Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:29, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по внедрению и использованию штрихового кодирования в логистических системах. Для выполнения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать механизм штрихового кодирования;
Рассмотреть на примерах логистических систем эффективность
применения штрихового кодирования
Введение 2
Глава 1 Штриховое кодирование товаров 4
1.1 История изобретения штрихового кода 4
1.2 Штриховой код товара, его разновидности 5
1.3 Преимущества технологии автоматизированной 11
идентификации товара 11
1.4 Технология складского учета с применением оборудования штрихового кодирования 13
1.5 Технология учета на производственном предприятии 15
1.6 Транспортные приложения 17
Глава 2 Практическое применение штриховых кодов в логистических системах 19
2.1 Штриховое кодирование финансовых документов в ВТБ 20
2.3 Штриховое кодирование в швейном производстве 23
2.4 Штриховое кодирование в печатной продукции 25
2.5 Эффективность применения штрихового кодирования в России 27
Глава 3 Рекомендации по внедрению технологии штрихового кодирования на примере склада 29
Заключение 31
Список используемых источников 32
Приложения 33
Содержание
Введение
Каждое звено логистической цепи пропускает через себя большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары многократно перемещаются по местам обработки и хранения. Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой сложной, динамично развивающейся логистической системой, необходимо иметь возможность в любой момент времени иметь детальную информацию о каждом товаре, циркулирующем в данной системе. Данная проблема решается использованием штриховых кодов. Штриховой код – наиболее удачный и экономически эффективный на сегодняшний день способ хранения упорядочивания информации о товаре.
Степень изученности заявленной проблемы. Незначительное количество работ посвящено теоретическим исследованиям проблем, связанных с изучением штриховых кодов, не говоря уже об изучении экономической эффективности их использования. Как правило, авторы учебников и работ по информационной логистике лишь косвенно рассматривают данную тему, ограничиваясь несколькими строчками. К ним можно отнести Гаджинского А. М., Аникина Б. А., Родкину Т. А., Скоробогатову Т. Н. Однако особенности использования штриховых кодов в логистических системах, по мнению автора, изучены недостаточно полно. Требуется комплексный подход к данному вопросу, а также разработка рекомендаций.
Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по внедрению и использованию штрихового кодирования в логистических системах. Для выполнения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
применения штрихового кодирования;
кодирования в логистической системе;
Объектом курсовой работы является штриховой код товара.
Предметом курсовой работы является экономическая эффективность использования штриховых кодов в логистических системах.
Глава 1 Штриховое кодирование товаров
В 1948 году Бернард Сильвер (Bernard Silver) (1924—1962), аспирант
Института Технологии Университета Дрекселя (Drexel University) в Филадельфии, услышал, как президент местной продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Сильвер рассказал об этом друзьям — Норману Джозефу Вудланду (Norman Joseph Woodland) (род. 1921) и Джордину Джохэнсону (Jordin Johanson). Втроём они начали исследовать различные системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем исчезали.
Убеждённый в том, что система реализуема, Вудланд покинул Филадельфию и перебрался во Флориду в апартаменты своего отца для продолжения работы. Его следующее вдохновение неожиданно дала Азбука Морзе — он сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы прочитать штрихи, он приспособил технологию саундтрек (звуковой дорожки), а именно оптический саундтрек, используемую для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение. В результате ими был получен патент США № 2 612 994, изданный 7 октября 1952.
В 1951 году Вудланд и
Сильвер попытались заинтересовать
компанию IBM в развитии их системы. Компания,
признав реализуемость и привле
В 1952 году Вудланд и Сильвер продали патент компании Филко (Philco— в дальнейшем известна как Helios Electric Company). В том же самом году Филко перепродала патент компании RCA.
В основе технологии штрихового
кодирования и
сбора данных лежат простые физические законы.
Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых
полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в логистической системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При сканировании световой луч проходит по коду, улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. ЭВМ расшифровывает сигнал и преобразует его в цифровой код. [4, с. 146]
Штриховые коды подразделяются на линейные и двухмерные.
Линейные штриховые коды – коды, читаемые в одном направлении. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20—30 символов, обычно цифр). Наиболее известным линейным кодом может служить код EAN -13, пример которого изображен на рис.2 и рассмотрен далее.
Двухмерными коды - символики, разработанные для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). [7, c. 120]. Пример кода изображен на рисунке 1:
Рис. 1 – Двухмерный штриховой код код на медицинском рецепте
Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые (stacked) и матричные (matrix). Многоуровневые штриховые коды появились исторически ранее, и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные же коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.
В настоящее время
разработано множество двумерны
Таблица 1 – Емкость двухмерного кода
Число слоев с данными |
Размер символа |
Байт |
1 |
15х15 |
7 |
4 |
27х27 |
53 |
7 |
45х45 |
145 |
11 |
61х61 |
298 |
15 |
79х79 |
502 |
20 |
101х101 |
824 |
26 |
125х125 |
1314 |
32 |
151х151 |
1914 |
Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе, мастер фильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др.
На складе получателя
во время приемки товаров
При продаже товара в магазине кассир считывает штриховой код с выбранного покупателем изделия. Около двух секунд уходит на сканирование товара и идентификацию его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек. В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия.
Таким образом, в основе технологии автоматической идентификации товара лежит следующая цепь операций:
штрихового кода;
товар;
выполнении логистической операции с товаром);
(декодер) и предстает в цифровом виде, т.е. в виде первоначального товарного номера;
та или иная функция управления товародвижением.
Поскольку номер товара уникален, компьютер «узнает» товар, т.е. выполняет функцию человека, причем делает это быстро и безошибочно. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что дает возможность управляющей системе реагировать на нее в необходимые сроки. В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным при поставке товаров на экспорт.
Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат в среднем 1 ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до 1 ошибки на 3 млн. знаков. Среднюю стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки американская ассоциация менеджмента определила в 25 долларов. [2, с. 47].
Существуют и наиболее часто практически используются в логистических системах несколько видов линейных штриховых кодов, каждый из которых имеет свое назначение и область преимущественного применения. Рассмотрим эти разновидности штриховых кодов подробнее.
Код EAN-13, пример которого изображен на рис.2, применяется для маркировки единичных упаковок (отдельных товарных единиц) или групповых упаковок. Однако в складском и транспортном звеньях объектом учета являются чаще товары в транспортной упаковке. На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер EAN/UCC-14. При этом используется графическая символика «2 из 5 с чередованием» (англ. Interleaved 2 of 5, иначе «ITF») Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14.
Рис.2 – Пример штрихового кода EAN - 13
Штриховой код типа ITF-14, пример которого изображен на рис. 3, ограниченный прямоугольной рамкой, обладает свойством восприниматься с большей степенью однозначности по сравнению с другими штриховыми кодами, не находящимися в подобных ограничивающих рамках. Поэтому он применяется для нанесения на гофрированные упаковки и любые неровные поверхности.
Рис. 3 – Пример штрихового кода ITF-14
По сравнению с EAN-13 символика ITF-14 характеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода (ширина - 152,4 мм, высота - 41,4 мм) и менее строгими техническими требованиями к поверхности.
Подробнее рассмотрим EAN-13. На рисунке 4 представлена структура кода:
Рис. 4 – структура EAN-13
Римскими цифрами отмечены части кода. I часть - код страны, состоящий из трех цифр (на рисунке 1 – 007, следовательно, по приложению А страна изготовитель - США). [4, c. 151] II часть – код изготовителя, состоящий из четырех цифр. III часть – код товара, определяемый производителем по своему усмотрению (от 0 до 99999). IV часть – контрольное число, которое рассчитывается по особому алгоритму на основе 12 предыдущих цифр и служит для проверки правильности расшифровки кода.
В таблице 2 представим основные штриховые коды по сферам их применения:
Таблица 2 – Сферы применения основных штриховых кодов
№ п/п |
Наименование кода |
Применение кода |
1 |
Код EAN-13 |
Один из наиболее распространенных кодов применяется для кодирования товаров народного потребления. |
2 |
Код «2 из 5» с чередованием |
Применяется для кодирования большого объема информации на поверхности ограниченной площади. |
3 |
Код 128 |
Кодирует дополнительную информацию (№ партии, дату изготовления, срок реализации…) |
4 |
Код ITF-14 с прямоугольным контуром |
Для кодирования товарных партий (отгрузочных упаковок). Легко печатается на гофрированных упаковках. |
Информация о работе Практическое применение штриховых кодов в логистических системах