Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми

§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография

Файлы: 1 файл

диплом (1).docx

— 96.41 Кб (Скачать файл)

Общие положения

  • Под периодическим печатным изданием понимается независимая газета школьников, имеющая постоянное название - «Источник».
  • Положение о печатном издании обсуждается и принимается на заседании редакционной коллегии (далее редколлегия) большинством  голосов  и  утверждается  Ученическим  советом 
  • Под редакционной коллегией газеты понимается добровольное 
    объединение учащихся, осуществляющих выпуск газеты и ее распространение.
  • Под редактором понимается учащийся, возглавляющий редколлегию газеты.
  • Под журналистом газеты понимается учащийся, занимающийся 
    редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений 
    и материалов для редакции.

Статус редколлегии  газеты

  • Редколлегия осуществляет свою деятельность на основе настоящего Положения и руководствуется Уставом школы, Положением об  органах ученического самоуправления.
  • Редколлегией руководит редактор, который осуществляет свои полномочия на основе прав и обязанностей, определенных настоящим Положением.
  • Редактор представляет редколлегию вотношениях с администрацией школы, родительским комитетом, Ученическим  советом.

Порядок избрания редактора  газеты,   права и обязанности редактора и журналистов

1.Редактор газеты  избирается на заседании редколлегии  и утверждается на Ученическом  совете 

   2.Права  и обязанности редактора газеты:

Редактор систематизирует  материал, распределяет задания среди  журналистов по сбору информации, следит за периодичностью выпусков газеты. Принимает окончательное решение в отношении выпуска печатного издания, руководит процессом его распространения, имеет право вносить поправки в информационный материал.

3. Права и обязанности журналистов газеты: 
Журналист имеет право:

  • искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
  • посещать другие учебные заведения и их пресс-службы;
  • быть принятым администрацией гимназии в связи с запросом информации;
  • получать доступ к архивным документам и материалам гимназии;
  • производить информационные записи с использованием средств аудио- и видеотехники, фотосъемки;
  • излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения, за своей подписью;
  • отказаться от подготовки сообщения или материала за своей подписью, противоречащего его убеждениям;
  • снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки;
  • распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом.

Журналист газеты обязан:

  • соблюдать Устав школы;
  • руководствоваться настоящим Положением о газете «Источник»;
  • проверять достоверность сообщаемой им информации;
  • удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании источника информации;
  • предоставлять в установленные сроки информацию редактору газеты.

Порядок издания и распространения  газеты

Газета издается на благотворительной основе за счет спонсорских средств или добровольных взносов родителей учащихся.

Газета распространяется бесплатно редакционной коллегией (под руководством редактора) среди учащихся, педагогического коллектива и работников гимназии, родителей и учащихся.

Газета «Источник» не только информационно обогащает школьников и учителей, но и знакомит детей  с профессией журналиста, посредством  программы, которая была разработана  в процессе работы и направлена на изучение школьниками профессии  журналист. 

2.2. Углубление  знаний об основах творческой  деятельности  журналиста как  шаг в профессию 

«Журналистика – в высшей степени благодатное поле для  того, чтобы молодой человек ощутил себя творчески растущей личностью», так как нет в журналистике такой сферы деятельности, которая  бы не потребовала от автора выражения  его внутреннего мира, оригинальной манеры письма, постоянного творческого  поиска»[16].

Для лучшего развития способностей у детей и освоения базовой  журналистской теории были разработаны  приемы (методы), которые способствовали более плодотворной работе. Например, с «юными» журналистами при изучении некоторых тем использовались игровые  элементы, основу которых составляли журналистская деятельность. Так  для лучшего объяснения темы «Интервью» проводились ролевые игры, ребята сами писали сценарии диалогов, что  позволяло им освоить социальную и предметную деятельность, путем  имитации ситуации-интервью с начальником  отдела образования. В этой игре задача одного ученика, как журналиста получить необходимую информацию, с помощью  правильных вопросов, задача второго  – интервьюируемого (начальник отдела) скрыть необходимую информацию, правильно  уйти от ответа. Такие игры способствуют раскрытию личностного потенциала учащегося, так как в игре каждый получает возможность стать творцом  собственного поведения. Учащиеся в  деловой или ролевой игре ищут пути и средства оптимизации профессионального  общения, которые позже смогут практически  применить, выполняя редакторское задание. Также ребята пробовали себя в  роли «редактора». Данная игра проводилась  в период освоения курса по литературному  редактированию. Юные редакторы вносили  правки в заранее подготовленные тексты с ошибками. Задача обучающихся  – найти ошибки, исправить и  обсудить их. Эта игра помогает ребятам  применить знания по русскому языку  и почувствовать ответственность  корректора и главного редактора, которые  отвечают за качество публицистического  продукта.

Работа с детьми по развитию творческих способностей с помощью  журналистики велась по нескольким методам.

Виды

Варианты

Конкретные примеры

Цель обучения

Содержание деятельности учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые методы

 

 

 

 

 

 

 

 

Деловая игра

Деловая игра как форма  интерактивного обучения: «Определение модели газетной редакции»

Помочь детям включиться в редакционную структуру

Самостоятельно распределяют роли («редактор», «верстальщик», «корректор», «корреспондент», «фотограф») и ищут пути их исполнения, коллективно обсуждая результаты работы, проводят самоанализ

Деловая игра как форма  политкультурного образования: «Зарубежная  командировка»

Приобщить учащихся к взаимодействию с                                  различными культурами

Учащиеся занимаются поиском, подготовкой информации о той  или иной стране, ее культуре, традициях. Проанализировав информацию, они  играют роль «иностранца», выполняющего редакционное задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивный метод

 

 

 

Дискуссия

Теоритическая дискуссия: «нужна ли российским СМИ свобода?»

Способствовать развитию мировоззренческой позиции подростков

Коллективное обсуждение

Дискуссия в процессе планирования будущего номера газеты

Расширить представления  подростков о творческом процессе, создать психологически благоприятную  атмосферу для активизации собственного творчества

Ребята обсуждают замысел  будущих материалов и концепцию  номера в целом

 

 

 

 

 

 

Тренинги

Тренинги на определение  чувствительности, наблюдательности (просмотр видео с ведущими, корреспондентами для изучения профессиональных жестов, мимики, манер). 

Содействовать приобретению эмоционального опыта, навыков межличностного общения

Наблюдают и анализируют  природно-вещественную среду человека

Тренинг на самопознание

Развить навыки самоанализа

Анализируют свое состояние  и деятельность

Творческий тренинг «Полоса  моей мечты» - ребята с помощью приобретенных  знаний по дизайну, создают из старых периодических изданий полосу своей  мечты

Способствовать развитию творческого мышления

Комбинируют, моделируют, интерпретируют и т.д.

Творческий  метод

Практическое творчество

В ходе урочных занятий  и выполнения самостоятельных работ. Например, «Стоп-кадр», ребятам выдаются фотоиллюстрации из газеты, к которым  они должны составить текст в  информационном жанре

Развивать практические навыки, способствующие созданию журналистского и публицистического текстов

Подростки пишут фрагменты  текстов, выполняют упражнения, направленные на развитие воображения, внимания, критического мышления и т.д.


Комплекс методов, примененных  в ходе работы с детьми, позволил раскрыть творческие способности личности подростков. Так же методы предоставляют  подростку свободу выбора и смену  деятельности, удовлетворяют разнообразные  интересы детей.

На основе вышеперечисленных  методов, была разработана программа. Цель дополнительной образовательной  программы: создание условий для  развития творческого роста обучающихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для  самореализации личности; создание широких  возможностей свободно, наравне с  взрослыми, выражать свое мнение свою точку зрения в своих (детских) средствах  массовой информации.

Задачи:

– воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических материалах;

– сформировать собственное  мнение по поводу происходящих событий;

– осуществлять развитие способностей фильтрации информации, выделения «главного» и «второстепенного»;

– развивать творческие способности школьников.

Программа объединяет ряд спецкурсов (по журналистике, риторике, стилистике, редакторскому делу, рекламе,  развитию речи,  психологии общения). Занятия эти  сквозные – проходят поэтапно через все годы обучения  по  программе.

В последнее время в нашей  стране наблюдается всплеск активности в сфере массовых коммуникаций. Кино и видеопроизводство, интернет журналистика, электронные СМИ всё больше входят в жизнь каждого человека. Перед  обществом стоит проблема  защиты подростков от негативного влияния СМИ, проблема подготовки подрастающего поколения  к продуктивной  жизни в информационном сообществе. Данная программа имеет творческую и медиаобразовательную  направленность.

Для достижения качественного дополнительного  образования используются такие  формы занятий, как:  лекции, беседы, тренинги, ролевые и деловые игры, экскурсии, коллективные творческие дела, пресс-конференции, развивающие и интеллектуальные игры.

На каждом занятии идёт работа по  3 модулям  учебной деятельности:

Во-первых,  юные журналисты знакомятся с теоретическими основами журналистской  работы, получают необходимые  знания и навыки для написания основных информационных и аналитических газетных жанров, пробуют свои силы на поприще литературных жанров, знакомятся с азами тележурналистики и кино – видео творчества.

Во-вторых, в рамках программы дети на практической части занятий имеют возможность закрепить свои навыки, публикуясь в школьной газете «Источник». Практическая работа – неотъемлемая часть каждого занятия.

В-третьих, юные журналисты в процессе каждого занятия  имеют возможность ознакомиться также с основами коммуникативной культуры и психологии общения.  На каждом занятии много времени уделяется тренинговой и игровой деятельности. Эта деятельность носит развивающий и воспитательный характер.

В условиях актуализации проблемы личностного  и профессионального самоопределения, особое значение приобретает работа с детьми и подростками, направленная на развитие их личностного самосовершенствования,  на осознание ими своих индивидуальных особенностей, формирование их коммуникативных навыков, социализацию и на создание опыта социально - культурных отношений со сверстниками. Задача сегодняшнего дня – воспитание творческих, инициативных, нравственных, ответственных  граждан страны. Занимаясь интересным юнкоровским делом, создавая  газеты, подросток попадает в ситуацию активного личностного роста. Через интеграцию методик, успешно реализуемых на занятиях в кружке «Журналист», создаются оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, подростка, который занимается в газете. На каждом занятии  учащимся предоставляются все условия для развития личностного мировоззрения, для самовыражения, повышения творческого потенциала, выражения своего мнения по волнующим проблемам сегодняшнего дня. Данная программа наряду с углублением знаний в области журналистики, стилистики, риторики, коммуникативных навыков, социологии, призвана дать каждому воспитаннику возможность познать своё  «Я», определить свои личностные ценности и усовершенствовать себя.

По образовательному плану работа детско-юношеского журналистского кружка предполагает знакомство со всеми этапами  процесса производства журналистских произведений, с правилами и проведения интервью, фотосъемок, со способами использования компьютерной техники. В ходе реализации, ребята получают ряд  теоретических знаний, связанных с особенностями журналистского труда, реализуют полученные знания на практике, становятся активными юнкорами.

2.2.1. Первичная  оценка представления детей о  профессии журналиста

Изначально юные корреспонденты имеют смутное представление  о профессии журналиста. И те, кто хочет связать свою внеурочную деятельность с журналистикой, практически  не задумываются о том, зачем они  этим занимаются. Так ли это, узнать удалось из проведенных опросов.

Среди учеников, которые  занимаются в кружке «Журналист»  и создают газету «Источник» был  проведен опрос, который помог выявить  мотивацию участия в подростковой газете.  На вопрос «Почему вы пишете в свою газету?» 40% респондентов ответили, что им это нравится, это интересно; 20% считают, что это способ высказаться, поделиться своим мнением на ту или иную тему (мотив самовыражения). Хотят связать свою дальнейшую жизнь с журналистикой 11% (мотив самоопределения). 9% пишут в свою газету, потому что считают ее интересной и полезной обществу (широкий социальный мотив), 10% – потому что это приносит пользу самому респонденту (возможно, мотив саморазвития). Для 5% опрошенных участие в работе редакции – это возможность познакомиться с новыми людьми (мотив общения). К проявлению узких социальных (или позиционных) мотивов можно отнести ответы 5% «юнкоров», которые считают, что грамотно излагают свои мысли и хотят, чтобы об этом знали другие. Таким образом, мотивами участия в ««юнкоровской»» деятельности являются интерес, потребность в самовыражении и самоопределении, максимально обеспечивающие личностное развитие подростка. Развитие системы информационного пространства идет в направлении все большей переориентации на пользователя, из репрезентативного оно все более становится коммуникативным [17]. Социализация происходит тем успешнее, чем активнее индивид участвует в коммуникации и творчески преобразовательной общественной деятельности [18].Также была составлена и проведена анкета по знаниям учащихся о газетных жанрах. В анкетировании приняли участие 5 учащихся, не имеющих отношение к школьной журналистике, а во вторую группу вошли 5 учеников, входящих в состав группы, занимающихся школьной газетой. Целью данного анкетирования явилось определение знаний учащихся о газетных жанрах и их особенностях. На первый вопрос «Что обозначают эти слова и к чему они относятся? "эссе", "реплика", "зарисовка", "памфлет", "фельетон", "очерк"» учащиеся первой группы ответили все пятеро, что не знают, как сказать правильно. Только один ученик предположил, что это, по-видимому, жанры, но какие именно не знает. Зато учащиеся второй группы сразу ответили, что эти слова относятся к художественным жанрам. Т.е. можно сделать вывод о том, что учащиеся, занимающиеся выпуском школьной газеты, хорошо знают, что такое художественный жанр и что относится к этому жанру.

Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику