Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:37, курсовая работа
Серьезную проблему дорожно-транспортный травматизм представляет и для Российской Федерации. Так, смертность и инвалидность как результат дорожно-транспортного травматизма в России характеризуется стойким высоким уровнем, особенно в сравнении с другими развитыми и даже развивающимися странами [10]. По данным НИЦ ГБДД МВД РФ в процессе дорожного движения в Российской Федерации ежедневно участвует около 20 млн. транспортных средств: автомобилей, автобусов и мотоциклов. Каждые сутки на дорогах страны совершается 410 аварий, в которых погибают 84 и получают ранение 470 человек. Потери рабочего времени, обусловленные непосредственным ущербом от ДТП, затратами на компенсацию их последствий составляют 1 млн. человеко-лет (по данным 2007 года, причем около 75% этих потерь составили мужчины, около 25% - женщины).
Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова |
Кафедра организации и тактики медицинской службы |
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
ДЕВИЗ «ТРАССА М-18»
Обоснование построения модели логистических каналов
для пострадавших в ДТП на участке Федеральной
автомобильной дороги «Кола» М18, проходящей
по территории Ленинградской области
Выполнила: студентка 3 курса ФПГВ Михеева М.А. |
Санкт-Петербург
2013 год
РЕФЕРАТ.
Дорожный травматизм и его последствия представляют серьезную проблему для всех регионов России. Особенно это актуально для Ленинградской области, где показатель смертности от дорожно-транспортных травм составляет 35,2 погибших на 100000 человек населения и занимает 2-е место по Российской Федерации. Отмечается, что наиболее тяжелыми являются последствия ДТП на федеральных автомобильных дорогах (ФАД). В настоящее время считается наиболее оптимальным оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП, произошедших на ФАД в травмацентрах различного уровня, расположенных вдоль автомобильных трасс. В настоящее время одним из важных компонентов оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП считают построение моделей логистических каналов, включающих средства эвакуации и травмацентры различных уровней. В доступной литературе нам не удалось найти исследования, посвященных изучению моделей логистических каналов для пострадавших в ДТП на федеральных автомобильных трассах, проходящих по территории Ленинградской области, в частности ФАД «Кола» М-18. Выше указанное и определило актуальность нашего исследования.
Целью исследования работы явилось построение модели логистических каналов для пострадавших в ДТП на участке Федеральной автомобильной дороги «Кола» М-18, проходящей по территории Ленинградской области, в зоне ответственности различных травмацентров.
Для реализации указанной цели были выбраны следующие методы исследования: литературно-аналитический, статистический, системного анализа. Дано обоснование возможности их использования для решения задач исследования.
В процессе исследование было проведено изучение состояние нормативной базы организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, а также состояние мероприятий, проводимых в Ленинградской области по Федеральной программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.». С использованием всемирной сети «Интернет» автором было лично изучено состояние травмацентров, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим в ДТП на ФАД «Кола» на территории Ленинградской области, по его результатам была проведена оценка условий оказания медицинской помощи в зонах ответственности различных травмацентров, предложены варианты построения логистических каналов как элемента оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.
Выводы: 1. Географические и демографические особенности Ленинградской области не позволяют сделать оптимистичный прогноз о возможном снижении уровня ДТП и дорожного травматизма в ближайшее время.
2. Для оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на ФАД «Кола» М-18 на территории Ленинградской области создана наиболее передовая в настоящее время 2-х компонентная система оказания медицинской помощи (станции скорой медицинской помощи для скорейшего оказания неотложной помощи и травмацентры 2-го и 3-го уровней для лечения пострадавших в ДТП).
3. Условия оказания медицинской помощи в зонах ответственности различны, на условия оказания помощи влияют удаленность от травмацентра 1-го уровня, размер зоны ответственности, дорожная обстановка в зоне ответственности, состояние лечебно-диагностической базы, состояние автомобильной техники станций скорой медицинской помощи. Наилучшие условия оказания медицинской помощи – во Всеволожском районе, наихудшие – в Лодейнопольском районе.
4. Рассмотрение логистических вариантов как элемента оказания медицинской помощи с включение в модель авиационного транспорта следует считать одним из перспективным направлением совершенствования оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на территории Ленинградской области.
Работа построена на анализе литературных данных, изучения нормативной базы. Дальнейшее проведение исследований непосредственно в лечебных учреждениях позволит повысить практическую значимость выполняемой работы.
Работа состоит из следующих разделов: актуальность, материалы и методы исследований, результаты собственных исследований, обсуждение результатов, выводы, включает в себя 34 страницы текста, 1 рисунок, 3 таблицы, приложение, при написании работы использовано 35 отечественных литературных источника.
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ.
В структуре смертности населения экономически развитых и развивающихся стран травматизм занимает 3-е и 4-е место после сердечно-сосудистых заболеваний, злокачественных новообразований, болезней органов дыхания и инфекционных заболеваний [23]. Отмечают, что у людей моложе 45 лет смертность от травм выходит на 1 место [5].
По данным ВОЗ, на долю смертности от транспортного травматизма приходится 30-40% всей смертности от несчастных случаев (Peden M. et al., 2004), в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает один человек, ежегодно жертвами ДТП становятся 1,2 миллиона человек и еще 20-50 миллионов - получают увечья (Faith N., 1997). По данным зарубежных (Arroyo I., Crosby L., 1995; Jacobs G. et al., 2000) и отечественных авторов [27] дорожно-транспортный травматизм в настоящее время далеко превосходит по числу дней нетрудоспособности и летальных исходов инфекционные и паразитарные заболевания. Экономический ущерб от ДТП во всем мире оценивается от 518 до 800 млрд. долларов США в год и в разных странах колеблется от 1% до 10% ВНП [14].
Серьезную проблему дорожно-транспортный травматизм представляет и для Российской Федерации. Так, смертность и инвалидность как результат дорожно-транспортного травматизма в России характеризуется стойким высоким уровнем, особенно в сравнении с другими развитыми и даже развивающимися странами [10]. По данным НИЦ ГБДД МВД РФ в процессе дорожного движения в Российской Федерации ежедневно участвует около 20 млн. транспортных средств: автомобилей, автобусов и мотоциклов. Каждые сутки на дорогах страны совершается 410 аварий, в которых погибают 84 и получают ранение 470 человек. Потери рабочего времени, обусловленные непосредственным ущербом от ДТП, затратами на компенсацию их последствий составляют 1 млн. человеко-лет (по данным 2007 года, причем около 75% этих потерь составили мужчины, около 25% - женщины). Из общего числа смертельно травмированных свыше 70% составляют лица трудоспособного возраста, более 7% становятся инвалидами. Также ГБДД России приводит сведения о дорожном травматизме за неполный 2012 год: число погибших в результате автокатастроф увеличилось на 1,2% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, а количество аварий выросло на 2,8%, при этом во многом увеличение количества аварий связывают с ростом российского автопарка. Таким образом, дальнейший рост автопарка будет являться фактором, поддерживающим определенный уровень дорожного травматизма.
Наиболее высокий дорожный травматизм в Российской Федерации отмечается в Северокавказском Федеральном округе. Также уровень травматизма превышает среднероссийский показатель в Приволжском, Сибирском, Северо-Западном, Дальневосточном и Уральском федеральных округах (соотв. на 10,6; 9,3; 8,2; 7,9 и 5,7%) [3].
Лица трудоспособного возраста составляют среди погибших в результате ДТП: в городах - 67,9%, на трассах - 78,0% [15]. В структуре пострадавших преобладают мужчины молодого возраста (35-45 лет) [20].
Зарубежная и отечественная статистика свидетельствует, что большинство ДТП происходит в городской черте (до 71%), в то время как на автотрассах – всего лишь 29%, при этом число пострадавших в автоавариях на автотрассах в 1,5 больше, чем в городах и насаленных пунктах, а частота летальных исходов пострадавших – в 3 раза выше, тяжесть последствий аварий, произошедших на загородных трассах, более чем в 2 раза выше, чем на городских [35].
Федеральные автомобильные дороги (ФАД) считаются самыми аварийными по причине интенсивного движения. Учитывая увеличение числа перевозок по федеральным автомобильным дорогам на автобусах, возрастает вероятность возникновения ДТП с большим числом пострадавших. По статистике на ФАД последствия дорожно-транспортных происшествий особенно тяжелые, 60% всех погибших на этих дорогах умирают до прибытия в лечебное учреждение. Причинами этого являются – удаленность медицинской помощи из-за огромных расстояний между населенными пунктами, неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим. Известно, что при оказании помощи в первые 15 мин. удается спасти более 50% пострадавших, если она оказана позже, то выживаемость уменьшается на 15% каждые 20 мин в течение 1 ч [32].
Следует отметить, что основой своевременного и адекватного оказание медицинской помощи является формирование четкой преемственности между отдельными этапами и участниками оказания помощи. На догоспитальном этапе – это: очевидцы ДТП, сотрудники ГБДД, МЧС, спасатели, оказывающие первую помощь; оказание медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапе.
О важности догоспитального
этапа свидетельствует тот
В 70-80-х годах XX века в США и странах Западной Европы для организации медицинской помощи пострадавшим с политравмой стала создаваться принципиально новая организационная модель, основанная на создании травмоцентров (Sampalis J. S. et al., 1995). За последние 20 лет в Европейских странах, США, Канаде и Австралии разработаны и приняты государственные программы по профилактике травматизма и лечению больных с тяжелыми травмами. Во многих странах созданы специальные службы для транспортировки пострадавших с места травмы (Caroline N. I., 1991; Schou J., 1992; Hebb M. O. et al., 2007; Hyder A. A. et al., 2009). Отечественные авторы отмечают, что летальность среди пострадавших в результате ДТП, госпитализированных в травмоцентр достоверно ниже, чем в другие лечебно-профилактических учреждениях – 7,4% и 22,4% соответственно [11].
В настоящее время в рамках приоритетного Национального проекта «Здоровье», в соответствии с Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.» осуществляется реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В соответствие с этой Программы начата реализация мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В эту программу включен ряд федеральных автомобильных дорог. Вдоль этих дорог были оснащены медицинским оборудованием 15 учреждений здравоохранения в 25 регионах России. В результате этого были созданы разноуровневые травматологические центры, определена зона ответственности на каждом участке дороги, закуплены специально оборудованные реанимобили в количестве 338 единиц, позволяющие готовить к оперативному вмешательству пострадавших уже непосредственно в машинах скорой помощи и даже проводить определенные хирургические манипуляции.
Все это создает предпосылки для совершенствования организации специализированной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, в том числе в условиях травмоцентра первого уровня на базе многопрофильных стационаров. Травмоцентры I уровня осуществляет организацию всего спектра медицинской помощи пострадавшим с автотравмами, их осложнениями и последствиями, обеспечивает круглосуточную консультативную и лечебно-диагностическую помощь медицинским организациям, расположенным в зоне их ответственности по вопросам лечения пострадавших [19].
Улучшение качества
медицинской помощи пострадавшим в
ДТП связывается с
Следует отметить,
что Ленинградская область
На территории Ленинградской области имеет место большая протяженность федеральных (около 1600 км) и региональных автомобильных дорог (около 10000 км). Из ФАД следует отметить такие, как М-10 «Россия», ее продолжение М-10 «Скандинавия», М-11 «Нарва», М-18 «Кола», М-20. Кроме того, на территории области находится Кольцевая автомобильная дорога (КАД). Все ФАД на территории Ленинградской области – активно эксплуатируемые трассы с большим транзитом, характеризуются плотным транспортным потоком, высоким скоростным режимом, как следствие, высоким уровнем ДТП и дорожного травматизма. В тоже время, состояние здравоохранения области – высокий уровень укомплектованности и профессиональной подготовки специалистов, оснащенности техническими средствами и медикаментами, позволяет организовать оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП на высоком уровне.
Ленинградская область занимает 7-е место по обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями среди регионов России. При этом этот показатель несколько ниже, чем в Санкт-Петербурге, но выше уровня по Москве и Российской Федерации в целом. Согласно теории транспортного риска, этот фактор может привести к увеличению числа пострадавших в результате ДТП.
Снижение смертности в результате ДТП и уменьшение их последствий является задачей, в том числе и здравоохранения области, что вполне достижимо при рациональном распределении сил и разработки оптимальных алгоритмов оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП. С учетом современной концепции оказания медицинской помощи при ДТП в виде немедленного оказания первой помощи, скорейшей эвакуации с места происшествия и оказания специализированной медицинской помощи в травмоцентрах различного уровня, является чрезвычайно важным построение алгоритмов организации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП в зависимости от состояния здравоохранения зоны ответственности федеральной автомобильной трассы. Одним из компонентов этого алгоритма является построение логистического канала для пострадавших в ДТП. Не смотря на большое количество исследований, посвященных вопросам оптимизации оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП, в доступной литературе нам не удалось найти исследования, посвященных изучению возможных вариантов таких логистических каналов для пострадавших в ДТП на федеральных автомобильных трассах, проходящих по территории Ленинградской области. Все выше указанное и определило актуальность нашего исследования.