3) грамм
а) грамм
б) граммов
4) солдат
а) солдатов
б) солдат
5) туфля
а) туфель
б) туфлей
6) ясли
а) ясель
б) яслей
2. Найдите правильный
вариант. К мужскому роду относятся:
1) антресоль;
2) тюль;
3) мозоль;
4) фасоль.
3. Какие из этих
слов с суффиксом –ш(а) не имеют просторечного характера?
1) малярша;
2) маникюрша;
3) докторша;
4) педикюрша.
4. Выберите правильный вариант формы Им.п. мн.ч. следующих существительных:
1) торт
1) то́рты
2) торты́ 3)
торта
2) инженер
1) инженеры
2) инженера
3) договор
1) договоры
2) договора
4) офицер
1) офицеры
2) офицера
Тестовые вопросы по
теме 8. Синтаксические нормы.
1. Определите правильно
построенные предложения:
1) Отец испек пирог. Сегодня
он выглядел прекрасно.
2) Гринев подошел к Швабрину,
и Пугачев увидел, что он побледнел.
3) Мы молодой весны
гонцы, она нас выслала вперед.
4) Чичикову не без
труда пришлось убедить Манилова,
что ему это выгодно.
5) Как обратить внимание общества
к этой проблеме?
2. Выберите пункты, в
которых нарушены синтаксические
нормы русского языка:
1) Виктор спросил, что увидимся
ли мы еще раз
2) Спустившись к морю, туристами
был разбит палаточный городок.
3) Немного подумав,
у него отпали сомнения, и он
дал согласие.
4) Дополнительным материалом
для выполнения диссертационной
работы могут служить как данные
толковых словарей, так и сведения летописей.
5) В приемной секретарь
спросил, на который час Вам
назначена встреча.
3. Выберите пункты, в
которых сказуемое с подлежащим
согласовано правильно:
1) Его самолюбие, точнее
эгоизм, неприятно поразил всех.
2) В результате пожара
несколько человек погибли.
3) С тех пор миновало
пять лет.
4) Сергей Иванович с дочерью
Леной приехал в Нижний Новгород.
5) Промышленность, как и сельское
хозяйство, требуют больших капиталовложений.
4. Выберите пункты, в которых, оба словосочетания ряда
построены в соответствии с нормами управления:
1) согласно распоряжения, безвреден
детям
2) в связи с новыми директивами,
имитировать лягушку
3) руководство фабрикой, не обращает
внимание
4) заведующий отдела, не упустит
случай
Тестовые вопросы по
теме 9. «Функциональные стили современного
русского языка»
1. Характерными чертами
официально-делового стиля являются:
- объективность, экспрессивность, стандартизованность, точность;
- объективность, точность, ясность, синтаксическая осложненность;
- точность, ясность, выразительность, полнота изложения;
- ясность, точность, объективность, стандартизованность, полнота изложения.
2. Не существует такого
понятия, как:
- публицистический стиль;
- стиль романа;
- сатирический стиль;
- письменный стиль.
3. Чередование стандарта
и экспрессии характерно для
текстов:
- официально-делового стиля;
- разговорного стиля;
- публицистического стиля;
- художественного стиля.
4. В книжную сферу
не входят следующие тексты:
- выступление на семинаре;
- заявление в деканат;
- информационная заметка;
- переписка в чате.
5. К распорядительным
документам не относятся:
- постановление, указание, приказ;
- указание, решение, распоряжение;
- постановление, акт, указание;
- решение, указ, постановление.
- Основными особенностями языка рекламы являются:
- лаконичность, стандартизованность, эскпрессивность, афористичность;
- диалогичность, опора на опыт других людей, лаконичность, образность;
- точность, лаконичность, диалогичность, мотивирующий характер;
- образность, экспрессивность, объективность.
- Тезис, аргумент, вывод – это компоненты текста:
- описания;
- повествования;
- рассуждения;
- доказательства
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
- Этикет и речь.
