Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Отличительной чертой личности неосторожного преступника являются неумение прогнозировать возможные отрицательные последствия своих действий, отсутствие жизненного и профессионального опыта. Эта особенность вполне соответствует демографическим данным: самый криминогенный возраст виновных в совершении ДТП - от 18 до 24 лет. Наибольшее число правонарушений приходится на лиц, чей профессиональный стаж 1-2 года.

Характерной чертой личности неосторожного преступника является также опыт «успешного» нарушения правил безопасности. Нарушив те или иные запреты при благоприятном стечении обстоятельств, человек сознательно или подсознательно фиксирует в памяти, что никаких отрицательных последствий не наступило: никто не пострадал, а нарушитель остался безнаказанным. Данный негативный опыт формирует уверенность в собственной неуязвимости, которая играет криминогенную роль.

Стремление к неоправданному риску, привычное использование формулы самоуспокоения «Авось пронесет», отсутствие привычки обдумывать принимаемые решения, авантюризм, беспечность, легкомыслие и излишняя самоуверенность также являются характерными чертами неосторожного преступника.

 

 

 

 

  1. Причины, условия неосторожных преступлений и их предупреждение

 

Детерминация неосторожных преступлений отличается значительной спецификой. В частности, она состоит в том, что при их совершении в соотношении личностных и ситуационных факторов последние играют более заметную роль, чем в генезисе умышленных преступлений. В масштабе страны криминогенное значение имеют усилившиеся элементы социальной дезорганизации, общее падение дисциплины. В условиях остановок производства, систематического недофинансирования, других экономических неурядиц часто не хватает средств для поддержания в нормальном состоянии технологических линий, оборудования, агрегатов, транспортных средств. В связи с этим участились случаи использования заведомо неисправной техники, что нередко оборачивается авариями, катастрофами, происшествиями. Погоня за прибылью, ослабление контроля за соблюдением государственных стандартов приводит к производству и выпуску в эксплуатацию дефектной техники, что создает угрозу для безопасности людей.

Субъективные детерминанты неосторожных преступлений связаны, как отмечалось выше, с такими психологическими качествами, как безответственное, небрежное отношение лица, совершившего преступление, к своим обязанностям, личная недисциплинированность. Неосторожные преступники либо сознательно, умышленно нарушают предписанные нормы поведения, правила профессиональной деятельности, проявляя тем самым преступную самонадеянность, грубое пренебрежение своими обязанностями, либо допускают халатное отношение к своему долгу, легкомысленно и невнимательно оценивая аварийную ситуацию.

К условиям, способствующим совершению неосторожных преступлений, можно отнести организационно-управленческие недочеты: слабая подготовка профессиональных кадров, ненадлежащий контроль за психофизиологическим состоянием лиц, обслуживающих источники повышенной опасности и другие механизмы (имеется в виду утомление, болезненное состояние и др., от чего зависят работоспособность и принятие быстрых и правильных решений в экстремальной ситуации); безнаказанность лиц, допустивших нарушения правил безопасности ведения работ или бесконтрольность по этим вопросам, что отрицательно сказывается на дисциплине труда и порождает безответственность, расхлябанность и беспечность в работе; виктимное поведение потерпевших, создающих своими неправильными действиями непредвиденную или сложную ситуацию.

Профилактика неосторожных преступлений является сложной и многоплановой деятельностью. Она предполагает меры общесоциальные, специально-криминологические и меры индивидуальной превенции. Нормативной основой служит широкая и довольно тщательно разработанная система взаимно дополняемых правил охраны труда, безопасности на транспорте, охраны природной среды, противопожарной охраны и др. Организационно эта система осуществляется рядом государственных, общественных органов.

Среди общесоциальных мер наибольшее значение имеют развитие и освоение достижений научно-технического прогресса, совершенствование системы образования и' воспитания личности, улучшение социально-управленческого процесса.

Специально-криминологические и меры индивидуальной превенции преследуют цель устранить или нейтрализовать конкретные криминогенные факторы. Практически они применяются в нескольких направлениях:

обеспечение безопасности орудий и средств, которыми может быть совершено конкретное неосторожное действие, как путем технического совершенствования, так и путем улучшения регламентации и контроля за их использованием;

устранение или нейтрализация опасных элементов в конкретной жизненной ситуации;

повышение профессиональной квалификации лиц, связанных с источниками повышенной опасности;

совершенствование работы контрольных и правоохранительных органов по эффективному предотвращению, раскрытию и расследованию неосторожных преступлений, по справедливому наказанию виновных лиц.1

Особое место в деятельности по предупреждению неосторожных преступлений занимает Государственная автомобильная инспекция. На нее возложены следующие специально-криминологические меры профилактики: регулирование движения транспорта и пешеходов, выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения, контроль за содержанием дорожной сети, надзор за техническим состоянием транспорта, регистрация и учет автотранспортных средств, учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения, а также принятие мер к их устранению, применение к нарушителям установленных законом мер воздействия, организация и проведение агитационно-пропагандистской работы.

Для предупреждения должностной халатности, других криминальных проявлений неосторожности со стороны государственных служащих большое значение имеет четкая регламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и надведом-ственный контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 14. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

 

План:

1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

  2. Причины  и условия коррупционной преступности

3. Меры борьбы  с коррупционной преступностью

 

1.Понятие и общая характеристика коррупционной преступности

 

Коррупционная преступность - традиционный и достаточно распространенный вид преступности в большинстве стран мира.

Под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Однако представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу и взяточничеству. Краткое и емкое определение коррупции содержится в справочном документе ООН о международной борьбе с  коррупцией: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

Коррупция - распространенное зло в мире. Не случайно стратегия и практические меры борьбы с ней обсуждались на восьмом (Гавана, 1990 г.) и Девятом (Каир, 1995 г.) конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, на многочисленных семинарах и конференциях, проводимых международным сообществом. За взятки обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам, «чужим» фирмам и т.д. Американский профессор В.М. Райсман выделяет три основных распространенных типа взяток: деловая взятка («платеж государственному служащему с целью обеспечения или ускорения выполнения им своих должностных обязанностей»), тормозящая взятка («за приостановку действия нормы или неприменения ее в деле, где она в принципе должна быть применена», прямой подкуп, т.е. «покупка не услуги, но служащего, приобретение должностного лица с тем, чтобы оно, оставалось на работе в организации и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя».

Коррупция выходит за рамки национальных границ и требует глобального подхода потому, что доходы от нее после «отмывания» включаются в мировые и национальные финансовые потоки, подрывая государственные и международные институты власти и экономики. Активная транснациональная борьба с коррупцией в мире и в отдельных странах развернулась в своей основе в последнюю четверть XX в., когда коррупция стала приобретать стойкие черты. Она стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» дает определение коррупции, как «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей».

Действующий Уголовный кодекс Республики Беларусь дает основания относить к коррупционным такие преступления, как присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление служебным положением, служебный подлог, получение взятки, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими (публичными лицами) с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях.

Основу криминологической характеристики коррупционной преступности обычно составляют данные уголовной статистики о качественных и количественных свойствах. Однако статистические показатели коррупционной преступности носят весьма неполный характер.

Рассматривая все виды должностных преступлений (должностные хищения, злоупотребление служебным положением, взяточничество) за последние 8 лет, то количество лиц, их совершивших, составляет: 2000 г. - 6394 чел., 2001 г. - 6973 чел., 2002 г. - 6840 чел., 2003 г. -4358 чел., 2004 г. - 7300 чел., 2005 г. - 6220 чел., 2006 г. - 4990 чел., 2007 г. - 2385 чел.

Суммарный объем зарегистрированных фактов уголовно наказуемой коррупции составлял в 2000 г. - 5 %, 2001 г. - 6 %, 2002 г. - 5 %, 2003 г. -

3 %, 2004 г. - 4 %, 2005 г. - 3 %, 2006 г.   2,5 %, в 2007 г. - 1,9 %.

Структура зарегистрированной коррупционной преступности в Республике Беларусь в соотношении ее видов выглядит следующим образом: должностные хищения - 83,5 % в 2000 г., 82 % в 2001 г., 80 % в 2002 г., 62 % в 2003 г., 80 % в 2004 г., 33 % в 2005 г., 34 % в 2006 г., 64 % в 2007 г.; злоупотребление служебным положением - 3,5 % в 2000 г.,

4 % в 2001 г., 2,5 % в 2002 г., 7 % в 2003 г., 15 % в 2004 г., 50 % в 2005 г., 46,5 % в 2006 г., 18 % в 2007 г.; взяточничество - 13 % в 2000 г., 14 % в 2001 г., 17,5 % в 2002 г., 31 % в 2003 г., 5 % в 2004 г., 17 % в 2005 г., 19,5 % в 2006 г., 18 % в 2007 г.

Структура криминологического портрета белорусских коррупционеров выглядит так: представители исполнительной власти, работники министерств, комитетов и их подразделений 5.8 %, сотрудники правоохранительных органов - 6 %, контролирующих органов - 4 %, работники налоговой и таможенной служб - 3,5 %, иные категории   28,5 %.

Характерной чертой коррупционной преступности является ее высочайшая латентность. Экспертные оценки специалистов относительно размера выявленных случаев взяточничества по отношению к их фактическому уровню колеблются в пределах 0,1-2 %.

Высокая латентность коррупционных преступлений объясняется факторами объективного и субъективного характера. В большинстве случаев совершения таких преступлений нет потерпевших в физическом смысле слова, заинтересованных в сообщении об этом преступлении и в его раскрытии. Как правило, все участники коррупционной сделки получают от нее выгоду, к тому же все они (например, при даче-получении взятки) в соответствии с законом подлежат уголовной ответственности. Поэтому преступления совершаются скрыто. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность, непрерывно видоизменяется и совершенствуется. Субъективными причинами латентности являются отсутствие должной политической воли и решительности у руководителей государственных органов в борьбе с коррупцией, а также низкий профессиональный уровень работников оперативного и следственного аппаратов, привлеченных к этой деятельности.

Еще одной характерной особенностью коррупционной преступности является ее тесная связь с теневой экономикой и организованной преступностью. «Без коррупции организованной преступности не бывает, - справедливо утверждает В.В. Панкратов.   Она в таком случае просто невозможна, она не просуществует и короткого времени, тем более она не сможет реализовать свои долговременные и длящиеся (разветвленные и многоэпизодные) операции - не получит льгот, защиты от контрольных органов, от конкуренции и пр. В свою очередь, только организованная преступность с ее бешенными доходами... образует разветвленную коррупционную сеть, выходя на самые верхи власти». В данном случае имеет место ситуация прямого подкупа или тотальной взятки, когда представители организованной преступности, мафиозные структуры устанавливают тесные связи с государственными чиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы «скупают на корню», полагая, что в нужный момент, в соответствующей ситуации коррумпированный представитель власти и управления поступит так, как ожидают взяткодатели.

По данным ряда исследований, организованные преступные группировки и формирования от 30 до 50 % преступно нажитых средств тратят на коррумпированных функционеров государственного аппарата4.

Информация о работе Лекции по "Криминологии"