Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми

§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография

Файлы: 1 файл

диплом (1).docx

— 96.41 Кб (Скачать файл)

     Перед тем,  как начать поиск предшественников  Френе в использовании печатного  станка в педагогическом процессе, отметим, что сам Френе демонстрирует  скорее гений организатора, чем  гений изобретателя; организатора, составившего из разрозненных  элементов цельный всеохватывающий  проект по внедрению типографии  в школу. 

     В самом  деле, имеется множество примеров  использования печатного станка  в работе с детьми. Первый знаменитый  пример, когда ребенок использовал  типографский станок для познания  языка - французский король Людовик  XV.

     В 1718 году, когда  королю было всего лишь 8 лет,  при нём состоял в качестве  смотрителя "типографии Королевского  кабинета" парижский издатель  Жак Колломба. Он был удостоен  пожизненного звания "Издатель  Короля, Свиты, Домов, Зданий, Искусств  и Мануфактуры Его Величества". В томе № 46 собрания документов  Аниссон-Дюперрон была найдена  следующая запись об этой типографии: "Колломба. Его отец приехал  в Париж в деревянных башмаках. Став учеником в типографии, он  пристрастился к набору шрифта  и преуспел в этом деле; тогда  же он задумал издавать от  своего имени небольшой альманах. Поскольку он был человеком  уважаемым, именно он и удостоился  чести продемонстрировать будущему  королю Людовику XV типографское  искусство. Принцу эта идея  очень понравилась, он стал  заниматься этим и достиг в  этом деле больших успехов.  Это только способствовало укреплению  авторитета Колломба, который сегодня  очень влиятелен: один только  альманах приносил ему 20 тыс.  ливров дохода".

     Итак, молодой  король начинает печатать листки  с текстами разного формата.  Один из таких листков становится  знаменитым: на нем напечатаны  предсмертные слова Людовика XIV к  своему наследнику Людовику XV. Согласно  первой версии, слова, полностью  соответствующие действительности, были старательно записаны для  Людовика XV его учителем по письму  Шарлем Жильбером и на следующий  же день после смерти Людовика XIV торжественно объявлены суверену  через его гувернантку мадам  де Вантадур. Эти слова гласили: "Вы станете величайшим в  мире королём!" Однако, изданный  на листке текст гласит лишь: "Вы станете великим королём!". Вольтер же замечает в 28-ой  главе своей книги "Век Людовика XIV", что "последние слова,  произнесённые перед смертью  Людовиком XIV, видимо, были совсем  не те, что приводятся повсеместно" - т.е. печатная версия - а те, что  написаны рукой Шарля Жильбера. Какой из этих вариантов следует  считать истинным и оставить  потомкам, мы не знаем. Но тот,  что был отпечатан типографским  способом, создает ощущение подлинности,  которое исходит вообще от  всех напечатанных текстов [4].

     С того времени  уже не будет преувеличением  сказать, что издательское дело  начинает использоваться как  средство обучения чтению и  письму. В частности, под влиянием  Шарля Роллена (1661-1741), выбранного  в 1694 году ректором Парижского  Университета, а позднее, в 1699 году, ставшего учителем при Дворе  французского монарха, значение  типографии в воспитании детей  было уже оценено по достоинству.  В его труде, опубликованном  в 1726 году под названием "Трактат  об исследовании или о методике  обучения и изучения изящной  словесности", мы находим отрывок,  отражающий возникший в те  времена интерес к "типографскому  бюро": "С недавнего времени  широкой общественности предложена  новая методика обучения детей  чтению, получившая название "типографское  бюро". Автором этого новшества  является господин Де Мас. С  точки зрения новизны идеи, эту  методику вряд ли можно назвать  оригинальной; нельзя назвать ее  и естественной, что вызывает  недоверие и заставляет отнестись  к ней с осторожностью - позиция,  которая представляется вполне  здравой и разумной, когда мы  хотим оценить по совести и  без предубеждения то, что нам  преподносят, как совершенно новое…  Типографское бюро представляет  собой стол, длина которого в  несколько раз больше его ширины. На нём размещены в 2 или  3 этажа полочки с перегородками,  образуя так называемые ложементы,  где находятся карточки с обозначением  разнообразных звуков изучаемого  языка, состоящих из одного  или нескольких элементов. Каждый  из этих ложементов имеет соответствующее  обозначение, т.е. этикетку, на  которой обозначены те буквы,  которые в данном ложементе  находятся. Ребенок выкладывает  на столе слово, которое ему  требуется составить, используя  звуки, необходимые для его  произношения, выбирая их из соответствующих  ложементов. Он действует аналогично  наборщику в настоящей типографии, который набирает нужное ему  слово из соответствующих букв. Именно поэтому такому столу  дали название "типографское бюро" [4].

     Не стоит,  однако, думать, что педагогические  возможности типографии в школе  ограничиваются лишь методикой  использования её при обучении  письму и чтению. Издательская  деятельность является, прежде всего,  средством, с помощью которого  можно выражать и распространять  мысли и идеи, специфические проблемы  группы, и именно данное качество  должно привлечь к себе молодёжь.

В 1890 г. бельгийский исследователь  Поль Бергманс насчитывает 107 студенческих газет (8 - в Германии, 1 - в Австро-Венгрии, 51 - в Бельгии, 1 - в Бразилии, 1 - в  Испании, 1 - в США, 21 - во Франции, 19 - в  Голландии, 2 - в Италии, 2 - в Швейцарии).

     Это позволяет  предположить, что период 1880-1900 гг. был  богат как в созидательном,  творческом плане, так и в  плане требований своих прав! Взрослые были отнюдь не расположены  признать эти требования, и следует  крайне осторожно интерпретировать  появление " школьных "  газет   в этот период как признак  проявления гражданской активности, ответственности детей. Когда  обнаруживаешь подборки  газет,  выпущенных в школах (так, в  Лондоне имеется коллекция из 595  школьных   газет, созданных  между 1874 г. и 1923 г.), то за  ними угадывается почерк учителей  и директоров учебных заведений,  озабоченных тем, чтобы поддержать "марку" школы - здесь "газета" используется, скорее, как орган  связи с общественностью для  того - чтобы утвердить свои успехи  в общественном мнении [3].

     Первые печатные  школьные газеты, выпускаемые детьми  под руководством учителей, вероятнее  всего, появились в Соединенных  Штатах в "новых школах". В книге "Школы будущего", написанной на основе изучения  практики американских школ своего  времени в  сотрудничестве  с Эвелин Дьюи, своей дочерью,  Джон Дьюи, профессор Колумбийского  университета, приводит следующие  сведения: "Во многих школах  устроены небольшие типографии, всецело находящиеся в руках  школьников. Открывают типографии  вовсе не для обучения детей  типографскому делу, - нет, типографии  нужны, чтобы школа могла сама  печатать брошюры, объявления, программы  и вообще все необходимое в   школьном  обиходе. Не говоря  о том, как увлекательно набирать  текст, печатать, получать готовые  экземпляры, - вся работа прекрасное  подспорье для занятий родным  языком. Взять хотя бы только  набор: тут и правописание, и  пунктуация, и разбивание текста  на параграфы, грамматика и  т.п. Самая мысль о том, что  текст надо печатать, заставляет  детей избегать ошибок, - тут действует  стимул, абсолютно отсутствующий  в обыкновенных письменных упражнениях  для учителя. Чтение корректур  - другое полезное упражнение. В  школах, где утвердилось печатанье,  школьная  пресса издает весь  нужный печатный материал, включая  и списки слов для уроков  правописания, программы, доклады  и т.п".

     История особо  запомнила жест Корчака, принявшего  решение отправиться вместе с  детьми из детского дома в  Варшаве в лагерь смерти в  Треблинке. Потрясающий символ  для человека, так привязанного  к детям, который надеялся на  их возможности, чтобы изменить  мир к лучшему. Похоже, в самом  деле, что деятельность детского  дома стала "моделью" демократии, где " школьная   газета " занимала привилегированное положение. 

     В 1921 г. Корчак  изложил в небольшом сочинении  на двадцати двух страницах  размышления по поводу такого  рода деятельности. Работа "О   школьной   газете ", тем не  менее, заслуживает того, чтобы  быть процитированной практически  целиком - так можно будет усвоить  передовую для своего времени  практику, которая существовала  в Польше в школах, открытых  идеям новой педагогики. [5]

     Развитие  школьных  полиграфических средств достигло  своего апогея в 1950-е годы, когда  качественная техника позволила  ребятам выпускать  газеты, которые  по внешним признакам выглядели,  как "настоящие".

     Если до 50-х  годов было невозможно исследовать  проблемы  школьных   газет   и использование печатного станка  в школе без постоянных ссылок  на движение Френе и на работы  автора книги "Школьная газета", то в период с 1950 г. по 1960 г. намечается поворот к более  широкому признанию  школьной   газеты. Все более и более многочисленные  эксперименты разворачиваются вне  Кооперативного института современной  школы. Многие учителя, вдохновившись  опытом Френе, однако, не входя  формально в какие-то бы ни  было движения, начинают выпускать  газеты просто потому, что это  эффективное средство для создания  коммуникационного канала взаимодействия  школы с ее социальным окружением. В 1972 г. Ф.Делеам предлагает  провести анкету "Пятьдесят лет  после Ле-Бар-сюр-Лу". 186 собранных  им ответов позволяют воссоздать  детальную картину состояния  школьной прессы. Общая тенденция  такова: письменная речь, наряду  сустной, по-прежнему представляет  ценность, а печатная страница "сохраняет  свое богатство и величие". Таким образом,  школьная   газета  остается актуальной, несмотря на  развитие других методик обучения  и воспитания, а также возникновения  новых средств коммуникации: "Школьная  газета  - это более, чем простое  средство мотивации; она стала  средством информации, поддержкой  творчества, движением мысли, инструментом  для выражения мнения… т.е.  настоящим помощником школы в  том, чтобы сделать ее открытой  современному миру" [4].

    1. Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты

Правильное оформление - это систематический и привычный  для читателя подбор, расположение материалов по знакомым отделам без  изменений сложности и пестроты, выделение и умеренное подчеркивание  сути текста при помощи заголовков и подзаголовков, его графического оформления.

Если не вдаваться в  содержание материалов, а рассматривать  их как некие изображения, то все  они предстанут как комплекс графических  элементов: прямоугольников (чаще всего  серых) и картинок, разделенных между  собой линиями и пробелами, поэтому  при подборе материалов важно  помнить об их композиции.

Композиция - это правильное соединение отдельных элементов  в единое целое, основная структура  изображения, которая связывает  все вместе. Хорошо продуманная скомпонованная полоса газеты выглядит эффектно и  привлекательно. Она удовлетворяет  нашу потребность в форме, пропорции, гармонии, а кроме того (и это  самое главное), облегчает восприятие текста, сосредотачивает внимание на главном [6].

При размещении материалов на полосе нужно помнить об основных законах композиции:

1. Закон пропорции. По  закону пропорции четыре колонки  «притягивают» одну и «удерживают»  две. Две и три колонки смотрятся  самостоятельно.

2. Закон зрительной иллюзии;

3. Закон равновесия;

4. Закон гармонии (связь,  стройность, равномерность, равновесие  частей в целом).

Выделяют, кроме того, и  такие законы композиции, как:

- закон цельности (невозможность  воспринять изображение как сумму  нескольких самостоятельных частей, что достигается через наличие  общей оформительской идеи; связь  и взаимосогласованность всех  элементов, неповторимость каждого  фрагмента композиции);

- закон контрастов (нацеленность  на выразительность, привлечение  внимания).

Перед версткой полосы следует  задаться вопросом, какую роль сыграет  каждый материал в ее структуре, каким  должно быть его внешнее и внутреннее оформление.

Газетные материалы размещаются  так, чтобы каждая полоса была завершенной, интересной, содержательной, привлекательной  по композиции и другим деталям оформления [7].

Установлено, что читатели просматривают 4-х полосную газету в  такой последовательности: I, IV, III и в конце II -я.

Первая полоса - визитная карточка всего номера. На ней располагается  информация важная, интересная всем.

Четвертая полоса призвана не дать угаснуть интересу читателя, после  ее прочтения он должен полюбопытствовать: а что редакция предлагает еще? На четвертой полосе располагают разнообразную  познавательную и развлекательную  информацию, объявления и рекламу.

Ш полоса - место для серьезного разговора. Она может быть тематической, содержать аналитические, проблемные материалы на морально-этические, общественно  значимые темы.

Поскольку с содержанием  второй полосы знакомятся обычно в  последнюю очередь, здесь должны быть такие материалы, которые легко  воспринимаются, например, о литературе и искусстве, очерки и зарисовки.

Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику