Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:32, курсовая работа
Целью работы является изучение информационной логистической системы предприятия и определение направлений ее развития.
Для достижения цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
– изучение понятия и структуры логистической информационной системы;
– анализ организации информационной системы в ООО «Белстройимпульс»;
– определение направлений оптимизации логистической информационной системы в ООО «Белстройимпульс».
Введение……………………………………………………………………………...4
1. Понятие и структура логистической информационной системы……………...6
1.1 Понятие информационной логистики и логистической информационной системы……………………………………………………………………………….6
1.2 Функциональная и организационная структура логистической информационной системы…………………………………………………………10
1.3 Виды информационных логистических систем и принципы их построения…………………………………………………………………………..15
2. Анализ организации информационной системы в ООО «Белстройимпульс»………………………………………………………………...19
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия………………………...19
2.2 Структурные взаимосвязи подразделений предприятия, осуществляющих логистические функции……………………………………………………………25
2.3 Анализ текущего состояния информационной логистической системы предприятия………………………………………………………………………...27
3. Оптимизация логистической информационной системы в ООО «Белстройимпульс»………………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованных источников……………………………………………35
На современном этапе развития информационной логистики ставится следующая задача: на базе повсеместного внедрения информационных логистических систем создать интегрированные автоматизированные системы управления логистическим процессом и тем самым обеспечить гибкое реагирование производства на потребности рынка, минимизировать издержки и получить дополнительные преимущества в конкурентной борьбе за покупателя.
В основе процесса управления материальным
потоком лежит обработка
Информационная логистика
1) нужной информации (для управления материальным потоком);
2) в нужном месте;
3) в нужное время;
4) необходимого содержания (для лица принимающего решение);
5) с минимальными затратами.
С помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит в настоящее время процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией.
1.2 Функциональная и
Функциональная структура
Характеристики системных
Организационная структура логистической информационной системы может быть укрупненно сформирована из четырех подсистем: управления процедурами заказов, научных исследований и связи, поддержки логистических решений и генерирования выходных форм и отчетов. Эти взаимосвязанные подсистемы осуществляют информационно-компьютерную поддержку всех функций логистического менеджмента и связь с микро- и макрологистической внешней средой [6, c. 108].
В организационной структуре логистической информационной системы в качестве одной из основных подсистем выделена подсистема управления процедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения заказов. Большое значение здесь имеет использование концепции «электронного обмена данными» и основанных на ней стандартов ED1 [7, c. 30].
Подсистема научных
– интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;
– взаимодействия логистического менеджмента с другими корпоративными функциями;
– стратегических установок для организационной структуры логистической системы и персонала;
– интеграции информационных технологий;
– подготовки или покупки технологических решений и использования посредников;
– адаптации к условиям фирмы форм логистических цепей, каналов и сетей, а также функций управления;
– акцентирования на производительности и качестве услуг в логистике.
Рассматриваемая подсистема играет важную роль в отражении изменений и требований как внешней, так и внутренней среды фирмы. Логистический менеджер может использовать эту подсистему для сканирования микро- и макросреды фирмы четырьмя способами:
1) косвенным рассмотрением на
основе общего анализа
2) прямым рассмотрением, когда информация о внешней и внутренней среде фирмы активно анализируется с заранее сформулированной целью;
3) неформальным исследованием
4) формальным исследованием с
использованием заранее
Для оптимизации результатов
Третьим компонентом логистической информационной системы является подсистема поддержки логистических решений, которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включающую базы данных и аналитические модели, реализующие, как правило, оптимизационные задачи, возникающие в процессе логистического менеджмента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структурированные, централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:
– базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информацию, необходимую для принятия логистических решений;
– критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;
– политики/параметров, содержащих основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;
– файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических функций.
В данной подсистеме используется большое число экономико-математических моделей и методов (в частности, прогнозирования для поддержки решений, принимаемых логистическим менеджментом). Все эти модели и методы можно разделить на классы: оптимизационные, эвристические и имитационные. Оптимизационные модели принятия решений основаны на методах операционного исчисления: программирования, математической статистики, вариационного исчисления, оптимального управления, теории массового обслуживания, расписаний и т. д. В частности, для различных логистических функций можно указать следующие задачи:
– оптимальная диспетчеризация в производстве, транспортировке, грузопереработке;
– оптимальное размещение объектов в производстве, распределении, складировании;
– построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей;
– построение оптимальной организационной структуры логистической системы;
– оптимальная маршрутизация;
– определение оптимальной длительности составляющих логистических циклов;
– оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;
– оптимизация параметров систем управления запасами;
– оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т. д.
В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений логистическим менеджментом.
Четвертый элемент организационной
структуры логистической
Система информационного обеспечения в логистике для выполнения вышеперечисленных функций должна быть соответствующим образом организована. Специфика данной системы состоит в том, что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы логистической организации. Исходя из этого возможны три способа ее организации: централизованный, децентрализованный и специализированный.
При централизованном способе организации деятельность по информационному обеспечению сосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руководству организации через вице-президента (заместителя директора) по информационным системам (технологиям). Преимуществом такого способа организации является обеспечение высокой эффективности работ по внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления.
При децентрализованном способе организации подсистемы информационного обеспечения специалисты разных функциональных подразделений выполняют функции управления информационными потоками в своей предметной области. Преимуществом такого способа организации является высокий уровень знаний предметной области менеджера по информационным системам, недостатком – дублирование однотипных задач и функций в разных подразделениях организации.
При специализированном способе в
организации отсутствуют
Выбор того или иного способа организации системы информационного обеспечения зависит от многих факторов, прежде всего от размеров организации, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств. Необходимо отметить, что система информационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует внимания к своей организации - это понимают современные руководители. Поэтому любая малая организация имеет в своем составе информационные службы. Информационная система, необходимая для адекватного выполнения функций логистики, должна отвечать следующим требованиям:
– информационные потоки должны быть совместимыми в информационном отношении;
– внутренние взаимосвязи и взаимозависимости информационных потоков должны носить причинно-следственный характер;
– иерархическая соподчиненность информационных потоков должна быть четкой.
Формирование информационной системы в логистике осуществляется по иерархическому принципу, причем в логистических информационных системах нумерация уровней начинается с низшего. Такой принцип принят с целью обеспечить возможность наращивания информационной системы более высокими рангами и ее включения в качестве подсистемы в обобщающие системы и сети более высокого порядка, если в этом появится необходимость [2, c. 97].
В соответствии с такой структурной декомпозицией в информационных системах в логистике выделяют три уровня:
1. Первый уровень - это уровень
рабочего места (в широком
2. Второй уровень - это уровень
производственного участка,
3. Третий уровень - это система
транспортирования и
Уровни производственно-
На верхнем уровне информационной
системы реализуется планирующа
На втором уровне информационной системы представлены так называемые диспозитивные (disposite – размещать, распоряжаться) информационные подсистемы. Эти подсистемы детализируют планы, составленные на верхнем уровне, и доводят их до уровня отдельных производственных участков, цехов, механизированных в той или иной степени складов и других производственных подразделений и т. п., а также определяют способы действий этих подразделений.
На нижнем уровне информационных систем размещаются, так называемые, исполнительные информационные подсистемы. Они доводят задания, правила и инструкции до конкретных рабочих мест и исполнителей, осуществляют также контроль за ходом технологического процесса на рабочих местах и обеспечивают обратную связь, формируя первичную информацию с этих рабочих мест [2, c. 99].
Отметим, что планирующая, диспозитивная
и исполнительная подсистемы связаны
прямыми и обратными