Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - оценить влияние деятельности детей в школьной редакции на их представления о журналистике как профессиональной деятельности и усилить его посредством разработки и применения экспериментальной программы работы на примере школьной газеты «Источник» Гимназии № 18, п. Томилино, Люберецкого района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность школьной прессы, ее место в системе современных СМИ и в процессе профориентационной работы с учащимися средних образовательных учреждений.
2. Изучить технологию создания школьной газеты и методы работы школьной редакции.
3. Разработать проект программы работы школьной газеты «Источник», ориентированный на расширение представлений учащихся о профессии журналиста.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Школьная газета как самостоятельный вид печатных сми

§1.1.История возникновения и развития школьной периодики
§1.2.Методологические основы подготовки и функционирования школьной газеты………………………………………………………………….
§1.3.Цели и задачи школьной газеты на современном этапе…………
§1.4.Зарубежный опыт на примере медиаобразования во Франции ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 2.ФОРМИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «ИСТОЧНИК» МОУ ГИМНАЗИЯ № 18, П.ТОМИЛИНО, ЛЮБЕРЕЦКОГО РАЙОНА)………
§2.1. Газета «Источник» как школьное СМИ
§2.2. Углубление знаний об основах творческой деятельности журналиста как шаг в профессию
§2.2.1.Первичная оценка представления детей о профессии журналиста……..
§2.2.2.Программа курса с акцентом на компетенции, основные виды теоретической и практической подготовки школьников…………………………
2.3. Перспективы работы школьной редакции…………………………….
заключение
библиография

Файлы: 1 файл

диплом (1).docx

— 96.41 Кб (Скачать файл)

Далее на вопрос «Что представляет из себя жанр «опрос»» учащиеся первой группы давали такие ответы как: «это вопросно-ответный метод», «Это когда  задают вопросы и получают на них  ответы», «это получение ответов  на определенные вопросы». Т.е. учащиеся первой группы имеют представление  о понятии «опрос», но более точного  и правильного ответа они не знают. Это их личное представление о  понятии. В то время как учащиеся второй группы дали однозначный ответ  «Симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам». Это говорит о том, что ученики второй группы очень хорошо знают определение «опрос» и что оно из себя представляет. Учащиеся второй группы более научно выражаются и дают определения более правильно.

Далее на вопрос «Что такое  интервью?»  учащиеся первой группы давали такие ответы как «Это когда  задают вопросы и на них кто-то отвечает», «Это когда разговор с  кем-то записывают на диктофон», «Это вопросно-ответный разговор». Т.е. учащиеся первой группы простым языком постарались дать определение понятию «Интервью». А вот учащиеся второй группы ответили однозначно «Интервью - это диалог журналиста со вторым лицом, имеющий целью краткое  освещение факта, события, явления, рассказ о самом себе». Т.е. ученики  второй группы знают полное определение  данного термина, так как им преподавали  данную тему в процессе посещения  кружка журналистики, учащиеся знакомы  с данным термином и более научно выражаются в процессе анкетирования.

Следующий вопрос «Что такое  репортаж?» вызвал большое волнение у учащихся первой группы. Они сомневались  и не могли дать ответ на данный вопрос. Двое учащихся ответили, что  не знают, как сказать, представление  о репортаже они имеют, а вот  как выразить данный термин в словах не знают. Ещё был получен такой  интересный ответ как: «Репортаж, это  когда разговор с ведущим, с микрофоном и съемочной группой записывают и транслируют по телевизору», «Репортаж  это репортаж…. ». Т.е. учащиеся первой группы не смогли дать четкий ответ  на поставленный вопрос, дети знакомы  сданным термином, но затрудняются дать ему полное определение. В то время как учащиеся второй группы ответили практически, не задумываясь, что «Изложение актуального фактического материала, полученного с "места  происшествия"», ещё один ученик к данному термину добавил  следующее «Изложение актуального  фактического материала, полученного  с "места происшествия". Рассказчик - непосредственный участник события  или наблюдатель. Здесь допустимы  эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги». Т.е. учащиеся правильно дали определение данному  термину и хорошо представляют себе действия журналиста в процессе проведения репортажа.

Таким образом, в результате анкетирования можно сделать  вывод о том, что учащиеся, занимающиеся школьной газетой, очень хорошо знакомы  с газетными жанрами. Знакомы  с сущностью терминов и действиями журналиста в том или ином случае. Т.е. участие в школьной газете, является начальным шагом к журналистской  деятельности.

Хотя профориентационная деятельность школьных СМИ очевидна, это совсем не значит, что любой  школьник, написавший статью, должен в  дальнейшем пойти учиться на факультет  журналистики. Первоначальные навыки журналистского творчества, безусловно, формируются. Важно, что школьники  начинают работать с информацией, начинают вычленять из информационного потока важные события, пытаются эти события  анализировать. [19]

Как известно, сформировать креативность невозможно, так как  творческая, генеративная деятельность человека имеет не деятельностную, а личностную природу. Креативность, по утверждению психологов, является потребностью личности высшего порядка, «генеральной» чертой личности (К. Мартиндейл и др.).

Креативность (созидание) - творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

По А. Маслоу, в самоактуализации личность проявляет интегрированность  и преодолевает расщепленность, становится открытой опыту, независимой от потребностей низшего порядка. На развитие творческой активности личности влияет система мотивов и потребностей. Креативность предполагает совпадение мотива и цели. Мотив приобретает силу и значимость, когда становится объектом для самоуправления. Достичь этого представляется возможным посредством оптимизации сущностных сил личности до такого уровня, когда сама личность будет выступать субъектом, двигателем которого является рефлексия. К высокому уровню креативной направленности исследователи относят проявление индивидуальной творческой активности личности.

Вместе с тем можно  и должно в процессе обучения способствовать созданию условия для саморазвития, так как творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

Творческая деятельность начинается с привычки все замечать, но эти наблюдения так и останутся  разрозненными фактами, если человек  не сможет их осмыслить, соединив с  собственными впечатлениями. По мнению Матисса, первый шаг к творчеству - наблюдение, умение видеть вещи как они есть в действительности, а второй шаг - умение видеть вещи как бы с изнанки, видеть их подоплеку, внутреннюю сущность. Это умение очень важно для журналиста, поэтому в учебном процессе необходимо донести до юных журналистов, что все, что вокруг, является для них своеобразной «лабораторией фактов», и что человек с психологией журналиста постоянно, настроен на то, чтобы рассматривать любое событие как информационный повод для написания материала.

Развитие творческих способностей будущих журналистов - это и развитие интеллектуальной активности и интеллектуальной инициативы, которые рассматриваются  в качестве единицы творческого потенциала личности, так как творчество - производное интеллекта.

Развитие творческих способностей происходит только в учении с увлечением: совпадение мотива и цели, увлеченность своим предметом.

 

2.2.2. Программа  курса с акцентом на компетенции,  основные виды теоретической  и практической подготовки школьников

Профессия журналиста –  это, прежде всего творческая, общественная работа. Получив материал, появляется стимул для новой статьи, стимул написать и выразить в статье своё мнение, которое должно быть ясным  и доступным для читателя. В  этой профессии необходимо не только уметь писать, но и находить интересные темы, оформлять их в соответствии с требованиями конкретного издания  и аудитории. Настоящий журналист - это всесторонне эрудированный, высококвалифицированный, грамотный  и в совершенстве владеющий родным языком человек. Поэтому открытие красоты  родного русского языка дает возможность  подросткам преобразовать, сделать  прекрасным свой собственный язык. К сожалению, на сегодняшний день, подростки не замечают красоты слова  или не хотят замечать. Язык у  многих засорен, бытует школьный и молодежный сленг. Это подтверждают и проведённый  опрос, и анкетирование среди  учащихся гимназии.В связи создавшейся  проблемой была разработана программа  «Журналист», обозначены цели и задачи. Опрос учащихся показал, что актуальность программы не только обусловлена  обострением языковых и литературных проблем, но и вытекает из потребностей развития воспитания. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а  не просто средством для получения  удовольствия от компьютерных игр и  «скачивания» тем для рефератов  из Интернета.Необходимо одновременно помогать юным журналистам в анализе  и понимании устного и печатного  слова, содействовать тому, чтобы  они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём  социальном, политическом окружении. Эти  два аспекта теснейшим образом  связаны и дополняют друг друга  в программе «Журналист». Даная  программа нацелена на совершенствование  основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает  теоретическую и практическую подготовку. Предусматривается интенсивное  обучение основам журналистики через  систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения, основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Задачи программы:

Развивающие: 
— развитие образного и логического мышления; 
— развитие творческих способностей подростков; 
— развитие умения устного и письменного выступления. 
Обучающие: 
— формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; 
— овладение основными навыками журналистского мастерства. 
Воспитывающие: 
— формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; 
— формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

 
Основными требованиями к обучающимся  при изучении основ журналистики как профессии являются желание  овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие  в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.Формызанятия, предусмотренные программой:1. свободная творческая дискуссия;2. ролевые игры;3. выполнение творческих заданий;4. активные методы формирования системы общения;5. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.Принимая участие в данной программе, учащиеся выявляют, формулируют и предлагают вариант решения выбранной проблемы, актуальной для гимназии. 
Исследуя сущность проблемы, учащиеся собирают различную информацию, материалы, документы, на основе которых разрабатывается и реализуется проект, который впоследствии оформляется в газету «Источник». Страницы газеты включает заметки о школьной жизни, поэтические опыты учащихся, лирические зарисовки, фотографии.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В процессе обучения обучающихся  приобретают конкретныезнания: 
— из истории журналистики; 
— о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста; 
— о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах; 
— о законе о СМИ 
И умения: 
— создавать сочинения разных жанров; 
— соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях.

Виды деятельности обучающихся:

— теоретические занятия;

— творческий практикум (сочинения разных жанров);

— работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);

— работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.);

— встречи с журналистами;

— публикации в местной прессе.

Ожидаемые результаты:                        

— умение построить устное и письменное сообщение; 
— умение работать в различных жанрах публицистического стиля; 
— умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; 
— самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной и районной газеты.

 
По окончании реализации программы  у учащихся сформируетсяспособность  к самоорганизации, умение выражать собственные мысли, отстаивать правоту  своих убеждений, потребность писать правильным литературным языком, участвовать  в преобразовании окружающей среды  путем сотрудничества с прессой. Включение учащихся в социально  значимую проектировочную деятельность является одним из главных путей  становления социально активной гражданской позиции.Участники программы  смогут правильно организовать свой досуг, использовать его во благо  общества, реализовать свои литературно  – творческие способности, участвовать  в общественной жизни школы, района. Овладеют основами оформительской, организаторской  и журналистской деятельности. Программа  «Журналист» предполагает привлечение  интереса к профессии журналиста как можно большего количества учащихся гимназии, рождение новых талантов.

2.3. Перспективы  работы школьной редакции

Будущее газеты органично  связано с будущим нашего общества. Как российского общества, так  и мирового сообщества. Глобализация мирового пространства, господство рыночной экономики, научно-технический прогресс, развитие новых технологий, с одной  стороны, и связанные с этим изменения  роли и психологии членов общества – с другой, станут теми факторами, которые обусловят преобразование газеты. Она вынуждена будет меняться для того, чтобы обеспечить своё существование[20].

Изменится аудитория газеты, сам её читатель – будет меняться её содержание. Оно приобретёт, с  одной стороны, более общий характер – в соответствии с расширением  интересов читателей. Процесс глобализации повысит их интерес к общемировым  проблемам, укреплению интернациональных  связей, в которые будет вовлечена  всё большая часть членов нашего общества. С другой стороны, сохранится и даже, возможно, укрепится национальный характер российских средств массовой информации, их интерес к событиям и процессам, происходящим на территории нашей страны[20]. Это приведёт к изменениям типологической системы газетных изданий в России. И в том числе школьной прессы.

Информация о работе Школьная газета как первый шаг в профессиональную журналистику