во втором кварта́ле.

4) Книга по кулина́рии находится в ку́хонном шкафу.

3. В какой паре слов  ударение не выполняет смыслоразличительную роль?

1)  и́рис — ири́с;

2) и́скра — искра́;

3) а́тлас — атла́с;

4) клу́бы — клубы́.

4. Выберите пункты, в  которых допущена орфоэпическая  ошибка:

1) О[д΄э]сса, [с΄э]ссия, к[рэ]м

2) ши[н΄э]ль, Воль[тэ]р, юриспру[д΄э]нция

3) с[в΄о]кла, б[л΄о]клый, о[п΄э]ка

4) наро[шн]о, убыто[чн]ый, горчи[чн]ик

5) моло[чн]ый, скворе[чн]ик, яи[шн]ица

 

 

Тестовые вопросы по теме 6. «Лексические нормы»

 

1. К условиям, нарушающим  лексическую сочетаемость слов, не относится (возможны 1, 2 и более ответов):

  1. различия в грамматической природе слов;
  2. особенности лексического значения слов;
  3. нарушение целостности свободных словосочетаний;
  4. отсутствие заимствований;
  5. смысловая несовместимость;
  6. орфоэпические нормы литературного языка;
  7. особенности синтаксической структуры словосочетания.

2. Найдите предложения  с речевыми нарушениями:

1)  Впереди лидирует  гонщик под номером 3.

2) Он обратно опоздал  на занятия.

3)  Находчивый преподаватель,  он очень нравился студентам.

4)  Колумба встретили  местные аборигены.

5) Таковы результаты  опроса общественного мнения.

3. В каких предложениях допущены лексические ошибки:

1) Надо посмотреть глазами будущего  потомка.

2) Продолжительность процесса длится  несколько часов.

3) Лучшие люди у нас награждаются  доской почета.

4) Артист сегодня дебютировал.

      5)  Премьера этого  балета состоялась на сцене  Мариинского театра.

4. Выберите подходящий  по смыслу пароним:

1) руки                     а)  масляные                    б) масленые 

2)  пиджак               а) одеть                             б) надеть

3) живописи            а) невежа                          б) невежда

5. Как называются словари,  посвященные происхождению слов:

1) семантические;

2) этимологические;

3) орфографические;

4) лексические;

5) занимательные.

 

Тестовые вопросы по теме 7. Морфологические нормы.

1. Выберите правильную  форму родительного падежа множественного  числа приведенных существительных:

1) лимон                      а) лимон                 б) лимонов

2) подворотня             а) подворотен        б) подворотней

Информация о работе Руский язык