Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 14:35, курсовая работа
Сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов в РБ стало массовым явлением. Занижение дохода и иных объектов налогообложения, завышение себестоимости реализованной продукции, уничтожение документов, "двойная бухгалтерия", когда в различных банках открывается несколько расчетных счетов, о которых не сообщается в налоговые органы, утаивание передачи имущества в аренду - все это из арсенала тех, кто пытается избежать уплаты налогов, кто жаждет сиюминутно, мгновенно разбогатеть, накопить капитал. Чтобы избежать налогообложения, создаются параллельные коммерческие структуры, дочерние предприятия, подставные фирмы.
Введение ………………..………………………………………………………… 3-6
Криминалистический анализ
налоговых преступлений …………………..…………..….…….…….7-17
Организационно-тактические вопросы,
связанные с расследованием налоговых преступлений
Выявление признаков преступлений и тактика проверочных действий…………18-21
Анализ исходной информации и следственные ситуации ………………………..22-25
Построение, разработка версий и планирование расследования…………………………………………………………………….…..26-29
Особенности возбуждения уголовных дел
о сокрытии, занижении прибыли, доходов или иных
объектов налогообложения………………………………………………………….30-36
Особенности проведения отдельных следственных действий
при расследовании налоговых преступлений
Первоначальные следственные действия
Тактика допросов при расследовании налоговых преступлений………………………………………………………………………...37-46
Тактика проведения обыска при расследовании налоговых преступлений………………………………….…………………………………..…47-48
Последующие следственные действия
Особенности проведения судебно-экономических экспертиз
при расследовании налоговых преступлений…………………………………..…49-55
Криминалистическое исследование документов………………….………………56-63
Заключение ………………………………………………………….…………64-70
Список использованной литературы ……………………
Для бланков, подделанных с помощью множительных аппаратов (типа «Ксерокс», «Кэнон», «Минольта» и др.), характерны следующие признаки:
Перечисленные признаки могут быть установлены при осмотре бланка через 4—7-кратную лупу. В случае обнаружения таких признаков необходимо назначить криминалистическую экспертизу, на разрешение которой выносят вопросы:
Подготовка материалов для экспертизы бланков требует особой тщательности и помощи специалистов в области технического исследования документов, особенно если необходимо идентифицировать оборудование, на котором был изготовлен бланк документа. В зависимости от ситуации, следует гласным или негласным путем изъять образцы печатной продукции, выполненные в тех же условиях, что и поддельный бланк.
Объем и последовательность сбора материалов для исследования во многом определяются характером решаемых задач. Чтобы определить, например, способ изготовления бланка, установить тип (модель) оборудования, на котором он изготовлен, констатировать общность происхождения объектов исследования, образцы не требуются. А для идентификации конкретного аппарата в распоряжение эксперта необходимо представлять выполненные на этом аппарате как свободные, так и экспериментальные образцы
Применительно к исследованию оттисков печатей (штампов) необходимо иметь в виду следующее.
Подлинные печати и штампы
изготовляются в штемпельно-
Несоответствие перечисленных
признаков характеристикам
Встречаются также:
Для осмотра оттисков печатей
и штампов целесообразно
При назначении криминалистической экспертизы на разрешение могут быть поставлены такие вопросы:
В распоряжение эксперта направляют спорный документ и образцы подлинных печатей.
Образцы оттисков должны быть сделаны на белой плотной бумаге красителем, равномерно нанесенным на печать или штамп при помощи штемпельной подушки. Для экспертизы представляется несколько образцов, оттиснутых с разной степенью нажима. Помимо полученных таким путем специальных образцов на экспертизу весьма желательно направлять и оттиски соответствующих печатей на документах, составленных в то же время, что и сомнительный документ. В некоторых случаях (связанных с давностью изготовления документа, а также при небрежном хранении печати либо штампа) представление таких оттисков обязательно.
Чтобы установить факты частичной подделки документа путем дописки, подчистки или травления, назначают криминалистическую экспертизу документов. На разрешение эксперта обычно ставят такие вопросы:
Для проведения экспертизы представляется документ, подлинность которого вызывает сомнение. Как правило, образцы для сравнения в этих случаях не требуются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Масштабы налоговой
Нужно отметить, что расследование налоговых преступлений представляют значительную трудность, так как число способов их совершения растет, они становятся все более изощренными, преступления тщательно маскируются. В заключение хотелось бы остановиться на причинах налоговых преступлений, так как воздействуя именно на причины налоговых преступлений можно добиться снижения количества совершаемых налоговых преступлений.
Какие же причины способствуют увеличению числа налоговых преступлений?
На наш взгляд, можно выделить следующие причины налоговых преступлений:
Финансовое положение налогоплательщиков достаточно часто является определяющим фактором совершения налоговых преступлений. Налогоплательщик сопоставляет выгоду от уклонения от уплаты налогов и возможные отрицательные последствия. Если с материальной точки зрения уклонение себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Поэтому снижение налоговой способности субъектов налогообложения, следует расценивать как одну из важных экономических причин уклонения от уплаты налогов.
Важнейшим фактором является чрезмерная налоговая нагрузка на налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки обусловлено множеством частных факторов, среди которых можно отметить следующие.
Постоянное увеличение расходов побуждает государство повышать уровень налогообложения. В результате возрастает налоговое бремя, чрезмерная тяжесть которого признается одной из основных причин массового уклонения от уплаты налогов.
Льготами пользуется ограниченное число предприятий, следовательно, вся недобираемая сумма доходной части перекладывается на других налогоплательщиков.
Таким образом, значимым криминогенным фактором является неэффективность налоговой политики, направленной, прежде всего на осуществление фискальных, а не стимулирующих функций. Сокрытие доходов становится естественным способом самозащиты тех, кто стремится развивать свою финансово-хозяйственную деятельность.
Политические причины уклонения от налогов связаны с регулирующей функцией налогов: посредством их государство проводит ту или иную социальную или экономическую политику.
Важнейшим фактором этой группы является несовершенство и нестабильность налогового законодательства. В настоящее время нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включает в себя большое число законов, указов, постановлений, инструкций и разъяснений. Имеет место несогласованность многих налоговых законов с ранее принятыми законодательными актами. Отдельные положения были недостаточно сформулированы, в результате чего возникла возможность их двойного толкования. Дополнительные трудности создают постоянно вносимые изменения в действующее налоговое законодательство.
К правовым причинам относится несовершенство отдельных налоговых механизмов, под которыми понимают совокупность правовых норм, определяющих порядок исчисления и уплаты того или иного налога (элементы налогообложения). Они могут существенно различаться в зависимости от того, какой объект подлежит налогообложению.
К их числу относят несовершенство форм и методов налогового контроля. Так, типичными являются факты наложения налоговыми органами излишних штрафных санкций, незаконное привлечение к административной ответственности, нарушение порядка административного производства, провоцирование безнаказанности нарушителей налогового законодательства.
Этот причинный комплекс налоговой преступности представлен тремя аспектами:
Корыстная мотивация имеет определяющее значение. Среди крупных налогоплательщиков немало бывших деятелей теневой экономики, должностных и общеуголовных преступников. Уклонение от уплаты налогов служит им в качестве одного из способов достижения указанных целей.
В частности, практика применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за нарушения налогового законодательства. В Республике Беларусь еще не обеспечен принцип неотвратимости наказания за совершенные налоговые преступления. Прежде всего это объясняется тем, что сокрытие доходов не связывается с понятием тяжкого преступления, наносящего ущерб экономической безопасности государства. Судебная практика по делам о налоговых преступлениях отличается либерализмом, особенно при назначении наказания и возмещении ущерба. Так, судами Могилевской области в 2000 году были осуждены 31 человек, из них: