Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 19:45, курс лекций

Описание работы

1.Понятие криминологии ее предмет задачи функции
2. Методология науки криминологии
3. Система криминологии и ее соотношение с другими науками
4. Основы профилактики преступлений.

Файлы: 1 файл

Лекции по криминологии.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Многие институты и меры воздействия были введены в действие лишь после экспериментальной проверки. Так, получивший в свое время признание и закрепленный законом новый вид исправительной колонии - колония-поселение - прошел вначале экспериментальную проверку. Только после того, как эффективность нового вида колоний была подтверждена практикой, колонии-поселения стали создаваться повсеместно. Такие формы организации предупредительной работы, как ответы-профилактики, были рекомендованы в масштабе страны лишь После обобщения практики их использования в некоторых регионах.

 

 4. Психологические методы, применяемые в криминологических исследованиях

 

Психологические методы, используемые в криминологических исследованиях, дают возможность получить более обстоятельную характеристику личности преступника, дать качественную и количественную оценку внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, что очень важно для классификации и типологии преступников.

В криминологии наиболее часто используются такие психологические методы, как социометрия и тестирование.

Социометрия - изучение эмоционально-психологических связей между людьми в группе. С помощью социометрического метода можно получить «снимок» динамики внутренних взаимоотношений в группе, дать количественную и качественную оценку внутригрупповых и межгрупповых процессов общения, выявить характер психологических взаимоотношений, определить симпатии и антипатии людей внутри группы, наличие лидерства, группировок, конфликтных ситуаций.

В основе социометрии лежит социометрический опрос - необходимый набор вопросов, которые задаются опрашиваемым (испытуемым) с целью выявления взаимоотношений с другими членами группы.

В криминологии социометрия как метод познания применяется при исследовании криминологических проблем семейных отношений. Вместе с тем социометрический метод может быть успешно использован при изучении ряда проблем криминологии, например, при исследовании эффективности мер уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и др.), института соучастия. С его помощью могут производиться изменения в составе группы отбывающих наказание в исправительных учреждениях, ликвидироваться конфликтные ситуации, может оздоровляться психологическая атмосфера в группах осужденных.

Психологическое тестирование - изучение личности с помощью тестов. Тест (англ. test - пробы, испытание) - задание, используемое для различных целей; проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, выявления личностных особенностей. В современной психологии наиболее распространены тесты оценивания, прожективные тесты и личностные опросники.

В криминологии при изучении личности преступника применяются прожективные (или аффективные) тесты. Они предназначены для выявления личностных установок, так как провоцируют человека на то, чтобы он их раскрыл. Наиболее распространенными среди них являются тест Роршаха (с использованием цветовых пятен), тест тематической апперцепции - ТАТ (испытуемый должен по предъявленной фотографии придумать рассказ), тест Розенцвейга (фрустрационньш), тесты с помощью рисунков и др. В качестве примера можно привести последний вид тестов: ребенка просят нарисовать родителей. В зависимости от того, чья фигура нарисована более крупной - отца или матери, можно сделать вывод о том, кто доминирует в семье - отец или мать.

Существует, например, тест, изучающий правосознание: излагается случай, который допускает разные толкования как самого факта, так и вопросов права, и предлагается сделать выбор между возможными решениями. Таков тест Мира-и-Лопеца о супружеской неверности. Опрашиваемого просят поставить себя на место обманутого супруга и выбрать одно из десяти возможных решений: убить соперника, убить виновницу, уйти от нее, расторгнуть брак и т.д.

Личностные опросники построены по принципу оценки человеком самого себя. Среди них наиболее известен тест «MMPI», содержащий 384 утверждения. По результатам ответов составляется психологический профиль личности. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка: первый определяет уровень тревожности личности, второй -степень замкнутости или общительности, эмоциональной неуравновешенности, а также тип темперамента.

Результаты психологических криминологических исследований особенно важны для изучения личностных причин преступного поведения, разработки мер индивидуальной профилактики и ресоциализации осужденных. В ряде случаев объяснение преступного поведения может быть найдено с помощью методов патопсихологии.

 

5. Статистические методы, применяемые в криминологических  исследованиях

 

Для сбора и анализа криминологической информации применяется, как уже отмечалось выше, частнонаучные методы: статистический и выборочный. Наиболее важным из них является статистический.

Статистический метод. Основные задачи использования статистических методов в криминологии следующие:

- дать цифровую характеристику  состояния и динамики преступности, а также практики борьбы с ней, деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью, - описательная задача;

- установить статистические связи, зависимости, соотношения в состоянии и динамике преступности и в деятельности правоохранительных органов - аналитическая задача;

- определить тенденции развития  преступности и детерминант, дать  статистический, криминологический  прогноз - прогностическая задача;

- выявить положительные стороны и недостатки в практике борьбы с преступностью, помочь в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию этой борьбы - организаторская задача. Например, статистические показатели уровня раскрываемости преступлений объема профилактической работы в процессе расследования и рассмотрения дел дают возможность своевременно принять необходимые управленческие решения по более полной реализации обшей и специальной превенции уголовно-правовых мер, реализации возможностей следственной профилактики.

