Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 12:27, курсовая работа
Транспорт - ведущая отрасль экономики, осуществляющая перевозку пассажиров и грузов. Транспорт является основой географического разделения труда и активно воздействует на размещение производства.
В экономике государства транспорт играет весьма важную роль, обеспечивая непрерывное перемещение предметов и средств труда между производителями и потребителями и создавая условия для постоянного и ритмичного функционирования промышленного и сельскохозяйственного производства.
По функциональным признакам транспорт разделяется на магистральный и промышленный. Магистральный транспорт перемещает продукцию из мест ее производства к местам потребления. Промышленный транспорт в отличие от магистрального функционирует как составная часть промышленных предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕСТО И РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК 6
1.1 Цели, задачи, содержание работы по выбору вида транспорта в логистической системе 6
1.2 Показатели выбора транспорта в логистической системе предприятий коммунального хозяйства 13
1.3 Методы расчёта выбора видов транспорта в логистической системе предприятий коммунального хозяйства 18
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБОРА ВИДОВ ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КУП «Могилёвское управление спецработ» 25
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия 25
2.2 Анализ эффективности выбора транспорта на предприятии 32
2.3 Оценка логистической системы выбора видов транспорта на предприятии 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫБОРА ВИДА ТРАНСПОРТА НА ПРЕДПРИЯТИИ КУП «СПЕЦРАБОТ» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Основным признаком ликвидности, служит формальное превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности. Если величина оборотных активов недостаточно велика по сравнению с краткосрочными пассивами, текущее положение предприятия неустойчиво и вполне вероятно, что может возникнуть ситуация, когда на предприятии не будет в нужном количестве средств для расчетов по своим финансовым обязательствам.
Таблица 5 – Показатели ликвидности.
Коэффициент |
2012 |
2013 |
2014 |
Норматив |
Абсолютной ликвидности |
1,03 |
1,08 |
0,43 |
≥0,2 |
Критической ликвидности |
0,82 |
0,84 |
0,79 |
≥1 |
Текущей ликвидности |
1,26 |
1,36 |
1,17 |
≥2 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) – это отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежных активов и краткосрочных финансовых вложений. Под краткосрочными финансовыми вложениями понимаются высоколиквидные ценные бумаги, которые могут быть реализованы в течение трех месяцев. Данный коэффициент характеризует платежеспособность предприятия в течении трех месяцев. Чем выше его величина, тем больше шансов у предприятия, что оно может рассчитаться по своим долгам. Нормативное значение в пределах от 0,2 до 0,6.
На рисунке 1 можно найти динамику показателей ликвидности по годам.
Рисунок 1. Динамика изменения ликвидности предприятия.
Абсолютная ликвидность предприятия в 2014 году снизилась по сравнению с 2013 годом. В 2014 году коэффициент составил – 0,43. В 2013 -1,08, в 2012 – 1,03. Это говорит о том, что платёжеспособность предприятия снизилась, хоть и находится в пределах нормы.
Для общей оценке оборотных активов, предусмотрен коэффициент текущей ликвидности, который показывает, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности (текущих обязательств). Коэффициент текущей ликвидности имеет ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду, выполняя пространственно-временные сопоставления. Во-первых, числитель коэффициента включает в себя оценку запасов и дебиторской задолженности. Поскольку методы оценки запасов могут варьировать, то это как раз и оказывает влияние на сопоставимость показателей; то же самое можно сказать и в отношении трактовки и учета сомнительных долгов. Во-вторых, значение коэффициента тесно связано с уровнем эффективной работы предприятия в отношении управления запасами и тем самым снижать значение коэффициента до уровня ниже, чем в среднем по отрасли. В-третьих, невысокие значения показателя могут обеспечиваться также за счет высокой оборачиваемостью денежных средств, к примеру, на предприятиях розничной торговли. На коэффициент могут оказывать и другие факторы, в явном виде не оказывающие влияние на значение этого и других коэффициентов. Нормативное значение коэффициента варьируется в пределах от 1 до 2. Излишне высокое значение может расцениваться как необоснованное или неэффективное замораживание оборотных средств.
Показатель текущей ликвидности за 2014 год составляет 1.17. Это свидетельствует о рациональном использовании оборотных средств. Так же это свидетельствует об эффективном управлении запасами, а так же высокой эффективности работы предприятия.
Исходя из проведённого анализа финансового состояния предприятия, можно сделать вывод, что предприятие является эффективным. На предприятии рационально используется оборотные средства и прочие активы. На предприятии есть некоторые проблемы, большая часть из них связана с увеличением дебиторской задолженности, а так же с увеличением заимствованных средств.
Предприятие в 2014 добилось увеличения выручки, однако повысилась и себестоимость выполняемых работ услуг.
Многие предприятия имеют свой грузовой автотранспорт, который используется для перевозки грузов. От того, насколько эффективно он используется, зависит себестоимость перевозок, а следовательно, и финансовые результаты деятельности.
Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей. Частные технико-эксплуатационные показатели позволяют оценить отдельные стороны работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., что является частью таких обобщающих показателей, как производительность работы машин и себестоимость перевозок, с помощью которых оцениваются окончательные результаты работы автотранспорта.
Транспортно-логистическая система предприятия КУП «Могилёвское управление спецработ» представлена следующими единицами техники. Данные о транспортных единицах предприятия представлены в таблице 6. Парк грузовых автомобилей предприятия КУП «Могилёвское правление спецработ» представлен 7 автомобилями, из них 3 грузовых автомобиля большой грузоподъёмности, из них два самосвала, 4 грузовых автомобиля малой грузоподъёмности.
Таблица 6 – Перечень грузовых автомобилей на 01.01.2015
№ м/п |
Наименование |
Грузоподъёмность, т. |
Год выпуска |
1 |
Самосвал ГАЗ-5ЭБ бобр.,инв. №112 |
5 |
01.03.1992 |
2 |
Автомобиль ГАЗ 330232-288, инв.№71 |
1,2 |
16.09.2010 |
3 |
Самосвал МАЗ 5551 А2 |
10 |
01.03.2011 |
4 |
Автомобиль ГАЗ 330232-218, инв.№100а |
1,2 |
01.06.2009 |
5 |
Газ 33023 |
1,2 |
05.10.2012 |
6 |
ГАЗ-330232, инв.№73 |
1,2 |
01.07.2007 |
7 |
Маз 53366 |
8,3 |
01.07.2009 |
Общая грузоподъёмность парка, т. |
29,3 |
Анализ эффективности использования транспорта на предприятии начнём с исследования динамики роста грузооборота и объёма перевезённых грузов. Анализ грузооборота и объёма перевезённых грузов представлен в таблице 7.
Исследование показало, что в 2014 году произошло 15% увеличение грузооборота, и 6% увеличение объёма перевезённых грузов. В 2013 году было снижение этих показателей по сравнению с 2012 годом на 7% и на 6% соответственно. Анализ выполнения плана показал, что по обоим показателям в 2012 и 2014 году план был перевыполнен, а в 2013 году был выполнен лишь на 98% по грузообороту, и на 99% по объёму перевезённых грузов.
Таблица 7 – Динамика грузооборота и объёма перевезённых грузов
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Темп роста 2013/2012, % |
Темп роста 2014/2013, % |
% выполнения плана 2012 |
% выполнения плана 2013 |
% выполнения плана 2014 | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | ||||||
Грузооборот, тыс. ткм |
2 344 |
2 368 |
2 257 |
2 213 |
2 552 |
2 604 |
93 |
115 |
101 |
98 |
102 |
Объём перевезённых грузов, т |
14 500 |
15 740 |
15 000 |
14 600 |
16 000 |
16 200 |
96 |
106 |
105 |
99 |
101 |
На рисунке 2 представлена динамика изменения грузооборота и объёма перевезённых грузов по годам.
Далее проведём анализ эффективности использования грузового парка. Для этого рассмотрим в динамике следующие показатели: Коэффициент выпуска, коэффициент технической готовности, среднее расстояние перевозки, коэффициент использования пробега, среднесуточный пробег, средняя грузоподъёмность. Динамика изменения данных показателей представлена в таблице 8.
Таблица 8 – эффективность использования грузового парка
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Темп роста 2013/2012, % |
Темп роста 2014/2013, % |
% выполнения плана 2012 |
% выполнения плана 2013 |
% выполнения плана 2014 | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | ||||||
Коэффициент выпуска |
0,55 |
0,62 |
0,55 |
0,59 |
0,55 |
0,69 |
95 |
117 |
113 |
107 |
125 |
Коэффициент технической готовности |
0,75 |
0,66 |
0,75 |
0,65 |
0,75 |
0,70 |
98 |
108 |
88 |
87 |
93 |
Среднее расстояние перевозки, км |
0,45 |
45,7 |
0,45 |
43,8 |
0,45 |
47,8 |
96 |
109 |
101,5 |
97,33 |
106,22 |
Коэффициент использования пробега |
0,5 |
0,49 |
0,5 |
0,55 |
0,5 |
0,54 |
112 |
98 |
98 |
110 |
108 |
Среднесуточный пробег, км |
370 |
389 |
360 |
375 |
400 |
408 |
96 |
109 |
105 |
104 |
102 |
Для выполнения грузовых перевозок на КУП «Могилёвское управление спецработ» на 01.01.2015 года имеется 7 грузовых автомобилей. Как можно видеть из таблицы, в 2014 году наблюдается повышение эффективности использования подвижного состава предприятия. На это указывает рост коэффициента выпуска парка на 17%, это значительное увеличение, которое свидетельствует о рациональном использовании транспорта на предприятии. При снижении расстояния перевозок соответственно затрат на их осуществление, наблюдается увеличение количества перевозимых грузов. Данный фактор говорит об эффективности использования грузового подвижного состава. Кроме того, коэффициента технической готовности в 2014 году увеличился на 8%, это указывает на то, что предприятие своевременно устраняет технические проблемы, возникающие с автотранспортом предприятии.
В 2013 году автопарк предприятия использовался нерационально. Об этом свидетельствует снижение практически всех показателей использования грузового парка. Так коэффициент выпуска снизился на 5%, коэффициент технической готовности снизился на 2%, среднее расстояние перевозки упало на 4%. Произошло лишь увеличение коэффициента использования пробега на 12 процентов.
При выполнении заявок клиентов на перевозку грузов приходится выбирать между имеющимися марками автомобилей наиболее экономичный автомобиль. Показатели работы различных транспортных средств отличаются, так как они имеют разную грузоподъёмность, расход топлива, стоимость, затраты на перевозку.
Основные грузы, которые перевозит автотранспорт предприятия – это песок для выполнения строительных работ, а так же полипропиленовые и металлические трубы для прокладки трубопроводов. Для перевозки песка используются самосвалы ГАЗ-5ЭБ и МАЗ 5551 А2, грузоподъёмностью в 5 и 10 тонн соответственно. Для перевозки труб и прочих материалов используются бортовые газели грузоподъёмностью в 1.2 тонны, или автомобиль Маз 53366, грузоподъёмностью в 8.3 тонны. На каждый вид грузов приходится по 30% в общем объёме перевезённых грузов. Далее будет проведён выбор оптимальной марки для перевозки каждого вида грузов. Исходные и нормативные данные представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Исходные и нормативные данные.
Наименование показателя |
Величина показателя | |
Вид перевозимого груза |
Песок |
Трубы |
Класс перевозимых грузов |
1 |
2 |
Годовой объём перевозок, т. |
4860 |
4860 |
Среднее расстояние перевозки |
40 |
40 |
Способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ : Погрузка Разгрузка |
Механическая Автоматическая |
Механическая Механическая |
Исходные и нормативные данные к выбору марки подвижного состава представлены в таблице 10.
Таблица 10 – Исходные и нормативные данные к выбору марки подвижного состава.
Наименование показателя |
Величина показателей по маркам автомобилей | |||
ГАЗ-5ЭБ |
МАЗ 5551 |
Маз 53366 |
ГАЗ 330232 | |
Грузоподъёмность |
5 |
10 |
8,3 |
1,2 |
Среднее время простоя под погрузкой, мин |
12 |
14 |
14 |
8 |
Часовая тарифная ставка, рублей |
22 644 |
24 072 |
24 072 |
18 720 |
Норма постоянных расходов, руб |
230 000 |
270 000 |
265 000 |
195 000 |
Норма переменных расходов на 1 км., руб |
142 |
163 |
159 |
130 |
Цена единицы подвижного состава, руб |
250 000 000 |
215 000 000 |
205 000 000 |
185 000 000 |
Поправочный коэффициент на тип подвижного состава |
1,28 |
1,28 |
0,97 |
0,97 |
Поправочный коэффициент на количество прицепного состава |
1 |
1 |
1 |
1 |
Поправочный коэффициент на среднесуточный пробег |
0,888 |
0,882 |
0,89 |
0,89 |
Поправочный коэффициент нормативной трудоёмкости: Учитывающий -модификацию подвижного состава - размер предприятия |
1,15 1,04
|
1,15 1,04 |
1,15 1,04 |
1,15 1,04 |
Показатели сравнительной эффективности марок подвижного состава будет приведён в таблице 11.
Таблица 11 – показатели сравнительной эффективности марок подвижного состава.
Наименование показателя |
Формула для расчёта |
Величина показателя по маркам | |||
ГАЗ-5ЭБ |
МАЗ 5551 |
Маз 53366 |
ГАЗ 330232 | ||
Годовой объём перевозки, т |
4860 |
4860 |
4860 |
4860 | |
Годовой грузооборот, ткм |
P=Q*l |
194 400 |
194 400 |
194 400 |
194 400 |
Годовой пробег автомобилей, км |
Lo=p/(q*γ*β) |
77 760 |
38 800 |
||
Средняя грузоподъёмность единицы подвижного состава |
5 |
10 |
8,3 |
1,2 | |
Списочное количество подвижного состава |
Ac=(Q(l+0.0167*tпр*Vт*β)/(365* |
1 |
1 |
1 |
6 |
Производительность единицы подвижного состава |
|||||
В тоннах |
W=Q/Ac |
4 666 |
9 255 |
5 808 |
833 |
В тонно-километрах |
Wткм=P/Ac |
186 955 |
370 023 |
232 347 |
33 320 |
Численность работников предприятия: -Водителей -Ремонтных рабочих
- Всего по предприятию |
Rb=0.182*(Tн+033)*α*Ac Rbb=0.515*(K1R*K3R*K2R*K4R* Ro=1.10*Rb+1.40*Rpp |
1 0
1 |
1 0
1 |
1 0
1 |
6 0
6 |
Производительность труда: - в тоннах, т/ч
-в тонно-километрах, ткм/ч |
ПТт=Q/Ro
ПТткм=P/Ro |
4 054
162 822 |
8 043
321 247 |
5 048
201 920 |
724
28 957 |
Капитальные вложения по предприятию: -в подвижной состав -в произв-тех базу
-всего по предприятию |
Knc=1.05*Цте*Ас, где Цте=Ца+Цп Kпу=(К1у*К2у*К3у*К4у*К5у)*Куд* Ко=Кnc+Kny |
260 416 000 2 154 000 262 570 000 |
225 784 000 2 289 000 228 072 000 |
232 806 000 2 152 200 234 958 000 |
1 194 550 000 2 373 600 1 196 930 000 |
Эксплуатационные расходы по перевозке грузов: -заработная плата водителей -переменные расходы -постоянные расходы -общая сумма |
Эв=365*Тн*2α*Sb*Ac/100 Cпер=екм*L/100 Спост=епос*Ас Со=Зв+Спер+Спос |
905 220 110 420 228 174 1 243 812 |
970 150 63 374 270 040 1 303 560 |
763 437 66 517 192 435 1 022 397 |
5 660 000 528 120 1 575 231 7 762 550 |
Себестоимость 10 ткм транспортной работы, руб. |
Сткм=1000*Со/P |
6400 |
6705 |
5 260 |
39 930 |
Стоимостная оценка результатов |
Pr=Q*Цт |
8 317 |
8 317 |
6 836 |
6 836 |
Стоимостная оценка затрат |
Зг=Со+(Кр+Ен)*Ко |
42 726 660 |
37 113 725 |
38 232 896 |
194 744 882 |
Экономический эффект |
Эг=Рг-Зг |
-42 718 342 |
-37 105 407 |
-38 226 059 |
-194 738 045 |
Прирост экономического эффекта |
ΔЭ=Эг(мах)-Згi |
7 737 035 |
0 |
156 511 986 | |
Сокращение потребности в подвижном составе |
Δaci=Aci-Acопт |
0 |
0 |
0 |
5 |
Рост производительности |
ΔW=100(Wт опт-Wт)/Wti |
0 |
0 |
0 |
0 |
Сокращение численности работников: -водителей -ремонтных рабочих -всего |
ΔRbi=Rbi-Re опт ΔRppi=Rppi-Rpp опт
ΔRai= Rai-Ra опт |
0 |
0 |
0 |
0 |
Рост производительности труда, % |
ΔПТ=100(ПТт опт- ПТтi) |
0 |
0 |
0 |
85 |
Дополнительные капитальные вложения |
ΔKoi=Koi-Ko опт |
0 |
34 498 678 |
0 |
961 966 725 |
Экономия эксплуатационных расходов |
ΔСoi=Coi-Co опт |
0 |
59 750 |
0 |
6 740 000 |
Снижение себестоимости транспортной работы |
Δe ткмi=100( e ткмi –е ткмi опт)/е ткм опт |
0 |
14 |
0 |
14,79 |
Информация о работе Выбор вида транспорта на примере коммунального предприятия