Практическое применение штриховых кодов в логистических системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по внедрению и использованию штрихового кодирования в логистических системах. Для выполнения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:
Проанализировать механизм штрихового кодирования;
Рассмотреть на примерах логистических систем эффективность
применения штрихового кодирования

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Штриховое кодирование товаров 4
1.1 История изобретения штрихового кода 4
1.2 Штриховой код товара, его разновидности 5
1.3 Преимущества технологии автоматизированной 11
идентификации товара 11
1.4 Технология складского учета с применением оборудования штрихового кодирования 13
1.5 Технология учета на производственном предприятии 15
1.6 Транспортные приложения 17
Глава 2 Практическое применение штриховых кодов в логистических системах 19
2.1 Штриховое кодирование финансовых документов в ВТБ 20
2.3 Штриховое кодирование в швейном производстве 23
2.4 Штриховое кодирование в печатной продукции 25
2.5 Эффективность применения штрихового кодирования в России 27
Глава 3 Рекомендации по внедрению технологии штрихового кодирования на примере склада 29
Заключение 31
Список используемых источников 32
Приложения 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 1.66 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждое звено логистической цепи пропускает через себя большое количество единиц товаров.  При этом внутри каждого звена товары многократно перемещаются по местам обработки и хранения. Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой сложной, динамично развивающейся логистической системой, необходимо иметь возможность в любой момент времени иметь детальную информацию о каждом товаре, циркулирующем в данной системе. Данная проблема решается использованием штриховых кодов. Штриховой код – наиболее удачный и экономически эффективный на сегодняшний день способ хранения упорядочивания информации о товаре.

Степень изученности  заявленной проблемы. Незначительное количество работ посвящено теоретическим исследованиям проблем, связанных с изучением штриховых кодов, не говоря уже об изучении экономической эффективности их использования. Как правило, авторы учебников и работ по информационной логистике лишь косвенно рассматривают данную тему, ограничиваясь несколькими строчками. К ним можно отнести Гаджинского А. М., Аникина Б. А., Родкину Т. А., Скоробогатову Т. Н. Однако особенности использования штриховых кодов в логистических системах, по мнению автора, изучены недостаточно полно. Требуется комплексный подход к данному вопросу, а также разработка рекомендаций.

Актуальность темы и  ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления  исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по внедрению и использованию штрихового кодирования в логистических системах. Для выполнения этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

    • Проанализировать механизм штрихового кодирования;
    • Рассмотреть на примерах логистических систем эффективность

применения штрихового кодирования;

    • Разработать программу внедрения и использования штрихового

кодирования в логистической  системе;

Объектом курсовой работы является штриховой код товара.

Предметом курсовой работы является экономическая эффективность использования штриховых кодов в логистических системах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Штриховое кодирование товаров

    1. История изобретения штрихового кода

В 1948 году Бернард Сильвер (Bernard Silver) (1924—1962), аспирант

Института Технологии Университета Дрекселя (Drexel University) в Филадельфии, услышал, как президент местной продовольственной сети просил одного из деканов разработать систему, автоматически считывающую информацию о продукте при его контроле. Сильвер рассказал об этом друзьям — Норману Джозефу Вудланду (Norman Joseph Woodland) (род. 1921) и Джордину Джохэнсону (Jordin Johanson). Втроём они начали исследовать различные системы маркировки. Их первая работающая система использовала ультрафиолетовые чернила, но они были довольно дороги, а кроме того, со временем исчезали.

Убеждённый в том, что система реализуема, Вудланд покинул Филадельфию и перебрался во Флориду в апартаменты своего отца для продолжения работы. Его следующее вдохновение неожиданно дала Азбука Морзе — он сформировал свой первый штриховой код из песка на берегу. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Чтобы прочитать штрихи, он приспособил технологию саундтрек (звуковой дорожки), а именно оптический саундтрек, используемую для записи звука в кинофильмах. 20 октября 1949 года Вудланд и Сильвер подали заявку на изобретение. В результате ими был получен патент США № 2 612 994, изданный 7 октября 1952.

В 1951 году Вудланд и  Сильвер попытались заинтересовать компанию IBM в развитии их системы. Компания, признав реализуемость и привлекательность идеи, отказалась от её реализации. IBM посчитала, что обработка получающейся информации потребует сложного оборудования, и что его разработку она сможет провести при наличии свободного времени в будущем.

В 1952 году Вудланд и  Сильвер продали патент компании Филко (Philco— в дальнейшем известна как Helios Electric Company). В том же самом году Филко перепродала патент компании RCA.

    1. Штриховой код товара, его разновидности

В основе технологии штрихового кодирования и автоматизированного 

сбора данных лежат простые физические законы.

Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых

полос разной ширины, построенных  в соответствии с определенными  правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в логистической системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При сканировании световой луч проходит по коду, улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. ЭВМ расшифровывает сигнал и преобразует его в цифровой код. [4, с. 146]

Штриховые коды подразделяются на линейные и двухмерные.

Линейные штриховые  коды – коды, читаемые в одном направлении. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20—30 символов, обычно цифр). Наиболее известным линейным кодом может служить код EAN -13, пример которого изображен на рис.2 и рассмотрен далее.

Двухмерными коды - символики, разработанные для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). [7, c. 120]. Пример кода изображен на рисунке 1:

Рис. 1 – Двухмерный штриховой  код код на медицинском рецепте

Двухмерные коды подразделяются на многоуровневые (stacked) и матричные (matrix). Многоуровневые штриховые коды появились исторически ранее, и представляют собой поставленные друг на друга несколько обычных линейных кодов. Матричные же коды более плотно упаковывают информационные элементы по вертикали.

В настоящее время  разработано множество двумерных штриховых кодов, применяемых с той или иной широтой распространения. Примерами служат Aztec Code, Data Matrix, Maxicode, PDF 417 и т.д. На таблице 1 представлены примеры соотношения размеров символов двухмерного штрихового кода и емкости кода:

Таблица 1 – Емкость двухмерного кода

Число слоев с данными

Размер символа

Байт

1

15х15

7

4

27х27

53

7

45х45

145

11

61х61

298

15

79х79

502

20

101х101

824

26

125х125

1314

32

151х151

1914


 

Существуют разные технологии печати штрихового кода, в том числе, мастер фильмы (фотопленочные шаблоны), офсетная литография, точечно-матричная печать и др.

На складе получателя во время приемки товаров производится сканирование штрихового кода при помощи специального устройства. Это может  быть контактный сканер-карандаш, портативный лазерный сканер или стационарное сканирующее устройство. Количество товаров, в разрезе товарных кодов, запоминается переносным устройством сбора данных. Затем эта информация перегружается в складскую ЭВМ, где сверяется с данными о партии, поступившими на гибком магнитном диске или по сети электронной связи.

При продаже товара в  магазине кассир считывает штриховой  код с выбранного покупателем  изделия. Около двух секунд уходит на сканирование товара и идентификацию  его товарного кода. После этого кассовый компьютер, отыскав в памяти цену и другие необходимые реквизиты изделия, выдает их на экран и печатает чек. В момент выдачи чека кассовым компьютером главный компьютер секции принимает в свою память информацию о том, что данный товар продан. Получение товаров со склада и их реализацию этот компьютер сопровождает арифметической увязкой массивов в картотеке наличия.

Таким образом, в основе технологии автоматической идентификации товара лежит следующая цепь операций:

    • товару присваивается уникальный номер (товарный номер);
    • товарный номер зашифровывается в виде специального символа –

штрихового  кода;

    • штриховой код (зашифрованный товарный номер) наносится на

товар;

    • штриховой код автоматически считывается с товара (при

выполнении  логистической операции с товаром);

    • штриховой код расшифровывается специальным устройством

(декодер) и  предстает в цифровом виде, т.е.  в виде первоначального товарного номера;

    • товарный номер передается в компьютер, на котором выполняется

та или иная функция управления товародвижением.

Поскольку номер товара уникален, компьютер «узнает» товар, т.е. выполняет функцию человека, причем делает это быстро и безошибочно. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что дает возможность управляющей  системе реагировать на нее в необходимые сроки. В области внешней торговли наличие штрихового кода на товаре является обязательным при поставке товаров на экспорт.

Проведенные исследования показывают, что введенные с клавиатуры компьютера вручную данные о товаре содержат в среднем 1 ошибку на каждые 300 введенных знаков. При использовании штриховых кодов этот показатель снижается до 1 ошибки на 3 млн. знаков. Среднюю стоимость работ по выявлению и устранению последствий одной такой ошибки американская ассоциация менеджмента определила в 25 долларов. [2, с. 47].

Существуют и наиболее часто практически используются в логистических системах несколько видов линейных штриховых кодов, каждый из которых имеет свое назначение и область преимущественного применения. Рассмотрим эти разновидности штриховых кодов подробнее.

Код EAN-13, пример которого изображен на рис.2, применяется для маркировки единичных упаковок (отдельных товарных единиц) или групповых упаковок. Однако в складском и транспортном звеньях объектом учета являются чаще товары в транспортной упаковке. На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер EAN/UCC-14. При этом используется графическая символика «2 из 5 с чередованием» (англ. Interleaved 2 of 5, иначе «ITF») Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14.

Рис.2 – Пример штрихового кода EAN - 13

Штриховой код типа ITF-14, пример которого изображен на рис. 3, ограниченный прямоугольной рамкой, обладает свойством восприниматься с большей степенью однозначности по сравнению с другими штриховыми кодами, не находящимися в подобных ограничивающих рамках. Поэтому он применяется для нанесения на гофрированные упаковки и любые неровные поверхности.

Рис. 3 – Пример штрихового кода ITF-14

По сравнению с EAN-13 символика ITF-14 характеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода (ширина - 152,4 мм, высота - 41,4 мм) и менее строгими техническими требованиями к поверхности.

Подробнее рассмотрим EAN-13. На рисунке 4 представлена структура кода:

              

Рис. 4 – структура EAN-13

Римскими цифрами отмечены части кода. I часть - код страны, состоящий из трех цифр (на рисунке 1 – 007, следовательно, по приложению А страна изготовитель - США). [4, c. 151] II часть – код изготовителя, состоящий из четырех цифр. III часть – код товара, определяемый производителем по своему усмотрению (от 0 до 99999). IV часть – контрольное число, которое рассчитывается по особому алгоритму на основе 12 предыдущих цифр и служит для проверки правильности расшифровки кода.

В таблице 2 представим основные штриховые коды по сферам их применения:

 

 

 

 

Таблица 2 – Сферы применения основных штриховых кодов

№ п/п

Наименование кода

Применение кода

1

Код EAN-13

Один из наиболее распространенных кодов применяется для кодирования товаров народного потребления.

2

Код «2 из 5» с чередованием

Применяется для кодирования большого объема информации на поверхности ограниченной площади.

3

Код 128

Кодирует дополнительную информацию (№ партии, дату изготовления, срок реализации…)

4

Код ITF-14 с прямоугольным контуром

Для кодирования товарных партий (отгрузочных  упаковок). Легко печатается на гофрированных упаковках.

Информация о работе Практическое применение штриховых кодов в логистических системах