Личность преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Прежде чем начать эту работу я долго думала над тем, что же собой представляет личность вообще. Личность преступника это совсем отдельный разговор, а личность как таковая столь сложное понятие, что, может, именно поэтому о ней нет единого мнения. Это, на мой взгляд, скорее философское понятие, чем материальное. Как нас учит философия - истина одна, но каждый видит ее по-своему. Так же, я думаю, обстоит дело и понятием личности - каждый видит ее по-своему. Я соглашусь с положением о том, что человеку как личности свойственно сознание и самосознание. Естественно, что любой человек должен осознавать не только окружающий мир, но также и себя относительно действительности. Он не должен «парить в пустоте», должна быть какая-то точка отсчета.

Файлы: 1 файл

криминалогия.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

     Научные представления о личности преступника  складывались из разных источников. Их теоретическими источниками были философия, социология, психология, криминалистика и особенно наука уголовного права, а практическим — деятельность по предупреждению и расследованию  преступлений, рассмотрению уголовных  дел в судах, исправлению преступников. Особую роль сыграли специальные  криминологические изыскания. В  целом же формирование этой теории диктовалось потребностями общественной практики, необходимостью повышения  эффективности борьбы с преступностью. Конечно, не было и нет жесткой, непосредственной, прямолинейной детерминации общественными потребностями зарождения и развития этой теории, как и криминологии в целом. Осознание потребности еще недостаточно для возникновения новых учений или научных дисциплин. Необходимо, чтобы в самой науке созрели научные предпосылки решения проблем, поскольку она имеет свои специфические закономерности движения.

     Возникновению учения о личности преступника предшествовала схематизация (или идеализация) изучаемого явления, создание некой концептуальной модели, например, в рамках антропологической  школы — учение о прирожденном преступнике (преступной личности). Формирование же отечественной криминологической  теории о природе и причинах преступности позволило создать такую концепцию, ведущей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника. С помощью этой концепции, несмотря на ошибки биологизаторского  и социологизаторского характера, были описаны некоторые существенные черты и свойства данной личности.

     Значительное  развитие теоретические исследования личности преступника в нашей  стране получили начиная с 60-х годов. Все больше внимания стало уделяться причинам и механизму преступного поведения, формированию личности преступника и ее основным характеристикам, типологии и классификации преступников. Немало сделано в познании психологии преступника, обозначены важные системные подходы в ее изучении и объяснении в совокупности с преступным поведением. Вместе с тем в очень многих работах преобладают лишь описание и систематизация эмпирического материала, мало и часто односторонне (например, преувеличивая значение психиатрических факторов) анализируется природа явления и причины протекающих в нем процессов. Редко вводятся в рассмотрение сколько-нибудь сложные абстрактные объекты, недостаточно используются кибернетические методы исследования. Иными словами, это исследования, обеспечивающие лишь феноменологический уровень развития теории, при котором познание ограничивается описанием явлений (феноменов). Интенсивная теоретическая деятельность криминологов в последние годы позволила в целом достигнуть высшего нефеноменологического (объяснительного) уровня в изучении личности, когда раскрываются внутренние механизмы происходящих процессов и их причин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Структура личности преступника.

     При определении структуры личности преступника следует иметь в виду, что прежде всего она представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Этот аспект личности наиболее важен для психологии, поскольку он позволяет рассматривать личность как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типичных черт.

     Психологический анализ личности предполагает максимальный учет 
индивидуальных психических особенностей, и биологически обусловленных 
свойств, которые отражаются на механизме человеческого поведения, 
включая преступное. Их выделение в структуре личности преступника вовсе 
не означает психологизации или биологизации причин совершения 
преступлений хотя бы потому, что многие психические особенности и 
биологически обусловленные свойства находятся под определяющим влиянием социальных факторов. Причиной совершения преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные отрицательные черты личности.

     Неблагоприятные особенности отдельных психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут лишь способствовать действию этой причины.

     С учетом сказанного в структуре личности преступника выделяется ряд 
подструктур:

     одна  из них включает в себя такие социально-демографические  признаки, как социальное происхождение и положение, семейное и должностное положение, национальная и профессиональная принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности;

     уровень умственного развития, культурно-образовательный  уровень, 
знания, умения и навыки;

     в третью входят нравственные качества, ценностные ориентации и 
стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности, 
наклонности, привычки;

     четвертую образуют психические процессы, свойства и состояния личности;

     пятая объединяет такие биофизиологические признаки, как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков).

       Изъятие любой из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из них не может существовать самостоятельно.

       Следовательно, все они находятся в определенных взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом личность 
преступника.

     Могут быть предложены и другие варианты структуры личности преступника.

     В частности, известна следующая схема, включающая:

     социально-демографические  и уголовно-правовые признаки;

     социальные  проявления в различных сферах общественной жизни;

     нравственные  свойства;

     психические особенности.

       Надо заметить, что любая такая схема не будет содержать в себе 
каких-либо специфических черт, присущих именно личности преступника, ибо она отличается от личности вообще не отсутствием или наличием каких-либо компонентов своей структуры, а прежде всего содержанием, направленностью определенных компонентов этой структуры. Вот почему мы говорим об антиобщественной направленности взглядов, интересов, потребностей, привычек, которые и выступают причиной совершения конкретного преступления. Поэтому психологию особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации и так далее. Это, конечно, не означает игнорирования других подструктур. Напротив, надо знать и 
учитывать все особенности личности преступника, поскольку они влияют на индивидуальное поведение.

     Направленность  личности представляет собой характеризующее данного человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность. Направленность – ведущий элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее влияние на другие ее элементы - объем знаний, характер проявления биологически обусловленных свойств (темперамент, задатки).

     Направленность  имеет решающее значение для определения  социального типа личности. То обстоятельство, что выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой личности, обусловлено многими психологическими исследованиями. Эта направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта преступного поведения.

     В предупредительной работе многие из названных черт личности преступника должны быть объектом воздействия. В наибольшей степени это относится к нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Однако часто бывает так, что изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к повышению его профессионального уровня, овладению новыми специальностями, упрочению материальной обеспеченности, лечению соматических заболеваний и психических расстройств.

     Одной из коренных проблем изучения личности преступника является 
проблема соотношения социального и биологического. Она имеет 
принципиальное практическое и правовое значение. От ее решения во многом зависят объяснение причин преступности и определение главных направлений борьбы с ней. Оценка роли биологических факторов часто представляет собой тот рубеж, который разделяет многие теории.

     Отечественные психологи исходили и исходят из того, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это отнюдь не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины.

     Некоторые ученые в подтверждение того, что  биологические факторы могут сами по себе приводить к преступному поведению, что предрасположенность к такому поведению биологически детерминирована и может передаваться по наследству, приводят данные о том, что в общей массе преступников немало лиц с расстройствами психической деятельности.

     Действительно, как показывают исследования, среди преступников, особенно совершающих насильственные преступления, высок удельный вес людей, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости. Он достигает 30 %. Положения психологии, психофизиологии, психиатрии, некоторые криминологические данные дают основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальной социализации личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься определенными видами 
деятельности и вообще трудиться, что повышает вероятность совершения 
противоправных действий и ведения антиобщественного образа жизни. 
Значимость указанных факторов возрастает в современных условиях, 
характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической дезадаптации.

     Однако  это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений.

     Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства.

     Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении.

     В-третьих, как доказано многими эмпирическими  исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то 
воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом.

     Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, 
олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них.

     Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов, 
способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.

     Психологами предпринимались попытки выявить значение биологических факторов в личности преступника путем изучения близнецов. Это изучение ориентируется на единое генетическое начало, а именно на сходство (идентичность) генотипа, и направлено на выяснение степени совпадения иных, в том числе криминологических признаков. Значение близнецового метода состоит в том, что однояйцовые близнецы имеют идентичный генотип. Они рождаются в виде двух мальчиков или двух девочек. Сравнивая таких 
близнецов и оценивая величину внутрипарной корреляции (соответствия), можно установить, какие их особенности детерминированы генотипом и какие воздействием среды. Сопоставление данных различных исследований 
показывает частоту преступности второго близнеца, если первый был 
преступником, при этом, как оказалось, частота преступного поведения 
однояйцовых близнецов в два раза выше, чем у двуяйцовых. Однако это не может служить доказательством биологического происхождения преступлений. Преступное поведение лиц, обладающих сходным генотипом, может объясняться как сходной средой формирования личности, так и сходными психофизиологическими особенностями изученных лиц. К тому же  однояйцовых близнецов среди населения очень немного, а среди преступников, практически единицы, что не позволяет сделать какие-либо однозначные выводы.

Информация о работе Личность преступника