Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Под методом криминологического исследования понимают систему приемов, средств сбора, обработки и анализа информации, применяемых с целью познания преступности, ее причин и условий, личности преступника, и выработку мер предупреждения преступности.

В конкретном криминологическом исследовании используется комплекс различных методов. Как правило, социальные объекты криминологического исследования - явления многоаспектные, требующие комплексного междисциплинарного подхода. В одном и том же социальном процессе представители различных гуманитарных наук могут видеть различные аспекты изучения одного и того же объекта. Однако едва ли юрист может выполнить работу психолога, а экономист - социолога. Точно также и криминолог, изучая преступность, используя методы социологии, статистики, психологии, не подменяет специалистов этих а лишь реализует возможности, заложенные в междисциплинарных методах и подходах к проблемам.

Применительно к современной криминологии все методы можно но классифицировать на три группы:

1) методы, используемые в юридических науках (исторический, 1 тельный, логический, системный и др.);

2) методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интервьюирования, эксперимент, экспертные оценки,

3) методы используемые в психологии (социометрия, тестирование и др.

Особое место в криминологии занимает статистический метод.

Качество и объем получаемой в процессе исследования криминологической информации во многом обусловлены организацией (процедурой) самого исследования.

 

 2. Процедура криминологического исследования

 

Процедура криминологического исследования - это последовательность действий исследования, определенные этапы (или стадии) получения, обработки, интерпретации и оценки информации.

В целом процедура криминологического исследования состоит из следующих этапов (стадий): подготовительный (разработка программы, формирование гипотезы, план, разработка методики проведения)1 исследовательский; заключительный (интерпретация полученных результатов, выводов, рекомендаций, их внедрение в практику).

Подготовительный этап занимает в исследованиях вообще и в исследованиях проблем криминологии в частности особое место. Программа исследования должна содержать теоретическую основу, т.е. краткое описание самой проблемы с анализом уже имеющегося комплекса научных знаний. В прикладном смысле программа - это изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез исследования с определением правил, процедур и логической последовательности операций по проверке намеченных гипотез.

Исходный пункт любого научного исследования - постановка проблемы, а важнейший элемент программы - исследовательская гипотеза. На основании разработанной гипотезы составляется план исследования, который затем переходит в рабочий план. Он необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием конкретных сроков и исполнителей; он является также творческим документом, позволяющим вести исследование целенаправленно, эффективно и методически правильно.

На основе имеющейся программы исследования производятся разработка методических документов (методического инструментария/' помощью которых осуществляется сбор информации (анкеты, програ мы, интервью, программы изучения уголовных дел и пр.).

Исследовательский этап - сбор первичной информации (проведение интервью, анкетирования, экспертных опросов и т.д.) подготовка собранной информации к обработке, анализ полученных результатов, подготовка итогового документа - отчета, научного доклада, справки и пр.

Важнейшая часть заключительного этапа - внедрение полученных результатов в практику. Возможны следующие формы внедрения:

1) подготовка планов социального  развития, комплексных планов предупреждения преступлений и иных правонарушений, программ борьбы с преступностью, перспективных и текущих планов работы правоохранительных органов;

2) подготовка законодательных предложений, ведомственных нормативных актов и других управленческих документов по актуальным проблемам противодействия преступности;

3) подготовка аналитических справок, докладных записок, обзоров, методических писем и т.п.;

4) проведение научно-практических  конференций и семинаров, использование результатов исследований в учебном процессе юридических вузов и в повышении квалификации практических работников;

5) подготовка научных рекомендаций, предусматривающих совершенствование форм, средств и методов деятельности по противодействию преступности на всех направлениях.

 

3. Социологические методы, применяемые в криминологических исследованиях

 

В криминологических исследованиях применяются такие социологические методы, как наблюдение, опрос, метод экспертных оценок, метод анализа документов, экспериментальный метод.

1. Наблюдение состоит в выявлении  определенных фактов, явлений и их регистрации самим исследователем. Различают невключенное (простое) наблюдение, наблюдение-участие и включенное наблюдение. В первом случае наблюдение ведется «извне» по отношению к среде в которой имеют место изучаемые факты и явления. Во втором исследователь-наблюдатель участвует в какой-либо деятельности (например, в индивидуальной профилактической работе с подучетными подростками). Особое место занимает включенное наблюдение, смысл которого в том, что исследователь смешивается с группой и становится одним из ее членов (т.е. осуществляет взгляд на группу изнутри, с позиций рядового участника ее деятельности). Использование этого метода в криминологии связано с определенными сложностями, обусловленными спецификой внедрения в группу (например, в группу несовершеннолетних нарушителей), определенным «кризисом терпения» со стороны объектов изучения (длительное присутствие исследователя в группе может вызвать негативное отношение к нему - гораздо труднее становится скрыть факты противоправного поведения).

2. Метод опроса. Опрос является одним из самых распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных факторах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологических исследованиях при помощи опроса изучаются, как правило, конкретные причины и условия преступности, личность преступника и потерпевшего, эффективность мер, применяемых органами, уровень правосознания различных социальных групп населения, их отношение к проблемам борьбы с преступностью и др.

Массовые опросы делятся на методы анкетирования и интервьюирования. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Интервью - это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.

Качество информации, получаемой при анкетировании и интервьюировании, во многом зависит от правильно сформулированных вопросов, организации опроса. Вопросы в анкете или при проведении интервью-это инструмент регистрации первичных фактов. Существуют определенные требования к составлению анкеты и формулированию вопросов.

Каждая анкета должна начинаться вступлением, где сообщаются в самой общей форме цели и задачи данного исследования, его практическая значимость, разъясняются правила заполнения анкеты. Далее перечисляются нейтральные по смыслу, наиболее простые для запоминания вопросы. Респонденту дается возможность привыкнуть к анкете, войти в курс дела. В то же время эти вопросы должны сформировать желание сотрудничать с исследователями. Наиболее сложные, трудоемкие для запоминания вопросы обычно размещаются в середине анкеты.

Целесообразно группировать вопросы в блоки по проблемным признакам, поскольку это облегчает запоминание и дальнейшую обработку анкеты. Следует обратить внимание на логичность, связанность пер " ходов от одной проблемы к другой, при необходимости в тексте анкет даются соответствующие разъяснения.

Проверить правильность формулировок вопросов, эффективное анкеты в целом позволяет пробное («пилотажное») исследование» ходе которого дорабатываются методические документы, проверяется организационное и материально-техническое обеспечение. Указателем недостатков анкеты будет, в частности, наличие большой доли респондентов затруднившихся ответить на вопросы.

 Интервьюирование используется несколько реже, чем анкетирование что вызвано большей трудоемкостью проведения интервью, необходимостью привлечения значительного количества обученных специалистов-интервьюеров.

Интервью имеет как свои достоинства, так и недостатки по сравнению с анкетированием. Достоинства заключаются, прежде всего, в -том что интервью дает возможность достичь более глубокого психологического контакта с респондентом, что, безусловно, сказывается на качестве получаемой информации (в первую очередь ее надежности). В ряде случаев с помощью интервью можно получить ту информацию, которую невозможно собрать в ходе анкетирования - касающуюся негативных сторон жизни респондента (например, характера противоправной деятельности, обстоятельств совершения преступления и пр.). С другой стороны, анкетирование позволяет охватить гораздо больший массив опрашиваемых, меньше затрат времени, исследование можно провести меньшим количеством.

Различают три вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное).

Формализованное интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В его основе лежит детально разработанный вопросник (программа интервью), а все действия интервьюера жестко регламентированы соответствующей инструкцией: он обязан придерживаться лишь тех вопросов, которые имеются в программе интервью, не менять их последовательности. Чаще всего в формализованном интервью используются закрытые вопросы. Оно должно протекать в русле неформальной, доверительной беседы.

