Логистические потоки на предприятии машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является совершенствование управления логистическими потоками на ОАО «ПО САРМАТ».
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) анализ теоретических аспектов управления логистическими потоками;
2) анализ поставщиков и потребителей предприятия;
3) анализ управления логистическими потоками предприятия;
4) разработка направлений совершенствования логистическими потоками предприятия.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 414.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2.5 видно, что  абсолютная величина экспорта в течение 2008-2010гг. уменьшилась, кроме того, его удельный вес в общем объеме продаж, также снизился с 9,3 % в 2008г. до 7,4 % в 2010г.

Снижение объемов экспорта в 2009г. произошло по причине   падения спроса, в следствии финансово-экономического кризиса. В 2008г.  величина  экспорта  немного увеличилась и достигла 6 961 тыс. руб. Следует отметить, что у предприятия установились устойчивые взаимоотношения с Финляндией,  Эстонией, Казахстаном.

Наибольший удельный вес в объеме реализованной продукции на протяжении всего анализируемого периода приходится на Финляндию, однако в течение 2008-2010гг. удельный вес экспортируемой продукции в Финляндию сократился с 6,4% до 4,2%. В общем объеме реализованной продукции основной удельный вес приходится на российские рынки сбыта – около 90%.

Основными потребителями предприятия ОАО «ПО САРМАТ» являются: нефтехимические предприятия (закупают цистерны), сельскохозяйственные организации (тракторные прицепы, мотоблоки), автомобильные заводы, строительные организации, отдельные домохозяйства, (прицепы к легковым автомобилям, мотоблоки), органы местного самоуправления, транспортные организации (прицепы, автобусы).

Постоянный рост цен на электроэнергию, железнодорожные тарифы, тепло и другие материальные затраты, вызывает рост цен на готовую продукцию, что делает ее менее конкурентоспособной на зарубежных рынках. Вследствие этого величина экспорта ОАО «ПО САРМАТ» снизилась.

Наибольший удельный вес в объеме реализованной продукции на протяжении всего анализируемого периода приходится на Финляндию, однако, в течение 2008-2010гг. удельный вес экспортируемой продукции в Финляндию сократился с 6,4% до 4,2 %.

В общем  объеме реализованной продукции основной удельный вес приходится на российские рынки сбыта – около 90 %.

 

 

 

 

Таблица 2.6 - Динамика сбыта готовой продукции ОАО «ПО САРМАТ» на внутреннем рынке за 2008-2010гг.

Регионы

2008 г.

2009г.

2010 г.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

Северо-Западный

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

240

0,1

 

511

0,6

 

142

0,2

 

271

        -

 

-369

       -

 

-98

       -

Центральный

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

32942

19,2

 

22272

25,3

 

27844

29,6

 

-10670

       -

 

5572

      -

 

-5098

        -

Волго-Вятский

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

4393

2,6

 

2318

2,6

 

2456

2,6

 

-2075

       -

 

138

       -

 

-1937

      -

Центрально-Черноземный

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

0

0,0

 

475

0,5

 

0

0,0

 

475

       -

 

- 475

       -

 

0

       -

Северо-Кавказский

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

772

0,4

 

1504

1,7

 

2164

2,3

 

734

       -

 

660

        -

 

1392

       -

Поволжский

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

8492

4,9

 

4835

5,5

 

3792

4,0

 

- 3657

       -

 

- 1043

        -

 

- 4700

       -

Уральский

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

92994

54,2

 

34681

39,4

 

44495

47,3

 

-58313

       -

 

9814

       -

 

- 48499

       -

Западно-Сибирский

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

31742

18,5

 

20651

23,8

 

13176

14,0

 

- 10791

       -

 

-7775

       -

 

-18566

       -

Восточно-Сибирский

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

0

0,0

 

471

0,5

 

0

0,0

 

471

        -

 

- 471

       -

 

0

       -

Итого Россия

- тыс. руб.

- удельный вес, %

 

171575

100,0

 

88018

100,0

 

94069

100,0

 

-83557

        -

 

6051

        -

 

-77506

        -

 

Данные таблицы 2.6 свидетельствуют о том, что основными рынками сбыта, являются три экономических региона: Уральский, Центральный и Западно-Сибирский.

В течение всего исследуемого периода наибольшая доля реализованной продукции   приходится   на   Уральский  экономический  регион  (от  39,4%  до 54,2%). Также значительная доля реализованной продукции приходится на Западно-Сибирский экономический регион (14%-18,5%). Следует отметить, что за анализируемый период ОАО «ПО САРМАТ» увеличил удельный вес реализованной продукции в Центральном экономическом регионе с 19,2% в 2008г. до 29,6% - в 2010г.

Удельный вес реализованной продукции в Северо-Западном регионе в 2009г. увеличился с 0,1% до 0,6%, однако в 2010г., снова упал до 0,2%. Волго-Вятский экономический регион занимает стабильную позицию – 2,6% от общего объема на Российском рынке. Сбыт готовой продукции ОАО «ПО САРМАТ» на рынках Центрально-Черноземного и Восточно-Сибирского регионов имел место только в 2009г. – 0,5%, а в 2008 и 2010гг. сбыт в данном регионе отсутствовал.

ОАО «ПО САРМАТ» потеряло часть доли рынка в Поволжском регионе, которая составила 4,0% в 2010г. против 4,9% - в 2008г. Положительной тенденцией для анализируемого предприятия является то факт, что ОАО «ПО САРМАТ» увеличил сбыт готовой продукции в Северо-Кавказском экономическом регионе с 0,4% в 2008г. до 2,3% - в 2010г.

Микрологистическая система ОАО «ПО САРМАТ» представлена следующими подразделениями:

      1) производственный отдел ОАО «ПО САРМАТ», который осуществляет следующие функции:

      - планирование внутренних материальных потоков, т.е. составление плана производства в соответствии с планом реализации готовой продукции;

      - планирование внешних входящих материальных потоков, т.е. разработка планов снабжения предприятия в соответствии с производственными планами предприятия;

      2) отдел сбыта ОАО «ПО САРМАТ» отвечает за планирование внешних исходящих материальных потоков, т.е. составляет план отгрузки и реализации готовой продукции предприятия через всевозможных посредников и участников канала распределения.

Производственный отдел ОАО «ПО САРМАТ» в качестве источников для планирования производственного процесса использует данные плана продаж, составляемый отделом сбыта данного предприятия. Кроме того, составляемый план производства продукции ОАО «ПО САРМАТ» является источником данных при планировании материально-технического снабжения предприятия, производимый также производственным отделом предприятия.

В качестве источника информации при планировании сбыта готовой продукции отдел сбыта ОАО «ПО САРМАТ» использует данные о прошлых продажах, метод трендового проектирования и прогнозирование на основе изучения спроса и конъюнктурных особенностей рынка машиностроительной продукции.

Проведем оценку системы планирования внутренних и внешних потоков на предприятии. Планирование внутренних и внешних материальных потоков ведется на каждый месяц, квартал и год.

На ОАО «ПО САРМАТ» все отделы и подразделения, занимающиеся планированием внутренних и внешних материальных потоков, не используют современные логистические методы планирования, такие как Just-un-Time, KANBAN, MRP и другие, что в значительной степени снижает эффективность работы данных подразделений в области управления материальными потоками, а также всего предприятия в целом.

На настоящий момент времени на ОАО «ПО САРМАТ» планирование внутренних и внешних материальных потоков ведется с ориентацией на предыдущие периоды времени. Указанная система планирования внутренних и внешних материальных потоков не может адекватно реагировать на изменяющиеся условия рыночной конъюнктуры, а также с достаточной степенью достоверности прогнозировать показатели объема и динамики внешних и внутренних материальных потоков. Опять-таки нет ориентации на маркетинг.

Методику планирования внутренних и внешних материальных потоков на ОАО «ПО САРМАТ» можно представить следующим образом. Отдел сбыта предприятия на основе полученной маркетинговой информации, с учетом текущего состояния конъюнктуры рынка, конкурентоспособности выпускаемой продукции, результатов проведенного SWOT-анализа, а также тенденцию прошлых периодов, составляет план реализации готовой продукции конечным потребителям.

Далее, на основе данного плана реализации, производственный отдел ОАО «ПО САРМАТ» с учетом остатков готовой продукции на складе предприятия, разрабатывает план производства готовой продукции.

Полученный план производства является основой для составления плана снабжения предприятия сырьем, материалами и комплектующими изделиями. В зависимости от того, какие виды продукции и в каком количестве необходимо произвести согласно плану производства, составляется детальный план закупок сырья, материалов и комплектующих.

При планировании производства и реализации продукции на данном предприятия не учитывается доходность каждой группы изделий (А, В или С), портфель заказов составляется исходя из того, какие потребители готовой продукции сформировали запрос или собираются в ближайшем будущем его сделать. Другими словами, на ОАО «ПО САРМАТ» планирование материальных потоков, в большей степени, ведется по факту заключенных договоров и на основе данных о реализации продукции за прошлые периоды.

В состав портфеля заказов данного предприятия также включаются планы реализации торговых посредников предприятия, являющиеся составными частями канала распределения готовой продукции предприятия.

Такую организацию системы планирования материальных потоков можно назвать «стихийной», не подчиняющейся ни одной известной логистической системе концентрации и распределения ресурсов. Сложившаяся еще со времен распада административно-командной системы управления экономикой, не позволяет предприятию не только эффективно работать, но и усугубляет и без того тяжелое кризисное состояние предприятия. Неудовлетворительная система планирования материальных потоков на предприятии вызывает расхождение плана с фактом.

Расхождение планируемых показателей с фактическими в некоторых случаях достигает 50%. В частности план реализации готовой продукции на предприятии практически никогда не выполняется. Это свидетельствует о неэффективной системе планирования внутренних и внешних материальных потоков на ОАО «ПО САРМАТ».

Факторами, влияющими на неисполнение планов внутренних и внешних материальных потоков являются:

      1) отсутствие использования прогрессивных логистических концепций в системе управления материальными потоками;

      2) несовершенство организационной структуры управления предприятием;

      3) отсутствие некоторых очень важных подразделений предприятия (отдел маркетинга, отдел сбыта);

      4) несогласованность действий существующих подразделений предприятия, занимающихся планированием материальных потоков;

      5) неэффективная система сбора маркетинговой информации и последующего ее анализа;

      6) недостаточная компетентность и профессионализм работников соответствующих отделов предприятия, занимающихся планированием материальных потоков;

      7) неэффективная система деятельности маркетинга предприятия.

      При проведении микрологистического анализа необходимо также дать характеристику состояния трудовых ресурсов на предприятии.

Промышленно-производственный персонал подразделяется на рабочих (основных и вспомогательных), руководителей, служащих и специалистов.

Структура и динамика персонала в ОАО «ПО САРМАТ» за исследуемый период представлена в таблице 2.7.

Данные таблицы 2.7 показывают, что за период 2008-2010гг. среднесписочная численность персонала ОАО «ПО САРМАТ» уменьшилась на 3,9% за счет снижения численности промышленно-производственного персонала на 3,6% и снижения непроизводственного на 11,1%.

 

Таблица 2.7 - Структура и динамика персонала в ОАО «ПО САРМАТ» за 2008-2010гг.

Категория персонала

2008 г.

2009 г.

201 г.

Темп роста, %

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

ППП, чел.

- удельный вес, %

В том числе:

рабочие, чел.

- удельный вес, %

руководители и специалисты, чел.

- удельный вес, %

1251

99,3

 

902

72,1

349

 

27,9

1216

99,3

 

866

71,2

350

 

28,8

1203

99,3

 

853

70,9

350

 

29,1

97,2

100,0

 

96,0

98,8

100,3

 

103,2

98,9

100,0

 

98,5

100,0

101,4

 

88,9

96,2

100,0

 

94,6

98,3

100,3

 

104,3

Непроизводственный персонал, чел.

- удельный вес, %

9

 

0,7

9

 

0,7

8

 

0,7

100,0

 

100,0

88,9

 

100,0

88,9

 

100,0

Всего работников, чел.

- удельный вес, %

1260

 

100,0

1225

 

100,0

1211

 

100,0

97,2

 

        -

98,9

 

        -

96,1

 

        -

 

В качестве негативной тенденции можно также отметить, снижение количества рабочих в составе ППП за анализируемый период на 5,4%, удельный вес которых уменьшился с 72,1% до 70,9%. Данная тенденция свидетельствует об уменьшении производственного потенциала предприятия.

В таблице 2.8 представлена структура и динамика персонала предприятия по стажу работы за 2008-2010 гг.

Таблица 2.8 – Структура и динамика персонала по стажу работы в ОАО «ПО САРМАТ» за 2008-2010 гг.

Стаж работы

персонала

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Темп роста, %

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2010 г. к 2008 г.

Менее 1 года, чел.

- удельный вес, %

160

12,7

162

13,2

136

11,2

101,3

103,9

84,0

84,8

85,0

88,2

От 1 года до 5 лет, чел.

- удельный вес, %

169

13,4

260

21,2

170

14,0

153,8

158,2

65,4

66,0

100,6

104,5

От 5 лет до 10 лет, чел.

- удельный вес, %

262

20,8

235

19,2

121

10,0

89,7

92,3

51,5

52,1

46,2

48,1

Информация о работе Логистические потоки на предприятии машиностроения