Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 19:39, курсовая работа
В современной экономике приводится значительное количество определений логистики. Остановимся на одном из них.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе поставки материальных ресурсов до предприятия, их потребления в процессе производства и доставки готовой продукции до потребителя в соответствии с его потребностями.
В современной экономике приводится значительное количество определений логистики. Остановимся на одном из них.
Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе поставки материальных ресурсов до предприятия, их потребления в процессе производства и доставки готовой продукции до потребителя в соответствии с его потребностями. На всем этом пути движению материальных потоков способствует получение, хранение, обработка и передача соответствующей информации.
Объектом изучения логистики в основном являются материальные потоки, а также связанные с ними информационные и финансовые потоки.
Материальный поток образуется в результате операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная с первичного источника сырья, заканчивая конечным потребителем.
Из определения логистики следует, что она является системой, содержащей функциональные области. Логистическую структуру можно выразить такими функциональными областями, как запасы, информация, складирование и складская обработка, транспортировка продукции и другие области.
Основные проблемы, решаемые в этих областях:
1) планирование материальных запасов;
2) транспортировка продукции – выбор вида транспорта, составление графиков обслуживания потребителей;
3) складирование и складская обработка – размещение складов, управление складской переработкой, упаковка и т.д.;
4) информация – обработка заказов, прогнозирование спроса;
5) другие функциональные области логистики – кадры, обслуживающее производство. [5, с. 17]
Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции управляют движением материальных ценностей в области снабжения, производства и распределения.
В сфере снабжения – это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.
На уровне производства логистика – это управление, которое включает контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движении товара на склады и рынки сбыта.
Управление распределением охватывает организацию потоков конечной продукции от производителя к потребителю. К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры. Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения.
Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление – оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая. [8, с. 4]
Системообразующая функция отвечает за организацию системы управления всеми ресурсами. Интегрирующая функция объединяет, согласует и координирует действия участников логистического процесса внутри предприятия. Регулирующая функция заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат. Результирующая функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место с необходимым качеством и с минимально возможными издержками.
Задачи, стоящие перед логистикой, делятся на частные, общие и глобальные. Главной глобальной задачей логистики является достижение максимального эффекта с минимальными затратами.
К общим задачам относят:
На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.
Частные задачи имеют более узкое направление и включают:
Предметом изучения в распределительной логистике является оптимизация процесса продвижения продукта от производителя к конечному потребителю, а также управление им. На основе данного определения экономическую сущность распределительной логистики можно определить следующим образом.
Распределительная логистика – это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего.
При этом должна выдерживаться общая цель логистики – максимальное удовлетворение запросов потребителя, т.е. выполняться «шесть правил логистики»: поставка потребителю нужного товара необходимого качества в необходимом количестве в нужное время и в нужное место с минимальными затратами.
Распределительная логистика для реализации своей экономической сути должна решать целый ряд задач. Состав задач распределительной логистики зависит от уровня логистической системы. На уровне предприятия распределительная логистика ставит и решает следующие задачи:
В макро- и мезологистических системах к задачам распределительной логистики относят:
Функции распределительной логистики включают:
1) оценку платежеспособного спроса потребителей;
2) формирование рационального портфеля заказов товаропроизводителя;
3) оптимальную загрузку производственных мощностей заказами потребителей;
4) разработку ассортиментного плана производства и контроль его исполнения;
5) проведение количественной и качественной приемки готовой продукции и предпродажной подготовки товаров;
6) установление хозяйственных связей по поставкам готовой продукции и выбор каналов товародвижения;
7) проектирование каналов распределения готовой продукции и их оптимизацию;
8) создание складского и тарного хозяйства, системы хранения переработки и транспортировки готовой продукции;
9) анализ, планирование, организация и регулирование логистического сервиса;
10) анализ, планирование, контроль и регулирование сбытовой деятельности предприятий-производителей.
Некоторые авторы, исходя из общих функций распределительной логистики (определение покупательского спроса и организация его удовлетворения; накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции; выбор рациональных форм товародвижения), рассматривают три аспекта распределения: коммерческое, канальное и физическое.
Коммерческое распределение занимается управлением сбытовой деятельностью, т.е. выполняет функции анализа, планирования, контроля и регулирования сбыта.
Канальное распределение – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или передают кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на всем пути следования oт производителя к потребителю.
Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования и т. п., т.е. деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением готовых изделий от места их происхождения к местам их потребления. Эквивалентом физическому распределению в логистике можно считать процесс товародвижения в маркетинге. [10,с. 26]
Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных, участников, осуществляющих доведение материальных (и сопутствующих им) потоков от производителей первого уровня до их конечных потребителей. [1, с. 6]
Логистический канал может быть обеспечен множеством различных участников. После того, как сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика первого уровня к конечному потребителю, логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Она представляет собой линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного звена логистической цепи к другому.
К участникам логистического канала распределения относятся производители и посредники.
Участники логистического канала выполняют ряд очень важных функций:
Производитель может ликвидировать или заменить участников в логистической системе, но, ни одна функция не может быть ликвидирована. Когда один из участников системы ликвидируется, его функции передаются либо уже существующим, либо вновь созданным участникам. Производитель может и не прибегать к услугам посредников, но в этом случае все функции он будет выполнять сам. Выполнение всех этих функций требует финансовых ресурсов, и они могут быть выполнены более качественно и с наименьшими затратами благодаря специализации. Если производитель самостоятельно выполняет эти функции, то возрастают издержки и увеличивается цена товара.
При передаче ряда функций посредникам, издержки производителя будут более низкими. Однако посредники могут и сами увеличивать цену товара, покрывая свои издержки по товародвижению. Поэтому основным управленческим решением производителя в области товародвижения является выбор числа участников цепи, при котором распределение функций между ними позволит минимизировать издержки обращения при своевременном и качественном предложении целевому рынку необходимого ассортимента товаров.
Задача посредников состоит в том, чтобы преобразовать производственный ассортимент продукции, выпускаемой производителями, в торговый ассортимент товаров, необходимый потребителям. Производители выпускают ограниченный ассортимент продукции в больших объемах, потребителям же необходим широкий ассортимент товаров в небольших или средних количествах. Выполняя свои функции в цепи поставок, посредники закупают у различных производителей большие партии продукции, затем дробят эту совокупность на части, включающие в себя весь ассортимент продукции, необходимой потребителям.
Таким образом, посредники играют важную роль в обеспечении соответствия между спросом и предложением. Из-за специализации посреднических организаций они часто выполняют перечисленные функции распределения более эффективно.
Логистическая цепь – линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного звена логистической цепи к другому.
Основные характеристики логистической цепи:
Уровень – вид участника, выполняющего свои функции по производству и/или передаче товарного потока и прав собственности на него к другому виду участников или к потребителю;
Ширина – характеризуется числом независимых участников в цепи поставок товаров на отдельных уровнях;
Длина – определяется числом уровней в цепи поставок;