Фокусированное интервью - менее стандартизированная процедура, целью которой является сбор оценок, мнений по поводу конкретного социального явления (например преступности), его причин, последствий. Предварительно выясняется степень подготовленности респондента по данной проблематике, готовится перечень вопросов, однако их последовательность и формулировки могут меняться интервьюером по ходу беседы.

Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) или детального плана (сценария беседы). Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования.

Полученная при анкетировании и интервьюировании информация подвергается статистической обработке и обобщению. Если предполагается машинная обработка информации, то целесообразно кодировать все ответы.

3. Метод экспертных оценок состоит  в получении, обработке и интерпретации  оценок, мнений, суждений, излагаемых по определенном вопросу (или по нескольким вопросам) группой специально отобранных экспертов из числа лиц (научных и практических работников), хорошо знающих исследуемую проблему. Например, какова величина латентности корыстной преступности, предполагается ли рост либо снижение преступности несовершеннолетних, каковы причины тех или иных изменений в динамике насильственной преступности и т.д. Эти оценки обобщают, вычисляют среднюю величину либо долю в процентах различных вариантов оценок. Наиболее эффективным представляется проведение своеобразного «круглого стола» с участием всех включенных в группу экспертов: в ходе обсуждения предложенных проблем могут появляться нетрадиционные подходы к ее анализу, высказываться оригинальные взгляды и суждения.

4. Метод анализа документов. Различного  рода документы не только дают определенный объем важной информации, характеризующей те или иные стороны изучаемого объекта, но и попутно позволяют судить об их составителях (язык документа, стиль изложения и т.д.). К документам относят различную письменную и графическую документацию, а также звуковые, визуальные и аудиовизуальные источники.

Письменная документация делится на официальные документы и документы частного характера. К официальным относятся уголовные дела, наблюдательные производства, отказные материалы, справки и обобщения правоохранительных органов, архивные материалы. Объектами исследования при изучении уголовных дел могут быть личность преступника, причины и условия, которые способствовали преступлению, цели, мотивы, обстоятельства совершения преступления.

Документы частного характера - это письма, дневники, результат творчества человека (литературные произведения, научные работы, автобиографии и т.п.). Большой интерес представляют письма и заявления граждан, адресованные в административные учреждения, средства массовой информации. В них обычно содержится обширная информация о фактах совершения преступлений, отсутствии соответствуют реакции правоохранительных органов на заявления граждан, о целом комплексе причин и условий совершения преступлений.

Экспериментальный метод предполагает изучение ситуации, пая возникает в результате изменения определенных условий при сохранении прочих. Экспериментом является также настоящее или последующее изменение многих условий, поскольку мы можем контролировать (оценивать) воздействие этих изменений. Затем изучаются их проявления в ходе развития событий и процессов. Естественно, если не происходит никаких изменений, значит, данные условия не влияют на течение процесса.

Экспериментальный метод в основном применяется в естественных науках, однако он не исключен и в общественных. Традиционно различаются эксперименты «in vitro» (в пробирке), дающие возможность проводить строгий контроль в лабораторных условиях, и «in vivo» (в жизни, в реальности). В общественных науках применяется только последний вид. В широком смысле слова экспериментом является любая человеческая деятельность, т.е. практика.

В процессе экспериментальной работы необходимо обеспечить надежный контроль за изменениями, протекающими в процессах, условиях. Применительно к криминологии сделать это очень трудно, поэтому экспериментальный метод применяется, главным образом, при изучении различных профилактических мероприятий, особенно в области обращения с правонарушителями как в период исполнения наказания, так и на свободе, а также в сфере профилактики преступности (обращение с социально запущенными индивидами, например с трудновоспитуемыми подростками).

Информация о работе Лекции по "Криминологии"