Выбор вида транспорта на примере коммунального предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.
По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕСТО И РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК 6
1.1 Цели, задачи, содержание работы по выбору вида транспорта в логистической системе 6
1.2 Показатели выбора транспорта в логистической системе предприятий коммунального хозяйства 13
1.3 Методы расчёта выбора видов транспорта в логистической системе предприятий коммунального хозяйства 18
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБОРА ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КУП «Могилёвское управление спецработ» 25
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия 25
2.2 Анализ эффективности выбора транспорта на предприятии 32
2.3 Оценка логистической системы выбора видов транспорта на предприятии 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРА ВИДА ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ КУП «СПЕЦРАБОТ» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50

Файлы: 1 файл

курсач транспорт - копия.docx

— 125.72 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства. 

В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.

По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.

Транспорт непосредственно участвует в процессе производства нового продукта труда, выполняя технологические перемещения внутри предприятий, а также осуществляет транспортные связи между предприятиями и магистральным транспортом по доставке сырья и вывозу готовой продукции.

Коммунальное хозяйство -  совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл. Включает санитарно технические предприятия (водопровод и др.), жилищно коммунальное хозяйство, городской транспорт, энергетические предприятия и др.

С позиций системного подхода транспорт в коммунальном хозяйстве представляет сложную адаптивную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе транспортного логистического обслуживания региональных материальных и людских потоков. Для доставки грузов точно в срок и с возможно меньшими затратами ресурсов должен быть разработан и осуществлен единый технологический процесс на основе интеграции производства, транспорта и потребления. Под единым технологическим процессом в данном случае понимается комплексная технология, в рамках которой на основе системного подхода осуществляется четкое взаимодействие всех элементов логистической системы.

Создание качественно новой, устойчивой по отношению к возмущениям внешней среды производственно-транспортной системы связано с появлением целого ряда специфических проблем: изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование спроса и производства, а, следовательно, объема перевозок и мощности транспортной подсистемы, определение оптимальных величин заказов транспортных партий груза и уровней запасов сырья, топлива, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции и транспортных средств.

Тема транспорта в логистике нашла отражение в работах таких отечественных исследователей, как Гаджинский А.М., Вельможин А.В., Гудков В.А, Аникин Б.А.

Цель: рассмотреть виды транспорта, изучить основы их взаимодействия и выбора видов транспорта, рассмотреть логистическую систему выбора вида транспорта на предприятии КУП «Спецработ», и оценить её эффективность.

 Исходя из цели курсовой работы, поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  характеристики основных видов  транспорта;

- рассмотреть  основные показатели выбора транспорта;

- разработать  варианты  совершенствования логистической системы выбора вида транспорта на предприятии.

Объект исследования: логистическая система выбора вида транспорта предприятии КУП «Спецработ».

 Предмет исследования: оценка эффективности выбора вида транспорта.

Наиболее актуальными источниками для написания работы стали ежегодные статистические издания Национального статистического комитета РБ, публикации отечественных исследователей по теме логистика транспорта, транспортная логистика, транспорт в логистике.

 

 

1 МЕСТО И РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

 

1.1 Цели, задачи, содержание работы по выбору вида транспорта в логистической системе

 

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими  задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального  уровня  запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Кроме того, эффективное решение задачи выбора транспорта позволяет повысить экономический эффект от рационального сочетания и использования всех ресурсов транспортной организации.

Цель – выполнение максимальной транспортной работы при перевозке грузов, или повышения качества обслуживания пассажиров в системе пассажироперевозок.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1 Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).

2.            Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным организациям.

Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Существуют следующие основные виды транспорта :

-         железнодорожный

-         водный морской

-         водный речной

-         автомобильный

-         воздушный

-         трубопроводный

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.

Сравнение логистических характеристик различных видов транспорта приведено в таблице 1. Различные виды транспорта  составляют транспортный комплекс. Транспортный комплекс Беларуси образуют зарегистрированные на её территории юридические и физические лица – предприниматели, осуществляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных дорог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщений , проведением научных исследований и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта предприятия, изготавливающие транспортные средства, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу [1].

 

Таблица 1 - Характеристика видов транспорта 

 
Вид 
 
транспорта

 
Достоинства

 
Недостатки

1

2

3

 
Железнодорож-ный

Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток.

 

Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния .

Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу.

Высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления). 
 
Недостаточно высокая сохранность груза.

 
Водный морской

Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоёмкость перевозок.

Ограниченность перевозок. 
Низкая скорость доставки (большой время транзита груза). 
 
Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. 
 
Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

 
Водный 
 
речной

Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоёмах. 
 
Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоёмкость.

Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки грузов. 
 
Зависимость от неравномерности глубин рек и водоёмов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надёжность перевозок и сохранность груза. 

 
Автомобильный

Высокая доступность. 
 
Возможность доставки груза «от двери до двери» 
 
Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. 
 
Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика.

Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий. относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. 
 
Недостаточная экологическая чистота.

 
Воздушный

Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надёжность.

 

Наивысшая сохранность груза.

 

Наиболее короткие маршруты перевозок.

Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоёмкость, материало- и энергоёмкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географичекая доступность.

 
Трубопроводный

Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоёмкость.

Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объёмов транспортируемых грузов.


 

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В таблице 2 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

 

Таблица 2- Оценка различных видов транспорта в разрезе  
                                     основных факторов, влияющих на выбор вида  
                                      транспорта.

Вид транспорта

Факторы, влияющие на выбор транспорта

Время доставки

Частота отправлений

Надёжность соблюдения поставки

Способность перевозить разные грузы

Способность доставлять груз в любую точку

Стоимость доставки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5


  

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:

- надежность соблюдения графика доставки;

- время доставки;

- стоимость перевозки.

   Следует  отметить, что данные таблицы 2 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных  с  транспортировкой  различными  видами транспорта.

Принципы выбора видов транспорта.

 Первый принцип  заключается в том, что выбор  вида транспорта или способа перемещения делают сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в области перевозок грузов централизованного распределения. Это означает, что работники транспорта должны научиться продавать транспортные услуги на транспортном рынке.

Второй принцип – основным критерием выбора вида транспорта являются затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительными критериями могут быть минимальные сроки перемещения, надёжность, безопасность, сохранность и экономичность перевозки.

Третий принцип заключается в обеспечении сопоставимости стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов перевозок. Сопоставляются все элементы затрат на всём пути перемещения груза от склада отправителя до склада получателя или следования пассажира от дома, включая возможные промежуточные перевозки груза или пересадки пассажиров на другие виды транспорта.

Четвёртый принцип – обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг, в частности, через рекламу о ёмкости, качестве и стоимости этих услуг благодаря наличию хорошей экспедиторской службы по обслуживанию клиентов, развитию материальных подходов в работе транспортных предприятий. Объективная информация о транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительные расчёты по оптимизации своих затрат на транспорт, рационализировать перевозку и эффективнее размещать заказы и определять более выгодные рынки сбыта своей продукции и управлять транспортной составляющей в цене товаров и услуг.

В условиях рыночной экономики важнейшим принципам выбора вида транспорта является конкурентоспособность транспортных услуг того или иного варианта перевозок. Особое значение имеет форма собственности сопоставляемых хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, система страхования перевозок и банковского обслуживания клиентуры. Следует заметить, что каждый вид транспорта имеет свои особенности, зная которые можно оптимизировать расходы по транспортировке грузов.

Критерии выбора типа транспортного средства.

Логистический менеджмент решает вопрос о создании собственного парка транспортных средств или использовании наёмного транспорта (общего пользования или частного). При выборе альтернативы обычно исходят из определенной системы критериев:

− затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг, покупка);

− затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников;

− затраты на использование транспортного средства требуемой грузоподъёмности и вместимости, с необходимыми характеристиками двигателя (расход топлива, мощность), скоростью, проходимостью;

− затраты на обеспечение качества перевозки с использованием выбранного транспортного средства (надёжность доставки, сохранность груза и т.п.).

Создание собственного парка связано с большими капитальными вложениями в подвижной состав, производственно-техническую базу для обслуживания и ремонта транспортных средств и инфраструктуру. В конечном итоге оно может быть оправдано в случае получения значительного выигрыша в качестве, надёжности и себестоимости при больших устойчивых объёмах перевозок или с наличием специфических требований к перевозкам не совместимых с  использованием наёмного транспорта (охрана, габариты, тоннаж и т.д.)

Информация о работе Выбор вида транспорта на примере коммунального предприятия