Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа
Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.
Введение 3
Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми
§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография
Далее на вопрос «Что представляет из себя жанр «опрос»» учащиеся первой группы давали такие ответы как: «это вопросно-ответный метод», «Это когда задают вопросы и получают на них ответы», «это получение ответов на определенные вопросы». Т.е. учащиеся первой группы имеют представление о понятии «опрос», но более точного и правильного ответа они не знают. Это их личное представление о понятии. В то время как учащиеся второй группы дали однозначный ответ «Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам». Это говорит о том, что ученики второй группы очень хорошо знают определение «опрос» и что оно из себя представляет. Учащиеся второй группы более научно выражаются и дают определения более правильно.
Далее на вопрос «Что такое
интервью?» учащиеся первой группы
давали такие ответы как «Это когда
задают вопросы и на них кто-то
отвечает», «Это когда разговор с
кем-то записывают на диктофон», «Это вопросно-ответный
разговор». Т.е. учащиеся первой группы
простым языком постарались дать
определение понятию «Интервью»
Следующий вопрос «Что такое репортаж?» вызвал большое волнение у учащихся первой группы. Они сомневались и не могли дать ответ на данный вопрос. Двое учащихся ответили, что не знают, как сказать, представление о репортаже они имеют, а вот как выразить данный термин в словах не знают. Ещё был получен такой интересный ответ как: «Репортаж, это когда разговор с ведущим, с микрофоном и съемочной группой записывают и транслируют по телевизору», «Репортаж это репортаж…. ». Т.е. учащиеся первой группы не смогли дать четкий ответ на поставленный вопрос, дети знакомы сданным термином, но затрудняются дать ему полное определение. В то время как учащиеся второй группы ответили практически, не задумываясь, что «Изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия"», ещё один ученик к данному термину добавил следующее «Изложение актуального фактического материала, полученного с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги». Т.е. учащиеся правильно дали определение данному термину и хорошо представляют себе действия журналиста в процессе проведения репортажа.
Таким образом, в результате
анкетирования можно сделать
вывод о том, что учащиеся, занимающиеся
школьной газетой, очень хорошо знакомы
с газетными жанрами. Знакомы
с сущностью терминов и действиями
журналиста в том или ином случае.
Т.е. участие в школьной газете, является
начальным шагом к
Хотя профориентационная деятельность школьных СМИ очевидна, это совсем не значит, что любой школьник, написавший статью, должен в дальнейшем пойти учиться на факультет журналистики. Первоначальные навыки журналистского творчества, безусловно, формируются. Важно, что школьники начинают работать с информацией, начинают вычленять из информационного потока важные события, пытаются эти события анализировать. [19]
Как известно, сформировать креативность невозможно, так как творческая, генеративная деятельность человека имеет не деятельностную, а личностную природу. Креативность, по утверждению психологов, является потребностью личности высшего порядка, «генеральной» чертой личности (К. Мартиндейл и др.).
Креативность (созидание) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
По А. Маслоу, в самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность, становится открытой опыту, независимой от потребностей низшего порядка. На развитие творческой активности личности влияет система мотивов и потребностей. Креативность предполагает совпадение мотива и цели. Мотив приобретает силу и значимость, когда становится объектом для самоуправления. Достичь этого представляется возможным посредством оптимизации сущностных сил личности до такого уровня, когда сама личность будет выступать субъектом, двигателем которого является рефлексия. К высокому уровню креативной направленности исследователи относят проявление индивидуальной творческой активности личности.
Вместе с тем можно и должно в процессе обучения способствовать созданию условия для саморазвития, так как творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.
Творческая деятельность начинается с привычки все замечать, но эти наблюдения так и останутся разрозненными фактами, если человек не сможет их осмыслить, соединив с собственными впечатлениями. По мнению Матисса, первый шаг к творчеству - наблюдение, умение видеть вещи как они есть в действительности, а второй шаг - умение видеть вещи как бы с изнанки, видеть их подоплеку, внутреннюю сущность. Это умение очень важно для журналиста, поэтому в учебном процессе необходимо донести до юных журналистов, что все, что вокруг, является для них своеобразной «лабораторией фактов», и что человек с психологией журналиста постоянно, настроен на то, чтобы рассматривать любое событие как информационный повод для написания материала.
Развитие творческих способностей будущих журналистов - это и развитие интеллектуальной активности и интеллектуальной инициативы, которые рассматриваются в качестве единицы творческого потенциала личности, так как творчество - производное интеллекта.
Развитие творческих способностей происходит только в учении с увлечением: совпадение мотива и цели, увлеченность своим предметом.
2.2.2. Программа
курса с акцентом на
Профессия журналиста –
это, прежде всего творческая, общественная
работа. Получив материал, появляется
стимул для новой статьи, стимул
написать и выразить в статье своё
мнение, которое должно быть ясным
и доступным для читателя. В
этой профессии необходимо не только
уметь писать, но и находить интересные
темы, оформлять их в соответствии
с требованиями конкретного издания
и аудитории. Настоящий журналист
- это всесторонне эрудированный,
высококвалифицированный, грамотный
и в совершенстве владеющий родным
языком человек. Поэтому открытие красоты
родного русского языка дает возможность
подросткам преобразовать, сделать
прекрасным свой собственный язык.
К сожалению, на сегодняшний день,
подростки не замечают красоты слова
или не хотят замечать. Язык у
многих засорен, бытует школьный и молодежный
сленг. Это подтверждают и проведённый
опрос, и анкетирование среди
учащихся гимназии.В связи создавшейся
проблемой была разработана программа
«Журналист», обозначены цели и задачи.
Опрос учащихся показал, что актуальность
программы не только обусловлена
обострением языковых и литературных
проблем, но и вытекает из потребностей
развития воспитания. Изменение информационной
структуры общества требует нового
подхода к формам работы с детьми.
Получили новое развитие средства информации:
глобальные компьютерные сети, телевидение,
радио, мобильные телефонные сети, факсимильная
связь. Новые информационные технологии
должны стать инструментом для познания
мира и осознания себя в нём, а
не просто средством для получения
удовольствия от компьютерных игр и
«скачивания» тем для рефератов
из Интернета.Необходимо одновременно
помогать юным журналистам в анализе
и понимании устного и
Задачи программы:
Развивающие:
— развитие образного и логического мышления;
— развитие творческих способностей подростков;
— развитие умения устного и письменного
выступления.
Обучающие:
— формирование умения работать в различных
жанрах публицистического стиля;
— овладение основными навыками журналистского
мастерства.
Воспитывающие:
— формирование эстетического вкуса как
ориентира в самостоятельном восприятии
искусства;
— формирование нравственных основ личности
будущего журналиста.
Основными требованиями к обучающимся
при изучении основ журналистики
как профессии являются желание
овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие
в ролевых играх, устных журналах,
пресс-конференциях, творческих конкурсах.Формызанятия,
предусмотренные программой:1. свободная
творческая дискуссия;2. ролевые игры;3. выполнение
творческих заданий;4. активные методы
формирования системы общения;5. практическая
работа (подготовка материалов для публикаций
в прессе).Система занятий построена таким
образом, чтобы на каждом занятии ребенок
узнавал что-то новое, обогащая свой словарный
запас, постигая лексическое многообразие
и образность родного языка, приобрел
навыки самостоятельной работы в различных
жанрах публицистического стиля; научился
писать заметки, статьи, рецензии, очерки,
репортажи. С этой целью предусматриваются
индивидуальные занятия.Принимая участие
в данной программе, учащиеся выявляют,
формулируют и предлагают вариант решения
выбранной проблемы, актуальной для гимназии.
Исследуя сущность проблемы, учащиеся
собирают различную информацию, материалы,
документы, на основе которых разрабатывается
и реализуется проект, который впоследствии
оформляется в газету «Источник». Страницы
газеты включает заметки о школьной жизни,
поэтические опыты учащихся, лирические
зарисовки, фотографии.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В процессе обучения обучающихся
приобретают конкретныезнания:
— из истории журналистики;
— о жанрах журналистики и жанровых особенностях
текста;
— о деятельности журналиста и других
профессий, связанных с журналистикой,
о выдающихся журналистах;
— о законе о СМИ
И умения:
— создавать сочинения разных жанров;
— соблюдать языковые нормы (орфографические,
орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, пунктуационные) в устных
и письменных высказываниях.
Виды деятельности обучающихся:
— теоретические занятия;
— творческий практикум (сочинения разных жанров);
— работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
— работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
— встречи с журналистами;
— публикации в местной прессе.
Ожидаемые результаты:
— умение построить устное
и письменное сообщение;
— умение работать в различных жанрах
публицистического стиля;
— умение общаться с отдельным человеком
и аудиторией;
— самостоятельная подготовка и публикация
материалов для школьной и районной газеты.
По окончании реализации программы
у учащихся сформируетсяспособность
к самоорганизации, умение выражать
собственные мысли, отстаивать правоту
своих убеждений, потребность писать
правильным литературным языком, участвовать
в преобразовании окружающей среды
путем сотрудничества с прессой.
Включение учащихся в социально
значимую проектировочную деятельность
является одним из главных путей
становления социально активной
гражданской позиции.Участники
2.3. Перспективы работы школьной редакции
Будущее газеты органично
связано с будущим нашего общества.
Как российского общества, так
и мирового сообщества. Глобализация
мирового пространства, господство рыночной
экономики, научно-технический прогресс,
развитие новых технологий, с одной
стороны, и связанные с этим изменения
роли и психологии членов общества
– с другой, станут теми факторами,
которые обусловят
Изменится аудитория газеты, сам её читатель – будет меняться её содержание. Оно приобретёт, с одной стороны, более общий характер – в соответствии с расширением интересов читателей. Процесс глобализации повысит их интерес к общемировым проблемам, укреплению интернациональных связей, в которые будет вовлечена всё большая часть членов нашего общества. С другой стороны, сохранится и даже, возможно, укрепится национальный характер российских средств массовой информации, их интерес к событиям и процессам, происходящим на территории нашей страны[20]. Это приведёт к изменениям типологической системы газетных изданий в России. И в том числе школьной прессы.
Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику