Проектирование морского порта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – освоить методы проектирования морского порта как транспортного узла, закрепить полученные знания и проверить степень освоения предмета «Транспортные узлы и пути».
Морская отрасль в настоящее время является одной из наиболее стабильно работающих и динамично развивающихся отраслей в российской экономике. Однако современное состояние портов России и перспективы развития морского транспорта требуют нового подхода к решению проблем и выводу морского флота на новый уровень.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 2.06 Мб (Скачать файл)

Такая же рекомендация предлагается и для участков, перерабатывающих грузы с неприятными запахами, по отношению к участкам грузов, для которых недопустимо восприятие посторонних запахов. Одновременно следует учитывать взаиморасположение участков по отношению к направлению преобладающих ветров и с точки зрения пожарной опасности.

Близость водной поверхности снижает интенсивность распространения пыли от источников ее выделения. В связи с этим при невозможности соблюсти рекомендуемые разрывы между участками пылящих и других грузов, их можно уменьшать на 100 м, если разрыв проходит по водной поверхности.

Вновь возводимые порты (районы), при работе которых выделяются производственные вредности (газ, пыль, шум и т. п.), нельзя располагать с наветренной стороны для ветров преобладающего направления по отношению к ближайшему жилому району. Кроме того, эти районы должны отделяться от жилых районов санитарно - защитными зонами (разрывами).

В зависимости от состава и объема грузооборота порта в нем возводят специализированные технологические перегрузочные комплексы, оснащенные соответствующим специализированным подъемно-транспортным оборудованием, предназначенные для перевалки конкретных видов грузов и обработки специализированных судов. В случае нецелесообразности строительства для перевалки части грузов специализированных перегрузочных комплексов для них строят технологические перегрузочные комплексы универсального назначения с крановой схемой механизации, предназначаемой для перевалки генеральных грузов, перевозимых, как правило, на универсальных судах.

Специализированные технологические перегрузочные комплексы предусматривают в составе соответствующих грузовых районов либо в виде отдельных специализированных комплексов-районов, необходимость и целесообразность создания которых устанавливают в зависимости от объема грузооборота, условий компоновки порта и развития на перспективу.

Проектирование грузового района порта, начинается с разработки принципиальной схемы механизации технологических перегрузочных комплексов, при которых можно обеспечить наиболее экономичную и быструю перегрузку грузов при наименьшей трудоемкости. При разработке схем механизации определяют типы и количество подъемно-транспортного оборудования, а также типы, параметры и взаимное расположение морского и тылового погрузочно-разгрузочного фронтов, крытых складов и открытых грузовых площадок. По мощности морского грузового фронта определяют мощности предпортовых железнодорожных станций, районных парков и соединительных путей.

Морской грузовой фронт района сухогрузов включает в себя причал и прилегающую к нему территорию шириной 15 - 20 м (так называемая прикордонная зона), на которой размещается оборудование для погрузки-разгрузки судов: краны (в отечественных портах обычно портальные), перегружатели циклического или непрерывного действия или другие подъемно-транспортные машины. Их выбор определяется в зависимости от грузооборота и грузоподъемности наибольшего расчетного судна, размерения которого определяют также длину причала и глубину у причала. Длина сухогрузного причала колеблется от 150 до 350 м. Глубина у грузовых причалов изменяется от 8 до 27 м, но чаще всего составляет 10 - 14 м. Территория сухогрузного причала простирается вглубь на 200 - 250 м при переработке неконтейнеризованных генеральных грузов и до 700 м - для перегрузки контейнеров международного стандарта, а также навалочных грузов (угля, руды) при оснащении причалов машинами непрерывного действия.

Причалы для генеральных (штучных) грузов. Такие причалы к специализированным можно отнести чисто условно, так как они являются универсальными общего назначения. Однако перегрузка штучных грузов имеет свои особенности, отражающиеся на конструкции причалов. Рост размерений судов приводит к увеличению массы перерабатываемого груза, вместимости и площади складов. Заметно усложняется задача рациональной компоновки территории порта и расположения подъездных путей. Значительно возрастает площадь территории. Это особенно наглядно видно на примерах причалов для штучных и контейнерных грузов.

В прикордонной зоне причалов перегрузочных комплексов универсального назначения с крановой схемой механизации  располагаются железнодорожные и подкрановые пути; к прикордонной зоне примыкает оперативная площадка с прикордонной полосой для безрельсового транспорта. Далее следует территория крытого или открытого склада первой линии, затем полоса безрельсового транспорта и железнодорожных путей, территории крытого или открытого склада второй линии с примыкающей тыловой полосой для безрельсового и железнодорожного транспорта; замыкается операционная зона полосой тыловых путей. Вторая линия складов и тыловая полоса для безрельсового и железнодорожного транспорта включаются в компоновку перационной зоны только при большом грузопотоке. Площадь портовой территории для производства грузовых операций с разнообразными штучными грузами составляют 40 - 80 тыс. на один причал. 

Существенное влияние на компоновку и конструкцию причала оказывает применяемая схема механизации перегрузочных работ.

Размеры и конструкции причала для генеральных грузов определяются в значительной мере типом крана, пролетом его портала, вылетом стрелы и грузоподъемностью. В случае применения судовых стрел склады располагают на пирсах в непосредственной близости от линии кордона причала. При использовании портальных и полупортальных кранов прокладывают у линии кордона 3 - 4 железнодорожных пути. В случае полупортального крана прикордонный подкрановый рельс опирается непосредственно на причал, а тыловой прокладывают по стене склада или специально установленным стойкам. Кроме кранов, используют средства безрельсовой механизации и транспорта (погрузчики, тележки с тягачами), требующие расширенной прикордонной территории причала. Для того чтобы избежать пересечения подкрановых и железнодорожных путей, были созданы краны с широкими порталами и краны без порталов. При реконструкции причалов перед существующими набережными часто возводят пристройку - оторочку, позволяющую проложить дополнительные подкрановые пути для более тяжелых кранов или выйти на большие глубины у причалов.

Среди причалов для генеральных грузов можно выделить причалы для тяжеловесов, перегружаемых, как правило, с помощью плавучих кранов, у которых вылет стрелы небольшой. Это вынуждает временно складировать тяжеловесы в переходной и даже в прикордонной зонах причала.

Причалы для контейнеров. Значительно большая площадь территории необходима для создания контейнерного терминала, где на один причал приходится 80 - 150 тыс. .

Район перевалки (приема, кратковременного хранения и передачи на другие виды транспорта) перевозимых морским транспортом в смешанных сообщениях крупнотоннажных контейнеров имеет следующие основные элементы : морской грузовой фронт (причальные перегружатели и оперативная площадка); грузовые фронты, специализированные по другим видам транспорта, где происходит прием контейнеров с других транспортных средств и передача их на технологическую площадку или обратный процесс погрузки на транспортные средства; технологическую площадку, предназначенную для приема контейнеров с транспортных средств, производства сортировочных работ, связанных с подготовкой контейнеров к погрузке на транспортные средства, и кратковременного хранения контейнеров. Технологическая площадка располагается между морским и железнодорожным или автомобильным грузовыми фронтами; крытый склад в случае необходимости используется для частичной или полной комплектации и раскомплектации контейнеров. Железнодорожный грузовой фронт размещается в тылу за технологической площадкой, с которой через оперативную площадку достаточно большой ширины производится передача контейнеров на железную дорогу и обратно. За оперативной площадкой на рельсовых путях устанавливаются козловые краны для погрузки-разгрузки вагонов.

Ширина колеи крана принимается из расчета расположения под его пролетной частью всех подходных и погрузочно-разгрузочных железнодорожных путей.

Автомобильный грузовой фронт, так же как и железнодорожный, располагается в тылу за технологической площадкой. При относительно небольших объемах грузов, поступающих с автомобильных дорог или передаваемых на автотранспорт, автомобильный грузовой фронт совмещается с железнодорожным. В этом случае оперативная площадка автомобильного грузового фронта находится за тыловой ниткой подкрановых путей козлового крана.

Специализированные контейнерные комплексы, оснащены козловыми кранами, тягачами и полуприцепами на сортировочной площадке для перегрузки контейнеров.

Районы (причалы) навалочных грузов могут быть универсального назначения с крановой схемой механизации открытого хранения, специализированные открытого хранения, специализированные крытого хранения, специализированные портово-промышленного комплекса (например, технологической щепы и др.).

Районы навалочных грузов требуют больших площадей для размещения открытых складов, а также перегрузочных и транспортных комплексов, включающих вагоноопракидыватели, высокопроизводительные конвейерные системы, складские машины, специальные перегружатели на причале, производительность которых достигает нескольких тысяч тонн груза в час.

При отсутствии достаточных территорий у причального фронта или неудобном рельефе складские площадки и разгрузочные пути располагают в тыловой зоне, а причалы выносят в виде узких пирсов с транспортерными линиями на акваторию.

В последнее время начал применяться трубопроводный способ подачи к причалу сыпучих грузов (угля, руды и пр.) в виде пульпы. В этом случае загрузка специальных судов ведется методом гидромеханизации, и необходимость в расположении складских площадок вблизи кордона отпадает. Вода удаляется из трюмов судов в процессе их загрузки с помощью специальной водоотливной системы. Конструкции причалов и их расположение в плане при трубопроводной подаче сыпучих грузов аналогичны таковым для наливных грузов.

Суда-химовозы загружают береговыми насосными установками, на берег суперфосфатную кислоту сливают с помощью судовых насосов. При перевозке химических грузов комбинированными судами слив суперфосфатной кислоты и налив жидкого аммиака могут производить одновременно, что вдвое сокращает число судозаходов по сравнению с перевозкой того же количества груза узкоспециализированными судами. Для перегрузки жидких химических грузов служат специальные трубопроводы.

Районы наливных грузов (нефтегавани) имеют специализированные по видам грузов участки. Преобладающий объем перевозок среди всех наливных грузов приходится на сырую нефть и нефтепродукты, переработку которых сосредоточивают в одном районе - нефтегавани, которую располагают обычно ближе к входу в порт, если она находится в составе существующего порта. Иногда нефтегавань располагают вблизи от существующего порта.

Акваторию нефтегавани отделяют от остальной акватории порта специальными ограждениями (бонами) для предотвращения распространения нефти при разливе ее по прилегающей акватории.

Причалы для нефтепродуктов чаще всего возводят в виде узких пирсов, по которым прокладывают трубопроводы; причал оснащается грузовыми, балластными и бункеровочными шлангующими устройствами (стендерами).

Хранилища жидких грузов размещают в пределах территории порта или в удалении от нее. Эти хранилища могут быть наземными или подземными. Расстояния между резервуарами нефти и нефтепродуктов принимают 40 - 200 м в зависимости от категории нефтепродуктов. Вокруг наземных резервуаров выкапывают траншею и насыпают вал; вместимость ограждаемого пространства должна гарантировать при прорыве резервуаров от попадания нефти за пределы ограждения. Для зачистки танкеров от нефтяных остатков в районе нефтегавани размещают сооружения и причалы зачистной станции, а также очистные сооружения для осветления вод, загрязненных нефтепродуктами.

Отсутствие свободных, с достаточными глубинами и удобных для портового строительства бухт, забота об охране окружающей среды побуждают в ряде случаев строить рейдовые причалы или специальные островные нефтпорты для отгрузки нефти и нефтепродуктов. В последнем случае часто организуется портово-промышленный комплекс с нефтеперерабатывающим предприятием.

Причалы для судов-лихтеровозов.

 Лихтеровоз предназначен для перевозки лихтеров - несамоходных барж . В морских портах для обслуживания лихтеровозов создаются специальные районы, включающие причалы для обслуживания лихтеровозов (береговые или рейдовые), формировочный рейд, транзитный и накопительный бассейны. В случае, если лихтеры следуют через порт транзитом (без промежуточной перегрузки), их формируют в составы для дальнейшей транспортировки на формировочном рейде. Транзитный бассейн служит для кратковременного отстоя лихтеров, перегружаемых в морском порту, накопительный бассейн - для отстоя лихтеров, ожидающих погрузки на лихтеровозы.

Лихтеровозные базы должны иметь большие по площади рейдовые акватории, более или менее защищенные от ветра и волн.

Использование лихтеровозов, паромов, судов для тяжеловесов и других специальных судов серьезным образом изменяет структуру и основные элементы морского порта.

Для переработки грузов в этом случае требуются значительно меньшие капиталовложения в береговое хозяйство, значительно снижается ущерб, наносимый окружающей среде, но одновременно такие суда потребуют от портовиков совершенно нового, более высокого уровня организации грузовых работ и комплексного обслуживания судов.

Территория порта должна иметь небольшой уклон в сторону моря для стока ливневых вод.

Покрытие территории порта может быть цементобетонным, асфальтным или в виде хорошо утрамбованного грунта.

Территория порта характеризуется длиной и шириной. Длина равна длине причального фронта. Ширина территории определяется исходя из схем механизации путем увеличения в 2 раза ширины наиболее широкого участка оперативной части территории.

В площадь порта необходимо включить площадь пирсов, если таковые имеются.

Площадь порта определяется по формуле:

 

 

 

Для определения наибольшей ширины порта рассмотрим схемы механизации для каждого груза в отдельности.

 

  1. Схема механизации  для рыбы мороженной:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Схема механизации для муки рыбной:

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Схема механизации  для угля:

Информация о работе Проектирование морского порта