Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:34, курсовая работа
Целью данной работы является исследование состояния и тенденций развития рынка молочных товаров в Республике Беларусь.
Задачи:
1. рассмотреть комплексное исследование товарного рынка;
2. проанализировать предложение рынка молочной продукции в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА …………..6
1.1 Сущность, значение и методы комплексного исследования рынка молочной продукции…………………………………………………………….6
1.2 Характеристика составляющих комплексного исследования рынка молочной продукции………………………………………………………………….………7
2 АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ…….18
2.1 Производство молочной продукции и его развитие и перспективы…...18
2.2 Экспорт и импорт как факторы формирования предложения……..……21
3 ОЦЕНКА ПОКУПАТЕЛЬСКОГО СПРОСА………………………………24
3.1 Факторы, влияющие на спрос……………………………………………..24
3.2 Анализ реализации спроса…………………………………………………29
4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...44
4 ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ
Повышение эффективности
молочного скотоводства предполагает
использование достижений научно-технического
прогресса, внедрение интенсивных
технологий, рациональных форм организации
производства, труда и управления.
Их воздействие осуществляется на разных
уровнях, с разной степенью интенсивности
и силой, различной направленностью.
Системный подход к анализу производственно-
К основным путям повышения эффективности производства молока относят:
Интенсификация молочного
скотоводства имеет свои особенности.
При решении проблемы увеличения
производства молока возникает вопрос
о выборе направления. Из закономерностей
последовательной интенсификации вытекает
объективная необходимость
В основу интенсификации должно
быть положено комплексное решение
вопросов на основе научной системы
ведения хозяйства, отраслей, осуществления
процессов расширенного воспроизводства.
Одной из причин, снижающих эффективность
молочного животноводства, является
отсутствие дифференцированного учета
затрат, направленных на интенсификацию,
и результатов производства. Это
не позволяет точно оценить
2. Соответствующее ветеринарно-зоотехническое обслуживание.
Актуальной остается проблема
совершенствования системы
3. Создание прочной кормовой базы.
По данным БелНИИ животноводства, продуктивность коров на 65—70 % определяется уровнем кормления. Низкое качество потребляемых кормов не позволяет реализовать потенциальные возможности молочного скота, даже при использовании объема кормов на условную голову, приближающегося к оптимуму. В этом наиболее узком звене в кормопроизводстве и молочном животноводстве положение до сих пор не улучшается. Дефицит концентрированных кормов усугубляется недостаточной их сбалансированностью по протеину и другим питательным компонентам. Вследствие дефицита белкового сырья в составе кормов, вырабатываемых комбикормовыми предприятиями республики, на белковые ингредиенты приходится 12—13 % при минимально необходимой норме. Для освоения и массового внедрения интенсивных технологий в кормопроизводстве нужна соответствующая материально-техническая база, представленная кормозаготовительной и кормоприготовительной техникой, оборудованием кормоцехов. На основе новейших рекомендаций науки необходимо оптимизировать структуру кормов для КРС по технологии приготовления, обосновать применительно к регионам оптимальное сочетание основных их видов – комбикорма, зернофуража, сена, сенажа, силоса и др. В каждом хозяйстве наладить компьютерную систему расчета кормовых рационов, исключить использование кормов без полного сбалансирования по всем ингредиентам.
4. Развитие селекционной работы в молочном скотоводстве.
Основой повышения эффективности
производства молока является интенсивное
использование продуктивного
5. Совершенствования размещения, концентрации и специализации молочного скотоводства.
Планомерное осуществление
специализации, дальнейшая концентрация
производства на основе межхозяйственной
кооперации, как правило, сопровождаются
ростом экономической эффективности,
снижением себестоимости
Процесс концентрации представляет собой сосредоточение средств производства, рабочей силы и получение продукции в одном месте, предприятии, объединении. Процесс концентрации наиболее сложен в молочном скотоводстве. Молочный скот в силу физиологических особенностей потребляет большое количество грубых и зеленых кормов и одновременно дает много органических удобрений, необходимых для повышения плодородия в каждом хозяйстве. Высокая концентрация животных позволяет накапливать огромное количество навоза в одних районах и обедняет им другие, в результате нарушается малый кругооборот обмена веществ в природе. Поэтому целесообразно создавать молочные комплексы при определенном сочетании дополнительных отраслей и экономически обоснованной структуре посевных площадей кормовых культур применительно к молочному скотоводству разных зон. Материальной основой концентрации является непрерывное совершенствование производительных сил в результате НТП. При отсутствии машин и ручном труде концентрация производства имеет весьма ограниченный характер. Процесс концентрации предусматривает установление рациональных размеров сельскохозяйственных предприятий. Опыт и практика показывают, что в условиях современной машинной технологии наибольший эффект достигается на комплексах и фермах с поголовьем 400, 800 и 1200 коров. В перспективе молочное скотоводство должно развиваться по пути создания специализированных комплексов с индустриальными методами и промышленной технологией производства молока, мелкие фермы следует передать крестьянско-фермерским хозяйствам на условиях арендного и семейного подряда.
6. Внедрение интенсивных технологий производства молока.
Основным направлением снижения затратности производства молока и получение конкурентоспособной продукции является применение современных прогрессивных технологий, основанных на беспривязном содержании скота с использованием высокопроизводительного оборудования для содержания, кормления и доения зарубежного или отечественного производства в зависимости от конкретных условий[10, с. 4]. В последние годы в республике взят курс на строительство, модернизацию и техническое переоснащение 1372 – х молочно-товарных ферм. Опыт эксплуатации 300 таких ферм показал, что трудозатраты на производство 1 ц молока снижаются до 1,2-1,5 чел-ч, расход кормов до90-93 к.ед., совокупные энергозатраты – до 55 – 65 кг условного топлива и увеличивается нагрузка на одного оператора до 120 и более голов. В итоге себестоимость продукции снижается на 30%.
Одним из важнейших факторов повышения экономической эффективности работы руководителей сельскохозяйственных организаций и трудовых коллективов является стимулирующая система оплаты труда, максимально приближающая их к экономическим результатам производственной деятельности. Сформированный ранее механизм вознаграждения за труд, базирующийся на сдельной или повременной оплате, несмотря на различные корректирующие методики, не соответствует требованиям рыночной экономики, поскольку не увязан с экономическим итогом трудовой деятельности. Поэтому принципы материальной заинтересованности трудовых коллективов необходимо реализовать на основе создания хозрасчетных групп по профессиональному принципу, определив долю полученной прибыли для материального вознаграждения работников[12]. Важным фактором эффективной работы сельскохозяйственных предприятий в рыночной экономике является повышение личного интереса руководителей и специалистов в экономических результатах хозяйств. Решить эту проблему намечается посредством выплаты им, кроме базовой тарифной ставки, весомой части дополнительной прибыли (величины уменьшения убытка в убыточных хозяйствах), полученной хозяйством в результате их деятельности по итогам года по сравнению с предыдущим. Таким образом, для реализации этих направлений необходимо максимально задействовать имеющиеся в сельскохозяйственных организациях внутренние резервы, повышать окупаемость потребляемых в производстве каждой единицы материальных ресурсов и средств, внедрять экономичные, энергосберегающие технологии, новейшие инновации в производство. Все это будет способствовать повышению эффективности проводимых мероприятий.
Мировой экспорт молокопродуктов в пересчете на молоко составляет около 40 млн. тонн, т.е. 5,7% от общего мирового объема производства. Республика Беларусь, производя 1,4 % мировых объемов молока, в экспорте молочных продуктов занимает около 5%, а по маслу сливочному около 9%. Внутри республики потребляется около 46% производимой молочной продукции, остальное экспортируется.«Перспективы производства молокопродуктов на ближайшие 3-4 года достаточно хорошие. В краткосрочной перспективе сохранит привлекательность основной рынок сбыта – рынок Российской Федерации, что обусловлено емкостью и схожестью потребительских предпочтений населения. Однако наращивание объемов ограничено экологическими и экономическими факторами, включая сложную конъюнктуру мирового рынка, а переработка молока в продукцию с длительным сроком хранения характеризуется сильной зависимостью от конъюнктуры рынка, на котором присутствует ряд стран-монополистов (Новая Зеландия, страны ЕС), которые и формируют мировую ценовую политику. Конкурентоспособность белорусских товаропроизводителей пока им уступает».
Одной из составляющих конкурентоспособности белорусских молочных продуктов является их брендовая составляющая. «Еще несколько нет назад кроме «Савушкиного продукта» на рынке не было в принципе профессионально брендированной молочной продукции. Сейчас ситуация меняется с каждым днем. Потребитель уже знает и выбирает такие марки, как «Бабушкина крынка», «Здравушка», «Беллакт», «Калинка», «Моя Славита» и т.п. И это только начало! Региональные производители начали задумываться о том, что выживание и расширение рынка невозможно без контакта с потребителем. Но брендирование основной линейки цельномолочной продукции не решает проблемы высокой конкурентной борьбы в сегменте йогуртов, сыров и других инновационных молочных продуктов – здесь все сложнее, а значит, требует еще более вдумчивого и профессионального подхода. Брендингу уделяется больше внимания, чем раньше, это факт. Но молочная отрасль находится лишь в начале пути». [12]
Вышеупомянутые и другие
вопросы более подробно будут
подняты на «Белорусском
Информация о работе Состояние и тенденции развития рынка молочных товаров в Республике Беларусь