Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа
Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.
Введение 3
Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми
§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.
Задачи школьной газеты [5]:
Методические принципы, необходимые в работе:
Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании.
Дети постепенно осваивают программу Adobe InDesign , с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Adobe InDesign и AdobePhotoshop [14].
Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.
Школьная газета для родителей:
Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей, и родителей.
Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира.
В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное. Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции [15].
Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе.
Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.
По состоянию на 1 июля 2012 года в Московской области насчитывается 77 городов. Был проведен мониторинг сайтов общеобразовательных учреждений всех городов, благодаря которому можно сделать вывод: в каждом городе Московской области в 2-3 школах издаются газеты. Например:
Из 46 общеобразовательных учреждений Люберецкого района только в 4 есть школьные газеты (это в настоящее время).
Где есть:
В г.Дзержинский 6 общеобразовательных учреждений. В одном выпускают школьную газету, а в другом журнал.
10 лет назад ни в
одном образовательном
1.4.Зарубежный
опыт на примере
Рассмотрим, как школьная пресса развивается во Франции. Зайдя на сайт с размещенной рекламой французской школы, где иностранцы могут выучить французский язык, в потоке перечисления всевозможных удобств можно прочитать о том, что «дети принимают участие в создании школьной газеты, ведут передачи на школьной радиостанции» [20].
На значительное развитие
школьной журналистики во Франции указывает
и то, что она очень хорошо исследована.
По данным исследователя Фёдорова А., особенно
активно и организованно движение юных
журналистов во Франции развилось в 20-х
годах XX века, учащиеся множества учебных
заведений «с легкой руки знаменитого
французского педагога СелестенаФрене
выпускали школьные, лицейские и университетские
газеты» [21].
В октябре 1947 года под патронажем Министерства
по делам молодежи и спорта был открыт
Национальный институт молодежи и массового
образования, коллектив этого учреждения
рассматривал школьную прессу как один
из немаловажных факторов развития образования.
Журналистику начинают изучать в школах.
С тех пор школьное медиаобразование во
Франции принимало примерно ту же форму,
что и в современной российской школе:
оно было в большинстве случаев факультативным.
Однако с середины 60-х годов по инициативе
Лионского Института языков и Лионского
Католического университета программы
медиаобразования внесены в учебные планы
200 начальных и более 100 средних школ Франции.
С 1972 года медиаобразовательные аспекты
включены в программные документы Министерства
образования Франции. А в 1976 году медиаобразование
впервые официально становится компонентом
национального учебного плана средних
учебных заведений.
Теперь медиаобразование во Франции в основном интегрировано в обязательные школьные дисциплины, медиакультура изучается и в качестве курса по выбору. «Отдельные предметы по киноискусству, телевидению, журналистике и медиакультуре в целом читаются и во многочисленных специализированных лицеях и университетах. В высших учебных заведениях Парижа, Лилля, Страсбурга и других городов читаются специальные курсы по медиа для будущих учителей» [21], разрабатываются учебные пособия по медиаобразованию.
С 1976 года во Франции проводится
Неделя прессы в школе: школьники
получают шанс поработать совместно
с профессиональными
Глава II. Формирование журналистских компетенций в школьном возрасте (на примере газеты "Источник" МОУ Гимназия № 18, п.Томилино, Люберецкого района)
2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
Создание школьной газеты было продиктовано временем, так как существовала острая необходимость возникновения органа школьной печати, который бы рассказывал о повседневных школьных делах, информировал бы учащихся о предстоящих планах на будущее, выносил на обсуждение злободневные проблемы учащихся и учителей, воспитывал в детях высокие нравственные качества.
Так в МОУ Гимназия № 18, п.Томилино, Люберецкого района, Московской области появилась газета "Источник". Первый номер вышел в феврале 2011 года.
Газета предназначена для всех учащихся школы, учителей и родителей, предусматривает возможность учета уровня интересов и склонностей читательской аудитории, их возрастные особенности, а также требования времени.
Газета выставлена на обозрение в определенной системе на стенде «Школьная газета», а также на официальном сайте МОУ Гимназия № 18 в разделе «Газета Источник» (http://www.gimnasium18.ru/)
Учредителем газеты является МОУ Гимназия № 18, п.Томилино, а учредительным документом газеты - положение о школьной газете.
Обучение корреспондентов
газеты организовано через литературно-творческое
объединение дополнительного
Деятельность школьной газеты
регламентируется дополнительной
образовательной программой литературно-творческого
объединения «Журналист» и
Главный редактор школьной газеты, назначаемый из числа педагогов школы приказом по образовательному учреждению, несет ответственность за выполнение программы кружка «Журналист», организацию деятельности редакции, достоверность информации и своевременность выпуска номеров, предусмотренных планом работы газеты.
Текущую плановую работу осуществляет редакция газеты.
Совместная деятельность учащихся и педагогов в выпуске школьной газеты является неотъемлемым условием плодотворной работы.
«Вернисаж» - рубрика предполагает фоторепортажи с места событий. К школьным событиям можно отнести любые праздники и мероприятия, проводимые в ее стенах или за ее пределами, где принимали участие наши ученики или учителя, а также фотографии, отражающие будни школьной жизни. Фотографии могут сопровождаться текстовым комментарием, а могут помещаться в газете самостоятельно.
Рубрики школьной газеты:
«Школьные новости» -
отражение новостей из жизни
школьников может происходить
либо кратко, сжато, либо содержать
подробную информацию о
«Записки статиста»
- постоянная рубрика директора
МОУ Гимназия № 18. В газете
обозначается как «Слово
«История праздника»
- рубрика, рассказывающая о
«Наши исследования»
- рубрика представляет своеобразное
исследование какой-либо
«Это интересно» - рубрика
содержит занимательные
«Знакомый незнакомец» - рубрика,
представляющая интервью или заметку
о каком-либо человеке (как правило,
преподавателе или обучающимся)
При создании газеты было разработано положение:
Цель:Главной целью школьной газеты является, прежде всего, привлечение школьников к продуктивной деятельности, ведущей к повышению грамотности, профессиональному самоопределению, освоению компьютерных технологий и процессов коллективного взаимодействия.
Стимулирование школьников, пропаганда созидательной деятельности школьных коллективов и отдельных активных участников процесса в конечном итоге ведёт к выбору позитивного «жизненного сценария».
Задачи школьной издательской деятельности:
Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику