Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:17, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является совершенствование управления логистическими потоками на ОАО «ПО САРМАТ».
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) анализ теоретических аспектов управления логистическими потоками;
2) анализ поставщиков и потребителей предприятия;
3) анализ управления логистическими потоками предприятия;
4) разработка направлений совершенствования логистическими потоками предприятия.
Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал.
Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и так далее).
Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.
1.2 Маркетинг как основа проектирования, формирования и оптимизации логистических потоков
С точки зрения логистики решающую роль в маркетинге играет организация и управление движением информационного потока, создающего основу для принятия компетентных управленческих решений, как в оперативном, так и в стратегическом периоде планирования коммерческой деятельности предприятия.
Приоритетные объекты исследования и оптимизации в маркетинге с позиции основных функций коммерческой логистики: концентрации или распределения ресурсов; движения ресурсов; и основных типов предпринимательской среды: внешней и внутренней.
Внутренняя маркетинговая информационная система представляет собой совокупность структурных подразделений коммерческого или промышленного предприятия, связанных с получением, подготовкой к обработке, обработкой и анализом информации об эндогенных факторах, принятием и реализацией управленческих решений, необходимых для обеспечения конкурентоспособности предприятия в длительной перспективе.
Внешняя маркетинговая информационная система включает совокупность физических и юридических лиц, оказывающих поддержку данному предприятию в получении пригодной для принятия управленческих решений информации об экзогенных факторах. Такими лицами могут быть отдельные предприниматели, маркетинговые, консалтинговые, факторинговые и другие организации, не входящие в структуру данного предприятия.
Концепция маркетинга является основой логистической концепции управления предприятием.
Для развитых рыночных отношений становятся актуальными процессы интеграции маркетинга и логистики, основанные на взаимодействии двух концепций управления. Взаимодействие маркетинга как концепции управления, ориентированной на рынок, и логистики как концепции управления, ориентированной на поток, создает возможности повышения материальной и информационной полезности и ценности продукта, определяемых покупателем или клиентом [1]. Такая интеграция создает основы для структуризации логистики на подсистемы, которые предоставляют покупателю возможность более эффективно и надежно использовать приобретенную продукцию.
Маркетинг является составной частью логистики распределения, которая связана с исследованием и оптимизацией всех видов потоков, сопровождающих физическое перемещение товара по выбранному каналу, пути от производителя до конечного потребителя.
Рассмотрим взаимодействие маркетинга в логистическом процессе[2]. Основными этапами и элементами этого процесса являются:
1) исследование и прогноз требований потребителей, изучение (бенчмаркинг) предложений конкурентов;
2) прогноз оборота и сбыта;
3) планирование распределения;
4) фрахт, заключение договора о поставке и приобретения сырья и материалов для производства товаров, имеющих спрос;
5) организация приема сырья и материалов;
6) организация складирования и контроль запасов сырья и материалов;
7) оформление заказов с торговыми организациями или отдельными потребителями продукции фирмы;
8) планирование производства;
9) производство продукции;
10) упаковка продукции;
11) организация хранения готовой продукции на складах внутри территории фирмы;
12) рассылка товара;
13) организация транспорта готовой продукции;
14) организация хранения готовой продукции на складах фирмы, расположенных за пределами ее территории;
15) сервисное обеспечение поставок и обслуживание покупателей;
16) сбыт.
Как видно, из приведенной выше схемы, маркетинг играет важную роль в логистическом процессе, направляя развитие бизнеса в нужном направлении. В наше время преобладает рынок покупателей, который характеризуется превышением предложения товаров и услуг над спросом на эти товары и услуги. Именно поэтому маркетинг является важной составной частью организационной среды предприятия, так как позволяет предприятию ориентироваться на рынок и потребности потребителей, а, следовательно, производить те товары, которые будут востребованы на рынке. Но кроме маркетинга, руководству предприятий необходимо уделять внимание и таким аспектам бизнеса как качество товара, затраты на производство и доставку, время, количество товара. Этими категориями позволяет управлять логистика и логистический подход, являющейся основой коммерческой деятельности предприятия.
Теперь если обратимся к этапам функционирования логистических систем, то сможем проследить, что подавляющее большинство этапов состоит из маркетинговых функций, таких как исследование рынка, изучение потребностей, сегментация потребителей, позиционирование товара и т.д.
Эффективное функционирование логистических потоков является залогом успешного бизнеса любого предприятия. Для выявления методов увеличения эффективности функционирования логистических потоков необходимо разобраться в их этапах.
При проектировании логистической системы учитывают:
1) потенциал предприятия; определение потребностей предприятия в ресурсах;
2) определение методов закупок;
3) определение каналов концентрации и распределения продукции;
4) определение размеров зон потенциального сбыта продукции;
5) сегментация рынка по выгодам потребителей;
6) определение потребностей покупателей;
7) определение организационных, функциональных и правовых аспектов распределения и концентрации продукции.
Под потенциалом предприятия обычно понимаются его сильные стороны и возможности, реализация которых обеспечивает достижение поставленных на определенный промежуток времени целей. Обычно различают: интеллектуальный, технологический, организационный, инвестиционный, рыночный, кадровый и иные виды потенциала предприятия или организации.
Методы закупок, а также ширина и количество каналов концентрации напрямую зависят от места предприятия в макрологистической системе распределения продукции. Поскольку, чем ближе предприятие к производителю, тем ниже частота закупок, уже ассортимент продукции и выше объем партии. И наоборот, чем ближе предприятие к потребителю, тем выше частота закупок, шире ассортимент, меньше объем партии.
Определение зон потенциального сбыта продукции зависит от многих факторов, основными их которых являются потенциал предприятия и наличие и дислокация основных конкурентов и потребителей продукции предприятия.
Сегментация рынка по выгодам потребителей и определение потребностей покупателей представляют собой чисто маркетинговые этапы при проектировании логистической системы предприятия.
Следующим этапом функционирования логистической системы является ее формирование.
На данной стадии могут проводиться:
- аналитические исследования, связанные с выбором торговых и логистических посредников;
- оформление договоренностей о совместной деятельности с выбранными торговыми и логистическими посредниками;
- организация технической, технологической, инвестиционной, интеллектуальной и других видов поддержки деятельности торговых и логистических посредников;
- организация контроля деятельности посредников и др.
Обеспечение деятельности логистической системы подразумевает оперативное управление логистической системой. Изучение и рассмотрение данного вопроса выходит за пределы данного курсового проекта, поэтому рассматриваться не будет.
Стадия оптимизации логистической системы является непременным атрибутом функционирования любой логистической системы. Ее содержание полностью определяется тенденциями развития рынка. Основными факторами, предопределяющими трансформацию системы концентрации, являются:
- насыщение рынка продукцией и услугами, предоставляемыми предприятием и соответствующее удовлетворение потребностей физических и юридических лиц;
- обострение конкуренции на рынке, приводящее к перераспределению его долей между предприятиями, реализующими данный вид продукции и услуг;
- появление на рынке товаров-субститутов;
- кардинальные изменения комплекса маркетинга предприятия;
- переориентация торговых и логистических посредников на реализацию более рентабельных коммерческих проектов на рынке;
- появление более привлекательных в коммерческом отношении рынков или его сегментов;
- внедрение в коммерческую деятельность предприятий перспективных логистических технологий;
- введение ограничений международной торговли определенными видами продукции или услуг и др.
Все эти факторы являются направляющими и определяющими в отношении стратегии и тактики развития машиностроительного предприятия.
Создавать гармоничные логистические системы и эффективно управлять ими возможно при ключевой роли маркетинга в процессе функционирования этих систем, включающих в себя, как уже было сказано, проектирование, формирование, управление и оптимизацию.
2 Анализ логистических потоков ОАО «Производственного объединения САРМАТ» за 2008-2010гг
2.1. Краткая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «ПО САРМАТ» является крупным предприятием, производящим сельскохозяйственную и автотранспортную продукцию. История завода ведет свое летоисчисление с февраля 1969г. В этот период правительство приняло постановление о строительстве в Оренбургской области завода по строительству тракторных прицепов грузоподъемностью 9 т. и 12 т. В сентябре 1969 г. было принято решение об отведении территории 200 га земли для строительства завода на северо-восточной окраине города Орска.
Деятельность предприятия ОАО «ПО САРМАТ» ориентирована на сельскохозяйственный сектор России и стран СНГ, в числе зарубежных заказчиков можно отметить Финляндию и Эстонию. Основными районами сбыта продукции являются Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Южный регионы, а также Северный Казахстан, Украина и Белоруссия. На настоящий момент устанавливается и интенсивно развивается взаимодействие с районами Северо-Западного, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов.
Основными видами деятельности ОАО «ПО САРМАТ» являются: производство и реализация сельскохозяйственной и автотранспортной техники и иной продукции производственно-технического назначения; производство товаров народного потребления; оказание физическим и юридическим лицам бытовых и иных услуг; коммерческая деятельность; разработка проектной и другой технической документации, как для собственных нужд, так и для нужд заказчиков; ремонт и испытание автотракторной и иной техники и оборудования.
Проведем маркетинговый анализ деятельности предприятия ОАО «ОЗТП-Сармат» за 2008-2010гг. Маркетинговый анализ включает в себя анализ поставщиков и потребителей продукции предприятия, анализ объемов выпуска продукции, анализ трудовых ресурсов предприятия и SWOT-анализ. Данные для анализа объемов выпуска продукции ОАО «ПО САРМАТ» за 2008-2010гг. приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Динамика выпуска продукции ОАО «ПО Сармат» за 2008-2010 гг.
Наименование | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Темп роста, % | ||
2009г. к 2008г. | 2010г. к 2009г. | 2010г. к 2008г. | ||||
Прицепы тракторные: - шт. - тыс. руб. - удельный вес, % |
1709 85503 70,4% |
907 72565 80,8% |
870 75004 77,7% |
53,1% 59,2% - |
95,9% 103,4% - |
50,9% 61,2% - |
Прицепы грузовые: - шт. - тыс. руб. - удельный вес, % |
220 20283 16,7% |
105 1052 1,2% |
112 13085 13,6% |
47,7% 3,6% - |
106,7% 1243,8% - |
50,9% 45,0% -
|
Автобусы: - шт. - тыс. руб. - удельный вес, % |
18 12267 10,1% |
10 10926 12,2% |
1 2800 2,9% |
55,6% 61,9% - |
10,0% 25,6% - |
5,6% 15,9% - |
Жатки: - шт. - тыс. руб. - удельный вес, % |
6 2915 2,4% |
5 4162 4,6% |
- - - |
83,3% 100,2% - |
- - - |
- - - |
Прицепы легковые: - шт. - тыс. руб. - удельный вес, % |
485 713 0,4% |
89 1106 1,2% |
603 5627 5,8% |
96,7% 155,1% - |
677,5% 508,8% - |
655,4% 789,2% - |
Итого: | 121453 | 89811 | 96516 | 51,6% | 107,5% | 55,4% |
Информация о работе Логистические потоки на предприятии машиностроения