Мораль и этика в массовых коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Следовательно, PR не будет работать до тех пор, пока ему не поверят, в связи с чем вспоминается известное выражение: "Честность - лучшая политика". Ведущую роль информации в наши дни, степень ее влияния и убеждающей силы трудно переоценить. В современном мире проблема этических оснований какой-либо профессиональной деятельности, связанной с производством информации, в частности PR, встает особенно остро, поскольку, как показывает практика, эта информация часто искажается и становится средством манипулирования обществом, особенно в сфере связей с общественностью.

Содержание работы

Введение
1. Современные массовые коммуникации
Виды массовых коммуникаций
Функции массовых коммуникаций
Эффективность массовых коммуникаций
2.Мораль и этика в массовых коммуникациях
Сущность морали и этики
Реализация морали и этики в массовых коммуникациях
Кодекс чести ПР-специалиста
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовоdoc.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)
  1. Радиопрограмма - совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.8
  1. Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений Аудиовизуальное сообщение - это информация, представляющая собой серию связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенная для зрительного и слухового восприятия помощью соответствующих технических устройств. и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.9
  2. Видео и кинохроникальные программы - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. Видео и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.
  3. Специализированные средства массовой информации - это та часть средств массовой информации, в отношении которых законом установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции этих средств.10

Специальные правила  регистрации определены для:

    • средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
    • периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров;
    • радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
    • аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Вышеуказанные средства освобождены от регистрации.

К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. Кроме периодических печатных изданий радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации существуют так же иные средства массовой информации. Специфика данных средств массовой информации заключается в специфической форме внешнего выражения.11

В первую очередь, к таким  средствам массовой информации относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров, нераспечатанные тексты, хранящиеся в информационных банках данных компьютеров, средства массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. При этом под базами данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.12

 

 

 

 

1.2 Функции массовых коммуникаций

 

Различные подходы к  пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в  моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели комму­никативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом.

Массовая информация — это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов. Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, художественная, религиозная, и др.13

Необходимость всесторонней передачи социальной информации, которая формирует  массовое сознание, стала одной из главных причин, вызвавших возникновение  СМК. Другие средства не в состоянии осуществлять оперативно, регулярно и в большом масштабе влиять на мнение людей. Основной целью деятельности СМК является воздействие на общественное мнение. Содержание сообщений, полученных через средства массовой коммуникации формируется с учетом особенностей и закономерностей психологического воздействия в диапазоне под обычного информирования к обучению, убеждения и внушения. Техника массовой коммуникации ориентируется на удовлетворение потребностей и запроса различных социальных слоев распространения информации, ее ритм и масштаб определяются характером развития и функционирования той или иной социальной системы.

Масс-медиа является неотъемлемой составляющей механизма функционирования демократии, ее ценностных и нормативных  основ. Именно массовая коммуникация может помочь индивиду выйти за пределы его непосредственного жизненного опыта и присоединиться к политической, экономической и духовной деятельности. Для того чтобы гарантировать возможность свободного получения информации, нужно ограничить влияние власти на СМК, обеспечить контроль над их деятельностью со стороны общества. 14

Это можно сделать только на основе понимания функций средств массовой коммуникации:

• Просветительская направлена ​​на удовлетворение потребностей реципиента в информации относительно определенного круга вопросов или области знаний. Для раскрытия глубинной сущности многих явлений и процессов часто требуются соответствующие пояснения, комментарии, толкования, поскольку значительная часть реципиентов может быть не подготовлен к восприятию представленных фактов.

• Аксеонологична (сравнительная, оценочная) функция. Сущность ее состоит в сравнении  схожих, аналогичных явлений, процессов, решений и выяснении на этой основе их недостатков и преимуществ. Особое значение эта функция приобретает, когда общество стоит перед выбором одного из нескольких вариантов решений. В этом случае СМИ может направить общественное мнение в ту или другую сторону.

• Контрольно-критическая функция. Направлена ​​на осуществление общественного контроля. СМИ проявляют уязвимые места общественного строя, доводят их до сведения граждан, предлагают пути преодоления определенных проблем, контролирует деятельность критических сигналов.

• Функция обратной связи. Сущность ее заключается в выяснении СМИ, насколько своевременно поступает информация к реципиенту, эффективность ее усвоения и толкования.

• Коммуникативная функция. Направлена ​​на установление и развитие связи между реципиентами, активизацию процесса их объединения для достижения единой цели и распространения определенных идей.

• футурологическая (прогностическая  функция) Призвана обеспечивать научный  анализ перспектив общественно-политического  развития на основании закономерностей  общественного развития. 15

Но нужно помнить, что ни одна из перечисленных функций не реализуется отдельно.

Основными этапами информационного  процесса являются: получение, отбор, истолкование, комментирование и распространение  информации. Одним из важнейших средств  политического влияния СМК является подбор информации. Конечно, здесь срабатывают как политические симпатии владельцев и руководителей СМК, так и рыночные критерии информационной политики СМИ. В современном мире роль средств массовой коммуникации постоянно растет.

1.3 Эффективность массовых коммуникаций

 

 

Эффективность СМК есть отношение  достигнутого результата и предварительно намеченной цели.

Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к  положительному результату, то можно  говорить об их эффективности.

Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность влияния на общественные процессы, формирование общественно­го мнения, соответствующих взглядов на социальную действитель­ность, на оценку возникающих в обществе проблем  и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании и др.

Можно выделить две основные группы критериев эффективности деятельности СМК:

    • критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убежде­ния, социально-психологическое состояние людей, направлен­ность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
    • критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социаль­ных групп. 16

 

СМК оказывают влияние на разные компоненты сознания чело­века и  его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей  личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в совре­менных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМК в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности. 17

Общепризнанной характеристикой  эффективности СМК считается  численность аудитории, которую  данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания  эта характеристика условно оценивается  через тираж, а для телевидения, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими территории вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (на­пример, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).

СМК обладают возможностью комплексного воздействия на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том что:

* распространяемая СМК информация  фокусирует внимание аудитории  на тех темах и проблемах,  которые с точки зрения социальной  системы, владельцев СМК, коммуникаторов  являются наиболее важными. Таким  образом, формируются информационные  интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;

* СМК могут оказывать и оказывают  влияние на формирование эмоциональной  сферы личности и через содержание  информации влияют на систему  ценностей, идеалов, мировоззрения; 

* используя различные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание, заражение), СМК могут оказывать прямое воздействие на поведение людей;

* СМК влияют на структуру  и содержание свободного времени,  досуга.

Мера эффективности — степень  реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации и коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и СМК, и аудитория.

Уровень эффективности СМК и  их конкретное проявление обусловлены:

* характером исходных целей,  задач, идей, их реальностью; 

* технической, технологической,  научной и интеллектуальной возможностью  процесса их распространения,  формирования ценностей, идеалов,  воззрений; 

* степенью принятия или непринятия  целей, глубиной усвоения аудиторией  содержания передаваемой информации, степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в практику, социальную реальность. Это в конечном счете и представляет собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий в форме духовного и практического эффектов.

Результатами, которых обычно добиваются СМК, являются эффекты — конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Эффекты проявляются как:

* возникновение каких-то новых  «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);

* коррекция, дополнение, развитие  уже имеющихся «образований» у аудитории;

* переоценка, опровержение, вытеснение  осознанного состояния как ложного,  вредного для нее. 

Именно система эффектов, которых  желает добиться то или иное СМК, и  определяют задачи и совокупность целей  коммуникатора.

К числу эффектов относятся: утилитарный, эмоциональный, эффект удовлетворения познавательного интереса, эффект усиления позиции, престижный, эстетический эффект, эффект комфорта.

Эффективность СМК — явление  подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, поступков. Следовательно, эффективность СМК необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а также изменение в поведении социальных групп под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможность практического применения данной информации.18

Информация о работе Мораль и этика в массовых коммуникациях