Статистический метод исследования состоит из трех этапов - наблюдение, группировка и сводка, анализ.

Первый этап, так называемое статистическое наблюдение, заключается в сборе необходимой первичной информации посредством учета и регистрации сведений из статистических карточек и статистических отчетов, которые имеются в органах УВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, изучения уголовного дела и т.д.

Второй этап состоит в сводке и группировке (классификации) всей информации, собранной из данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитывается их количество, после чего они группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрасту), проводится подсчет по этим признакам и затем сводится воедино в статистический отчет, таблицу, схему, диаграмму.

Различают три вида группировок:

-  типологические (распределение  по качественным признакам, например по видам преступлений);

- вариационные (распределение по  количественным, варьирующим признакам, например по возрастным группам);

- аналитические (распределение на основе зависимости между двумя или несколькими группами факторов, например по месту и времени совершения преступлений).

Статистический анализ - это завершающий и наиболее ответственный этап исследования. Он представляет собой процесс и результат сравнения, сопоставления, изучения полученных цифровых данных, их обобщения, установления и измерения взаимосвязей и закономерностей, характеризующих криминологически значимые явления и процессы.

Главное в статистическом анализе - не получение цифровой характеристики (какой бы обстоятельной она ни была), а правильность ее использования, оценки и практические выводы, извлекаемые из нее.

Выборочный метод. Уголовная статистика ведет сплошной учет всех без исключения ставших известными преступлений. Ее данные несут информацию о всей статистической совокупности преступности. Однако одной этой совокупности недостаточно для глубокого, всестороннего криминологического исследования.

Дополнительная информация добывается путем выборочных исследований, в ходе которых можно получить сведения, которых нет в уголовной и в иных отраслях правовой и социальной статистики. Чаще всего это дополнительная информация, необходимая для изучения причин и условий, обстоятельств, мотивов преступного поведения; углубленного изучения личности преступников, условий ее формирования, влияния микросреды на процесс деморализации с последующей криминализацией личности правонарушителя; изучения общественного мнения по вопросам борьбы с преступностью; изучения практики этой борьбы, мер профилактики, их результативности и т.д.

Суть выборочных исследований состоит в том, что целое описывается на основе его части. Изучению подвергается только часть всей совокупности (выборка), а полученные сведения используются для характеристики всей совокупности. Теория статистики и практика доказывают, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть выявлены и проанализированы закономерности, присущие всей изучаемой совокупности (так называемой генеральной совокупности). Конечно, между результатами сплошного и выборочного наблюдения будет какое-то расхождение, которое называется ошибкой репрезентативности. Но эту ошибку можно определить и учесть, используя соответствующие формулы и таблицы. Важно лишь, чтобы выборка была репрезентативной, представительной, т.е. выражала все своеобразие изучаемой совокупности. Иными словами, выборка рассматривается как равноценная, хотя и уменьшенная, модель всего массива.

Следует также иметь в виду, что, с одной стороны, чем больше выборка (часть подвергаемой изучению совокупности), тем точнее результаты, меньше ошибка репрезентативности, и, с другой стороны, чем более однородна совокупность, тем меньше может быть выборка.

В криминологических исследованиях наиболее часто применяется случайная выборка, сущность которой состоит в том, что заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равноправное попадание в выборочную совокупность любой единицы наблюдения. Например, количество уголовных дел о кражах за один год в районе составляет 1000, но нам нужно изучить личности воров по 100 дела Следовательно, исходя из принципа случайной выборки, из общего количества дел о кражах отбирается каждое десятое. Основой такой выборки должна служить картотека суда.

Необходимость применения выборочного метода (выборки) обусловливается тем, что исследователям достаточно трудно проводить сплошное обследование всей совокупности, требующее много времени сил и средств.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под методом  криминологического исследования?

2. Какие методы исследования применяются в криминологии?

3. Что такое процедура криминологического  исследования?

4. Назовите социологические методы, применяемые в криминологических  исследованиях.

5. В чем достоинство и недостатки  метода анкетирования и интервьюирования?

6. Какие свойства личности можно выявить с помощью психологических методов исследования?

7. Дайте характеристику статистических  методов исследования криминологии.

8. Что такое ошибка репрезентативности?

 

Список литературы.

1. Ананич, В.А. Организация криминологических исследований преступности / В.А. Ананич. Минск, 1995.

2. Блувштейн, Ю.Д. Криминологическая  статистика / Ю.Д-штейн. Минск, 1981.

3. Методика криминологического  изучения личности преступник  М., 1977.

4. Панкратов, В.В. Методология и  методика криминологических и следований / В.В. Панкратов. М., 1972.

 


Информация о работе Лекции по "Криминологии"