Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:27, курсовая работа
Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.
По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕСТО И РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК 6
1.1 Цели, задачи, содержание работы по выбору вида транспорта в логистической системе 6
1.2 Показатели выбора транспорта в логистической системе предприятий коммунального хозяйства 13
1.3 Методы расчёта выбора видов транспорта в логистической системе предприятий коммунального хозяйства 18
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБОРА ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КУП «Могилёвское управление спецработ» 25
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия 25
2.2 Анализ эффективности выбора транспорта на предприятии 32
2.3 Оценка логистической системы выбора видов транспорта на предприятии 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРА ВИДА ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ КУП «СПЕЦРАБОТ» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
На выбор типа транспортных средств будут влиять следующие характеристики:
− вес груза, объём, консистенция, категория опасности;
− количество отправляемых партий (используемый контейнер);
− время доставки груза заказчику;
− местонахождение пункта назначения с учётом погодных, климатических, сезонных характеристик доступности;
− расстояние, на которое перевозится груз;
− ценность груза (страхование);
− близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям;
− сохранность груза, невыполнение поставок.
− грузовместимость транспортного средства;
− тарифы перевозки и ресурсов, используемых на этапах подготовки и транспортировки груза;
− выбор промежуточных пунктов взаимодействия (транспортных узлов) различных видов транспорта;
− выбор коммуникаций между пунктами взаимодействия;
− расход топлива;
− экологичность эксплуатации транспортного средства.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, воздушный и трубопроводный).
Определим основные преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики.
Для этих целей выделяют главные факторы, влияющих на принятие решения:
− время доставки;
− стоимость перевозки;
− надёжность соблюдения графика доставки груза;
− частота отправлений;
− способность перевозить разные грузы;
− способность доставить груз в любую точку территории
Критерии выбора маршрута, прежде всего, определяются требованиями заказчика, т.е. определяется приоритетность двух составляющих: времени перевозки или же стоимости её осуществления.
Маршрут выбирается,
исходя из различных критериев: длительности
перевозки, количества перегрузок (что
влияет на сохранность груза),
существования традиционных маршрутов.
Критерии выбора вида транспорта:
Выбирая вид транспорта
для перевозки товара, надо учитывать,
что каждый из них обладает спецификой
и особенностью:
Морские перевозки:
− низкая, по сравнению с большинством других видов транспорта, себестоимость перевозок;
− мобильность,
так как в зависимости от спроса и предложения
на
тоннаж суда могут легко переключаться
с одного маршрута на другой;
− большая грузоподъёмность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;
− неограниченная пропускная способность морских путей, ограничена только пропускная способность портов и каналов;
− применение морского
транспорта ограничено географическим
положением продавца и покупателя.
Железнодорожные перевозки:
− наибольшая эффективность
в использовании достигается при
перевозках на расстояние более 200 км;
− относительная дешевизна по отношению к автомобильным перевозкам;
− возможность доставки «до двери» за счёт строительства подъездных путей к предприятиям;
− способность перевозить
самую широкую гамму различных
грузов;
− независимость от климатических условий.
Автомобильные перевозки:
− возможность доставки грузов от грузоотправителя до получателя без перегрузки:
− обеспечение высокой сохранности груза;
− большая мобильность и скорость перевозки;
− экономичность при перевозке товарно-штучных грузов на небольшие расстояния (до 200 км);
− ритмичность перевозки грузов без необходимости их накопления;
− ограниченность
использования на большие расстояния
при
перевозке значительных партий грузов;
− зависимость от дорожной сети;
− дорогой вид транспорта при перевозках на большие расстояния.
Воздушные перевозки:
− высокая скорость доставки;
− сокращение (спрямление) пути;
− высокая сохранность груза в пути;
− возможность перевозки
в отдаленные районы, где невозможны
другие виды транспорта;
− дороговизна доставки;
− количественная ограниченность.
Транспортировка трубопроводом:
− низкая себестоимость транспортировки;
− герметичность труб, что фактически исключает потери грузов;
− высокий уровень
автоматизации операций залива, перекачки
и
слива;
− обеспечение непрерывности подачи и транспортировки грузов.
Экономическая эффективность внешнеторговой сделки во многом зависит от правильно выбранных транспортных условий и базисных условий поставки товаров.
Поэтому в контракте купли-продажи предусматривается особый раздел – транспортные условия. В него включают порядок перевозки грузов, условия и сроки погрузки и выгрузки, размер, порядок оплаты и расчёты провозных платежей, проформу чартера, вид коносамента и другие виды услуг. В каждом конкретном случае содержание условий зависит от вида транспорта, характера товара [2].
Автотранспортные
предприятия являются предприятиями комплексного
типа, осуществляющими перевозку грузов
или пассажиров, хранение, техническое
обслуживание и ремонт подвижного состава,
а также снабжение необходимыми эксплуатационными,
ремонтными
материалами и запасными частями.
Автотранспортные
предприятия по характеру выполняемой
транспортной работы делятся на:
− грузовые;
− пассажирские;
− смешанные;
− специальные.
По характеру производственной деятельности различают АТП:
− общего пользования;
− не общего пользования.
Автотранспортные предприятия общего пользования осуществляют перевозку грузов для предприятий и организаций отраслей экономики и граждан по договорам, перевозку пассажиров в автобусах и легковых таксомоторах на городских, пригородных междугородных и международных маршрутах. Автотранспортные предприятия не общего пользования осуществляют перевозку грузов и пассажиров для собственных нужд предприятий отраслей экономики.
Автотранспортные предприятия обладают определённой производственной мощностью. Производственная мощность АТП зависит от списочного состава автомобилей и автобусов, их грузоподъёмности и вместимости. Производственная мощность зон технического обслуживания и ремонта подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.
Оценку элементов производственно-технической базы необходимо проводить не только с позиции количественных характеристик, но и с точки зрения качественного их состояния.
Элементы технического оснащения автомобильного транспорта условно можно разделить на следующие группы:
− общие сведения;
− численность парка подвижного состава и режим его эксплуатации;
− штаты предприятия;
− показатели территории предприятия;
− характеристика основных зданий и сооружений;
− характеристика производственных участков;
− организация работ ТО и ТР подвижного состава;
− сведения о наличии основного технологического оборудования.
В состав общих сведений включаются следующие основные данные:
− наименование, назначение и тип предприятия;
− мощность предприятия (численность эксплуатируемых автомобилей);
− год ввода предприятия в эксплуатацию;
− год начала деятельности предприятия;
− стоимость «пассивной» части ОПФ предприятия (зданий, сооружений, оборудования, сетей, коммуникаций и пр.) без стоимости подвижного состава и др.
Численность парка подвижного состава и режим его эксплуатации. Категория условий эксплуатации, среднесуточный (среднегодовой) пробегединицы подвижного состава, число дней работы в году, время в наряде, средний коэффициент технической готовности, средний возраст подвижного состава указываются раздельно по каждой группе моделей подвижного состава, определяемые на период проведения обследования или по отчетным данным АТП. Если на АТП есть группы автомобилей одной модели, но имеющие различную категорию условий эксплуатации, то их показатели следует указывать раздельно. Это же положение относится и к моделям грузовых автомобилей, эксплуатируемых как одиночные и в составе автопоездов [3].
Штаты предприятия. Представляются раздельно по основным категориям работающих (производственные рабочие по ТО и ТР подвижного состава, вспомогательные рабочие, эксплуатационный персонал, младший обслуживающий персонал и пожарно-сторожевая охрана). Показатели территории АТП. Включают общую площадь земельного участка, площадь застройки территории, а также площади застройки отдельных зданий и сооружений, коэффициент застройки, площади асфальтирования и озеленения, число автомобиле-мест хранения подвижного состава (закрытого, открытого без подогрева, открытого с подогревом).
Характеристика основных зданий и сооружений. Включает такие данные, как площадь застройки, полезная площадь (с разбивкой на площадь производственно-складских и административно-бытовых помещений), число этажей, материал основных строительных конструкций (каркас, несущие конструкции перекрытия, перекрытие (покрытие), ограждение, высота помещений до низа несущих конструкций, строительный объём, балансовая стоимость, оценка состояния). Оценка состояния здания (сооружения) определяется тремя показателями (хорошее, удовлетворительное и не удовлетворительное) и устанавливается экспертным путём в зависимости от срока службы, вида и качества основных строительных конструкций, степени их износа, соответствия конструкции здания производственному назначению по действующим нормам и правилам и т.п.
Характеристика производственных участков. Включает следующие основные показатели:
– площадь, численность работающих (в том числе по сменам), продолжительность работы участка в сутки, условия труда (состояние вентиляции, освещения, температуры, оцениваемых экспертным методом: хорошее, удовлетворительное, плохое), число постов (универсальных, специализированных, на поточных линиях, для автопоездов), число мест ожидания (в помещениях и на открытых площадках), уровень и степень механизации производственных процессов, а также другие данные, отражающие специфику производственного участка.
Организация ТО и ТР. Определяется режимом работы производства, годовым объёмом работ, числом производственных рабочих, постов и другими показателями, которые приводятся раздельно по видам технических, воздействий и основным моделям подвижного состава, входящим в технологически совместимые группы. Показатели годового объёма работ указываются по основным моделям подвижного состава при наличии отчетных данных, а при отсутствии – в целом по парку подвижного состава АТП. Число постов ТО и ТР при их специализации по типу подвижного состава приводится отдельно по основным моделям. Приводятся существующие методы организации производства ТО и ТР подвижного состава, его агрегатов и узлов (на поточных линиях, на индивидуальных специализированных или универсальных постах, агрегатно-узловой метод, индивидуальный и т.д.) [3].
В условиях кооперации производства учитываются сведения о выполнении отдельных видов работ ТО и ТР подвижного состава на других предприятиях, а также виды технических услуг, оказываемые данным АТП для других предприятий, организаций или индивидуальных владельцев. Сведения о наличии основного технологического оборудования. Учитываются в форме ведомости, в которой указываются: наименова ние оборудования, его краткая характеристика, модель, количество, состояние (процент износа), использование оборудования (часов в сутки). В состав ведомости включаются все виды основного технологического оборудования, промышленного и индивидуального (собственного) производства.
Выделим основные эксплуатационные характеристики, которые определяют и влияют на эффективность работы различных видовтранспорта. Эксплуатационные показатели водных судов:
• водоизмещение (массовое или объёмное) определяется массой или объёмом воды, вытесняемой плавающим судном;
• грузоподъёмность – перевозочная способность данного судна;
• дедвейт (или полная грузоподъёмность) – величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;
• грузовместимость – способность судна вместить груз определённого объёма (отдельно для тарно-упаковочных, штучных и сыпучих грузов). Различают одинарную грузовместимость, когда объём всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.
Эксплуатационные показатели железнодорожного состава:
• коэффициент использования грузоподъёмности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъёмности;
• коэффициент вместимости, равный частному от деления фактического груза в вагоне на вместимость вагона;
• техническая норма загрузки – это согласованное с грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный вагон при наилучшем использовании его грузоподъёмности и вместимости.
Автомобильный транспорт характеризуется показателями эксплуатационно-технического качества, которые вместе с данными по конкретным условиям эксплуатации служат для выбора подвижного состава той или иной марки. К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузоподъёмности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и манёвренности и, наконец, по экономичности. Эффективность использования автомобильного транспорта определяется такими показателями, как себестоимость перевозок, их производительность, энергоёмкость и др [3].
Привлекательность автотранспорта отчасти объясняется его относительным превосходством над другими по всем пяти характеристикам за исключением грузоподъёмности. Это обстоятельство позволяет рассмотреть эксплуатационные характеристики (показатели) автотранспорта более подробно.
Информация о работе Выбор вида транспорта на примере коммунального предприятия