Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:54, шпаргалка
Основные категории в курсе «логистика»
Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Осн.цель логистики – необходимо доставить нужный продукт нужного качества в нужном количестве в нужное время в нужное место нужному потребителю с нужными (мин-ми) затратами (правило 6 н).
К числу комплектующих изделий относят продукты, не требующие обработки или требующие ее в незначительной степени.
Топливно-энергетические ресурсы ввиду их особой значимости для экономики выделены в самостоятельную группу.
По характеру происхождения топливно-энергетические ресурсы принято подразделять на природные (природный газ, уголь, атомная энергия) и вторичные (отработанный газ, топливные отходы).
Для оценки уровня и эф-ти использования матер. ресурсов применяется система обобщающих и дифференциальных (локальных) показателей.
Обобщающие показатели: прибыль на 1 руб. матер. затрат, материалоемкость, материалоотдача, уд. вес матер. затрат в себестоимости продукции.
Эф-ть использования матер. ресурсов можно определить при помощи расчета прибыли на рубль матер. затрат (Пмз):
где Пр – прибыль от деятельности (реализация продукции, работ, услуг) ;
МЗ – матер. затраты на производство продукции, работ, услуг.
Общая материалоемкость (Ме) характеризует стоимость всех матер. затрат на единицу стоимости произведенной продукции:
где ВП – выпуск продукции в отпускных ценах предприятия.
Стоимость продукции, произведенной на рубль потребленных ресурсов, отражает материалоотдача (Мо). Данный показатель является обратным показателю материалоемкости:
Дифференциальные показатели применяются для оценки эф-ти использования отдельных видов матер. ресурсов (металлоемкость, энегроемкость и т.п.) и характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.
Отдельную группу локальных показателей образуют показатели полезного использования матер. ресурсов. К этой группе показателей могут быть отнесены коэффициенты извлечения полезного компонента из исходного сырья, коэффициенты выхода продукции или полуфабрикатов из исходного сырья, материалов, коэффициенты использования материалов. Состав таких показателей определяется отраслевой спецификой.
Планирование предст. собой процесс разработки, обоснования, организации выполнения и контроль за выполнением планов. Цель план-я заключается в повышении производительности и эф-ти работы посредством целевой ориентации и координации всех событий на предприятии, выявления рисков и снижения их уровня.
План-е на предприятии основывается на определённых принципах, которые определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии.
К основным принципам план-я относятся принципы комплексности, единства, непрерывности, сбалансированности, гибкости.
Принцип комплексности означает охват планом всех сторон деятельности предприятия: целей, ресурсов, функциональных сфер деятельности, природопользования. Принцип единства предполагает разработку общего или сводного плана развития предприятия. Принцип непрерывности предполагает сочетание и преемственность стратегических, тактических и текущих планов. Принцип сбалансированности означает поддержание пропорций между производством и потреблением, с одной стороны, производством и материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами - с другой. Гибкость предполагает возможность корректировки установленных показателей в связи с изменениями рыночной конъюнктуры, действующих цен и тарифов, норм расхода сырья и материалов.
Под методом планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей прогнозов, программ и планов. В практике прогнозирования и планирования широко используются балансовый, нормативный, аналитический (экономического анализа), программно-целевой методы и метод экономико-математического моделирования.
Балансовый метод предст.собой совокупность приемов, используемых для обеспечения увязки и согласования взаимозависимых показателей. Цель этих приемов - добиться баланса (равновесия) между показателями.
Нормативные методы базируются на применении научно обоснованных прогрессивных норм и нормативов.
Аналитические методы или методы экон. анализа чрезвычайно разнообразны, но общим для них является разложение причин экономического явления на отдельные факторы и нахождение степени влияния этих факторов на конечный результат.
Программно-целевой метод предусматривает разработку комплексных программ, которые представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс производственных, научно-исследовательских и организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Метод экономико-математического моделирования, или оптимального планирования, позволяет решать задачи отыскания минимальных или максимальных значений целевой функции. Основные положения экономико-математического моделирования состоят в определении методики выбора и задания критерия оптимальности, формализации модели функционирования объекта управления, построении ограничений по ресурсам и заданиям.
Виды планирования:
Генеральное целевое планирование включает разработку концепции развития предприятия. Сюда относится планирование важнейших материальных целей: областей деятельности, важнейших результатов, которых хотят достичь; планирование важнейших стоимостных целей (финансовых результатов и ликвидности), планирование важнейших социальных целей.
Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы деятельности предприятия на кач. уровне или в виде весьма общих колич. ориентиров.
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет). В структурных подразделениях предприятия в рамках тактического планирования планируют не только цели и мероприятия, но и отдельные проекты по реализации стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в форме бизнес-планов, которые представляют собой программу эффективного управления предприятием и проектами.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) краткосрочных и оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений.
Фин. планирование осуществляется в рамках генерального целевого, стратегического, тактического и текущего планирования.
Основным элементом фин. план-я является бюджетирование. Бюджет - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы за определённый период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, что позволяет использовать его для контроля и оценки эф-ти деятельности предприятия.
ПП явл-ся основой хоз. деятельности предприятия и предст. собой систему показателей, отражающих перечень и объемы пр-ва и реализации продукции, работ, услуг по заказам и договорам потребителей в плановом периоде.
Планирование видов товаров и услуг в произв. программе осуществляется в разрезе номенклатуры и ассортимента. Номенклатура хар-ет планируемые в отдельности укрупненные виды продукции предприятия. Ассортимент отражает разновидности продукции в рамках отдельного наименования.
Содержание произв. программы зависит от различных факторов: сферы производства, содержания и классификации продукции и услуг.
Объем производства в произв. программе может учитываться в натур. единицах, условно-натур. (если производится несколько разновидностей продукта), трудовых и стоимостных измерителях.
Натур. показатели, производящие оценку объемов выпуска продукции в физических единицах измерения, позволяют характеризовать производственную специализацию предприятия и его долю на рынке.
Условно-натур. показатели позволяют разнородную, но имеющую конструктивно-технологическое сходство продукцию привести к одному виду, принятому за базу. Для исчисления объема производства в условно-натуральных измерителях используют чаше всего переводные коэффициенты.
В основе трудовых измерителей объема производства лежит оценка трудоемкости производственной программы, отражающей затраты времени (норма-час, человеко-час) на обеспечение планируемого объема выпуска продукции.
Более универсальный характер имеют стоимостные показатели производственной программы предприятия, которые дают денежную оценку объема произведенной продукции (услуг). Для измерения общего объема продукции в стоимостном выражении используются сопоставимые и действующие цены.
Формирование произв. программы предст. собой процесс определения плановых значений ее осн. показателей с учетом портфеля заказов и производственных возможностей предприятия и доведения планов производства структурным подразделениям.
Произв. программа предприятия составляется на год с разбивкой по кварталам. Разработка производственной программы ответственный и достаточно сложный процесс, который может быть представлен в виде ряда этапов:
- изучение экон. конъюнктуры рынка;
- расчет производственной мощности;
- планирование объема выпуска продукции в натуральном выражении;
- оценка обеспеченности произв. программы трудовыми и матер. ресурсами:
- оптимизация произв. программы.
Анализ выполнения плана производства в предшествующие периоды позволяет выявить резервы роста объема производства и обосновать мероприятия по их реализации.
Важнейшим этапом оценки производственных возможностей предприятия является расчет его мощности, которая отражает потенциальные объемы выпуска продукции.
Оценка рыночных и производственных возможностей предприятия позволяет сформировать план по выпуску продукции в натуральном выражении.
Существенным этапом разработки производственной программы предприятия является оценка ее обеспеченности трудовыми и матер. ресурсами. Обоснование производственной программы материальными и трудовыми ресурсами осуществляется с учетом норм расхода основных, вспомогательных материалов, топливно-энергетических ресурсов, трудоемкости продукции.
Произв. мощность предприятия - это максимально возможный объем выпуска продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренный планом продаж, при полном использовании оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства. Оценка производственной мощности предприятия направлена на решение следующих задач: