Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми

§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография

Файлы: 1 файл

диплом (1).docx

— 96.41 Кб (Скачать файл)

Такое расположение материалов в газете не является строго обязательным. В зависимости от целей и задач  номера его структура может быть разной. Важно, скомпоновать материалы  так, чтобы внимание читателя, интерес  к информации не угасли до последней  строчки, чтобы читатель ознакомился  со всем содержанием газеты.

Первые полосы в газете являются лицом издания, и их оформлению всегда уделяется большое внимание. На первой странице каждый элемент  приобретает особое звучание и, как  правило, здесь действуют свои правила  подачи заголовков, иллюстраций, рубрик [7].

В силу своего местоположения графика первых страниц имеет  отчетливо имиджевый характер, в  том смысле, что здесь не должно быть ничего лишнего, случайного, не завершенного, непродуманного, ибо это лицо.

Первая полоса должна иметь  яркое зрительное пятно, способное  привлечь читателя, не должно быть много  мелких фотографий, некрупных заголовков.

Лишнее, не оправданное с  точки зрения красоты и пользы (это азбука дизайна) губительно для  печатного издания. Искусству ближе  некий аскетизм, строгость, простота, которые сродни изяществу, выразительности.

Ответственный и трудоемкий этап работы над газетой - верстка. Верстка - система расположения на газетной полосе материалов в той или иной геометрической форме - композиционная структура полосы.

Верстка предполагает:

- разбивку материалов  на колонки определенной высоты;

- выделение материалов  при помощи рамок, линеек, шрифта;

- постановку заголовков  и иллюстраций.

При верстке материалов необходимо добиваться минимальных сокращений текстов, не допускать разбивки текстов (на разные страницы) необходимо, чтобы  материал смотрелся сам по себе четко, но не подавляя и не затеняя соседний.

Главные приемы верстки: вертикальная, горизонтальная, одноколонная, ломаная, симметричная. Нужно расположить  материалы на полосе так, чтобы они  смотрелись красиво, но при этом уместились целиком, с иллюстрациями, заголовками, рубриками, подзаголовками, подписями  и текстовками к снимкам.

Важно, чтобы читатель в  процессе восприятия наглядно представлял, что части полосы взаимно дополняют  друг друга и тяготеют друг к другу.

Колонки

Коллектив редакции сам выбирает размер колонок. Большинство газет  маленького формата верстаются пятью  колонками. Выбирать размер колонки  нужно в соответствии с общим  стилем оформления газеты.

Приемы выделения материала  на полосе

Для того чтобы выделить материал на полосе, есть несколько  способов.

1. Композиционный.

Установлено, что читатель газеты просматривает материалы  по диагонали. Поэтому больше внимания будет уделено тем текстам  и иллюстрациям первой и четвертой  полос, которые расположены в  левом верхнем углу, в центре и  правом верхнем углу полосы. Наименее выигрышное положение - левый нижний угол полосы.

С третьей полосой начинают знакомиться с верхнего правого  угла, затем внимание переносится  в центр, а после в верхний  левый угол. От третьей полосы переходят  к центру, а затем к материалам, расположенным в верхнем левом  и нижнем правом углах второй полосы. Как наиболее важные, пожалуй, все  же будут восприниматься материалов, расположенные в центре [8].

Итак, три основных композиционных приема выделения наиболее значимых материалов:

1) «на открытие» (в верхний  левый угол)

2) «на отлет» (верхний  правый)

3) «на центр».

2. Шрифтовой способ заключается  в наборе текста шрифтом, отличающимся  по рисунку, начертанию, размеру  от основного шрифта газеты.

3. Форматный. Текст или  его части верстается в колонки,  которые уже или шире стандартных.

4. Графический способ - это  подчеркивание, выделение в рамку,  использование других элементов  оформления.

При использовании этого  способа необходима большая строгость  и гибкость, ведь полоса должна быть красива и выдержана в одном  стиле.

5. Следующий способ выделения  материалов - с помощью заголовка,  набранного крупным насыщенным  шрифтом, подчеркнутого линейкой  или двумя, необычно заверстанного  в текст.

6. Комбинированным называется  способ, при котором текст набирается  в сочетании:

- другого шрифта и формата;

- шрифта и линеек;

- формата, шрифта и  линеек и т.д.

Приемы оформления отдельных  материалов и тематических блоков на полосе

Окно - материал, поставленный в верхний левый или правый угол и заверстанный на 1-2 (не больше) неполные колонки. Его выделяют линейками  и шрифтом, отличным от шрифта полосы.

Нужно обратить внимание на высоту колонки. Окно должно смотреться, поэтому его нижняя граница должна лежать примерно на линии оптической середины полосы или не ниже, чем  на 3/4 высоты всей полосы.

Подвалом называют материал, поставленный в самом низу полосы и разверстанный на такое число  колонок, которые занимают более  половины ширины газеты. Если занят  весь низ полосы - «подвал» полный, не весь - неполный.

От других материалов подвал отделяется четкой линейкой.

Высота подвала - не более 1/3 и не менее 1/4 полосы.

При верстке «подвала»  нужно особое внимание уделить размещению заголовка.

Лучший формат для «подвальных» иллюстраций - 1 колонка.

Чердак - материал, занимающий верхнюю часть полосы. Его ширина не менее 4 колонок, а высота до 1/4 высоты полосы.

При невысоком «чердаке»  заголовок верстается слева рядом  с текстом.

Высокий чердак лучше верстать не на всю полосу, а 1 колонку оставить свободной.

Свеча - материал в 1 колонку  на всю высоту полосы. Может также  «подпирать» «чердак», тогда она  не кажется такой высокой, а «чердак» выглядит большим.

На распашку - крупный  материал на центре смежных полос.

Заголовок лучше верстать на обеих полосах.

Подборка - несколько материалов, объединенных по определенным признакам. Выделяют подборки тематические (спорт, политика, литература и т.д.), оперативные (о последних событиях), сборные (объединенные по времени, авторству, цели, географическому  признаку) и др.

На полосе не должно быть более 2-х подборок и не более трех в номере.

Логотип и выходные данные [9]

В каждом издании есть оформительские элементы, которые повторяются из номера в номер: название (логотип), названия рубрик, анонсы.

Выходные данные (состав, адрес и телефоны редакции).

Выдерживается одинаковый принцип  размещения заголовков, используются одинаковые рамки, линейки, шрифты и  т.д.

Из этих элементов складывается принципиальный макет то, без чего ваше издание будет похоже на сотни  других. Принципиальный макет -это «лицо» вашей газеты, журнала, альманаха  и т.д.

Чтобы это «лицо» было интересным, не жалейте на него времени, пересмотрите вместе с художником все газеты и  журналы, доступные вам, отберите лучшее и сделайте свой вариант.

Следующий этап работы - создание художественного макета. Вы должны расположить на полосе готовые (исправленные и выверенные) материалы так, чтобы  они смотрелись красиво вместе с  названиями рубрик, заголовками, подзаголовками, подписями, иллюстрациями и текстовками  к ним.

Логотипу среди прочих графических элементов газетного  и журнального дизайна придается  особое значение. Во-первых, в нем  содержится название издания - его визуальное (зримое) воплощение.

Здесь может быть помещен  девиз и другие весьма важные для  читателя сведения: время и место  выхода газеты или журнала, для кого предназначено издание (аудиторная заявка), кроме того и номера-порядковый и так называемый валовый (с момента  издания). В логотип может быть включен некий символ, кроме того анонсы номера.

Таким образом, заглавие издания  вбирает в себя массу информации и великолепно представляет газету читателю, что называется, с порога.

Кстати, лучше избегать в  титульных, заглавных элементах  издания сокращений в роде «г», «п», «прт», «д» и прочих; выглядят они  казенно и значительно снижают  эмоциональный настрой восприятия.

Необходимо помнить: оформляется  всегда нечто. Если же заглавие состоит  из одного-двух слов названия, то естественно, оно потеряется на обложке, его будет  «мало». Но и укрупнение логотипа не всегда приводит к желаемому результату: если он зрительно неброский, то у  увеличенном масштабе выглядит порой  уродливо.

Логотип должен быть читаемым, выразительным, запоминаемым.

Логотип - это не только название (набранное на компьютере или нарисованное от руки), но и его размер, цвет, фактура, принципиальное расположение, компановка всего блока: название, номер, дата выпуска, чей орган печати, с какого времени  издается, девиз и др.

Логотип может быть сложным  комбинированным и состоять не только из шрифта, но и рисунка, символом знака  издания. Все это касается и заголовков, заставок и рубрикам [10].

Для газеты и журнала логотип, наверное, самый значимый элемент  художественного образа, иллюстрации  следуют за ним.

Всякое периодическое  издание (регулярность выхода в свет - один из признаков средства массовой информации) становится, по сути, газетой  или журналом лишь при условии  фиксированных моментов своего выхода. Для читателя (так же, как и  для редактора) важно сознавать  дату и место рождения печатного  СМИ, знать состав учредителей, непосредственных исполнителей газеты (взгляды одного редактора могут быть не схожими  с позицией другого), иметь сведения о тираже, то есть распространенности и, следовательно, возможного влияния. Ибо так творится история, пишется  летопись человека, класса, школы, города... Ведь даже в дневнике, в записях  для себя, страницы помечаются датами: они фиксируют ход времени.

Титульные сведения (наряду с выходными данными, помещаемыми, как правило, в конце номера) становятся тем необходимым справочным аппаратом, по которому в дальнейшем судят о  культуре издания в целом.

В. Скоробогатько, корреспондент  газеты «Московская правда» пишет: «Говорят, что у СМИ нет миссии, а есть только функция распространения  информации. Полагаем, что в случае со школьными изданиями можно  говорить о сверхзадаче; они прививают  культуру общения».

1.3.  Цели и  задачи школьной газеты на  современном этапе

Те, кто занимается выпуском школьных газет и руководит ими, прекрасно знают, что школьные издания - это издания особые. Они радикально отличаются от тех красочных и  глянцевых изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Далекие по форме от совершенства зачастую наивные по содержанию, они рассказывают о жизни школы, сообщают новости, которые бывают гораздо важнее пустой информации м глянцевых журналах. Миссия школьных изданий совершенно иная - просветительская, педагогическая и воспитательная. И самый важный результат работы школьных редакций не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а те качественные изменения, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает.

По своей сути любое  школьное печатное издание является творческой лабораторией. Здесь на основе самостоятельной работы и  практического изучения технологического процесса создания печатного издания  моделируются условия для развития творческих способностей . Здесь создается  уникальная творческая обучающая среда, которая помогает будущим журналистам  систематизировать и закреплять приобретенные ранее профессиональные умения и навыки; стимулирует их интерес к развитию интеллектуальных способностей и активную мобилизацию  творческих сил. Обучающий результат  такой работы выражается в накоплении будущим журналистом фактического материала и профессионального  опыта.

Воспитательное значение любого школьного издания огромно, но оно заключается не только в  стимулировании познавательной активности школьников; в развитии их самостоятельности  и ответственности за ход и  итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать трудности; в профилактике и изживании уже сложившихся  личных подростковых комплексов. В  процессе коллективной работы над школьной газетой формируются нравственные ценности.

Статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию  гораздо сильнее, чем публикации в любом другом (даже молодежном) издании, ведь они написаны «своими  о своём». Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность  к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно  в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего  человека.

 «Ежегодно в России  выходит более трех миллионов  школиздатовских выпусков (а если  посчитать маленькие газетки  и сборнички, то свыше 12 миллионов)»  [11]. Школьная пресса сегодня стала  неотъемлемым участником образовательного  процесса и полноценным сегментом  системы СМИ. Многие журналисты  и педагоги признают, что современные  школьные издательства являются  составными частями «мощной самоорганизующейся  структуры, которая обладает колоссальной  воспитывающей силой и огромным  потенциалом влияния» [11]. Важность  школьной прессы в обществе  и необходимость её развития  обусловлена рядом причин. Во-первых, в современном спектре средств  массовой информации количество  источников, специально предназначенных  для детей, ограничено. 
Множество детско-подростковых изданий не смогло выдержать перехода на рыночную систему на рубеже девяностых годов. «К сожалению, не приходится говорить о сколько-нибудь заметном оживлении в области «возрастной» журналистики... В частности, идеологическая ревизия в сфере СМИ привела к тому, что фактически была ликвидирована и забыта система молодёжных изданий» [12]. Во-вторых, школьная пресса рассматривается специалистами в качестве дополнительного средства воспитания нашего нового поколения, которое необходимо, в первую очередь, в силу настоящей ситуации в обществе. «Воспитание подрастающих поколений, подготовка их к жизни организация обучения, содержание образования – эти проблемы актуальны для любой эпохи, для любой общественной формации. Особенно остро встают они в переломные периоды, когда идут поиски новых форм общественной и государственной жизни» [13].

Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику