Складская логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной контрольно-курсовой работы является – рассмотрение современных информационных технологий складской логистики.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические аспекты информационной складской логистики;
2.проанализировать основные направления развития информационных технологий;
3.рассмотреть эффективность применения информационных систем в России.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..……3
1.Теоретические аспекты информационной складской логистики..…………..6
1.1 Информационное обеспечение логистической системы……………….…..6
1.2 Цели и роль информационных потоков в логистической системе……….11
2. Современные информационные технологии логистического управления..15
2.1 Принципы построения логистических информационных систем……..…15
2.2 Информационные потоки в логистике ………………………………...…..17
Заключение………………………………………………………………….……21
Список источников и литературы……………………………………………....25

Файлы: 1 файл

логистика.docx

— 41.69 Кб (Скачать файл)

По мнению авторитетных специалистов ряда компаний, информационная инфраструктура, создаваемая  как в рамках отдельных структурных единиц, так и фирм в целом на базе современных, быстродействующих ЭВМ и соответствующего программного обеспечения, превращает информацию из вспомогательного (обслуживающего) фактора в самостоятельную производительную силу, способную заметно и в короткие сроки повысить производительность труда, минимизировать издержки производства и обращения продукции, обеспечить фирмам конкурентные преимущества и выживаемость в длительной перспективе.

1.2 Цели  и роль информационных потоков  в логистической системе

 

Важность  информационной логистической системы  прежде всего заключается в том  что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. И от степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информации зависит эффективность системы управления в целом.

Благодаря функционированию системы управления организацией (фирмой) достигается выполнение цели организации определенного уровня. Обычно принято выделять четыре уровня “лестницы целей” организации (естественно, для достижения целей каждого уровня необходима определенная информация). Соответственно информационную пирамиду организации целесообразно представить в виде четырехуровневой пирамиды.

Самый низкий уровень пирамиды относится к  отдельным сделкам и запросам. Примеры этих действий: запросы заказа, обработка заказа, определение путей  транспортировки, видов транспорта и т.д. Скорость информационного потока очень важна. Действующий персонал - непосредственные исполнители (клерки).

Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией, необходимой для успешного  оперативного управления всей фирмой, основную часть менеджеров.

Достижение  целей среднего уровня управления возможно при использовании информации, предназначаемой  для тактического управления. Стратегическое управление – это высший уровень  управления, и осуществляется оно  высшим руководством организации, а  тактические планы и решения  по ним принимают руководители среднего звена. Так как тактические планы  разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, детализируя  и развивая их основные направления  на более короткий период времени, естественно, и информация, необходимая для принятия решения по их выполнению, отличается от информации первого и второго уровней пирамиды.

Концепция логистики и стратегические цели организации направлены на:

а) достижение с минимальными затратами максимальной адаптации фирмы к изменяющемся условиям на рынке,

б) повышение своей доли рынка,

в) получение преимуществ среди конкурентов.

Поэтому подсистема стратегического управления органично связана с основными потоками информационной логистической системы организации4

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена  товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. “Вся система движения товаров – это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления.” Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.

Как свидетельствует  зарубежный и отечественный опыт, данная проблема решается путем использования  при осуществлении логистических  операций с материальным потоком  микропроцессорной техники, способной  идентифицировать (опознать) отдельную  грузовую единицу. Речь здесь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые  коды. Это оборудование позволяет  получать информацию о логистической  операции в момент и в месте  ее совершения – на складах промышленных предприятий, оптовых баз. Магазинов, на транспорте, полученная информация обрабатывается в режиме реального  масштаба времени, что позволяет  управляющей системе реагировать  на нее в оптимальные сроки.

Автоматизированный  сбор информации основан на использовании  штриховых кодов разных видов, каждый из которых имеет свои преимущества. Например , код с прямоугольным  контуром – код ITF- 14 печатается намного  легче остальных кодов, что позволяет  применять его на гофрированных  упаковках. Используется для кодирования  товарных партий. В логистике дополнительно  к другим кодам может применяться  код 128. Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.5

В сфере  обращения широкое применение получил  код EAN , который часто можно встретить  на товарах массового потребления.(Приложение А.)

Имеется алфавит кода EAN, в котором каждой цифре соответствует определенный набор штрихов и пробелов. На этапе  запуска товара в производство ему  присваивается тринадцатизначный  цифровой код, который впоследствии в виде штрихов и пробелов будет нанесен на этот товар. Первые две или три цифры обозначают код страны, который присвоен ей ассоциацией EAN в установленном порядке. Принято называть эту часть кода флагом.

Следующие четыре цифры - индекс изготовителя товара. Совокупность кода страны и кода изготовителя является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует предприятие, производящее маркируемый  товар.6

Оставшиеся  цифры кода предоставляются изготовителю для кодирования своей продукции  по собственному усмотрению. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 99999. Таким образом, первые двенадцать цифр кода EAN однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной.

Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе 12 предшествующих цифр. Неправильная расшифровка  одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ЭВМ, рассчитав  по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит  ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Прием сканирования не подтвердится считывание кода придется повторит, таким образом, контрольная  цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.

В основе технологии штрихового кодирования  и автоматизированного сбора  данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых  полос разной толщины, построенных  в соответствии с определенными  правилами.

Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов  позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества.

 

 

 

2. Современные  информационные технологии логистического управления

 

2.1 Принципы построения  логистических информационных систем

 

В соответствии с принципами системного подхода  любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении  с внешней средой, а уж затем  внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения  по этапам создания системы, должен соблюдаться  и при проектировании логистических  информационных систем.

С позиций  системного подхода в процессах  логистики выделяют три уровня. (Приложение Б.)

Первый  уровень – рабочее место, на котором  осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй  уровень – участок, цех, склад, где  происходят процессы транспортировки  грузов, размещаются рабочие места.

Третий  уровень – система транспортирования  и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно  принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении  готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему  с совокупным материальным потоком. При этом осуществляется сквозное планирование в цепи «сбыт – производство –  снабжение», что позволяет создать  эффективную систему организации  производства, построенную на требованиях  рынка, с выдачей необходимых  требований в систему материально-технического обеспечения предприятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным  группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают  вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной  интеграцией считается связь  между плановой, диспозитивной и  исполнительной системами посредством  вертикальных информационных потоков.

Горизонтальной  интеграцией считается связь  между отдельными комплексами задач  в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков.

В целом  преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:

  • возрастает скорость обмена информацией;
  • уменьшается количество ошибок в учете;
  • уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы;
  • совмещаются разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать  определенные принципы.

  1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
  • обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;
  • повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;
  • снизить их стоимость;
  • ускорить их построение.
  1. Принцип возможности поэтапного создания системы. Логистические информационные системы, построенные на базе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами.
  1. Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».
  2. Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
  3. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек – машина». 7

 

2.2 Информационные  потоки в логистике

 

В основе процесса управления материальными  потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических  системах.

Информационный  поток – это совокупность циркулирующих  в логистической системе, между  логистической системой и внешней  средой сообщений, необходимых для  управления и контроля логистических  операций. Информационный поток может  существовать в виде бумажных и электронных  документов. (Приложение В.)

Существуют  следующие виды информационных потоков:

  • в зависимости от вида связываемых потоком систем: горизонтальный и вертикальный;
  • в зависимости от места прохождения: внешний и внутренний;
  • в зависимости от направления по отношению к логистической системе: входной и выходной.

Информационный поток  может опережать материальный, следовать  одновременно с ним или после  него. При этом информационный поток  может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

  • опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
  • опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;
  • одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока;
  • вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов по количеству и качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Информация о работе Складская логистика