Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ современных манипулятивных технологий в СМИ их роль в формировании общественного мнения.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения комплекса частных задач:
1. раскрыть определение понятия «общественное мнение»;
2. проанализировать понятие манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия на общественное мнение;
3. определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
4. рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности;
5. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением;
Введение 3
Глава 1 Общественное мнение: определение и механизмы формарования 5
1.1. Понятие общества. Общественное мнение 5
1.2. Манипулирование как способ воздействия на общественное мнение 8
Глава 2.Воздействие на общественное мнение через СМИ. 13
2.1. СМИ как инструмент манипулирования 13
2.2. Способы манипулирования общественным мнением через СМИ 16
2.3. Идентификация печатных СМИ 18
2.4.Убеждающее комментирование в новостных текстах СМИ 18
2.5. Клипмейкерство печатных СМИ 23
Заключение 25
Библиографический список 28
2
Оглавление
Введение
Глава 1 Общественное мнение: определение и механизмы формарования
1.1. Понятие общества. Общественное мнение
1.2. Манипулирование как способ воздействия на общественное мнение
Глава 2.Воздействие на общественное мнение через СМИ.
2.1. СМИ как инструмент манипулирования
2.2. Способы манипулирования общественным мнением через СМИ
2.3. Идентификация печатных СМИ
2.4.Убеждающее комментирование в новостных текстах СМИ
2.5. Клипмейкерство печатных СМИ
Заключение
Библиографический список
2
Исследования последних лет в области поведения человека и восприятия им информации выявили в человеческом мышлении большое количество принципов и закономерностей, пользуясь которыми можно незаметно направить мышление неискушенного человека по необходимому руслу. Так зародилась наука о манипуляции - наука о том, как незаметно заставить человека изменить свои взгляды. Она позволяет отказаться от диктата и принуждения к действиям.
История этой науки началась со времен гипноза, когда психотерапевты открыли возможность вводить человека посредством эмоционального шока или перегрузки критики в состояние внушаемости. В 1972 Милтон Эриксон, Ричард Бендлер и Джон Гриндер разработали систему нейролингвистического программирования (НЛП), которая позволяла при общении мышления собеседника эффективно распознавать категории и говорить на наиболее доступном ему языке понятий, образов и жестов.
Современные успехи в изучении человеческого поведения позволяют создавать все более изощренные и незаметные способы влияния на мысль человека, так что в недалеком будущем, наверно, можно будет говорить об отсутствии свободы воли.
Члены современного общества практически лишены диалога друг с другом, общение им заменяют СМИ. СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие и лояльность к себе. Однако в результате неспособности финансово обеспечивать себя, а также в результате стремления господствующего класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства или олигархов. Главной целью собственников СМИ является изменение ценностей, восприятия действительности и интерпретации событий, а вследствие этого и поведения общества в выгодном для них направлении. Для достижения данной цели применяются различные манипулятивные технологии, которые присутствуют абсолютно во всех каналах СМИ. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию.
Знания, полученные в результате написания курсовой работы, можно применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы различных СМИ на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования.
Исследования на тему манипулирования общественным мнением в СМИ можно найти в работах С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием» [7], Е.Л. Доценко «Психология манипуляции» [5], Г. Шиллера «Манипуляторы сознанием» [15], Л.И. Рюмшиной «Манипулятивные приемы в рекламе» [14], И.М. Дзялошинского «Манипулятивные технологии в масс-медиа» [4], А. Карпова «Манипулятивные технологии PR» [8] и у других авторов. Хотя работ, посвященных проблеме манипулирования достаточно, их объединяет то, что, во-первых, авторы ограничиваются перечислением существующих манипулятивных приемов, не классифицируя их, а во-вторых, авторы не отражают взаимосвязи между особенностями различных каналов СМИ и спецификой применения на них манипулятивных приемов. Поэтому можно сделать вывод, что проблема манипулирования общественным мнением через СМИ достаточно изучена в сфере существующего арсенала манипулятивных приемов, но не в сфере их классификации и использования на каждом из видов СМИ в отдельности.
Объектом исследования являются средства массовой информации как инструмент формирования общественного мнения.
Предметом исследования - особенности воздействия СМИ на общественное мнение.
Цель данной курсовой работы – анализ современных манипулятивных технологий в СМИ их роль в формировании общественного мнения.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения комплекса частных задач:
1. раскрыть определение понятия «общественное мнение»;
2. проанализировать понятие манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия на общественное мнение;
3. определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
4. рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности;
5. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением;
Курсовая работа содержит тексты введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе сделан обзор литературы, посвященной теме манипулирования. На основе результатов обзора анализируется понятие манипуляции и процесса манипулирования общественным мнением. Также проанализировано использование манипулятивных приемов в сфере информационного воздействия, политической коммуникации, во время публичных выступлений, а также в сфере НЛП. Составлена классификация манипулятивных приемов в зависимости от их формы. Дана суть освещаемых манипулятивных приемов.
Во второй главе на основе полученных знаний сделана попытка проанализировать взаимосвязь между спецификой каждого канала СМИ и особенностями применения на них манипулятивных приемов.
Применительно к ситуациям реального взаимодействия людей манипуляция – это такое психологическое воздействие на человека, в процессе которого он выступает объектом неких действий, направленных на то, чтобы «прибрать его к рукам» с помощью махинаций, отвлекающих уловок и приемов. Иными словами, манипулятор стремится использовать другого человека как средство для достижения собственных целей и получения личной выгоды. Поэтому он пытается контролировать поведение партнера, опираясь на его мотивы, интересы, получить над ним власть или преимущество за счет создания такой ситуации, в которой объект манипулирования вынужден вести выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его.
Первым, кто попытался «вывести» манипуляцию за рамки обычного психологического воздействия, был О. Гошва [14, С.26]. По мнению этого автора, коммуникативное воздействие возникает на базе развития у участников взаимодействия совместных коммуникативных установок. Эта точка зрения подчеркивает, с одной стороны, интерперсональный характер природы психологического воздействия, с другой - наличие внутреннего, часто скрытого контекста, делающего возможным проникновение психологического воздействия в сознание личности.
Е. Г. Калиберда определяет манипулирование через категорию «воздействие». «Манипулирование – это один из способов целенаправленного воздействия одного человека (манипулятора) или группы людей на другого (других), при котором влияние осуществляется, прежде всего, в интересах манипулятора и предпочтительно незаметно для объекта манипулирования» [21, С.51].
Э. В. Кондратьев приводит следующую ссылку на Оксфордский словарь, который трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» [24, С.163].
На первый план выступает, таким образом, переносное значение понятия. Об этом говорит и Е. Вронская Она вычленяет следующие значения манипуляции:
Во-первых, как обозначение специфического общего подхода к социальному взаимодействию и управлению, предполагающего активное использование разнообразных способов и средств скрытого принуждения людей. В этом значении манипуляция заменяет термин «макиавеллизм» как образ политической деятельности, не пренебрегающей любыми средствами для достижения поставленной цели. Его использование применительно к средствам массовой коммуникации и политическим мероприятиям означает действия, направленные на программирование мнений, устремлений, целей масс и психических состояний населения.
Во-вторых, манипуляция используется как обозначение специфического вида психологического воздействия. В этом значении используются также понятия «манипулятивное воздействие», «психологические манипуляции», «манипулирование общественным мнением» и «манипулирование общественным сознанием», «межличностные манипуляции», «социально-политические манипуляции личностью» и т.п.
В-третьих, понятие манипуляции используется для обозначения определенных организационных форм применения тайного принуждения человека и отдельных способов или устойчивых сочетаний приемов скрытого психологического воздействия на личность [10, С.244].
Манипуляция не сводится ко лжи, хотя в манипулятивных техниках ложь присутствует всегда в той или иной форме. Действие без понимания - вот ключевой момент, с которого начинается любая манипуляция. Убеждение, напротив, основано на предоставлении человеку полной и достоверной информации. Личность, в этом случае, делает свой выбор предельно осознанно, прекрасно понимая, о чем идет речь. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. … Для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Возвращаясь к предыдущему мнению, можно вспомнить недавнее советское прошлое нашей страны. Отчетливый пример массовой манипуляции, последствия которой ощущаются до сих пор, если отмести тезис, что и сегодня электорат с завидной регулярностью становится жертвой манипуляций.
Итак, манипуляции активно используются на разных уровнях. Исследователи обращают особое внимание на три сферы. А. В. Федоров выделяет идеологическую область (пропаганда), экономическую (реклама), социальную (воспитание, образование и т.д.) [58, С.25].
А. Вартанов выделяет понятия заражения, внушение и подражание как основные способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию и дает следующие определения этих понятий:
1. Заражения можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера.
2. Внушение как способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе.
3. Подражание как воспроизведение индивидом особенностей поведения других индивидов [8, С.37].
М. Крумл останавливает внимание на наиболее употребляемых в современных СМИ способах воздействия на аудиторию:
1. Мифологизация
2. Стереотипизация сознания
3. Идентификация
4. Имиджмейкерство
5. Клипмейкерство
6. Убеждающее комментирование
7.Приемы НЛП
В свое время в работе «Философия искусства» Шеллинг писал, что мифология есть необходимое условие и первичный материал для всякого искусства. Можно добавить, что мифология является необходимым строительным материалом формирования образа любого товара, услуги, компании или человека.
Общественное сознание во многом построено на мифологемах. Герой мифов, легенд обязан соответствовать глубинной народной психологии и традициям. Например, мученик, святой, спаситель должны быть носителями откровения, истины; с их ролями ассоциируются святость, чистота, непогрешимость. Волшебник, чародей, маг наделены способностью решать неразрешимые проблемы. Роль «вождя» подразумевает наличие власти и силы, способность стать защитником и покровителем. С «героем» ассоциируются такие качества, как мужественность, честность, готовность к самопожертвованию. Архетип «отца» несет в себе проявление силы, властности, строгости, бескомпромиссности, агрессии; архетип «матери» – ожидание справедливости, доброты, сострадания, заботы, чистоты, порядка.
Использование психологических особенностей общества, подсознательных архетипов является основным условием создания мифа.
Четких определений PR-мифа в исследованной мной литературе нет, авторы в основном лишь упоминают о них, как о возможном приеме воздействия на общественное сознание, создания образа.
На основе вышесказанного миф можно определить следующим образом: миф – искусственно сформированный при помощи специальных технологий образ чего-либо (товара, услуги, торговой марки и т.п.) или кого-либо (политика, директора компании и т.п.), созданный с учетом исследований общественного сознания и распространяемый с определенной целью (формирование негативного или позитивного образа чего-либо или кого-либо, повышение спроса на товар или услуг и т.п.).
Мифологизированные свойства приобретаемого товара призваны удовлетворить потребительские ожидания, а вернее, призваны соответствовать представлениям потребителя о его собственных нуждах, потребностях, месте на социальной лестнице и о благосостоянии.
Модное платье или костюм создают иллюзию неотразимости. Мода, как и любой миф общественного мнения, не вечна. Уже через некоторое время вы будете выглядеть ортодоксом в светском обществе, если позволите себе прийти на званый ужин в любимом, но с безнадежно устаревшим кроем костюме. Носящий очень дорогие часы и подписывающий документы ручкой, стоящей сотни долларов, ощущает себя на вершине делового успеха. Это такой же ритуал, как татуировка у уголовника, указывающая на его положение в криминальном сообществе, т. е. в иерархии ему подобных, и отражающий те или иные его «заслуги» и «достижения».
Информация о работе Манипулирование общественным мнением через СМИ