Теория и практика журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 16:27, доклад

Описание работы

Определение журналистики как особой сферы деятельности. «Массовая информация» как центральная категория в теории журналистики. Основные характеристики журналистской информации как массовой. Журналистский текст как носитель информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Информационная насыщенность и информативность текста. Адекватность журналистского текста: прагматический, семантический и синтаксический аспекты. Информированность аудитории и дезинформация.

Файлы: 1 файл

TEORIYa_I_PRAKTIKA_ZhURNALISTIKI-1605.docx

— 198.98 Кб (Скачать файл)

Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М., 1999.

Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. – М., 1999.

Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.

 

     Схема  развития человеческой цивилизации:

1) Аграрное общество (с древнейших времен до 17 века) – развитие цивилизации за счет развития аграрной сферы. Развитие человеческих сообществ обусловлено природно-климатическими условиями и наличием мотивации к земледелию и скотоводству.

2) Индустриальное общество (17 – 20 вв.) соответствует капиталистическому  строю. Решающие факторы общественного  развития: материалы + рабочая сила + технологии.

3) Постиндустриальное, или информационное, общество (с 70-х гг. 20 века). Информационные революции:

  • изобретение письменности;
  • изобретение типографского станка;
  • изобретение электричества (человечество научилось генерировать электрический ток);
  • изобретение микропроцессора для ПК – середина 70-х гг. 20 в. Первые ПК появились благодаря существованию микропроцессоров. Далее появляются компьютерные сети (конец 70-х), что увеличивает объем обмена информацией и уменьшает ее потери.

     Основные  характеристики информационного  общества:

1. Главной ценностью является  информация.

2.Информация является  товаром (материалы СМИ, ПО).

3.Возрастает количество  профессий, связанных с информационной  сферой (программисты, работники СМИ, рекламы).

4.Увеличиваются информационные  массивы (разного рода базы данных), в результате чего возникает  проблема «информационного шума»  и выборочного восприятия информации.

5.Постоянное удешевление  и миниатюризация устройств для  работы с информацией.

     «+» ИО: облегчение доступа к информации, облегчение коммуникации, избавление от рутинной работы, больше свободного времени и, как следствие, - времени на творчество.

     «-» ИО: первостепенной становится проблема информационной безопасности, возможность т.н. «электронного тоталитаризма», разрушение социальных связей, проблема т.н. «цифрового неравенства» (уровни развития информационных технологий в разных странах сильно отличаются.

     Для перехода  к ИО создаются государственные программы: 1996 – США, 1997 – ряд европейских стран, 2000 – «Электронная Россия» (закрыта в 2009), 2009 – «Электронное правительство» (РФ).

     Роль  СМИ в информационном обществе.

     Пресса:

  • общемировой кризис ежедневных газет, обусловленный развитием Internet;
  • изменился читатель – прессу не читают «от корки до корки», а просматривают;
  • многие ежедневные издания начали выпуск еженедельных приложений;
  • ориентация ежедневных изданий на малые группы (выпуск тематических приложений);
  • периодические журналы и еженедельники остаются популярными.

     Радио – источник фонового звучания; общемировая тенденция перехода к т.н. «развлекательному» стандарту (в Европе – с 80-х гг.)

     Телевидение по-прежнему остается ведущим СМИ; цифровое ТВ, спутниковые системы вещания популяризуют ТВ.

     Internet-СМИ появились относительно недавно (на Западе – в начале 90-х гг.) Одними из первых стали использовать Internet информационные агентства. Россия подключилась к Internet в 1994, первыми интернет-СМИ стали электронные версии периодических изданий («Известия» - 1996 г.). Вслед за появлением электронных газет появляются Internet-радио и Internet-телевидение. Возникает явление конвергенции интернет-сайтов с другими СМИ (портал «МоЁ-online»).

     С 2005 г. обозначилось  новое направление в интернет-журналистике, связанное с концепцией «Веб 2.0» (термин Тима О’Рэйли): изменилась роль пользователя, аудитория становится главным источником информации (т.н. «user generated content» - блоги, социальные сети, торрент-клиенты, U-Tube и т.д.; самоуправляемость интернет-сообществ; возможность объединения различных иныормационных потоков (RSS-трансляция, например, «Яндекс-новости»).

     Журналистика также почувствовала влияние «Веб 2.0»: появились СМИ, целиком состоящие из новостей и фотографий, присланных пользователями (т.н. «гражданская журналистика», развитие блогосферы); «традиционные» СМИ начинают использовать материалы «гражданской» журналистики; меняется роль журналиста, который работает с чужой информацией, не продуцируя собственную.

     «+»  гражданской журналистики: оперативность, демократизация. «-»: большое количество недостоверной информации, проблема мотивации «народных корреспондентов» (этика, правовые нормы).

30. Глобализация, глобальные проблемы и журналистика.

Понятие глобализации, ее причины. Глобальные процессы. Периодизация глобальных процессов. Глобальные проблемы, подходы к их решению. Политические и экономические глобальные проблемы. Демографические и экологические глобальные проблемы. Межнациональные и межрелигиозные глобальные проблемы. Роль футурологической публицистики в решении глобальных проблем.

 

Тоффлер Э. Футурошок. – СПб., 1997.

Тураев В.А. Глобальные проблемы современности. – М., 2001.

Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. – М., 2002.

    

     Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.

     Причины  глобализации:

  • технологический прогресс, приведший к резкому сокращению транспортных и коммуникационных издержек;
  • либерализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной;
  • расширение сферы деятельности организаций, ставшее возможным как в результате технологического прогресса, так и более широких горизонтов управления на основе новых средств коммуникации;
  • достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли;
  • тенденция формирования глобализованных "однородных" СМИ, искусства, попкультуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения.

     Глобализация подразумевает 2 процесса – интеграция + интернационализация. Относительно периода, когда началась глобализация, существует большое количество теорий. Общепринято считать, что она началась после Второй Мировой войны.

     Этапы  глобализации:

1. 1945 – середина 70-х гг. ХХ века – окончание первой войны, глобальной по своей сути, «передел» мира; появление ООН; большое количество новых самостоятельных государств (бывших колоний).

2. Середина 70-х – начало 90-х гг. ХХ века – человечество впервые определило наличие глобальных проблем, с которыми оно сталкивается, и делает первые шаги к их решению (помощь странам «третьего мира»). В этот период ускорение глобализации тесно связано с развитием информационного общества.

3. С 90-х гг. ХХ века по настоящее время – большую роль начинают играть региональные международные союзы (Евросоюз), человечество начинает активно бороться с глобальными проблемами (н-р, на уровне «большой 8-ки» принимается документ, призванный ограничить выброс углекислого газа в атмосферу; активно решается вопрос альтернативных источников энергии и т.д.)

     Направления  глобальных проблем:

1) Политико-экономические:

  • проблема ядерного оружия (КНДР, Иран);
  • проблема терроризма и радикальных движений вообще;
  • вопрос регулирования мировой экономики (кризис 2008 г.);
  • проблема существования транснациональных корпораций (на которые очень трудно воздействовать, т.к. они преследуют прежде всего свои коммерческие интересы).

2) Демографические и межнациональные:

  • замедление роста численности населения;
  • столкновение двух культур – европейцев и мусульман.

3) Экологические и медицинские:

  • проблема глобального потепления;
  • проблема загрязнения окружающей среды;
  • проблема ГМО;
  • проблема регулирования деятельности фармацевтических компаний.

4) Проблемы культурной и социальной адаптации:

  • проблема отчуждения личности;
  • влияние массовой культуры на национальные культуры.

     Футурология – наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций. Прогнозируемые варианты будущего включают как экологическую катастрофу, так и утопическое будущее, в котором беднейшие люди живут в условиях, которые сегодня можно считать богатыми и комфортными, так и трансформацию человечества в постчеловеческую форму жизни, а также уничтожение всей жизни на Земле в нанотехнологической катастрофе.

     Американский  футуролог Элвин Тоффлер предложил тему исследования: реакция человека на перемены действительности. Футурошок, или шок будущего, представляет собой ошеломляющую растерянность, вызванную преждевременным наступлением будущего. Футуролог, польский писатель Станислав Лемм в основном работал над темой "Роль машин в человеческом обществе", размышляя, попадет ли человек в рабство к компьютерам, сохранит ли свою человечность.

1  Международные – РБК, «Интерфакс», РИА «Новости», ИТАР-ТАСС.

Национальные – Regions.ru, «Новый Регион», «Национальная информационная группа», «Корреспондент» - украинская сеть новостей, «Хартия'97» - политические новости из Белоруссии, Новости-Грузия.

Региональные – «Приволжье», «СевсрИнформ», «Сибирские новости», «Восток-Медиа», «Башинформ».

Местные –  «Саратовские новости», «Двина-информ», «IvanovoNews».


Информация о работе Теория и практика журналистики