Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 18:37, курсовая работа
Серьезную проблему дорожно-транспортный травматизм представляет и для Российской Федерации. Так, смертность и инвалидность как результат дорожно-транспортного травматизма в России характеризуется стойким высоким уровнем, особенно в сравнении с другими развитыми и даже развивающимися странами [10]. По данным НИЦ ГБДД МВД РФ в процессе дорожного движения в Российской Федерации ежедневно участвует около 20 млн. транспортных средств: автомобилей, автобусов и мотоциклов. Каждые сутки на дорогах страны совершается 410 аварий, в которых погибают 84 и получают ранение 470 человек. Потери рабочего времени, обусловленные непосредственным ущербом от ДТП, затратами на компенсацию их последствий составляют 1 млн. человеко-лет (по данным 2007 года, причем около 75% этих потерь составили мужчины, около 25% - женщины).
Следует подчеркнуть, что доля сочетанных травм при дорожно-транспортных происшествиях достигает 70%, частота осложнений при них – 80% и более; уровень инвалидизации – 33%, летальности от 33% до 89% [17]. Сочетанная травма представляет собой одну из сложных проблем неотложной медицины. В связи с поливалентностью, она требует привлечения многих специалистов — реаниматологов, хирургов, травматологов, всех узких специалистов, а также иммунологов, специалистов диагностических служб, восстановительного лечения и психологов. Следует отметить, что уровень летальности при лечении политравмы в специализированных травматологических отделениях у взрослых вдвое и у детей втрое ниже по сравнению с таковым в случае лечения в общехирургических отделениях. [23].
Мировой опыт последних тридцати лет свидетельствует о необходимости концентрировать таких пострадавших в специализированных травмоцентрах. Организация травмоцентров различного уровня в настоящее время является реализацией приоритетного Национального проекта «Здоровье», Программы модернизации здравоохранения Российской Федерации, приказа Минздравсоцразвития России от 15.12.2009 № 991н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественным и изолированными травмами, сопровождающимися шоком».
Более чем пятидесятилетний опыт СПбНИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе по оказанию медицинской помощи пострадавшим с сочетанной травмой свидетельствует о том, что, повреждения, полученные пострадавшими в результате ДТП, характеризуются большим разнообразием. Данное обстоятельство обуславливает необходимость наличия широкого спектра специалистов в штате стационара. Вместе с тем, разнородность повреждений не обеспечит адекватную нагрузку узких специалистов, что предопределяет нецелесообразность формирование травмоцентра как самостоятельного учреждения или введения ряда должностей узких специалистов в штат травмоцентра, но предопределяет необходимость развертывания травмоцентра в структуре крупного многопрофильного стационара, обладающего всеми необходимыми технологиями, в т.ч. функционирующими круглосуточно. В этом случае узкие специалисты будут задействованы в необходимых случаях с соответствующих подразделений стационара [11].
Таким образом, травмоцентр – это структурное подразделение крупного многопрофильного стационара.
Обязательными структурными подразделениями медицинской организации, в которой организуется травмоцентр, функционирующими круглосуточно, должны быть:
приемное отделение (отделение скорой медицинской помощи стационара);
отделение (отдел) лучевой диагностики, включающее в обязательном порядке кабинет (отделение) ультразвуковой диагностики, рентгеновской диагностики (в т.ч. кабинет (отделение) ангиографии, компьютерной томографии);
отделение (кабинет) эндоскопии;
отделение или кабинет переливания крови;
клинико-диагностическая лаборатория;
отделение (койки) сосудистой хирургии;
травматологическое отделение;
нейрохирургическое отделение;
хирургическое отделение
В настоящее время представляется целесообразным выделять травмоцентры нескольких уровней. Травмоцентр I уровня, организуется на базе многопрофильной больницы, включает в себя блок критических состояний, отделение анестезиологии и реанимации, специализированные отделения по профилю поражения с соответствующим ресурсным и технологическим обеспечением. Травмоцентр I уровня осуществляет организацию всего спектра медицинской помощи пострадавшим с сочетанной травмой, их осложнениями и последствиями, обеспечивает круглосуточную консультативную и лечебно-диагностическую помощь медицинским организациям, расположенным в зоне их ответственности по вопросам лечения пострадавших с сочетанной травмой.
Объем диагностики пострадавшим определяет обязательное круглосуточно функционирование структурных подразделений, осуществляющих инструментальные и лабораторные исследования, медицинской организации, в структуре которой организуется травмоцентр.
Содержание противошоковой операционной, других подразделений травмоцентра обуславливает существенные расходы на оказание адекватных объемов стационарной медицинской помощи пострадавшим с сочетанной травмой [11].
В качестве примера организации травмоцентров на территории субъекта федерации можно привести приложение к приказу Министерства здравоохранения Оренбургской области от 27.05.2008 № 922 «Об улучшении оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП на федеральных и областных трассах Оренбургской области». Этим документом определено организовать работу травмоцентров следующим образом:
«Травмоцентр - организованное на функциональной основе подразделение на базе травматологического (хирургического) отделения и других структурных подразделений (отделений реанимации, рентгенологии, лабораторной диагностики и т.д.) многопрофильного стационара: центральной районной, городской или областной больницы. Травмоцентр 1-го уровня организуется на базе областной больницы или городской больницы, выполняющей межрайонные функции, для оказания специализированной помощи пострадавшим. Травмоцентр 2-го уровня организуется на базе центральной районной больницы для оказания первичной медико-санитарной помощи пострадавшим. Руководителем травмоцентра является заведующий соответствующим травматологическим (хирургическим) отделением. Травмоцентры 2-го уровня организуются в ЦРБ, расположенных вблизи оживленных трасс. Расстояние между травмоцентрами второго уровня должно быть не более 100 километров. В травмоцентре круглосуточно функционирует противошоковая операционная, включающая в себя функции диагностического блока и реанимационного зала. При необходимости оказания специализированной помощи пострадавшим в травмоцентр 2-го уровня санитарной авиацией доставляются соответствующие специалисты (ангиохирург, нейрохирург) из травмоцентра 1-го уровня. После стабилизации состояния пострадавшие в ДТП могут быть направлены санитарной авиацией в травмоцентр 1-го уровня для оказания специализированной помощи. К травмоцентру 2-го уровня прикрепляется реанимобиль отделения экстренной и плановой консультативной помощи».
Одним из направлений модернизации здравоохранения Ленинградской области на 2011-2012 гг. является организация работы травмацентров. Приказом комитета по здравоохранению для каждого ЛПУ определены зоны ответственности при организации медицинской помощи при ДТП. Совместно с комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга и ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области утвержден «План взаимодействия служб скорой помощи Ленинградской области и Санкт-Петербурга при ликвидации медицинских последствий ДТП».
На базе ГУЗ ЛОКБ был создан травмацентр 1 уровня. Первоначально на базе МУЗ «Тосненская ЦРБ» и МУЗ «Выборгская городская больница» были созданы травмацентры 2 уровня. Учитывая широко развитую сеть федеральных и региональных автомобильных дорог, активное автомобильное движение через Ленинградскую область (в том числе жителей Санкт-Петербурга, жителей других регионов Российской Федерации и сопредельных государств), высокую смертность от ДТП, для обеспечение своевременной и полной медицинской помощи при сочетанной травме, в рамках Программы модернизации здравоохранения необходимо создание дополнительных травмацентров 2 уровня на базе центральных районных больниц, расположенных на федеральных трассах.
Программой модернизации предусмотрено создание травмацентров 2 уровня:
- МУЗ «Тихвинская ЦРБ им. А.Ф.Калмыкова»;
- МУЗ «Волховская ЦРБ»;
- МУЗ «Кировская ЦРБ»;
- МУЗ «Лодейнопольская ЦРБ»;
- МУЗ «Лужская ЦРБ»;
- МУЗ «Гатчинская ЦРКБ»;
- МУЗ «Кингисеппская ЦРБ им. Н.П.Прохорова»
- МУЗ «Всеволожская ЦРБ»
Таким образом, должна функционировать стройная система оказания специализированной помощи при ДТП в Ленинградской области в составе 25 травмацентров трех уровней, работающих в круглосуточном режиме.
Травмацентры 1 уровня (медицинские учреждения регионального уровня) – Ленинградская областная клиническая больница, Детская областная клиническая больница.
Травмацентры 2 уровня (12) создаются на базе ЦРБ в городах Выборг, Всеволожск, Тихвин, Волхов, Кировск, Лодейное поле, Тосно, Гатчина, Луга, Кингисепп, Кириши, Приозерск.
Травмацентры третьего уровня (11) – это больницы, расположенные в населенных пунктах на основных федеральных трассах: Тосно, Рощино, Сосновый Бор, Ломоносов, Волосово, Ивангород, Сланцы, Бокситогорск, СясьСтрой, Пикалево, Подпорожье.
Отделения реабилитации травматологических больных (Ивангород, Новая Ладога, Бокситогорск, Паша, Луга)
Рис. 1. Травмацентры 2-го уровня (Ленинградская область)
Основные требования, предъявляемые к травмацентрам 1 и 2 уровня: доставка пострадавших с тяжелой травмой в течение «золотого часа»; наличие компьютерного томографа, УЗИ, эндоскопического оборудования; наличие противошоковых операционных, куда поступают пострадавшие, минуя приемное отделение, сразу из машин скорой помощи; комплекс аппаратуры для реанимации и интенсивной терапии; наличие специалистов, прошедших усовершенствование по лечению тяжелой сочетанной травмы [34].
На рис. 1 приведена схема расположения травмацентров 2-го уровня на территории Ленинградской области.
В таблице 1 приведены краткие сведения о лечебных учреждениях Ленинградской области, на базе которых сформированы травмацентры.
Наименование лечебного учреждения, на базе которого сформирован травмацентр |
Наименование ФАД, входящих в зону ответственности |
Маршруты дальнейшей эвакуации, каким транспортом, куда, сколько времени |
МУЗ «Всеволожская ЦРБ» (М18, КАД) |
М-18 «Кола» 12-40 км (28 км) |
ГУЗ ЛОКБ 35 км, а/м, 40 мин |
МУЗ «Кировская ЦРБ» |
М-18 «Кола» 40-96 км (56 км) |
ГУЗ ЛОКБ 80 км, а/м, 1,5 часа |
МУЗ «Волховская ЦРБ» |
М-18 «Кола» 96-178 км (82 км) |
ГУЗ ЛОКБ 160 км,
а/м, 2,5 часа |
МУЗ «Лодейнопольская ЦРБ» (М18) |
М-18 «Кола» 178-256 км (78 км) |
ГУЗ ЛОКБ 250 км, а/м, 4.5 часа |
МУЗ «Тихвинская ЦРБ им. А.Ф. Калмыкова» (А118) |
А-114 Вологда-Новая Ладога 429-480 км (51 км) |
ГУЗ ЛОКБ, а/м, 250 км, 4 часа |
МУЗ «Гатчинская ЦРКБ» (М20) |
М-20 СПб-Псков 31-83 км (52 км) |
ГУЗ ЛОКБ 110 км, а/м, 2 часа |
МУЗ «Лужская ЦРБ» |
М-20 СПб-Псков 83-178 км (95 км) |
ГУЗ ЛОКБ 200 км, а/м, 3 часа |
МУЗ «Кингисеппская ЦРБ им. Н.П. Прохорова» (М11) |
М-11 «Нарва» 99-149 км (50км) |
ГУЗ ЛОКБ 165 км, а/м, 3 часа |
МУЗ «Тосненская ЦРБ» |
М-10 «Россия» 585-706 км (121 км) |
ГУЗ ЛОКБ 61 км, а/м, 1 час |
МУЗ «Выбогская ЦРБ» (М10) |
М-10 «Скандинавия» 47-200 км (153 км) |
ГУЗ ЛОКБ 138 км, а/м, 2,5 часа |
МУЗ «Приозерская ЦРБ» |
Организация травмацентра планируется | |
МУЗ «Киришская ЦРБ» |
Таблица 1. Краткая характеристика травмацентров 2 уровня, созданных на базе лечебных учреждений Ленинградской области
Таким образом, все федеральные автомобильные дороги, проходящие по территории Ленинградской области, попадают в зоны ответственности, прежде всего травмацентров 2-го уровня. Проводимая программа модернизации здравоохранения Ленинградской области предполагала превращение лечебных учреждений, на базе которых формировались травмацентры, в многопрофильные больницы, способные оказывать адекватную медицинскую помощь пострадавшим с политравмой за счет оснащения их современным высокотехнологичным медицинским оборудованием, существенным повышением профессионального уровня медицинского персонала. Следует отметить, что далеко не все травмацентры 2-го порядка, находятся в одинаковых условиях оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП в силу особенностей ФАД в зоне ответственности, удаленности от травмацентра 1-го порядка, степени оснащенности оборудованием, профессиональной подготовки персонала и ряда других условий.
Следует отметить, что в результате формирования травмацентров на автомобильной дороге «Кола» М-18 удалось снизить смертность от ДТП на 14%.
Представляется наиболее интересным провести анализ возможностей оказания медицинской помощи лечебными учреждениями Ленинградской области, зоной ответственности которых является ФАД «Кола» М-18. Протяженность этой ФАД по территории Ленинградской области составляет 244 км, при этом ответственность за этот участок ФАД разделен между четырьмя травмацентрами 2-го порядка, сформированных на базе лечебных учреждений: МУЗ «Всеволожская ЦРБ», МУЗ «Кировская ЦРБ», МУЗ «Волховская ЦРБ», МУЗ «Лодейнопольская ЦРБ». Кроме того, имеется еще травмацентр 3-го порядка, который сформирован на базе районной больницы гор. Сязьстрой.
Таким образом, большая протяженность трассы «Кола» М-18 по территории Ленинградской области, наличие нескольких травмацентров, отвечающих за оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП на трассе, различные условия оказания медицинской помощи в травмацентрах минимально (МУЗ Всеволожская ЦРБ) и максимально (МУЗ Ладейнопольская ЦРБ) от Санкт-Петербурга и определил выбор системы оказания медицинской помощи на ФАД «Кола» М-18 в качестве объекта исследования.