Манипулирование общественным мнением через СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – анализ современных манипулятивных технологий в СМИ их роль в формировании общественного мнения.

Поставленная цель может быть достигнута путем решения комплекса частных задач:

1. раскрыть определение понятия «общественное мнение»;

2. проанализировать понятие манипулирования как явления в целом и как процесса воздействия на общественное мнение;

3. определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия;

4. рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом канале СМИ в отдельности;

5. рассмотреть методы защиты от манипулирования общественным мнением;

Содержание работы

Введение 3

Глава 1 Общественное мнение: определение и механизмы формарования 5

1.1. Понятие общества. Общественное мнение 5

1.2. Манипулирование как способ воздействия на общественное мнение 8

Глава 2.Воздействие на общественное мнение через СМИ. 13

2.1. СМИ как инструмент манипулирования 13

2.2. Способы манипулирования общественным мнением через СМИ 16

2.3. Идентификация печатных СМИ 18

2.4.Убеждающее комментирование в новостных текстах СМИ 18

2.5. Клипмейкерство печатных СМИ 23

Заключение 25

Библиографический список 28

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)


Заключение

 

Итак, в данной работе мы рассмотрели средства манипулятивного воздействия на аудиторию  в современных СМИ. Анализ печатных СМИ подтвердил гипотезу: в текстах печатных СМИ встречаются элементы манипуляции.

При решении первой задачи было определено  понятие манипуляции и выделены методы манипуляции.

Одним из самых полных определений манипуляции на наш взгляд является опредление Е. Калиберды: «Манипулирование – это один из способов целенаправленного воздействия одного человека (манипулятора) или группы людей на другого (других), при котором влияние осуществляется, прежде всего, в интересах манипулятора и предпочтительно незаметно для объекта манипулирования». Среди методов манипуляции выделяют мифологизацию скрытые вставки в тексте приемы НЛП и другие.

Современные достижения психологии дают в руки человечеству огромные знания по устройству процессов нашего мышления и восприятия мира, которое, как и любое другое знание, может быть направленно и в сторону совершенствования мыслительных способностей человека, так и для манипуляции его разумом.

Нами также решена вторая задача: мы рассмотрели  приемы мифологизации сознания и НЛП. Одной из важнейших особенностей создания мифа является его непредсказуемость восприятия аудиторией, непредсказуемость реакции на него.

При решении третьей задачи - выявление использования приемов манипуляции в новостных текстах в СМИ - мы пришли к выводу, что существует целый ряд техник, используемых журналистами-комментаторами для формирования надлежащего общественного мнения,

Творческая вольность в обращении с фактами либо манипулирование акцентом ситуации может создать краткосрочную добавленную стоимость, но при этом есть риск подорвать долгосрочное доверие потребителей информации.

При решении четвертой задачи (выявление использования приемов манипуляции в рекламных текстах в СМИ), мы пришли к следующим выводам.

Принципы разработки рекламы должны учитывать психологию потребителей:

- реклама должна быть краткой, иначе она до конца не воспринимается,

- реклама должна быть понятной клиенту, т.к. то, что воспринимается сознательно, обычно дольше удерживается в памяти,

- о чем говорится в начале и в конце сообщения, запоминается лучше, чем то, о чем говориться в середине. При построении текста и макета рекламного сообщения следует заранее выделить главное, чтобы им начать и закончить,

- материал должен быть разнообразен или необычен, тогда он запоминается лучше,

- информация легче воспринимается и лучше запоминается, если она не противоречит привычным понятиям, убеждениям и мнениям,

- необходимо учитывать дух основных тенденций общественной жизни. Для этого надо проводить социологические опросы населения, т.е. маркетинговое исследование.

Также мы выявили, что в рекламных текстах зачастую используется прием мифологизации сознания.  При создании мифа необходимо использовать существующие психологические особенности человеческого восприятия, такие, как феномен домысливания, выделение в отдельную социальную группу о так далее. Умелое создание мифов является основой брендинга компании и помогает продвижению товара на рынке.

Таким образом, миф является элементом общественного сознания и не вычленяется из общего информационного потока, создавая задуманный PR-технологом образ какого-либо товара, услуги, личности или события.

Итак, воздействие широко используется во всех сферах общественной жизни человека, но наибольшую эффективность оно приобретает в СМИ. Примером негативного воздействия является манипуляция, то есть такое воздействие, которое происходит без ведома жертвы, с созданием у нее ощущения ложной действительности.

Приемы манипуляции известны и изучены давно, однако новые техники продолжают появляться. На современном телевидении к манипуляции прибегают особенно часто в самых рейтинговых программах, к числу которых относятся и ток-шоу.

Сейчас можно констатировать факт, что средства массовой информации в России потеряли способность служить средством диалога для различных общественных групп. Их роль свелась по сути к  той роли, которую играла в свое время советская пропаганда. Любые попытки российских СМИ проводить отличную от официальной информационную политику жестко пресекаются Министерством по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций.


Библиографический список

 

  1. И. В. Алешина.  Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учеб. Пособие. – М.: Экмос, 2010.
  2. К. В. Антипов.  Паблик Рилейшнз: Учеб. пособие для вузов. - М.: Дашков и К; 2010. - 145 с.
  3. И. Афанасьева.  Убийственная реклама // Рекламные технологии. - 2008. - N 4. - С. 38-39.
  4. Сэм Блэк.  Паблик Рилейшнз. - М.: Сирин, 2010. - 201 с.
  5. Б. Л. Борисов.  Технологии рекламы и PR: Учеб. пособие. - М.: Гранд; ФАИР-пресс, 2010. – 617 с.
  6. В. Вайнер  В чем сила PR? В способности соединять возможности / Владимир Вайнер. // Советник. - 2011. - N 9. - С. 32-33. - Ил.: 1 фот.
  7. С. А. Варакута, Ю. Н. Егоров.  Связи с общественностью. - М.: Аспект пресс,2010. – 240 с.
  8. А. Вартанов.  Пусть тонут?: [О современном телевидении] / А. Вартанов. // Журналист. - 2010. - N 4. - С. 37-38.
  9. И. Л. Викентьев.  Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений. - СПб., 2010.
  10. Е. Вронская  Мифы ТВ в режиме online // Журналист. - 2011. - N 12. - С. 44-45.
  11. Л. Л. Геращенко.  Азбука рекламы. - [М. : Диаграмма, 2011]. - 317 с.
  12. Л. Л. Геращенко.  Восприятие композиции, времени и пространства в рекламе  // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2008. - N 1. - С. 127-129.
  13. Ю. Гиличинская.  Телевидение изнутри // Родительское собрание. - 2008. - N 4. - С. 92-93.
  14. О. Гошва.  Акулы пиара против журналистов : что они делят? // PR в России. - 2011. - N 4. - С. 26-27.
  15. П. С. Гуревич.  Психология рекламы. - М. : Юнити, 2011. - 272 с.

16. Ф. Джефкинс.  Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для вузов по специальности 350400 «Связи с общественностью». - М.: ЮНИТИ, 2010. - 400 с.

17. В. Евстафьев, В.  Ясонов.  Введение в медиапланирование. - М., 2010.

  1. В. Егоров.  Кадры для телевидения // Высшее образование в России. - 2010. - N 1. - С. 32-39.
  2. Станислав Михайлович Емельянов. Теория и практика связей с общественностью [текст]. - СПб. и [др.] : Питер, 2011. - 240 с.

20. А. Зверинцев.  Коммуникационный менеджмент: Учеб. Пособие. - М.: Экмос, 2010. – 125 с.

  1. Е. Г. Калиберда.  Связи с общественностью: вводный курс. - М.: Логос, 2010. – 118 с.

22. Скотт М. Катлип.  Паблик рилейшнз: Теория и практика. - М.: Вильямс, 2010. - 614 с.

  1. Е. Коган.  Где узнать о PR? // Советник. - 2011. - N 11. - С. 36-37
  2. Э. В. Кондратьев.  Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический проект, 2011. - 432 с.

25. В. Г. Королько.  Основы паблик рилейшнз. - М., 2010.

  1. М. Крумл.  Феномен ток-шоу // Литературная газета. - 2010. - 15-25 янв. (N 3). - С. 14.

27. В. Куцылло.  Пресс-секретарство как искусство семейной жизни // Коммерсантъ-daily. 2010. 23 марта.

  1. А. Н. Лебедев-Любимов.  Психология рекламы. - СПб. : Питер, 2010. - 368 с.
  2. Людмила Михайловна Майданова.  Практическая стилистика жанров СМИ. - Екатеринбург : УрГУ, 2010. - 51 с.
  3. А. Малкин.  Многодетная программа  // Огонек. - 2008. - N 17. - С. 56-57. 
  4. Р. Мартиросян.  PR - магические буквы успеха.// Клуб. - 2010. - N 6. - С. 16-17
  5. Е. Матвеева.  Гвоздь программы: как выделиться в эпоху информационно-развлекательных телепередач // PR в России. - 2008. - N 5. - С. 17-18.

33. В. А. Моисеев.  Паблик рилейшнз – средство социальной коммуникации. - Киев, 2010

  1. А. Мюррей.  PR. - М.: ГРАНД: Фаир-пресс, 2010. - 191 с.
  2. А. Н. Овчаренко.  Психологические подходы к рекламной деятельности  // Журнал прикладной психологии. - 2008. - N 1. - С. 23-31.
  3. Е. Олифер.  Игры рекламного разума // Рекламодатель: теория и практика. - 2008. - N 9. - С. 69-75.
  4. А. Ю. Панасюк.  Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. – М.: Вагриус, 2010. – 354 с.
  5. Т. Н. Персикова.  Межкультурная коммуникация. - М.: Логос, 2010. – 224 с.
  6. Е. А. Песоцкий.  Современная реклама: теория и практика. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 348 с.
  7. А. Поляковский.  PR в России: проблемы и перспективы. // PR в России. - 2011. - N 5. - С. 7-13.
  8. Г. Г. Почепцов.  Коммуникативные технологии двадцатого века. М.:Феникс, 2010. – 256 с.
  9. Г. Г. Почепцов.  Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 2010. - 320 с.

43. Г. Г. Почепцов. Информационные войны. - М.: Ваклер, 2010. – 190 с.

44. Е. П. Прохоров.  Средства массовой информации и информационная безопасность // Информационное общество. 1997. № 4 –6.

  1. Траут Д. Райс Эл.  Позиционирование. Битва за узнаваемость. - СПб., 2010.
  2. Реклама: внушение и манипуляция / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2010. - 746 с.
  3. Х. Роджер.  Все о Паблик рилейшнз. Пер. с англ. М.: Бином, 2010. - 290 с.

48. Руководство для пресс-секретаря. Список Эмили. - М.: Логос, 2010.

  1. Самое главное в PR. – СПб.: Питер, 2011. - 559 с.
  2. К. Светличная.  Музыка в средствах массовых коммуникаций как мощный фактор воздействия на сознание и эмоции людей, // Рекламодатель: теория и практика. - 2008. - N 7. - С. 45-48.
  3. И. М. Синяева.  Паблик рилейшнз в СМИ. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 415 с.
  4. А. Столбова.  Инструменты PR // PR - диалог. - 2010. - N 3. - С. 28-30.
  5. Ю. Б. Стоногина.  PR в России сегодня // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - N 3. - С. 60-62.
  6. В. Сумкина.  Отличное ТелеВидение // Журналист. - 2010. - N 6. - С. 46-47.
  7. Е. Токарева.  «Телепена» наших дней // Журналист. - 2011. - N 3. - С. 45-47.
  8. Украинские PR-специалисты рекомендуют. МИДу своей страны. // Советник. - 2008. - N 10. - С. 58-59.
  9. О. Утешева.  Провокатор // Домовой. - 2010. - N 3. - С. 54-57:
  10. А. В. Федоров.  Анализ медийных стереотипов // Инновации в образовании. - 2008. - N 6. - С. 24-38.
  11. Г. Харрис, Дж. Харрис.  Как заставить говорить о вашем деле: 101 про-стой и недорогой способ продвинуть свой бизнес. М., 2010.
  12. В. Ценев.  Психология рекламы. - М. : Бератор-паблишинг, 2008. - 224 с.
  13. А. Н. Чумиков.  Связи с общественностью. – М: дело, 2010. – 272 с.
  14. В. П. Шейнов.  Эффективная реклама. Секреты успеха. - М.: Ось-89, 2010. - 448 с.

 

Интернет-сайты:

  1. www.advertology.ru
  2. www.marketing.web-standart.net
  3. www.pr.prtex.ru
  4. www.elitarium.ru/2011/11/03/tekhnologii_sozdanija_imidzha.html
  5. www.cityclass.ru

  Использованные источники

  1. Российская газета, 2011-2010 гг. www.rg.ru
  2. Новая газета, 2010 г. www.novayagazeta.ru
  3. Журнал «Деловой квартал», 2010 г.



Информация о работе Манипулирование общественным мнением через СМИ