Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:20, лекция

Описание работы

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX века нашей эры (Византия), обозначая, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым. При этом наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым.

Файлы: 1 файл

лекции для заочников.doc

— 629.50 Кб (Скачать файл)

При организации маятниковых  маршрутных перевозок движение транспортных средств осуществляется между двумя погрузочно-разгрузочными пунктами или несколькими погрузочными пунктами и одним разгрузочным в прямом и обратном направлениях. Примером такой организации может служить также доставка материальных ресурсов производственным подразделениям. Существуют два варианта маятниковой маршрутной перевозки. Первый вариант заключается в последовательной загрузке транспортного средства на нескольких заводских снабженческих складах и их доставке в одно производственное подразделение. Затем по такой же схеме осуществляется загрузка и доставка материальных ресурсов в другое производственное подразделение. Второй вариант основан на движении транспортных средств от одного склада в одно производственное подразделение, затем — с этого же склада в другое производственное подразделение и далее — по всем заводским снабженческим складам.

Организация маятниковых  маршрутных перевозок осуществляется и между производственными подразделениями предприятия при доставке промежуточной продукции. Наиболее эффективны такие перевозки с точки зрения использования транспортных средств, когда грузы транспортируются одновременно в оба производственных подразделения.

Специальные маршрутные перевозки, как  правило, не повторяются, а рейсы транспортных средств определяются на основании специальных требований, поступающих от производственных подразделений и служб промышленного предприятия на перевозку внеплановых и непроизводственных грузов. Такие требованиия (заявки) носят случайный характер и заранее, естественно, не планируются.

4 Провайдеры логистики

В современных условиях важное значение имеют организация и осуществление доставки грузов потребителю. Для выполнения этих операций создаются специализирующие фирмы, предприятия.

Предприятия, содействующие  исполнению компанией-поставщиком  контрактов по продажам и поставкам продукции получателям, называются провайдерами логистики.

Особое место среди  провайдеров логистики занимают транспортно-экспедиторские компании, выполняющие следующие операции:

  • консультирование клиентуры при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза;
  • компетенция грузовых партий, т. е. объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) для наиболее рационального использования провозной способности транспортных средств и получения более выгодных тарифов для грузовладельцев (в подавляющем большинстве случаев тарификация мелких отправок не выгодна клиентуре);
  • посредничество в заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, портами, страховыми фирмами и другими предприятиями, участвующими в процессе доставки товара;
  • передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемно-сдаточной, перевозочной и пр. необходимой документации;
  • организация или выполнение собственными средствами погрузочно-разгрузочных работ;
  • прием груза в пункт назначения от перевозчика или его грузового агента, проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров);
  • оформление претензионной документации (коммерческих актов о недостатках, излишках, повреждении груза и тары, пересортице и т. д.) совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами и другие операции.

Крупные экспедиторские компании не ограничиваются только посредническими операциями и организацией доставки товара, но и участвуют в перевозочном процессе. Как правило, экспедиторские фирмы приобретают и эксплуатируют автотранспорт, причем используют его как при внутренних, так и при международных перевозках.

В настоящее время на разных видах транспорта создаются  транспортно-экспедиторские организации.

Транспортно-экспедиторские операции организациями выполняются согласно договора. Договор на экспедиторское обслуживание заключается в письменной форме.

Современным методом организации  доставки товаров является построение и использование провайдерами логистики интермодальных систем (транспортных коридоров). Это связано с тем, что большинство грузов идет в смешанном сообщении с участием различных видов транспорта. Для того чтобы успешно организовать и осуществить их движение по варианту «от двери до двери», требуется наличие специальной компании, которая взяла бы на себя вопросы общей организации всего процесса доставки, обеспечила выписку сквозной документации, котировку сквозной ставки тарифа. Подобные компании, оказывающие клиентуре указанный спектр услуг в рамках осуществления доставки товаров, получили название операторов сметанных перевозок.

Грузы, следующие в смешанном  сообщении, в практике развитых стран, в основном перевозятся по интегрированным транспортно-технологическим системам, при которых работа всех видов транспорта жестко взаимосвязана, погрузочно-разгрузочные работы практически автоматизированы, в организации процесса доставки широко используется вычислительная техника. Подобные интегрированные системы получили свое первоначальное развитие на Североамериканском континенте, где стали называться «интермодальными системами», а перевозки по названным системам — «интермодальными перевозками».

Компании — провайдеры логистики, осуществляющие доставку товаров по интегрированным транспортно-технологическим системам, получили название операторов интермодальных перевозок или интермодальных систем.

Ни международное регулирование, ни внутренние законодательные акты стран мира не дают указания на то, какая конкретная организация может или должна быть оператором интермодальных перевозок. В практике мирового хозяйства чаще всего операторами интермодальных перевозок (транспортных коридоров) являются экспедиторские компании, реже — морские компании или объединения компаний (морские консорциумы), еще реже — железнодорожные предприятия. Но в любом случае эту роль исполняют компании, связанные с доставкой товаров, с организацией и осуществлением перевозок.

Основным юридическим документом, регулирующим международные смешанные  перевозки, в том числе и по интегрированным транспортно-технологическим  системам, является «Конвенция ООН о международных смешанных перевозках» 1980 г. Она создала правовую базу для организации и осуществления международных смешанных перевозок, в том числе и на новой интегрированной технологической основе (интермодальные перевозки). Что касается внутренних смешанных перевозок, то это прерогатива национального законодательства стран. В России эти перевозки регулируются Кодексом торгового мореплавания РФ, Уставом Железных дорог РФ, Уставом внутреннего водного транспорта РФ, Уставом автомобильного транспорта РФ и Гражданским кодексом РФ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА

1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В ЛОГИСТИКЕ

Информация (экономическая) — совокупность функционирующих в экономических объектах различных сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.

Информационный поток — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Информационный поток может  опережать материальный, следовать  одновременно с ним или после  него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

- опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

 - одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;

- вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Измеряется информационный поток  количеством обрабатываемой или  передаваемой информации за единицу  времени.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в раздело кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица - бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт - это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ.

Применяются также производные  единицы количества информации: килобайт и мегабайт.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

- количеством обрабатываемых или  передаваемых документов;

- суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Информационная система — это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирование, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике — задач по управлению материальными потоками).

Информационные системы в логистике  могут создаваться с целью  управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а, могут  способствовать организации логистических  процессов на территории регионов, стран и даже группы стран.

На уровне отдельного предприятия  информационные системы, в свою очередь, подразделяют на три  группы:

Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

- создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:

- детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п.

В соответствии с концепцией логистики  информационные системы, относящиеся  к различным группам, интегрируются  в единую информационную систему. Различают  вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом преимущества интегрированных  информационных систем заключаются  в следующем:

– возрастает скорость обмена информацией;

– уменьшается количество ошибок в учете;

– уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;

 – совмещаются ранее разрозненные  информационные блоки. 

В настоящее время на информационном рынке имеется достаточное количество разнообразных многоуровневых автоматизированных систем управления предприятием. Они обеспечивают многофункциональность и высокую степень интеграции подсистем логистики. 

3 Кодирование в информационных  системах в логистике

Широкое проникновение в логистике  в сферу экономики возможно только при условии компьютеризации управления материальными потоками.

Решению задач стоящих, перед логистической  системой возможно только при условии  применения  современной техники и технологии сбора, обработки и передачи информации в режиме реального времени.

Для управления этой динамичной логистической системой необходимо в любой момент времени иметь детальную информацию о входящих и выходящих потоках внутри этой системы. Для этого необходима

Для осуществления логистических  операций необходимо применять микропроцессорную технику, способную идентифицировать (опознать) отдельную единицу. Такое оборудование должно сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды на складах промышленных предприятий, оптовых базах, магазинах, транспорте.

Одним из направлений идентификации  товаров является штриховое кодирование. Применение штрихового кода (системной последовательности светлых и темных полос различной толщины, содержащих в себе определенные массивы цифровых и (или) алфавитных данных) предполагает: достаточную площадь на товарах для размещения штрихового кода; использование двух взаимосвязанных компонентов — штрихового кода и оптического считывающего устройства; четкое определение идентифицируемого товара.

Штриховое кодирование  позволяет повысить эффективность: приемки и учета поступающих на склад товаров; перемещения товаров по зонам хранения с учетом их весовых и геометрических характеристик; подготовки комплектовочных и отгрузочных документов; оперативного управления отборкой и комплектацией товаров в соответствии с заявочными документами; материального учета и отчетности по складам; оперативного автоматизированного составления бухгалтерской отчетности; анализа, финансовой деятельности.

В сфере обращения широкое применение получила европейская система кодирования (код EAN – 13) для кодирования товаров массового потребления.

Существует алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует набор штрихов и пробелов. При запуске товара в производство, ему присваивается тринадцатизначный цифровой код, который в виде штрихов и пробелов наносится на этот товар.

Первые две или три цифры  обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN  и называются обычно «флагом». Флаг кода закреплен за страной  — производителем товара, но может  обозначать и страну регистрации дочернего предприятия-изготовителя. Кроме того, он может указывать на страну-партнера, если предприятие совместное, или на страну, в которую поставляется значительная часть продукции

Информация о работе Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития