Расследование налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов в РБ стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, "двойная бухгалтерия", когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы.

Содержание работы

Введение ………………..………………………………………………………… 3-6

Криминалистический анализ
налоговых преступлений …………………..…………..….…….…….7-17

Организационно-тактические вопросы,
связанные с расследованием налоговых преступлений

Выявление признаков преступлений и тактика проверочных действий…………18-21
Анализ исходной информации и следственные ситуации ………………………..22-25
Построение, разработка версий и планирование расследования…………………………………………………………………….…..26-29
Особенности возбуждения уголовных дел
о сокрытии, занижении прибыли, доходов или иных
объектов налогообложения………………………………………………………….30-36

Особенности проведения отдельных следственных действий
при расследовании налоговых преступлений

Первоначальные следственные действия
Тактика допросов при расследовании налоговых преступлений………………………………………………………………………...37-46
Тактика проведения обыска при расследовании налоговых преступлений………………………………….…………………………………..…47-48
Последующие следственные действия
Особенности проведения судебно-экономических экспертиз
при расследовании налоговых преступлений…………………………………..…49-55
Криминалистическое исследование документов………………….………………56-63

Заключение ………………………………………………………….…………64-70

Список использованной литературы ……………………

Файлы: 1 файл

Рассл-ие налог-х преступл. (дипл).docx

— 103.01 Кб (Скачать файл)

Таким образом, построение версий после того, как исходная информация сформирована, означает выдвижение на новой информационной основе более обоснованных и конкретных предположений о сущности налогового преступления и его участниках. Задачи, которые приходится решать сообразно новым условиям, остаются прежними:[8; с.238].

    • выявление и извлечение (расшифровка) информации о налоговом преступлении из вещественных, документальных и личностных источников - носителей сведений;
    • систематизация исходных данных, извлеченных из этих источников;
    • интеграция (слияние) исходной информации с данными криминалистического анализа преступления - собственно построение версий;
    • выведение следствий, которые вытекают из той или иной версии (разработка версий).

К этому моменту вопрос о поводах и основаниях возбуждения уголовного дела, как правило, уже оказывается решенным положительно. Версии в основном строятся путем сопоставления исходной информации с типовым криминалистическим анализом.

Такое сравнение дает возможность  построить общие версии о способе  налогового преступления.

При совершении такового сокрытие налогооблагаемой прибыли может  выполняться:

    • за счет занижения выручки в учетно-отчетных документах;
    • посредством завышения данных о материальных затратах и незаконного списания оборудования и запасов;
    • путем раздувания долгов, причем уловки, используемые в каждой из этих групп, могут быть взаимосвязаны и отражать одновременное мошенничество как с доходами, так с затратами и с долгами.

Особое место обычно занимает версия о сговоре руководителей  предприятий, если в числе последних имеется такое, которое пользуется льготами по налогообложению.

Разработка выдвинутых общих версий представляет собой  выведение логических (мысленных) следствий  в виде предположений частного характера  о субъектах, используемых ими способах действий, следах-отображениях и вопросах, подлежащих разрешению.[8; с. 239]. При этом следствия — частные версии — в свою очередь выступают общими посылками для выведения новых частных следствий-версий.

В порядке иллюстрации  рассмотрим вариант разработки одной из типовых версий при расследовании налоговых преступлений.

1. Если сокрытие налогооблагаемой  прибыли выполнено за счет  занижения выручки в учетно-отчетных  документах, то наиболее вероятно, что в качестве субъектов могут  выступать руководитель предприятия, главный бухгалтер, бухгалтер.

2. Если это так, то  вероятными действиями этих лиц  могут являться занижение количества  приобретенных товаров, занижение  цены реализации, оплата товаром  (бартер), открытие неучтенных торговых  точек, внесение фиктивных записей в первичные документы, в отчет и баланс.

3. Если такие действия  могли быть совершены, то, вероятно, документальными источниками информации  являются путевые листы, товарно-транспортные  накладные, журнал учета движения  материальных ценностей, договора, платежные поручения, банковские выписки, главная книга, баланс, отчет о финансовых результатах деятельности. Здесь же следует иметь в виду наличные суммы денег, а также черновые записи и материалы предшествующих ревизий и проверок.

4. Если в таких документах имеется материальный подлог или же они полностью фальсифицированы, то возможно и необходимо решить следующие вопросы:

    • какова сумма заниженной выручки, кем были составлены подложные документы,
    • на какие цели использовалась полученная прибыль,
    • отмечались ли факты «неделовых» отношений руководителей предприятия с налоговыми инспекторами, ревизорами и пр.,
    • каково количество торговых точек,
    • каково количество поступивших на реализацию товаров,
    • какова была цена реализации товаров?

На основе личностных источников информации помимо решаемых в результате обращения к документальным источникам вопросов могут быть дополнительно уяснены и другие:

    • какова структура и статус предприятия,
    • каковы материальные условия жизни руководителей предприятия, их социальные связи (включая и преступные),
    • когда и кем проводилась последняя документальная проверка, каковы ее результаты,
    • каким образом объясняют руководители предприятия сокрытие налогооблагаемой прибыли,
    • каким образом заинтересованные лица могут организовать противодействие расследованию налогового преступления.

После завершения разработки каждой из построенных версий начинается процесс планирования их проверки. Сначала определяется последовательность решения сформулированных вопросов: какой из них надлежит решать в первоочередном порядке, какой - позднее. Приведенный выше перечень в целом отвечает данному условию, но многое зависит и от конкретной ситуации расследования.

Далее избирается порядок  действий, позволяющих решить поставленные вопросы, а значит, проверить версии. Действия эти могут быть как организационными либо оперативно-розыскными, так и следственными. К числу  организационных действий  относятся:

    • документальная ревизия,
    • инвентаризация,
    • запросы в вышестоящие организации,
    • запросы в информационные центры и учеты,
    • запросы в налоговые инспекции,
    • запросы в контрольно-ревизионные учреждения,
    • консультации со специалистами,
    • опрос работников предприятия,
    • проведение предварительных исследований.

Следственными действиями являются:

    • выемки документов,
    • осмотры документов и вещественных доказательств,
    • допросы руководителей предприятия,
    • обыски по месту работы и месту жительства,
    • назначение и проведение экспертиз,
    • очные ставки.

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О СОКРЫТИИ, ЗАНАЖЕНИИ ПРИБЫЛИ, ДОХОДОВ ИЛИ ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

 

Возбуждение уголовного дела является первой и важнейшей стадией  уголовного процесса. Ее уголовно-процессуальное значение заключается в том, что  только после принятия в установленном  законом порядке решения о  возбуждении уголовного дела допускается производство следственных действий. Значит, стадия возбуждения уголовного дела является, по сути, правовой предпосылкой для осуществления расследования. Стадия возбуждения уголовного дела о сокрытии, занижении прибыли, доходов, или иных объектов налогообложения, уклонению от подачи декларации имеет особое значение, т. к. от правильной оценки первичных материалов в последующем зависят успех и качество расследования. Необоснованное возбуждение уголовных дел приводит к нарушению законности, ограничению прав граждан, дополнительным расходам на производство следствия, которые выражаются в безрезультатной трате сил, средств и времени сотрудников оперативного и следственного аппарата, необоснованном увеличении нагрузки на них, отвлечении от расследования действительно совершенных преступлений.

Общеизвестно, что основную информацию о нарушении налогового законодательства содержит акт налоговой  проверки (акт проверки правильности исчисления, полноты, и своевременности  уплаты налогов и других платежей в бюджет), который согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству признается доказательством. Такой акт является итоговым документом, свидетельствующим о наличии или отсутствии нарушений налогового законодательства у хозяйствующего субъекта при осуществлении расчетов с бюджетом.

    • Условно акты проверок соблюдения налогового законодательства можно разделить по субъектам проведения этих проверок. [4; с.15]

 Это:

    • подразделения Государственного налогового комитета
    • подразделения Государственного комитета финансовых расследований
    • территориальные органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь
    • органы контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Беларусь
    • совместные группы Государственного налогового комитета и Государственного комитета финансовых расследований

Возбуждение уголовных дел о  сокрытии, занижении прибыли, доходов, или иных объектов налогообложения, как и дел о других преступлениях, правомерно при наличии оснований  и поводов. Основанием к возбуждению дел данной категории являются сведения о сокрытии, занижении прибыли, доходов или иных объектов налогообложения, уклонении от подачи декларации о доходах, повлекших причинение ущерба в крупных или особо крупных размерах.

В случае проведения проверки органами Государственного комитета финансовых расследований или совместными группами Государственного налогового комитета и Государственного комитета финансовых расследований поводом к возбуждению уголовных дел будет непосредственное обнаружение признаков преступления..

В соответствии с "Правилами пердачи налоговыми органами материалов о нарушении налогового законодательства в органы финансовых расследований"[3; ст.18]. налоговый орган при установлении фактов причинения ущерба государству в крупных (от 250 до 1000 минимальных заработных плат на момент совершения правонарушения) и особо крупных размерах (от 1000 и более минимальных заработных плат на момент совершения правонарушения), а также нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельности (незаконной предпринимательской деятельности), сопряженной с получением дохода в крупном либо особо крупном размере, составляет акт проверки, протокол об административном правонарушении и выносит постановление о прекращении дела производством в связи с передачей материалов в орган финансовых расследований.

Материалы таких проверок (оригиналы) в 10-дневный срок со дня  принятия решения по акту проверки передаются в орган финансовых расследований  для правовой оценки и принятия решения  в соответствии с законодательством. 

Материалы проверки направляются в орган финансовых расследований  сопроводительным письмом за подписью начальника (его заместителя) налогового органа, в котором указываются:

    • наименование проверяемого субъекта предпринимательской деятельности (фамилия, имя, отчество физического лица);
    • юридический адрес (место жительства);
    • характер выявленных нарушений;
    • какие требования нормативных правовых актов не соблюдены;
    • фамилии и должности лиц, виновных в нарушениях.

 В зависимости от  характера, совершенного правонарушения к сопроводительному письму прилагаются с составлением акта описи:

    • акт проверки налогового органа по вопросам соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и предпринимательстве;
    • решение по акту проверки;
    • возражения по акту проверки (при наличии);
    • ответ на возражения по акту проверки (при наличии);
    • протокол об административном правонарушении (при наличии);
    • постановление, вынесенное по делу об административном правонарушении (при наличии);
    • бухгалтерские документы, отчеты, декларации, расчеты или их копии, подтверждающие факты неуплаты налогов, неналоговых платежей в бюджет Республики Беларусь, местных налогов, сборов и пошлин;
    • объяснения виновных лиц по фактам выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве (при отсутствии письменных возражений по акту проверки). В случае отсутствия указанных лиц или их отказа от дачи объяснений, работниками налогового органа составляется акт, который прилагается к материалам;
    • другие документы, имеющиеся в налоговом органе и подтверждающие факт совершения правонарушения.

По мотивированному запросу  органа финансовых расследований налоговый  орган представляет имеющиеся дополнительные документы и материалы, необходимые  для принятия решения в соответствии с законодательством.

Информация о работе Расследование налоговых преступлений