Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 18:40, курсовая работа
Особенности моделирования в логистике определяются содержанием самой логистической концепции. Логистика предполагает системный подход к интегрированному и динамическому управлению материальными, финансовыми, информационными потоками в организации, сквозь функциональные границы подразделений. Это во многом перекликается с принципами системной динамики и понятием о бизнес-процессах. Поведение организации, в терминах системной динамики, определяется ее информационно-логической структурой как системы, представляется в терминах потоков, а не функций, рассматривается в развитии и динамике.
Целью данного исследования является эффективное применение моделирования в логистической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1 Теоритические аспекты моделирования логистики
1.1 Классификация логистических моделей……………………………....5
1.2 Необходимость моделирования логистической деятельности….....15
1.3 Алгоритм построения оптимизационной модели.
Системы функциональных областей логистики…………………....27
2 Направления по совершению деятельности ОАО
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Нэфис Косметикс»………...31
2.2 Анализ логистической деятельности ОАО «Нэфис Косметикс»…...26
2.3 Построение оптимизационной модели по управлению
запасами и разработка рекомендаций по совершенствованию
логистики ОАО «Нэфис Косметикс»………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...46
Моделирование бизнес-процессов предприятия
представляется следующими понятими:
1. Моделирование бизнес-процессов позволяет
проанализировать не только, как работает
предприятие в целом, как оно взаимодействует
с внешними организациями, заказчиками
и поставщиками, но и как организована
деятельность на каждом отдельно взятом
рабочем месте.
2. Моделирование бизнес-процессов - это
описание бизнес-процессов предприятия
позволяющее руководителю знать, как работают
рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам
- как работают их коллеги и на какой конечный
результат направлена вся их деятельность.
3. Моделирование бизнес-процессов - это
эффективное средство поиска возможностей
улучшения деятельности предприятия.
4. Моделирование бизнес-процессов - это
средство позволяющее предвидеть и минимизировать
риски, возникающие на различных этапах
реорганизации деятельности предприятия.
5. Моделирование бизнес-процессов - это
метод, позволяющий дать оценку текущей
деятельности предприятия по отношению
к требованиям, предъявляемым к его функционированию,
управлению, эффективности, конечным результатам
деятельности и степени удовлетворенности
клиента.
6. Моделирование бизнес-процессов - это
метод, позволяющий дать стоимостную оценку
каждому процессу, взятому в отдельности,
и всем бизнес-процессам на предприятии,
взятым в совокупности.
7. Моделирование бизнес-процессов - это
всегда верный способ выявления текущих
проблем на предприятии и предвидения
будущих.
Современные
предприятия вынуждены постоянно заниматься
улучшением своей деятельности. Это требует
разработки новых технологий и приемов
ведения бизнеса, повышения качества конечных
результатов деятельности и, конечно,
внедрения новых, более эффективных методов
управления и организации деятельности
предприятий.
Какие пути улучшения деятельности предприятия
выбирает современный руководитель? Прежде
всего, необходимо понять, что ни один
руководитель, не хочет потерять самостоятельность
в способности находить и принимать решения
в вопросах улучшения деятельности предприятия.
Потерять самостоятельность в вопросах
управления предприятием значит потерять
компетентность. Поэтому для современного
руководства важнее и естественней не
иметь гениев среди своих сотрудников
и не покупать передовые и зарекомендовавшие
себя во времени технологии и приемы улучшения
бизнес-процессов, а обладать необходимой
и достаточной информацией о работе своего
предприятия и предпочтениях клиентов.
Необходимой и достаточной является информация,
позволяющая знать не только, как работает
предприятие в целом, как оно взаимодействует
с внешними поставщиками и заказчиками,
но и как организована деятельность на
каждом отдельно взятом рабочем месте.
Современное предприятие это, если можно
так выразиться, корабль, который может
плыть, только если все его части будут
объединены в определенном порядке и каждая
часть выполняет только ту функцию, которая
имеет значение для остальных частей и
всего корабля в целом. Только при таком
условии корабль сможет держаться на плаву,
и им можно будет управлять. Именно потому,
что существует необходимость иметь такого
рода информацию, создается модель.
Модель позволяет провести всесторонний
анализ, взглянуть со всех точек зрения,
увидеть то, что, возможно, не видят все
работники предприятия, в том числе и
руководство.
Идея моделирования бизнес-процессов
это уже сигнал к тому, что для современного
руководителя и всех работников предприятия
необходимо четкое видение всей деятельности
и, главное, ее конечного результата.
Имея модель предприятия, всех его бизнес-процессов,
сориентированных на конкретную цель,
мы открываем возможность его совершенствования.
Анализ предприятия как модели - это удобный
способ ответа на вопрос, что необходимо
и достаточно для достижения конкретной
поставленной цели.
Экспериментировать с предприятием непозволительно,
если его ресурсы ограничены, чего не скажешь
о модели. В этом отношении представляется
возможность избежать лишних рисков. Моделирование
бизнес-процессов с максимальной приближенностью
к действительности, позволяет выбрать
и проверить пути улучшения, без необходимости
проведения реальных экспериментов с
предприятием. Известно много примеров,
когда, например, проекты по внедрению
и готовых или разработанных под заказ
информационных систем, направленных
на оптимизацию деятельности предприятия,
оканчивались неудачей. Зачем рисковать,
если можно многие проекты проверить заранее
- на модели?
Моделирование бизнес-процессов предприятия
открывает и другие возможности имеющие
не меньшее значение. Как уже говорилось,
модель позволяет заранее дать оценку
с разных точек зрения. Для предприятия
первоочередные требования предъявляются
к его функционированию, управлению, эффективности,
конечному результату деятельности и
степени удовлетворенности клиентов.
Такой анализ бизнес-процессов предприятия
называется аудитом бизнес-процессов.
На промышленном предприятии он может
проводиться с периодичностью производственного
цикла. Общая цель аудита бизнес-процессов
состоит в получении оперативной информации
по текущей деятельности всех бизнес-процессов
предприятия. Аудит бизнес-процесса проводится
после создания и описания модели предприятия.
Каждая операция на предприятии предполагает
материальные затраты и затраты на оплату
труда работников. Средства моделирования
открывают дополнительную возможность
- проведение стоимостного анализа бизнес-процессов.
Стоимостной анализ представляет собою
соглашение об учете, используемое для
сбора затрат, связанных с работами, с
целью определить общую стоимость бизнес-процесса.
С помощью стоимостного анализа модели
процесса можно решить такие задачи как:
определение действительной стоимости
производства продукта;
определение действительной стоимости
поддержки клиента;
идентификация работ, которые стоят больше
всего (те, которые должны быть улучшены
в первую очередь);
обеспечение менеджеров предприятия финансовой
мерой предлагаемых изменений, то есть
оценкой эффекта предлагаемых изменений
в бизнес-процессах с финансовой точки
зрения.
Иногда сложно определить источник внутренних
противоречий, некоторую несогласованность
в функциях или оптимальную последовательность
работ в бизнес-процессах предприятия.
В этом аспекте, построенная модель позволит
не только идентифицировать проблему,
но наглядно показать причины возникающих
проблем. Следует также подчеркнуть, что
модель бизнес-процессов предприятия
представляет собою систему с выделенными
в ней структурой, элементами, взятыми
отдельно от внешней среды или вышестоящей
системы. Такого рода полученная информация
позволяет делать фундаментальный анализ,
то есть идентифицировать противоречия
с вышестоящей системой (для предприятия
это может быть отрасль народного хозяйства,
или территориальный округ и т.п.). Такого
рода анализ позволяет прогнозировать
перспективность деятельности предприятия,
в том числе и вероятность его кризиса.
Сегодня на рынке компьютерных технологий
представлены несколько специальных программ,
позволяющих обследовать предприятие
и построить модель. Выбор методологии
и инструментов, с помощью которых проводится
моделирование бизнес-процессов, основополагающего
значения не имеет. Существуют стандартизированные,
опробованные временем методологии и
инструментальные средства, с помощью
которых можно обследовать предприятие
и построить его модель. Главное их достоинство
- простата и доступность к овладению.
Наиболее известной и распространенной
методикой является методология структурного
анализа SADT (Structured Analysis and Design Technique). На
основе этой методологии был принят стандарт
моделирования бизнес-процессов IDEF0. IDEF0
принят в качестве стандарта в нескольких
международных организациях, в том числе
в НАТО и МВФ. BPwin - является инструментальным
средством, полностью поддерживающим
стандарт IDEF0.
Практически невозможно построить четкий алгоритм процедуры построения оптимизационных моделей. Поэтому в данном разделе рассматриваются общие принципы построения оптимизационных моделей.
Прежде чем построить математическую модель задачи, т.е. записать ее с помощью математических символов в форме (1.1)-(1.3), необходимо четко разобраться с ситуацией, описанной в условии. Для этого необходимо в терминах решаемой задачи ответить на следующие вопросы:
1) Что является искомыми величинами задачи? Как лучше обозначить эти величины?
2) Какова цель решения? Что в задаче служит критерием эффективности (оптимальности) решения, например, прибыль, себестоимость, время и т.д. В каком направлении должно изменяться значение этого критерия (к max или к min) для достижения наилучших результатов?
3) Какие
условия в отношении искомых
величин и ресурсов задачи
должны быть выполнены? Эти условия
устанавливают, как должны соотноситься
друг с другом различные
Только после ответа на все эти вопросы можно приступать к записи математической модели.
В общем виде схема построения математической модели состоит из следующих этапов.
Этап 1. Выбор и обозначение переменных задачи.
Несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, ответ на него далеко не всегда очевиден. Зачастую этапу построения модели предшествует долгое согласование со специалистом в соответствующей предметной областипо поводу представления в терминах математического программирования исходной задачи, которая, естественно, изаначально сформулирована в терминах предметной области.
При формулировании вектора искомых переменных необходимо помнить, что речь идет о переменных величинах, которые можно изменять целенаправленным образом, т.е. об управляемых переменных. Можно, конечно, поставить задачу определения спроса на рынке на предлагаемый товар с целью оптимизации прибыли этой фирмы. Но попытка управлять спросом на рынке вряд ли будет успешной. Более реальная задача – прогнозирование спроса, но эта задача, уже не является задачей математического программирования, т.е. задачей планирования; скорее это задача прикладного статистического анализа, т.е. задача описания.
Искомые величины являются переменными задачи, которые, как правило, обозначаются малыми латинскими буквами с индексами, например, однотипные переменные удобно представлять в виде x = (x1, x2, ... ,xn). При этом переменные могут иметь и более чем один индекс, например, xij или xikl.
Этап 2. Представление целевой функции задачи.
Цель решения записывается в виде ЦФ, обозначаемой, например, z. Математическая формула ЦФ z отражает способ расчета значений критерия эффективности задачи.
Этап 3. Представление ограничений задачи.
Условия, налагаемые на переменные и ресурсы задачи, записываются в виде системы равенств или неравенств, т.е. ограничений. Левые и правые части ограничений отражают способ получения (расчет или численные значения из условия задачи) значений тех характеристик задачи, на которые были наложены соответствующие условия.
В процессе записи математической модели рекомендуется указывать единицы измерения переменных задачи, целевой функции и всех ограничений.
Объектом логистики, как известно, является сквозной материальный поток, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику.
Ниже приведена специфика по каждой функциональной области и ее место в общей системе логистики:
1. В процессе обеспечения
Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не была обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком. В то же время задачи, решаемые в процессе доведения материального потока от складов готовой продукции поставщика до цехов предприятия — потребителя, имеют известную специфику, что явилось причиной выделения обособленного раздела логистики - закупочной логистики.
На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия (рис. 1).
2. В процессе управления
Сфера производственной логистики тесно соприкасается со сферами закупок материалов и распределения готовой продукции. Однако основной круг задач в этой области - управление материальными потоками в процессе осуществления именно производства (рис. 1).
Рисунок 1 Участки материального
потока, на которых преимущественно решаются
задачи закупочной, производственной
и распределительной логистики
3. При управлении материальными
потоками в процессе
К решению этих задач имеют отношение властные структуры, так как от организации распределения существенно зависит состояние экономики региона. Например, в случае неудовлетворительной организации системы распределения продовольственных товаров в регионе положение местной власти будет нестабильным.
Реализация функции распределения на производственном предприятии иначе называется сбытом продукции. На рис. 1 показано, что в сферу внимания распределительной логистики материальный поток попадает, еще находясь в производственных цехах. Это означает, что вопросы тары и упаковки, размера изготавливаемой партии и времени, к которому эта партия должна быть изготовлена, а также много других вопросов, существенных для процесса реализации, начинают решаться на более ранних стадиях управления материальным потоком.
4. При управлении материальными
потоками на транспортных
Также как и другие функциональные области логистики, транспортная логистика четко очерченных границ не имеет. Методы транспортной логистики применяются при организации любых перевозок. Однако приоритетным объектом изучения и управления в этом разделе является материальный поток, имеющий место в процессе перевозок транспортом общего пользования.
5. Информационная логистика. Результаты
движения материальных потоков
находятся в прямой связи с
рациональностью организации
Информационная логистика тесно связана с остальными функциональными областями логистики. Этот раздел рассматривает организацию информационных потоков внутри предприятия, а также обмен информацией между различными участниками логистических процессов, находящимися на значительных расстояниях друг от друга (например, с помощью средств спутниковой связи).
2. Направления по совершению деятельности ОАО
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Нэфис Косметикс»
ОАО «Нэфис Косметикс» - Химический комбинат им. М. Вахитова - один из старейших российских производителей бытовой химии, история которого насчитывает 148 лет, относится к химической и нефтехимической промышленности, генеральный директор Хайбуллин Дмитрий Владимирович. ОАО «Нэфис Косметикс» расположен по адресу: 420021, г. Казань, ул. Тукая, 152. В настоящий момент комбинат является одним из лидеров в производстве бытовой химии и технической продукции в России. Численность работающих на предприятии – 2500 человек.
На предприятии выстроены замкнутые технологические цепочки с большой глубиной переработкой, позволяющие выпускать широкий ассортимент продукции на современном оборудовании, что составляет значительное конкурентное преимущество предприятия перед другими российскими производителями. Комбинат выпускает более 250 наименований товаров бытовой химии всех ценовых сегментов, а также является ведущим российским производителем технических кислот, которые применяются в нефтехимической, легкой, лакокрасочной и бумажной отраслях промышленности. Компания проводит активную маркетинговую политику, в результате чего ее продукция и бренды, такие как «Sorti»,»BiMax» и AOS, широко известны потребителю в России и странах СНГ.