Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 20:45, курсовая работа
Достоевский в течение жизни был связан с несколькими периодическими изданиями. В 60-е годы вместе с братом он выпускал журналы «Время» и «Эпоха», в начале 70-х годов редактировал газету-журнал «Гражданин», принадлежавшую1 В.П.Мещерскому, в 1975-1981 годах выходит его собственный еженедельник «Дневник писателя», в котором он освещает актуальные проблемы времени, размышляет над судьбами бытия. Освещение этих тем и будет являться основными задачами данной курсовой работы, хронологические рамки которой охватывают 1861-1881 года.
Введение ………………………………………………………………3
Глава I
Краткая биография Ф.М.Достоевского …………………………5
Глава II
Совместная редакторская деятельность Ф.М. и М.М. Достоевских в журналах «Время» и Эпоха»…………………….14
Газета–журнал «Гражданин»…………………………………………………………..19
Глава III
«Дневник писателя» 1876 – 1881 …………………………………24
Заключение…………………………………………………………....32
Библиографический список…………………………………………………………………..
Курсовая работа
Журналистская и редакторская деятельность
Ф.М.Достоевского
Краснодар, 2008
Содержание:
Введение ………………………………………………………………3
Глава I
Краткая биография Ф.М.Достоевского …………………………5
Глава II
Совместная редакторская деятельность Ф.М. и М.М. Достоевских в журналах «Время» и Эпоха»…………………….14
Газета–журнал «Гражданин»…………………………………………………
Глава III
«Дневник писателя» 1876 – 1881 …………………………………24
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………………
Приложение …………………………………………………………..36
Введение
Деятельность Ф.М. Достоевского как художника была сопряжена с глубоким интересом к современным событиям, характерным явлениям, выразительным деталям окружавшей его действительности. Наблюдая за всеми оттенками развития «живой жизни», он с неослабным вниманием следил за отражением ее проявлений в русской и иностранной периодике. По признанию очевидцев, писатель ежедневно просматривал газеты и журналы «до последней литеры», стремясь уловить в богатом многообразии значительных и мелких фактов их внутреннее единство, социально-психологические основания, духовно-нравственную суть, философско-исторический смысл.
Эта связь Достоевского с публицистической деятельностью во многом обусловлена своеобразием всего его творчества вообще, его мировоззрением, большой «тоской по текущему». Например, после Омского острога Достоевский был переведен в Семипалатинск рядовым солдатом 7-го Линейного батальона. Выйдя из острога, в первом же письме к брату он начал просить выслать ему книги: "Если можешь, пришли мне журналы на этот год, хоть "Отечественных записок"… "Пойми, как нужна мне эта духовная пища!"
Такая потребность диктовалась своеобразием романистики Достоевского, в которой органично сплавились вечные темы и злободневные проблемы, мировые вопросы и узнаваемые детали быта, высокая художественность и острая публицистичность. Кроме того, писатель всегда испытывал страстное желание говорить напрямую с читателем, непосредственно влиять на ход социального развития, вносить незамедлительный вклад в улучшение отношений между людьми.[1]
Именно поэтому Достоевского всегда влекла публицистика, издание и редактирование собственных газет и журналов. Этой теме и посвящена наша работа. Конечно, о Достоевском написано несметное количество работ, в том числе и о его редакторской и журналистской деятельности. Но на сегодняшний момент внимание к русскому языку и литературе стало ослабевать. И по нашему мнению, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы о классиках начали забывать. Ослабевать так же стала и культура писания, культура журналистской деятельности. Все реже мы можем наблюдать, читая то или иное периодическое издание, мастерство слога, умение четко и лаконично излагать свои мысли, элементарная грамотность стала исключением, нежели правилом. Не говоря уже об оригинальности в изложении своих мыслей.
И потому цель нашей работы заключается в том, чтобы на примере великого классика показать, как писать можно и нужно.
Ведь классика – это наше достояние, это основа всему: воспитанию, обучению, социальному росту. Пока мы будем помнить классиков – будет существовать русская культура.
Достоевский в течение жизни был связан с несколькими периодическими изданиями. В 60-е годы вместе с братом он выпускал журналы «Время» и «Эпоха», в начале 70-х годов редактировал газету-журнал «Гражданин», принадлежавшую1 В.П.Мещерскому, в 1975-1981 годах выходит его собственный еженедельник «Дневник писателя», в котором он освещает актуальные проблемы времени, размышляет над судьбами бытия. Освещение этих тем и будет являться основными задачами данной курсовой работы, хронологические рамки которой охватывают 1861-1881 года.
Глава I
Биография Ф.М.Достоевского
Творчество Достоевского — одно из тех важнейших явлений в истории русской литературы XIX в., которым суждено было стать в XX в. определяющими для всей мировой культуры. Глубокое сочувствие человеческому страданию, в каких бы сложных и противоречивых формах оно ни проявлялось, интерес и внимание ко всем униженным и отринутым «париям» дворянско-буржуазного мира — талантливому человеку, роковым образом заблудившемуся в путанице своих собственных идей и представлений, падшей женщине, ребенку — сделали Достоевского одним из величайших писателей-гуманистов мира. [2]
Родился Федор Михайлович Достоевский
в Москве. Отец его, Михаил Андреевич (1789—1839),—
врач (штаб-лекарь) московской Мариинской
больницы для бедных, в 1828 получил звание
потомственного дворянина. В 1831 приобрел
сельцо Даровое Каширского уезда Тульской
губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню.
По воспитанию детей, отец был человеком
независимым, образованным, заботливым
семьянином, но обладал характером вспыльчивым
и подозрительным. После смерти жены в
1837 вышел в отставку, поселился в Даровом.
По документам, умер от апоплексического
удара; по воспоминаниям родственников
и устным преданиям, был убит своими крестьянами.
Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева;
1800—1837). В семье Достоевских было еще шестеро
детей: Михаил, Варвара (1822—1893), Андрей,
Вера (1829—1896), Николай (1831—1883), Александра
(1835—1889).
В 1833 Достоевский был отдан в полупансион
Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили
"ежедневно по утрам и возвращались
к обеду". С осени 1834 по весну 1837 Достоевский
посещал частный пансион Л. И. Чермака,
в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков,
палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского
языка Н. И. Билевич сыграл определенную
роль в духовном развитии Достоевского.
Воспоминания о пансионе послужили материалом
для многих произведений писателя.
Тяжело пережив смерть матери, совпавшую
с известием о смерти А.С. Пушкина (которую
он воспринял как личную потерю), Достоевский
в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург
и поступает в приготовительный пансион
К. Ф. Костомарова. Тогда же состоялось
его знакомство с И. Н. Шидловским, чья
религиозно-романтическая настроенность
увлекла Достоевского. С января 1838 Достоевский
учился в Главном инженерном училище,
обычный день в котором описывал так: "...с
раннего утра до вечера мы в классах едва
успеваем следить за лекциями. ...Нас посылают
на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья,
танцев, пенья ...ставят в караул, и в этом
проходит все время...". Тяжелое впечатление
о "каторжных годах" учения частично
скрашивали приятельские отношения с
В. Григоровичем, врачом А. Е. Ризенкампфом,
дежурным офицером А. И. Савельевым, художником
К. А. Трутовским.
Еще по дороге в Петербург Достоевский
мысленно "сочинял роман из венецианской
жизни", а Ризенкампфу в 1838 рассказывал
"о своих собственных литературных
опытах". Вокруг Достоевского в училище
образуется литературный кружок. 16 февраля
1841 на вечере, устроенном братом Михаилом
по случаю отъезда в Ревель, Достоевский
читал отрывки из двух своих драматических
произведений — "Марии Стюарт" и
"Бориса Годунова".
После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика.
В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди".
Роман "Бедные люди", связь которого со "Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя подчеркнул сам Достоевский, имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни "забитых" обитателей "петербургских углов", галерею социальных типов от уличного нищего до "его превосходительства".
Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху "Зубоскал" (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы "Двойника" (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, "двойничества".
Рассказ "Господин Прохарчин" (1846) и повесть "Хозяйка" (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860—1870-х гг., не были поняты современной критикой. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший "фантастический" элемент, "вычурность", "манерность" этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского — в повестях "Слабое сердце", "Белые ночи", цикле острых социально-психологических фельетонов "Петербургская летопись" и незаконченном романе "Неточка Незванова" — расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.
В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией "Современника": большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для "Отечественных записок". Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для "Справочного энциклопедического словаря" А. В. Старчевского).
В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев — друзья Достоевского. С марта—апреля 1847 Достоевский становится посетителем "пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... отставного инженера-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.
Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов — П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) — в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.
В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была "женщина души самой возвышенной и восторженной ... Идеалистка была в полном смысле слова ... и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок". Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные" комические повести — "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского.
18 марта 1859 Достоевский
по прошению был уволен "по
болезни" в отставку в чине
подпоручика и получил
Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман "Униженные и оскорбленные"— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели "Записки из Мертвого дома".
В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861—1866) получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "весь, совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863— апреле 1864— в Москве, наезжая по делам в Петербург.
1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны — "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны — "Идиот"). 10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.
Информация о работе Журналистская и редакторская деятельность Ф.М.Достоевского