Мораль и этика в массовых коммуникациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Следовательно, PR не будет работать до тех пор, пока ему не поверят, в связи с чем вспоминается известное выражение: "Честность - лучшая политика". Ведущую роль информации в наши дни, степень ее влияния и убеждающей силы трудно переоценить. В современном мире проблема этических оснований какой-либо профессиональной деятельности, связанной с производством информации, в частности PR, встает особенно остро, поскольку, как показывает практика, эта информация часто искажается и становится средством манипулирования обществом, особенно в сфере связей с общественностью.

Содержание работы

Введение
1. Современные массовые коммуникации
Виды массовых коммуникаций
Функции массовых коммуникаций
Эффективность массовых коммуникаций
2.Мораль и этика в массовых коммуникациях
Сущность морали и этики
Реализация морали и этики в массовых коммуникациях
Кодекс чести ПР-специалиста
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовоdoc.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

В связи с этим выделяются критерии эффективности на личностном уровней  уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следует отнести:

* приобретение информации, необходимой  для жизнедеятельности; 

* изменение в познавательной  активности индивида (стремление  расширять кругозор, приобретать  знания и др.);

* приобретение личностью особых  морально-нравственных и ду­ховных ориентиров;

* социализация и ресоциализация  индивида, приобщение его к жизни  в данной социальной среде; 

* осуществление эмоционально-психологической  релаксации и др.

Критерии эффективности СМК  на уровне социальных групп прежде всего показывают, насколько успешно достигнута цель, которую поставили перед собой коммуникаторы, и насколько успешно им удалось изменить сознание и поведение общественных групп. На уровне социальных групп важным критерием выступает изменение общественного мнения (а возможно, и всего обществен­ного сознания) под воздействием социальной информации.

«Оптимисты», например Белл, считают, что современное общество объединяет индивидов прежде всего на основе «новой народной культуры», поскольку  с появлением радио, телевидения, газет, других СМИ и увеличением доступа аудиторий к ним в современном обществе появляется единая система идей, образов и развлечений, предоставляемых вниманию широких народных масс. Понятие «культура», означавшее когда-то моральную и интеллектуальную утонченность и высокий уровень развития искусств, сегодня существенно расширилось и стало означать общий кодекс или иной группы или всего социума. В настоящее время, согласно Беллу, к СМИ перешла воспитательная функция, теперь «хорошим манерам» большинство населения учится не в элитарных школах, а с помощью кино и телевидения. Именно СМИ способствуют формированию особых манер, вкусов, моды и развлечений у современных людей. Поэтому СМИ делают свои аудитории полноправными участниками культурных, социальных и политических процессов, приближая обывателей к выдающимся личностям современной эпохи и делая их участниками многих событий.

 

Массовая коммуникация — процесс  распространения информации с помощью  технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Средства массовой коммуникации — это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

 Структура  массовой коммуникации в современном  обществе представ­ляет собой сложную систему, соединяющую индивидов и технические средства массовой коммуникации. Данная система выполняет ряд важнейших социально значимых функций, среди которых выделяются интеграция и поступательное развитие современной цивилизации. Социальная сущность массовой коммуникации, находящая выражение в функциях и характеристиках, состоит в том, что это — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.  19

Эффективность СМК есть отношение достигнутого результата к предварительно намеченной цели. Если в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности. Теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на исследование социальной роли СМК. Одни ученые прогнозируют, что увеличение разнообразия СМК приведет к упадку культурного уровня общества и ослаблению его интеграции. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМК в условиях свободного выбора информации, поскольку это дает возможность избежать централизованного контроля над СМК, а интеграция в новых условиях будет более глубокой и прочной.

 

  1. Мораль и этика в массовых коммуникациях

 

Можно ли считать, что бизнес обязан действовать в рамках определенных моральных обязательств и соблюдать  все разумные требования общества и групп, чьи интересы затрагиваются его действиями? Обсуждение профессионального статуса любой деятельности начинается, прежде всего, с обсуждения этических вопросов. Особенно это касается тех профессий, от которых, так или иначе, зависит жизнедеятельность общества.

Еще несколько десятков лет назад  мало кто представлял себе что такое ПР и как они работают. Однако сегодня для многих ПР стали профессией, такой же ответственной, как и многие другие. В настоящий момент существует немало ПР-агентств, которые занимаются установлением связей с общественностью и на практике доказывают свой профессионализм и высокие стандарты качества.

Тем не менее, общественности нелегко сломать  тот негативный стереотип, который  был создан вокруг профессии пиармена. Сегодня любое упоминание ПР сразу  же вызывает ассоциации с «грязными  технологиями», «подтасовкой фактов», «преднамеренным умалчиванием», «манипуляцией» и тому подобными действиями. Так или иначе, но любое обсуждение профессионального статуса ПР начинается с обсуждения вопросов этики.

Этика бизнеса – одна из самых молодых  и стремительно развивающихся областей науки.

 

 

2.1 Сущность  морали и этики

 

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д20

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности.

Этика – это одна из древнейших отраслей философии, наука о морали(нравственности).21 По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Термин этика иногда употребляется  также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.22

Этика философия этики, моральная  философия) представляет собой научную  дисциплину, изучающую социальную мораль. 23

Этика изучает генезис, сущность, специфику  морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.… Т.о. этика выступает не только как теория морали, изучающая сущность, специфику морали, но и человека как морального субъекта.

Существует три функции этики: она описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. Соответственно этим трем функциям этика делится на: эмпирически-историческую (описательную), философски-теоретическую и нормативную этику. Каждой из них должна соответствовать своя модель: абстрактная система понятий, проблем, структур, функций.

Какова (в общих чертах) модель нормативной  этики, то есть чем она занимается, каковы ее функции, понятия, какие проблемы она ставит, на каких методологических предпосылках строится? Нормативная  этика — это моральная рефлексия, рационализированное моральное сознание. Рационализация, в чем бы она ни выражалась, не имеет здесь самостоятельного значения, она всегда подчинена нормативности. Нормативная этика — и это ее определяющий признак — всегда что-то «оценивает» (с моральных — в широком смысле слова — позиций) или что-то «предписывает» (в том же моральном смысле), — причем эти оценки и предписания совершаются как в явной форме, так и (очень часто) имплицитно. В этом последнем случае она выглядит вполне научно, как объективно-бесстрастное рассуждение о морали, и только тщательный анализ может показать скрытую нормативность таких рассуждений, (например, философ классифицирует добродетели, выполняя, казалось бы, научно-систематизаторскую задачу, однако само отнесение каких-либо человеческих качеств к «добродетелям» уже говорит о применении ценностных критериев, предшествующих данной классификации; само слово «добродетель» является оценочным).24

Нормативная этика выполняет определенные функции:

а) прокламирование некоторых «жизненных» («моральных») ценностей и защита (обоснование) их;

б) рационально-понятийное оформление и кодификация норм поведения  и нравственных качеств человека;

 в) формирование нравственных  убеждений, перевод внешнего (социального)  императива во внутренний (личностный) импульс.

Проблематика нормативной этики  охватывает такие вопросы, как:

а) что именно является «хорошим» (добрым, должным, ведущим к счастью и  т.д.)

б) какие именно ценностные ориентиры  являются предпочтительными

в) в чем и как обосновать определенные ценностные ориентиры

г) как себя вести в ситуациях  определенного типа25

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей  в обществе. Она представляет собой  систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.26

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение  и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые  в длительном процессе исторического  развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет  духовный, идеальный характер (осуждение  или одобрение поступков), выступает  в форме моральных оценок, которые  человек должен осознать, внутренне  принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.27

Мораль зависит от условий человеческого  бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.28

Регулятивная функция считается  ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.29

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует  в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.30

 

Мораль рассматривают и как  особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность.

 

2.2 Реализация морали  и этики в массовых коммуникациях

 

Этику в сфере PR услуг можно подразделить на две области: этику во взаимоотношениях между специалистами в этой области, и, отношения собственно, PR-стратегии  и потребителя. Если речь идет о самостоятельном агентстве по связям с общественностью, часто встречается завышение уровня предоставляемых услуг, а реальное качество этих услуг измерить трудно. Аналогичная ситуация складывается как по отношению к клиенту, так и касаемо конкурентов.

Однако наиболее важным моментом является соблюдение этики относительно потребителя. Ни в коем случае нельзя действовать  агрессивно и навязчиво – в  этом случае контакт с аудиторией будет потерян. Противопоказана  в сфере PR сравнительная политика по отношению к конкурентам. «Очернение» соперничающих компаний может привести к потере благоприятного имиджа и уважения со стороны потребителей. Критика и психологическое давление также недопустимы. Публикация компромата называется «черным пиаром», и специалисты в этом направлении связей с общественностью редко заслуживают уважения, хотя пользуются спросом в политическом PR.

Перечисленные ранее действия являются неприемлемыми для современного бизнеса, и для их устранения основные нормы профессиональной этики в данной сфере закреплены Лиссабонским кодексом, декларацией профессиональных стандартов РАСО и другими актами. Они основываются на общечеловеческих принципах морали и этики взаимоотношений. В 90-х годах была выдвинута идея о создании международного профессионального кодекса для специалистов по связям с общественностью, но принята не была, и все действия PR-менеджеров основываются на общей стратегии предприятия, на собственных моральных принципах и системе ценностей.31

Информация о работе Мораль и этика в массовых коммуникациях