Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа
Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.
Введение 3
Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми
§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография
Общие положения
Статус редколлегии газеты
Порядок избрания редактора газеты, права и обязанности редактора и журналистов
1.Редактор газеты
избирается на заседании
2.Права
и обязанности редактора
Редактор систематизирует материал, распределяет задания среди журналистов по сбору информации, следит за периодичностью выпусков газеты. Принимает окончательное решение в отношении выпуска печатного издания, руководит процессом его распространения, имеет право вносить поправки в информационный материал.
3. Права и обязанности
журналистов газеты:
Журналист имеет
право:
Журналист газеты обязан:
Порядок издания и распространения газеты
Газета издается
на благотворительной основе за счет
спонсорских средств или
Газета распространяется бесплатно редакционной коллегией (под руководством редактора) среди учащихся, педагогического коллектива и работников гимназии, родителей и учащихся.
Газета «Источник» не только
информационно обогащает
2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
«Журналистика – в высшей степени благодатное поле для того, чтобы молодой человек ощутил себя творчески растущей личностью», так как нет в журналистике такой сферы деятельности, которая бы не потребовала от автора выражения его внутреннего мира, оригинальной манеры письма, постоянного творческого поиска»[16].
Для лучшего развития способностей
у детей и освоения базовой
журналистской теории были разработаны
приемы (методы), которые способствовали
более плодотворной работе. Например,
с «юными» журналистами при изучении
некоторых тем использовались игровые
элементы, основу которых составляли
журналистская деятельность. Так
для лучшего объяснения темы «Интервью»
проводились ролевые игры, ребята
сами писали сценарии диалогов, что
позволяло им освоить социальную
и предметную деятельность, путем
имитации ситуации-интервью с начальником
отдела образования. В этой игре задача
одного ученика, как журналиста получить
необходимую информацию, с помощью
правильных вопросов, задача второго
– интервьюируемого (начальник отдела)
скрыть необходимую информацию, правильно
уйти от ответа. Такие игры способствуют
раскрытию личностного
Работа с детьми по развитию творческих способностей с помощью журналистики велась по нескольким методам.
Виды |
Варианты |
Конкретные примеры |
Цель обучения |
Содержание деятельности учащихся | ||||||
Игровые методы |
Деловая игра |
Деловая игра как форма интерактивного обучения: «Определение модели газетной редакции» |
Помочь детям включиться в редакционную структуру |
Самостоятельно распределяют роли («редактор», «верстальщик», «корректор», «корреспондент», «фотограф») и ищут пути их исполнения, коллективно обсуждая результаты работы, проводят самоанализ | ||||||
Деловая игра как форма политкультурного образования: «Зарубежная командировка» |
Приобщить учащихся к взаимодействию
с |
Учащиеся занимаются поиском, подготовкой информации о той или иной стране, ее культуре, традициях. Проанализировав информацию, они играют роль «иностранца», выполняющего редакционное задание | ||||||||
Интерактивный метод |
Дискуссия |
Теоритическая дискуссия: «нужна ли российским СМИ свобода?» |
Способствовать развитию
мировоззренческой позиции |
Коллективное обсуждение | ||||||
Дискуссия в процессе планирования будущего номера газеты |
Расширить представления
подростков о творческом процессе,
создать психологически благоприятную
атмосферу для активизации |
Ребята обсуждают замысел будущих материалов и концепцию номера в целом | ||||||||
Тренинги |
Тренинги на определение чувствительности, наблюдательности (просмотр видео с ведущими, корреспондентами для изучения профессиональных жестов, мимики, манер). |
Содействовать приобретению эмоционального опыта, навыков межличностного общения |
Наблюдают и анализируют природно-вещественную среду человека | |||||||
Тренинг на самопознание |
Развить навыки самоанализа |
Анализируют свое состояние и деятельность | ||||||||
Творческий тренинг «Полоса моей мечты» - ребята с помощью приобретенных знаний по дизайну, создают из старых периодических изданий полосу своей мечты |
Способствовать развитию творческого мышления |
Комбинируют, моделируют, интерпретируют и т.д. | ||||||||
Творческий метод |
Практическое творчество |
В ходе урочных занятий и выполнения самостоятельных работ. Например, «Стоп-кадр», ребятам выдаются фотоиллюстрации из газеты, к которым они должны составить текст в информационном жанре |
Развивать практические навыки, способствующие созданию журналистского и публицистического текстов |
Подростки пишут фрагменты текстов, выполняют упражнения, направленные на развитие воображения, внимания, критического мышления и т.д. |
Комплекс методов, примененных в ходе работы с детьми, позволил раскрыть творческие способности личности подростков. Так же методы предоставляют подростку свободу выбора и смену деятельности, удовлетворяют разнообразные интересы детей.
На основе вышеперечисленных методов, была разработана программа. Цель дополнительной образовательной программы: создание условий для развития творческого роста обучающихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности; создание широких возможностей свободно, наравне с взрослыми, выражать свое мнение свою точку зрения в своих (детских) средствах массовой информации.
Задачи:
– воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических материалах;
– сформировать собственное мнение по поводу происходящих событий;
– осуществлять развитие способностей фильтрации информации, выделения «главного» и «второстепенного»;
– развивать творческие способности школьников.
Программа объединяет ряд спецкурсов (по журналистике, риторике, стилистике, редакторскому делу, рекламе, развитию речи, психологии общения). Занятия эти сквозные – проходят поэтапно через все годы обучения по программе.
В последнее время в нашей стране наблюдается всплеск активности в сфере массовых коммуникаций. Кино и видеопроизводство, интернет журналистика, электронные СМИ всё больше входят в жизнь каждого человека. Перед обществом стоит проблема защиты подростков от негативного влияния СМИ, проблема подготовки подрастающего поколения к продуктивной жизни в информационном сообществе. Данная программа имеет творческую и медиаобразовательную направленность.
Для достижения качественного дополнительного образования используются такие формы занятий, как: лекции, беседы, тренинги, ролевые и деловые игры, экскурсии, коллективные творческие дела, пресс-конференции, развивающие и интеллектуальные игры.
На каждом занятии идёт работа по 3 модулям учебной деятельности:
Во-первых, юные журналисты знакомятся с теоретическими основами журналистской работы, получают необходимые знания и навыки для написания основных информационных и аналитических газетных жанров, пробуют свои силы на поприще литературных жанров, знакомятся с азами тележурналистики и кино – видео творчества.
Во-вторых, в рамках программы дети на практической части занятий имеют возможность закрепить свои навыки, публикуясь в школьной газете «Источник». Практическая работа – неотъемлемая часть каждого занятия.
В-третьих, юные журналисты в процессе каждого занятия имеют возможность ознакомиться также с основами коммуникативной культуры и психологии общения. На каждом занятии много времени уделяется тренинговой и игровой деятельности. Эта деятельность носит развивающий и воспитательный характер.
В условиях актуализации проблемы личностного
и профессионального
По образовательному плану работа детско-юношеского журналистского кружка предполагает знакомство со всеми этапами процесса производства журналистских произведений, с правилами и проведения интервью, фотосъемок, со способами использования компьютерной техники. В ходе реализации, ребята получают ряд теоретических знаний, связанных с особенностями журналистского труда, реализуют полученные знания на практике, становятся активными юнкорами.
2.2.1. Первичная оценка представления детей о профессии журналиста
Изначально юные корреспонденты имеют смутное представление о профессии журналиста. И те, кто хочет связать свою внеурочную деятельность с журналистикой, практически не задумываются о том, зачем они этим занимаются. Так ли это, узнать удалось из проведенных опросов.
Среди учеников, которые
занимаются в кружке «Журналист»
и создают газету «Источник» был
проведен опрос, который помог выявить
мотивацию участия в
Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику