Анализ функционирования рекламы в средствах массовой информации (СМИ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:40, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – получить теоретические и практические знания о
механизме рекламно-информационной деятельности в печатных СМИ.
Задачи дипломной работы:
1. Ознакомление с сущностью и целью рекламы;
2. Анализ функционирования рекламы в средствах массовой информации
3. Изучение специфики построения рекламной кампании

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Основные виды телерекламы:

  • рекламный ролик;
  • рекламное объявление;
  • бегущая строка;
  • телезаставка;
  • передачи рекламного характера;
  • скрытая (косвенная) реклама.

Рекламные сувениры —  широко применяемое средство, являющееся имиджевой рекламой.

 

Наружная реклама, среди  многообразия которой можно выделить:

  • рекламные щиты;
  • перетяжки, баннеры;
  • световые вывески;
  • электронное табло;
  • экраны;
  • рекламу на транспаранте и другие рекламные средства, расположенные на улице.

Наружная реклама должна привлекать к себе внимание и быть легко читаемой, краткой и понятной. Установка наружной рекламы требует согласования с городскими властями.

 

1.3. Нормативно-правовая  база реализации рекламной кампании

Рекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере  производства и распространения  рекламы, оно не является самостоятельной  отраслью правовой системы России. Нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей. Однако большая часть этих норм относится к гражданскому, административному и конституционному праву.

Основным законодательным  актом, регулирующим отношения в сфере рекламы, является Федеральный Закон Российской Федерации «О рекламе» № 108 - ФЗ от 18 июля 1995 года. До вступления в силу вышеназванного Закона рекламная деятельность регулировалась положениями других законодательных и подзаконных актов. Такое регулирование носило фрагментарный характер. Необходимость установления единого понятийного аппарата и единой системы регулирования правоотношений, складывающихся в рекламной деятельности, стала основной причиной принятия Федерального Закона «О рекламе». Разработка законопроекта длилась около двух лет. В нем использован опыт правового регулирования рекламной деятельности США, Канады, многих государств Европы и других стран.

Федеральный Закон «О рекламе» регулирует отношения, возникающие  в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Согласно ст. 3 Федерального Закона «О рекламе» законодательство Российской Федерации о рекламе  состоит из Федерального Закона «О рекламе» и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

В широком смысле к  законодательству о рекламе относятся также нормативные правовые акты, которые регулируют главным образом отношения, не связанные с рекламой, но отдельные нормы которых также регулируют отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Такие нормы присутствуют в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в самых различных отраслях права - государственном, гражданском, административном, уголовном, таможенном, налоговом, банковском и т.д. Согласно статье 3 Закона «О рекламе», органы власти субъектов Российской Федерации не могут регулировать отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Однако определенной свободой при регулировании отношений в сфере рекламы обладают как органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и органы местного самоуправления. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью[9].

Требования, предъявляемые  законодательством Российской Федерации  к рекламе, подразделяются на общие (предъявляемые к рекламе всех видов) и специальные (в зависимости от способа ее распространения, особенностей рекламируемых товаров и услуг, целей распространения рекламной информации, специфики целевой аудитории рекламы). Реклама, в которой допущены нарушения требований к содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных российским законодательством, признается ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Проведение сравнительного анализа требований к рекламе, предъявляемых  законодательством Российской Федерации и требований, предъявляемых законами других стран, позволило сделать вывод о том, что законодательство России предъявляет более жесткие и детальные требования к рекламной информации, чем законодательство большинства стран. Исключение составляет законодательство Франции, также отличающееся жесткостью требований к рекламной информации.

Федеральный Закон «О рекламе» выделяет следующих субъектов  рекламных отношений: рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и потребителей рекламы. Распределение прав и обязанностей между субъектами рекламных отношений призвано пресечь появление ненадлежащей рекламы уже на начальной стадии рекламного процесса, гарантировать определенный уровень «информационной прозрачности» рекламной деятельности, помочь в разрешении конфликтов. Заслугой Федерального Закона «О рекламе» является четкое разделение юридической ответственности между участниками рекламных отношений. Законодательством предусмотрены три вида юридической ответственности за правонарушения в сфере рекламы: гражданско-правовая, административная и уголовная.

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  и его территориальные органы вправе налагать штрафы на субъектов  рекламных отношений за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе и решений об осуществлении контррекламы. Контрреклама - новый институт, его суть в опровержении ненадлежащей рекламы, распространяемом в целях ликвидации вызванных ею последствий. Долгое время оставался спорным вопрос, какой орган вправе налагать административное взыскание за самое распространенное правонарушение в сфере рекламы - ненадлежащую рекламу. Согласно Решению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации таким правом наделен федеральный антимонопольный орган. Отсутствие прямого указания на право наложения антимонопольными органами штрафа за ненадлежащую рекламу является одним из недостатков этого правового документа. Важное значение для предпринимателей имеет реализация юридических гарантий законности применяемых в отношении них мер, в частности права стороны по делу об административном правонарушении обжаловать вынесенное в отношении нее решение (предписание). Не до конца решен вопрос об уголовной ответственности в рекламной деятельности. Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального Закона «О рекламе» ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако Уголовный Кодекс Российской Федерации, принятый почти год спустя после опубликования Закона «О рекламе», подобного состава преступления не предусматривает.

С 1 июля 2006 года вступил в силу Федеральный  закон №38-ФЗ, ранее действовал Федеральный закон №108-ФЗ. Федеральный закон №38-ФЗ более жесткий и более понятный в правовом отношении. По сути он является рекламным кодексом, так как в нем собраны все отраслевые нормы ограничений, которые раньше были разбросаны по разным федеральным законам. В законе прослеживается тенденция к постепенному сокращению рекламы. Документ регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и госконтроля в этой сфере, кроме того, уточняет ряд понятий, содержащихся в Федеральном законе №108-ФЗ. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Целями принятия Федерального закона №38-ФЗ являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Федеральный закон №38-ФЗ применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. В статье 2 Федерального закона №38-ФЗ приведен перечень ситуаций, когда информация не признается рекламой и действие закона на нее не распространяется.

Действие Федерального закона №38-ФЗ не распространяется на:

1) политическую рекламу,  в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение  либо доведение до потребителя  которой является обязательным  в соответствии с федеральным  законом;

3) справочно-информационные и аналитические  материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной  власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления физических лиц  или юридических лиц, не связанные  с осуществлением предпринимательской  деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления  товара, помещенные на товаре  или его упаковке и не относящиеся  к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах  его индивидуализации, об изготовителе  или о продавце товара, которые  органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера [10].

Включение этого перечня  в Федеральный закон №38-ФЗ очень  важное нововведение. Теперь в соответствии с новым законодательством, можно делать заключение о том, что эта информация не носит рекламного характера, только при обобщении целого ряда законодательных и подзаконных актов, среди которых, например, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей». Положения Федерального закона №38-ФЗ, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги. Специальные требования и ограничения, установленные Федеральным законом №38-ФЗ в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого установлены специальные требования и ограничения.

Статьей 5 Федерального закона №38-ФЗ устанавливаются общие требования к рекламе. Соблюдение этих требований обязательно для всех субъектов  рекламной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона №38-ФЗ:

«Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама  не допускаются». Ненадлежащей рекламой признается недобросовестная, недостоверная реклама. «Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации» (статья 3 Федерального закона №38-ФЗ).

Не допускается сравнение  рекламируемого товара с другими  находящимися в обороте товарами, с целью противопоставления их друг другу и утверждения что качество рекламируемого товара лучше. Например, существовала такая реклама подсолнечного масла известной фирмы. На столе стоят емкости с маслом других фирм-производителей. Ставиться бутылка рекламируемого масла и все, стоящие на столе падают. Данная реклама была признана недобросовестной и запрещена к показу.

Проблема завуалированной рекламы и рекламы товаров, которые ограничены к рекламированию - это одна из актуальных проблем рекламного бизнеса. Чаще всего это реклама алкоголя, для рекламирования которого установлены законодателем особые требования. В Федеральном законе №38-ФЗ появилась норма, которая отсутствовала в Федеральном законе №108-ФЗ. Речь идет о так называемом сходстве до степени смешения и, соответственно, запрете рекламы одних товаров под видом других. Заниматься этой проблемой будет Экспертный Совет Антимонопольной службы и также в эту сферу уже со своими полномочиями будет входить Роспатент, поскольку в системе Роспатента существует Федеральный институт промышленной собственности, который дает, собственно, заключение по сходству до степени смешения. Таким образом, появляется новый механизм или инструмент для более четкого контроля за соблюдением законодательства о рекламе.

Еще одна проблема, это  реклама одного товара под видом другого. Например, рекламируется минеральная вода, хотя подразумевается реклама известной водки той же марки. Или обложка журнала, целиком повторяющая этикетку алкогольного напитка. Такая реклама признается законом недобросовестной и устанавливается запрет на распространение недобросовестной рекламы. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

  • о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  • о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
  • об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  • о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
  • об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
  • о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
  • об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
  • о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
  • об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  • о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
  • о результатах исследований и испытаний;
  • о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  • о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
  • об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
  • о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  • о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  • об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  • о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
  • об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Информация о работе Анализ функционирования рекламы в средствах массовой информации (СМИ)