Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ современных манипулятивных технологий в СМИ их роль в формировании общественного мнения.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения комплекса частных задач:
1. раскрыть определение понятия «общественное мнение»;
2. проанализировать понятие манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия на общественное мнение;
3. определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;
4. рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности;
5. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением;
Введение 3
Глава 1 Общественное мнение: определение и механизмы формарования 5
1.1. Понятие общества. Общественное мнение 5
1.2. Манипулирование как способ воздействия на общественное мнение 8
Глава 2.Воздействие на общественное мнение через СМИ. 13
2.1. СМИ как инструмент манипулирования 13
2.2. Способы манипулирования общественным мнением через СМИ 16
2.3. Идентификация печатных СМИ 18
2.4.Убеждающее комментирование в новостных текстах СМИ 18
2.5. Клипмейкерство печатных СМИ 23
Заключение 25
Библиографический список 28
Итак, в данной работе мы рассмотрели средства манипулятивного воздействия на аудиторию в современных СМИ. Анализ печатных СМИ подтвердил гипотезу: в текстах печатных СМИ встречаются элементы манипуляции.
При решении первой задачи было определено понятие манипуляции и выделены методы манипуляции.
Одним из самых полных определений манипуляции на наш взгляд является опредление Е. Калиберды: «Манипулирование – это один из способов целенаправленного воздействия одного человека (манипулятора) или группы людей на другого (других), при котором влияние осуществляется, прежде всего, в интересах манипулятора и предпочтительно незаметно для объекта манипулирования». Среди методов манипуляции выделяют мифологизацию скрытые вставки в тексте приемы НЛП и другие.
Современные достижения психологии дают в руки человечеству огромные знания по устройству процессов нашего мышления и восприятия мира, которое, как и любое другое знание, может быть направленно и в сторону совершенствования мыслительных способностей человека, так и для манипуляции его разумом.
Нами также решена вторая задача: мы рассмотрели приемы мифологизации сознания и НЛП. Одной из важнейших особенностей создания мифа является его непредсказуемость восприятия аудиторией, непредсказуемость реакции на него.
При решении третьей задачи - выявление использования приемов манипуляции в новостных текстах в СМИ - мы пришли к выводу, что существует целый ряд техник, используемых журналистами-комментаторами для формирования надлежащего общественного мнения,
Творческая вольность в обращении с фактами либо манипулирование акцентом ситуации может создать краткосрочную добавленную стоимость, но при этом есть риск подорвать долгосрочное доверие потребителей информации.
При решении четвертой задачи (выявление использования приемов манипуляции в рекламных текстах в СМИ), мы пришли к следующим выводам.
Принципы разработки рекламы должны учитывать психологию потребителей:
- реклама должна быть краткой, иначе она до конца не воспринимается,
- реклама должна быть понятной клиенту, т.к. то, что воспринимается сознательно, обычно дольше удерживается в памяти,
- о чем говорится в начале и в конце сообщения, запоминается лучше, чем то, о чем говориться в середине. При построении текста и макета рекламного сообщения следует заранее выделить главное, чтобы им начать и закончить,
- материал должен быть разнообразен или необычен, тогда он запоминается лучше,
- информация легче воспринимается и лучше запоминается, если она не противоречит привычным понятиям, убеждениям и мнениям,
- необходимо учитывать дух основных тенденций общественной жизни. Для этого надо проводить социологические опросы населения, т.е. маркетинговое исследование.
Также мы выявили, что в рекламных текстах зачастую используется прием мифологизации сознания. При создании мифа необходимо использовать существующие психологические особенности человеческого восприятия, такие, как феномен домысливания, выделение в отдельную социальную группу о так далее. Умелое создание мифов является основой брендинга компании и помогает продвижению товара на рынке.
Таким образом, миф является элементом общественного сознания и не вычленяется из общего информационного потока, создавая задуманный PR-технологом образ какого-либо товара, услуги, личности или события.
Итак, воздействие широко используется во всех сферах общественной жизни человека, но наибольшую эффективность оно приобретает в СМИ. Примером негативного воздействия является манипуляция, то есть такое воздействие, которое происходит без ведома жертвы, с созданием у нее ощущения ложной действительности.
Приемы манипуляции известны и изучены давно, однако новые техники продолжают появляться. На современном телевидении к манипуляции прибегают особенно часто в самых рейтинговых программах, к числу которых относятся и ток-шоу.
Сейчас можно констатировать факт, что средства массовой информации в России потеряли способность служить средством диалога для различных общественных групп. Их роль свелась по сути к той роли, которую играла в свое время советская пропаганда. Любые попытки российских СМИ проводить отличную от официальной информационную политику жестко пресекаются Министерством по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.
16. Ф. Джефкинс. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для вузов по специальности 350400 «Связи с общественностью». - М.: ЮНИТИ, 2010. - 400 с.
17. В. Евстафьев, В. Ясонов. Введение в медиапланирование. - М., 2010.
20. А. Зверинцев. Коммуникационный менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Экмос, 2010. – 125 с.
22. Скотт М. Катлип. Паблик рилейшнз: Теория и практика. - М.: Вильямс, 2010. - 614 с.
25. В. Г. Королько. Основы паблик рилейшнз. - М., 2010.
27. В. Куцылло. Пресс-секретарство как искусство семейной жизни // Коммерсантъ-daily. 2010. 23 марта.
33. В. А. Моисеев. Паблик рилейшнз – средство социальной коммуникации. - Киев, 2010
43. Г. Г. Почепцов. Информационные войны. - М.: Ваклер, 2010. – 190 с.
44. Е. П. Прохоров. Средства массовой информации и информационная безопасность // Информационное общество. 1997. № 4 –6.
48. Руководство для пресс-секретаря. Список Эмили. - М.: Логос, 2010.
Интернет-сайты:
Использованные источники
Информация о работе Манипулирование общественным мнением через СМИ