Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа
Как известно, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.
В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочередно роль каждого из них в образовании того или иного жанра.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине “ Теория и практика массовой информации”
Тема:
“ Происхождение журналистских жанров”
Исполнитель: студентка СО 2-1
ФМОК
Бобылева.А.Д.
Руководитель: Краснянский Д. Е.
к. ф.н., доцент кафедры
Москва 2011
Понятие жанра. Жанрообразующие факторы
Как известно, под журналистскими
жанрами подразумеваются
В современной теории журналистики
выделяются, как правило, в качестве
основных, следующие факторы: предмет
отображения, целевая установка (функция)
отображения и метод
Предмет отображения
Предметом журналистского отображения
может стать практически любое
явление жизни природы, общества,
имеющее какое-то значение для человека
и заинтересовавшее его. Всегда ли жанр
предопределен предметом
Поэтому предмет отображения
как жанрообразующий фактор имеет
значение лишь для некоторых жанровых
образований, но отнюдь не для всех.
Таким образом, говорить о жанровом
разнообразии журналистики, имея в
виду лишь предмет отображения, можно
только в определенных пределах. Предмет
отображения, интересующий автора аналитической
публикации, в подавляющем числе
случаев находится во внешнем
по отношению к этому автору мире.
Но иногда он может относиться к
внутреннему миру автора. В этом
случае автор, рассказывающий о своем
внутреннем мире, занимается самоанализом.
Это дает возможность говорить о
разделении аналитических жанров, исходя
из своеобразия указанных
Целевая установка
"Сильным" жанрообразующим
свойством обладает целевая
Иначе говоря, в первом случае
(в простой информационной заметке)
автор ориентирует целевую
Таким образом, целевая установка проявляется, прежде всего, в том или ином уровне детализации, глубины постижения связей отображаемого предмета, приводящих к созданию своеобразных текстов, составляющих определенный жанр.
Метод отображения
По мнению ряда исследователей,
в журналистике существует два основных
метода "преобразования" объективной
действительности в ее информационный
аналог - рационально-познавательный (логический)
и художественно-образный. К каким
жанровым "последствиям" ведет
применение рационально-познавательного
метода действительности? Понять это
в полной мере можно, вспомнив, что
этот метод включает в себя два
уровня познания - эмпирический и теоретический.
Результат эмпирического
Что касается использования в журналистике художественно-образного метода, то это требует некоторого уточнения. Суть его заключается в безграничном применении авторской фантазии, авторского вымысла, которые дают необходимую для автора свободу создания художественного образа и выявления через него "правды жизни в целом". Но при этом отнюдь не ставится цель отобразить сиюминутные актуальные достоверные факты, чем, как известно, и "озабочена" в основном журналистика. В журналистике элементы вымысла могут быть применены лишь для того, чтобы "оттенить" такие факты. Причем хороший журналист всегда дает понять читателю, где достоверные факты, а где вымысел, фантазия, и в чем смысл их "сосуществования". Таким образом, говорить о применении в журналистике художественно-образного метода можно лишь с определенными оговорками, понимая под этим прежде всего использование образно-экспрессивного языка, определенного уровня детализации отображения предмета, применение условности при реконструкции событий.
Результатом правильного
использования художественно-
Познакомившись с общей картиной жанрообразования в журналистике, мы должны более детально рассмотреть устойчивые группы публикаций (жанры) внутри самой "отрасли" аналитической журналистики.
До недавнего времени отечественная наука причисляла к аналитической журналистике следующие жанры: "постановочные" корреспонденции и статьи; обозрения; обзоры выступлений СМИ; рецензии; аналитические корреспонденции и статьи; комментарии; литературно-критические статьи. Взглянем на эти и другие жанровые деления с точки зрения основных жанрообразующих факторов, о которых шла речь выше.
а) С точки зрения предмета отображения
Публикации этих жанров различаются тем, что одни из них освещают "первичную реальность" - различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы, а другие - "вторичную реальность" - информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т. тт.). Третьи - и то и другое. Только первую группу явлений освещают, прежде всего, аналитические статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явлений освещают "постановочные" корреспонденции и статьи, обозрения, комментарии.
б) С точки зрения целевой установки отображения предмета
Аналитическая корреспонденция
нацелена на выявление причин какого-либо
одиночного феномена и возможной
тенденции его развития, определение
его ценности. Аналитическая статья
- на объяснение взаимосвязанного ряда
явлений, определение тенденций, закономерностей
их взаимодействия, установление их ценности,
формирование прогноза развития. "Постановочные"
корреспонденция и статья дают программы
деятельности по отношению либо к
одиночным феноменам, либо к их совокупности,
Обозрение преследует цель сообщить
читателю о важнейших событиях, происшедших,
например, за определенный период времени,
выявить их причину, значимость для
аудитории, взаимосвязь. Обзор печати,
радио- и телевыступлений знакомит
аудиторию с "продукцией" СМИ,
выносит им оценку. Рецензии выявляют
ценность для аудитории тех или
иных книг, кинофильмов, спектаклей и
т. п. Литературно-критические статьи
рассматривают особенности
в) С точки зрения метода постижения реальности
Аналитические публикации являются
реализацией рационально-
Знание названных выше трех основных жанрообразующих факторов помогает объяснить многие основные моменты в "рождении" тех или иных жанров. Тем не менее остаются и некоторые неясности в этом вопросе. Например, два журналиста из разных газет решили написать о проблемах одной и той же футбольной команды. Они вместе наблюдали игру, беседовали со спортсменами, вместе были на пресс-конференции ее капитана. Но один написал аналитическое интервью, а другой - аналитическую корреспонденцию. Нет различия в предмете отображения, в методах исследования, в установке, но были подготовлены публикации разных жанров. Подобного рода примеров очень много. Как объяснить этот момент жанрообразования?
На мой взгляд, необходимо извлечь из тени исследовательского внимания четвертый, очень важный жанрообразующий фактор, которым являются методы и формы репрезентации материала аудитории. Они отнюдь не равнозначны методам сбора материала (наблюдению, интервью, анализу документов и пр.), а поэтому должны рассматриваться как самостоятельный фактор, что имеет большое значение в разговоре о жанрах журналистики. Методы репрезентации в журналистике представлены: методом сообщения, методом повествования и методом изложения.
Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) журналист использует метод сообщения (в специальном, языковом смысле этого понятия), то возникает жанр хроники, заметки, информации, Когда кроме метода сообщения применяется еще и метод повествования, то возникает, например, жанр информационной корреспонденции. Когда наряду с этими двумя методами применяется еще и метод изложения, то появляются жанры "наглядного отображения" - репортажи, очерки, фельетоны.
Важную жанрообразующую роль играет и такой фактор, как исходные формы репрезентации материала. Этих форм две - монологическая и диалогическая. Применение первой формы - обязательное условие появления "монологических жанров": корреспонденции, статьи, рецензии и пр. Применение второй формы неизбежно порождает материалы "диалогических жанров" - интервью, беседу и т. п. Исходные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают "гибридные" формы типа "корреспонденция-интервью", "беседа-отчет" и другие.
Общеизвестным является утверждение о том, что в журналистике (в том числе и в аналитической) идет постоянное обновление "жанровой палитры", причем предполагается, что наиболее активно оно идет в такие переломные моменты развития общества, какой мы наблюдаем в настоящее время.
Это утверждение не стоит
понимать так, что журналист-аналитик
навсегда исключает из круга своих
задач, например, применявшиеся им доселе
методы причинно-следственного
Так, например, в аналитической
статье может быть изменено соотношение
"чисто информативного" материала
(дополнительного) и "делового анализа"
в пользу первого, с тем чтобы
привлечь внимание широкой аудитории
к данной публикации. Но это не изменит
сущности аналитической статьи как
жанра- Она так или иначе будет
выполнять свою задачу, даже если будет
представлять аудитории причинно-
Классификация жанров.
Информационные:
Заметка
Простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка - главный носитель новостной информации.
Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).
Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов (формула «5w» в английской журналистике): Кто, Что, Где, Когда и Почему. Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.
Наиболее часто для написания заметки журналисты используют прямой информационный лид. Например, «Открытие фотовыставки «Мой Петербург» состоялось 25 октября в библиотеке ТюмГУ». Заметку также часто начинают с лида-цитаты (журналист начинает текст со слов известного лица, непосредственно связанного с событием), лида «немедленная идентификация» (герой новости известное лицо, которое совершает какие-либо действия), лида-вопроса (в данном случае дальнейший текст обязательно должен содержать ответ на поставленный в лиде вопрос).