Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций
1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.
В докладе Генерального секретаря ООН «Воздействие организованной преступности на общество в целом» на второй сессии Комитета по предотвращению преступлений и уголовному правосудию Экономического и социального совета ООН в апреле 1993 г. отмечалось, что «коррупция государственных должностных лиц всегда являлась одним из предпочтительных средств организованных преступных группировок, составной частью их стратегии и тактики, которой отдавалось предпочтение перед использованием открытого насилия. Выплачиваемые в виде взяток деньги считаются боссами организованной преступности хорошим инвестированием, своего рода накладными расходами, оправданными с точки зрения «дела», поскольку это в значительной степени увеличивает шансы на успех и вероятную безнаказанность, снижает или даже сводит на нет опасность обнаружения преступления со всеми потерями, к которым это может привести».
2.Причины и условия коррупционной преступности
Существование коррупционной преступности определяется, прежде всего, общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и другие виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее определяющих.
Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие функции, постоянно испытывают соблазн использовать свои полномочия в личных или групповых интересах. Системный кризис, связанный с переходом к рыночной экономике, - благоприятнейшая ситуация для расцвета коррупции.
Экономические причины и условия коррупционной преступности:
экономическая нестабильность, проявляющаяся в существовании инфляции, высоких темпах обесценивания денежного содержания государственных служащих, что провоцирует последних на поиск других источников доходов, в том числе и нелегальных;
появление достаточно обеспеченного слоя людей, имеющих сверхвысокие доходы, свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа;
отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать необоснованные сверхдоходы;
недостаточная забота государства о своих служащих, их материальном благополучии и социальных гарантиях. «Когда оклад правительственных чиновников порождает вопрос о том, как данный человек может прокормить свою семью на свой оклад, - подчеркивается в документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), - можно утверждать, что общество порождает коррупцию. Когда оклад служащего государственного учреждения не обеспечивает ему прожиточный минимум, он либо уйдет с работы, либо будет недорабатывать свои часы, либо заниматься воровством, или вымогательством, либо брать взятки. Когда руководитель учреждения, принимающего правительственные решения, соответствующие решениям руководителя корпорации, получает оклад наравне с окладом служащего этой корпорации, или зарплатой разнорабочего, налицо основание для коррупции, которая ожидает подходящего момента»5.
Организационно-управленческие причины и условия коррупционной преступности:
отчуждение большей части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое постоянно воспроизводит основания зависимости гражданина от чиновника;
отсутствие эффективного парламентского контроля за состоянием коррумпированности должностных лиц государства;
развитие «бюрократического рэкета» со стороны разросшегося чиновничьего аппарата органов государственной власти и управления;
ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц;
господство в хозяйственной сфере не уведомительного, а разрешительного принципа, когда от управленческого работника соответствующей государственной структуры зависит очень многое. Государство не может безучастно относиться к тому, что делается в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому пределы его вмешательства в экономику и контроля над ней, основания, способы и формы этого контроля должны быть максимально четко регламентированы. При отсутствии такой регламентации создаются благоприятные возможности для чиновничьего произвола и коррупции.
Психологические причины и условия коррупционной преступности:
многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России и Беларуси;
традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами ответственности за подкуп;
относительно низкий уровень правовых знаний взрослой части населения, ставящий его в условия повышенной зависимости от чиновников различного ранга;
психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих для реализации как законных, так и нелегальных интересов;
укоренившийся в сознании крайне незначительный риск привлечения к ответственности за совершение коррумпированного деяния (феномен безнаказанности);
6) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего.
К изложенному выше следует добавить, что непоследовательность проведения экономических реформ в государственной политике, отсутствие достаточной стабильности порождает у людей неуверенность в будушем. Это заставляет предпринимателей как можно быстрее получить прибыль, прибегая, в том числе, и к незаконным способам ее извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, необходимо использовать свою должность для личного обогащения.
Личность коррупционера существенным образом отличается от личности других преступников. Коррупционные преступления совершают как мужчины, так и женщины, причем удельный вес последних довольно высок. На них приходится 62 % женщин, совершивших присвоение либо растрату, 56 % - служебный подлог, 41 % - злоупотребление служебными полномочиями и только 10 % - взяточничество.
Что касается возрастных признаков, то все указанные преступления совершают лица старших возрастов (30 лет и выше) - от 90 % при взяточничестве, 85 % при злоупотреблении служебными полномочиями и при служебном подлоге, до 57 % при совершении присвоения либо растраты.
Образовательный уровень коррупционеров самый высокий среди всех преступников. Высшее образование имеют 82 % лиц, совершивших злоупотребление служебными полномочиями и служебный подлог, 45 % - присвоение и растрату и 93,5 % - взяточничество.
Уровень рецидива у коррупционеров невысок - от 5 % у взяточников до 17 % у лиц, совершивших служебный подлог.
В большинстве своем коррупционеры - это люди семейные, хорошие работники (многие из них имеют блестящий послужной список и отличаются исключительными деловыми качествами и высоким уровнем работоспособности). Как правило, это люди со стабильной психикой и выраженным потребительским мировоззрением. Так, немалая часть коррупционеров люди с высоким материальным достатком.
Криминологи выделяют следующие обобщенные типы личности коррупционера, корыстолюбивый, престижный и игровой.
Корыстолюбивый тип - последовательно, целеустремленно и постоянно стремится к удовлетворению своих, прежде всего, материальных потребностей, умножению и сохранению личного благосостояния, используя для этого все имеющиеся у него возможности: должностное положение, властные полномочия, связи и т.п.
Престижный тип - для этой категории коррупционеров характерны не столько стремление обеспечить себя материально, сколько с помощью криминальных денег создавать и постоянно поддерживать свой личностный статус, имидж. Он должен ощущать всеобщее почтение, уважение, занимать высокое, достойное положение в обществе, входить в известные элитарные социальные группы (дорогие клубы, общества и т.п.). Для этого он легко, не скупясь, использует финансовые и иные резервы, добытые в результате преступной, коррупционной деятельности.
Для игрового типа важны, прежде всего, не власть, не деньги, а сам процесс реализации власти. Ощущение реальной опасности при балансировании на грани правопослушного и преступного, дозволенного и запретного доставляет ему остро требуемое моральное удовлетворение. Для этого он стремится к созданию для себя максимальных комфортных условий и возможностей.
Борьба с коррупцией не может быть сведена только к выявлению и наказанию лиц, совершивших коррупционные преступления. Необходимо наряду с этим разработать и осуществить систему мер предупредительного характера, направленных на предотвращение проникновения коррупции в структуры управления и предупреждение коррупции на дальних подступах.
Меры предупреждения коррупции можно подразделить на две группы: общесоциальные и специальные (правовые).
Общесоциальные меры:
усиление социальной направленности экономических реформ;
совершенствование налогового законодательства;
обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней, повышение нравственного и культурного уровня населения;
привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, большое внимание уделяя воспитанию правосознания у граждан, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).
Правовые меры:
Основным нормативно-правовым актом, определяющим и регулирующим борьбу с коррупцией в нашей стране, является Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией», в котором дается:
законодательное определение перечня коррупционных преступлений, которое создает необходимые правовые предпосылки налаживания системы официального мониторинга данной группы преступлений;
законодательное определение субъекта коррупционного преступления как лица, уполномоченного на осуществление публичныхфункций, которое охватывает не только должностных лиц органов государственной власти и управления, но и лиц, выполняющих управленческие функции на государственных унитарных предприятиях, в иных коммерческих организациях, управляемых при участии государства или выполняющих государственные заказы.
Данный Закон определяет стратегию борьбы с коррупционными преступлениями, а также систему мер борьбы и предупреждения указанных преступлений.
В Законе также четко определены виды деятельности, несовместимые с выполнением государственных функций: ограничение на работу по совместительству, запрет на занятие предпринимательской деятельностью, обязанность передачи в доверительное управление государству на время выполнения государственных функций ценных бумаг, имущества, вкладов в предприятия и иных ценностей, использование которых влечет за собой получение доходов. Невыполнение этих требований должно повлечь за собой в обязательном порядке увольнение с государственной службы.
В Законе предусмотрены и реализованы достаточно жесткие меры финансового контроля. Сюда можно отнести предоставление при поступлении на службу сведений о доходах (личных и супруга(и)), недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, обязательствах финансового характера, в том числе и за пределами Республики Беларусь, о своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или совладельца оффшорных, других компаний, фондов с указанием доли собственности.
Указанный перечень мер борьбы с коррупцией не является исчерпывающим. Генеральной же линией в общем комплексе мероприятий по борьбе с коррупцией должно стать неукоснительное обеспечение решительной и беспощадной борьбы со взяточничеством - главной составляющей коррупционной преступности.
Исключительно важным в деле борьбы с коррупцией представляется совершенствование института государственной службы, максимально эффективная организация работы управленческого аппарата. Должны быть исключены дублирование и параллелизм в решении различных вопросов. Функции и пределы полномочий каждого служащего необходимо определить четко и максимально конкретно.
Корпус государственных и муниципальных служащих обязан подчиняться особо жестко контролируемым этическим и дисциплинарным нормам. Специальные законы, содержащие подобные нормы, приняты в ряде стран. Например, в США такими нормативными актами являются: Принципы этичного поведения правительственных чиновников и служащих (1990 г.), Закон об этике (1978 г.); в Великобритании - Статус Гражданской службы, Кодекс условий службы и оплаты государственных чиновников, Общие принципы поведения государственных служащих; в ФРГ - Федеральный закон о государственных служащих, Федеральный закон о дисциплинарном режиме государственной службы.
В этих нормативных актах подчеркивается престижность государственной службы и моральная ответственность перед обществом лиц, состоящих на службе. «Федеральный служащий, - говорится в принципах этического поведения США, - должен уважать и соблюдать фундаментальные принципы этичного поведения с тем, чтобы каждый гражданин мог быть полностью уверенным в моральной честности своего правительства. Служба обществу предполагает доверие со стороны общества и требует, чтобы служащий ставил преданность Конституции выше личной выгоды».
ТЕМА : МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие методики криминологического исследования
Одним из необходимых условий проведения криминологического исследования является использование определенных методов, с помощью которых изучаются разнообразные конкретные проблемы преступности.