Перед тем,
как начать поиск предшественников
Френе в использовании печатного
станка в педагогическом процессе,
отметим, что сам Френе демонстрирует
скорее гений организатора, чем
гений изобретателя; организатора,
составившего из разрозненных
элементов цельный всеохватывающий
проект по внедрению типографии
в школу.
В самом
деле, имеется множество примеров
использования печатного станка
в работе с детьми. Первый знаменитый
пример, когда ребенок использовал
типографский станок для познания
языка - французский король Людовик
XV.
В 1718 году, когда
королю было всего лишь 8 лет,
при нём состоял в качестве
смотрителя "типографии Королевского
кабинета" парижский издатель
Жак Колломба. Он был удостоен
пожизненного звания "Издатель
Короля, Свиты, Домов, Зданий, Искусств
и Мануфактуры Его Величества".
В томе № 46 собрания документов
Аниссон-Дюперрон была найдена
следующая запись об этой типографии:
"Колломба. Его отец приехал
в Париж в деревянных башмаках.
Став учеником в типографии, он
пристрастился к набору шрифта
и преуспел в этом деле; тогда
же он задумал издавать от
своего имени небольшой альманах.
Поскольку он был человеком
уважаемым, именно он и удостоился
чести продемонстрировать будущему
королю Людовику XV типографское
искусство. Принцу эта идея
очень понравилась, он стал
заниматься этим и достиг в
этом деле больших успехов.
Это только способствовало укреплению
авторитета Колломба, который сегодня
очень влиятелен: один только
альманах приносил ему 20 тыс.
ливров дохода".
Итак, молодой
король начинает печатать листки
с текстами разного формата.
Один из таких листков становится
знаменитым: на нем напечатаны
предсмертные слова Людовика XIV к
своему наследнику Людовику XV. Согласно
первой версии, слова, полностью
соответствующие действительности,
были старательно записаны для
Людовика XV его учителем по письму
Шарлем Жильбером и на следующий
же день после смерти Людовика
XIV торжественно объявлены суверену
через его гувернантку мадам
де Вантадур. Эти слова гласили:
"Вы станете величайшим в
мире королём!" Однако, изданный
на листке текст гласит лишь:
"Вы станете великим королём!".
Вольтер же замечает в 28-ой
главе своей книги "Век Людовика
XIV", что "последние слова,
произнесённые перед смертью
Людовиком XIV, видимо, были совсем
не те, что приводятся повсеместно"
- т.е. печатная версия - а те, что
написаны рукой Шарля Жильбера.
Какой из этих вариантов следует
считать истинным и оставить
потомкам, мы не знаем. Но тот,
что был отпечатан типографским
способом, создает ощущение подлинности,
которое исходит вообще от
всех напечатанных текстов [4].
С того времени
уже не будет преувеличением
сказать, что издательское дело
начинает использоваться как
средство обучения чтению и
письму. В частности, под влиянием
Шарля Роллена (1661-1741), выбранного
в 1694 году ректором Парижского
Университета, а позднее, в 1699
году, ставшего учителем при Дворе
французского монарха, значение
типографии в воспитании детей
было уже оценено по достоинству.
В его труде, опубликованном
в 1726 году под названием "Трактат
об исследовании или о методике
обучения и изучения изящной
словесности", мы находим отрывок,
отражающий возникший в те
времена интерес к "типографскому
бюро": "С недавнего времени
широкой общественности предложена
новая методика обучения детей
чтению, получившая название "типографское
бюро". Автором этого новшества
является господин Де Мас. С
точки зрения новизны идеи, эту
методику вряд ли можно назвать
оригинальной; нельзя назвать ее
и естественной, что вызывает
недоверие и заставляет отнестись
к ней с осторожностью - позиция,
которая представляется вполне
здравой и разумной, когда мы
хотим оценить по совести и
без предубеждения то, что нам
преподносят, как совершенно новое…
Типографское бюро представляет
собой стол, длина которого в
несколько раз больше его ширины.
На нём размещены в 2 или
3 этажа полочки с перегородками,
образуя так называемые ложементы,
где находятся карточки с обозначением
разнообразных звуков изучаемого
языка, состоящих из одного
или нескольких элементов. Каждый
из этих ложементов имеет соответствующее
обозначение, т.е. этикетку, на
которой обозначены те буквы,
которые в данном ложементе
находятся. Ребенок выкладывает
на столе слово, которое ему
требуется составить, используя
звуки, необходимые для его
произношения, выбирая их из соответствующих
ложементов. Он действует аналогично
наборщику в настоящей типографии,
который набирает нужное ему
слово из соответствующих букв.
Именно поэтому такому столу
дали название "типографское бюро"
[4].
Не стоит,
однако, думать, что педагогические
возможности типографии в школе
ограничиваются лишь методикой
использования её при обучении
письму и чтению. Издательская
деятельность является, прежде всего,
средством, с помощью которого
можно выражать и распространять
мысли и идеи, специфические проблемы
группы, и именно данное качество
должно привлечь к себе молодёжь.
В 1890 г. бельгийский исследователь
Поль Бергманс насчитывает 107 студенческих
газет (8 - в Германии, 1 - в Австро-Венгрии,
51 - в Бельгии, 1 - в Бразилии, 1 - в
Испании, 1 - в США, 21 - во Франции, 19 - в
Голландии, 2 - в Италии, 2 - в Швейцарии).
Это позволяет
предположить, что период 1880-1900 гг. был
богат как в созидательном,
творческом плане, так и в
плане требований своих прав!
Взрослые были отнюдь не расположены
признать эти требования, и следует
крайне осторожно интерпретировать
появление " школьных " газет
в этот период как признак
проявления гражданской активности,
ответственности детей. Когда
обнаруживаешь подборки газет,
выпущенных в школах (так, в
Лондоне имеется коллекция из
595 школьных газет, созданных
между 1874 г. и 1923 г.), то за
ними угадывается почерк учителей
и директоров учебных заведений,
озабоченных тем, чтобы поддержать
"марку" школы - здесь "газета"
используется, скорее, как орган
связи с общественностью для
того - чтобы утвердить свои успехи
в общественном мнении [3].
Первые печатные
школьные газеты, выпускаемые детьми
под руководством учителей, вероятнее
всего, появились в Соединенных
Штатах в "новых школах".
В книге "Школы будущего",
написанной на основе изучения
практики американских школ своего
времени в сотрудничестве
с Эвелин Дьюи, своей дочерью,
Джон Дьюи, профессор Колумбийского
университета, приводит следующие
сведения: "Во многих школах
устроены небольшие типографии,
всецело находящиеся в руках
школьников. Открывают типографии
вовсе не для обучения детей
типографскому делу, - нет, типографии
нужны, чтобы школа могла сама
печатать брошюры, объявления, программы
и вообще все необходимое в
школьном обиходе. Не говоря
о том, как увлекательно набирать
текст, печатать, получать готовые
экземпляры, - вся работа прекрасное
подспорье для занятий родным
языком. Взять хотя бы только
набор: тут и правописание, и
пунктуация, и разбивание текста
на параграфы, грамматика и
т.п. Самая мысль о том, что
текст надо печатать, заставляет
детей избегать ошибок, - тут действует
стимул, абсолютно отсутствующий
в обыкновенных письменных упражнениях
для учителя. Чтение корректур
- другое полезное упражнение. В
школах, где утвердилось печатанье,
школьная пресса издает весь
нужный печатный материал, включая
и списки слов для уроков
правописания, программы, доклады
и т.п".
История особо
запомнила жест Корчака, принявшего
решение отправиться вместе с
детьми из детского дома в
Варшаве в лагерь смерти в
Треблинке. Потрясающий символ
для человека, так привязанного
к детям, который надеялся на
их возможности, чтобы изменить
мир к лучшему. Похоже, в самом
деле, что деятельность детского
дома стала "моделью" демократии,
где " школьная газета "
занимала привилегированное положение.
В 1921 г. Корчак
изложил в небольшом сочинении
на двадцати двух страницах
размышления по поводу такого
рода деятельности. Работа "О
школьной газете ", тем не
менее, заслуживает того, чтобы
быть процитированной практически
целиком - так можно будет усвоить
передовую для своего времени
практику, которая существовала
в Польше в школах, открытых
идеям новой педагогики. [5]
Развитие школьных
полиграфических средств достигло
своего апогея в 1950-е годы, когда
качественная техника позволила
ребятам выпускать газеты, которые
по внешним признакам выглядели,
как "настоящие".
Если до 50-х
годов было невозможно исследовать
проблемы школьных газет
и использование печатного станка
в школе без постоянных ссылок
на движение Френе и на работы
автора книги "Школьная газета",
то в период с 1950 г. по 1960
г. намечается поворот к более
широкому признанию школьной
газеты. Все более и более многочисленные
эксперименты разворачиваются вне
Кооперативного института современной
школы. Многие учителя, вдохновившись
опытом Френе, однако, не входя
формально в какие-то бы ни
было движения, начинают выпускать
газеты просто потому, что это
эффективное средство для создания
коммуникационного канала взаимодействия
школы с ее социальным окружением.
В 1972 г. Ф.Делеам предлагает
провести анкету "Пятьдесят лет
после Ле-Бар-сюр-Лу". 186 собранных
им ответов позволяют воссоздать
детальную картину состояния
школьной прессы. Общая тенденция
такова: письменная речь, наряду
сустной, по-прежнему представляет
ценность, а печатная страница "сохраняет
свое богатство и величие".
Таким образом, школьная газета
остается актуальной, несмотря на
развитие других методик обучения
и воспитания, а также возникновения
новых средств коммуникации: "Школьная
газета - это более, чем простое
средство мотивации; она стала
средством информации, поддержкой
творчества, движением мысли, инструментом
для выражения мнения… т.е.
настоящим помощником школы в
том, чтобы сделать ее открытой
современному миру" [4].
- Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты
Правильное оформление -
это систематический и привычный
для читателя подбор, расположение
материалов по знакомым отделам без
изменений сложности и пестроты,
выделение и умеренное подчеркивание
сути текста при помощи заголовков
и подзаголовков, его графического
оформления.
Если не вдаваться в
содержание материалов, а рассматривать
их как некие изображения, то все
они предстанут как комплекс графических
элементов: прямоугольников (чаще всего
серых) и картинок, разделенных между
собой линиями и пробелами, поэтому
при подборе материалов важно
помнить об их композиции.
Композиция - это правильное
соединение отдельных элементов
в единое целое, основная структура
изображения, которая связывает
все вместе. Хорошо продуманная скомпонованная
полоса газеты выглядит эффектно и
привлекательно. Она удовлетворяет
нашу потребность в форме, пропорции,
гармонии, а кроме того (и это
самое главное), облегчает восприятие
текста, сосредотачивает внимание на
главном [6].
При размещении материалов
на полосе нужно помнить об основных
законах композиции:
1. Закон пропорции. По
закону пропорции четыре колонки
«притягивают» одну и «удерживают»
две. Две и три колонки смотрятся
самостоятельно.
2. Закон зрительной иллюзии;
3. Закон равновесия;
4. Закон гармонии (связь,
стройность, равномерность, равновесие
частей в целом).
Выделяют, кроме того, и
такие законы композиции, как:
- закон цельности (невозможность
воспринять изображение как сумму
нескольких самостоятельных частей,
что достигается через наличие
общей оформительской идеи; связь
и взаимосогласованность всех
элементов, неповторимость каждого
фрагмента композиции);
- закон контрастов (нацеленность
на выразительность, привлечение
внимания).
Перед версткой полосы следует
задаться вопросом, какую роль сыграет
каждый материал в ее структуре, каким
должно быть его внешнее и внутреннее
оформление.
Газетные материалы размещаются
так, чтобы каждая полоса была завершенной,
интересной, содержательной, привлекательной
по композиции и другим деталям оформления
[7].
Установлено, что читатели
просматривают 4-х полосную газету в
такой последовательности: I, IV, III и
в конце II -я.
Первая полоса - визитная
карточка всего номера. На ней располагается
информация важная, интересная всем.
Четвертая полоса призвана
не дать угаснуть интересу читателя, после
ее прочтения он должен полюбопытствовать:
а что редакция предлагает еще? На
четвертой полосе располагают разнообразную
познавательную и развлекательную
информацию, объявления и рекламу.
Ш полоса - место для серьезного
разговора. Она может быть тематической,
содержать аналитические, проблемные
материалы на морально-этические, общественно
значимые темы.
Поскольку с содержанием
второй полосы знакомятся обычно в
последнюю очередь, здесь должны
быть такие материалы, которые легко
воспринимаются, например, о литературе
и искусстве, очерки и зарисовки.