- Безмолвный мысли знак.
- Общение: наука или искусство.
- Аксиомы делового письма.
- Речевые ошибки в речи публичных политиков.
- Языковые нормы и Интернет.
- Кто является современной речевой элитой.
- Языковая экология.
- Современная речевая ситуация.
- Язык газеты, радио, телевидения.
- Нарушения языковых норм и пути их преодоления.
- «Норма литературного языка» как сложное и диалектически противоречивое явление.
- А судьи кто? Кто и как устанавливает языковые нормы.
- Особенности современного русского языка, отражающие его историю.
- Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.
- Речевые ошибки и их предупреждение.
- Разновидности русского национального языка.
- Функциональные стили современного русского литературного языка.
- Язык и культура.
- О связи языка с историей и культурой народа.
- Молодежный жаргон.
- Вербальное и невербальное общение как вид взаимодействия людей.
- Как победить в споре: о культуре полемики.
- Социальные варианты языка.
- Риторика как норма гуманитарной культуры.
- «Свое» и «чужое»: заимствованные слова в русском языке.
- Иноязычная лексика в современных информационных жанрах.
- По-русски об иностранном: иностранные слова и культура речи.
- Орфографическая реформа: за и против.
- Огрубление русского языка в средствах массовой информации.
- Язык коммерческой и политической рекламы.
- Язык современной прессы.
- Языковая игра или речевая ошибка?
- Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста.
- Социальные диалекты русского языка.
- Мир в словарях и мир словарей.
- Книги, которые мешают нам говорить по-русски.
- Человек и его язык… Что такое языковая личность?
- Умом Россию не понять… Специфика русской языковой картины мира: культурные концепты, прецедентные
феномены, национальные стереотипы.
- Речевая культура интернет-среды.
- Способы повышения речевой культуры.
- Вопросы культуры речи в СМИ.
- Изменения в русском речевом этикете последних лет.
- Языковая игра в СМИ (на примере молодежных изданий, качественной прессы и др.)
- Этика и право в СМИ.
- Особенности молодежной женской речи.
- Экспрессивные выражения в русском языке.
Методические указания по выполнению контрольных
работ
- Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из списка, в зависимости от собственных интересов и знаний.
- Структурно контрольная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка источников и литературы. Кроме того, работа может содержать список терминов, условных обозначений и сокращений (следуют после оглавления),
приложения (размещаются в конце текста).
- Введение работы имеет жесткую структуру. Во введении студент должен отразить: актуальность выбранной темы, цель,
задачи, желательно - историографию вопроса.
Основная часть работы обычно
состоит из 3 глав, которые делятся на параграфы.
Нелогичными выглядят работы, в которых
параграфов насчитывается более пяти.
Это наглядно свидетельствует о неумении
студента обобщать и систематизировать
материал. Объем глав должен быть относительно
сбалансирован, не должно быть слишком
маленьких и слишком больших глав.
Заключение представляет собой
четкий ответ на те вопросы, которые
обозначены во введении. В заключении
обязательно подведение итогов по параграфам,
главам и общий вывод по проделанной
автором работе, фиксация личного
отношения студента к проблеме. Если таковая
имела место, можно упомянуть про апробацию
и внедрение результатов в практику (например,
студент делал доклад на семинаре, конференции
на эту тему).
В раздел приложения выносят рисунки,
таблицы, схемы, графики, иллюстрирующие
текстуальную часть работы.
- Оформление титульного листа, сносок, списка литературы подчиняется общим требованиям.
- Выполненной считается работа, в которой решены все задания и даны ответы на все поставленные вопросы.
В этом случае объем работы составляет
обычно 15-20 страниц.
6. Срок сдачи контрольной
работы – не позднее, чем
за 2 недели до зачета.
7. Критерии положительной оценки:
умение работать с текстами, логичность
изложения, творческое осмысление
материала, правильное оформление.
Контрольные работы, выполненные на высоком
уровне, носящие исследовательский характер,
будут предложены на конкурс научных работ
студентов.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
- Понятие “культура речи”. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи.
- Современная речевая ситуация. Актуальные вопросы культуры речи.
- Современный русский литературный язык (о содержании понятия).
- История развития русского языка.
- Разновидности русского национального языка, краткая характеристика их особенностей. Литературный язык как
универсальное средство общения. Особенности,
делающие его таковым.
- Понятие «языковая норма». “Норма литературного языка” как сложное и диалектически противоречивое явление. Процесс
формирования языковой нормы. Виды
языковых норм.
- Орфоэпические нормы.
- Лексические нормы.
- Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи. Ошибки, связанные
с их употреблением.
- Морфологические нормы.
- Синтаксические нормы.
- Понятие «функциональный стиль». Система функциональных стилей современного русского
языка. Внутристилевая дифференциация.
- Культура речи в официально-деловой сфере. Требования к написанию и оформлению автобиографии, характеристики, резюме, заявления, доверенности и других документов.
- Особенности и сфера применения разговорного стиля речи.
- Сфера применения, функции и жанры публицистического стиля речи. Его
специфические черты. Язык прессы и язык
рекламы.
- Основы ораторского искусства. Оратор и его аудитория.
- Основы ораторского искусства. Начало, развертывание и завершение речи.
- Особенности научного стиля речи. Культура умственного труда: требования к написанию
и оформлению реферата (конспекта, отзыва,
рецензии, аннотации). Цитирование, оформление
сносок, библиографии.
- Основные коммуникативные качества речи, их характеристика.
- Речевой этикет. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование.
- Коммуникативная культура. Функции и компоненты общения. Условия необходимые для эффективного общения.
Пословицы и поговорки, характеризующие
общение.
- Роль невербальных средств в общении людей.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2007. – 544с.
- Русский язык и культура речи / Под ред.В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2008. – 408с.
- Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И.Максимова – М: Гардарики, 2008. - 304с.
Дополнительная
- Антонова Е.С. Русский язык и культура речи / Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. – 320с.
- Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: В 2-х ч. / Л.В.Балашова. – Саратов: «Лицей», 2002.
- Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Р.К. Боженкова, Н.А.Боженкова. – М.: Вербум-М, 2004. – 560с.
- Былкова С.В. Русский язык и культура речи / С.В.Былкова, Е.Ю.Махницкая. – М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д, 2005. – 304с.
- Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: очерки новейшего словоупотребления / А.Д.Васильев. – М.: Наука, 2003.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б.Голуб. – М.: Логос, 2007. – 432с.
- Гольдин В.Е. Русский язык и культура речи: учебник для студентов-нефилологов / Под ред. О.Б.Сиротининой. – М.: Едиторал УРСС, 2004. – 212с.
- Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов / А.А.Данцев, Н.В.Нефедова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320с.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, Наука, 2004. –
315с.
- Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М.: изд-во НОРМА, 2002. – 560с.
- Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи / Т.П.Плещенко, Н.В.Федоров,
Р.Г.Чечет. – Минск: НТООО «ТетраСистемс», 2001.
– 544с.
- Руднев В.Н. Русский язык и культура речи / В.Н.Руднев. – М.: КНОРУС, 2009. – 256с.
- Русский язык и культура речи / Под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова. – М: Высш.шк., 2006.
- Русский язык и культура речи: учебное пособие. / Под ред. О.Я.Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 192с.
- Русский язык и культура речи: учеб.для вузов. / Под ред. В.Д.Черняк. – М.: высш.шк., 2002. – 509с.
- Сидорова М.Ю. Русский язык. Культура речи. Курс лекций для студентов
нефилологических вузов / М.Ю.Сидорова,
В.С.Соловьев. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208с.
- Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А.Николина. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 256с.
- Шапошников В.Н. Современная Россия в языковом отражении / В.Н.Шапошников. – М.: Наука,
1998. – 234с.