Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа
Как известно, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.
В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочередно роль каждого из них в образовании того или иного жанра.
Примечания:
1. Заметка никогда не
начинается с цифры, начинать
с цифры (Например, «25 октября
в библиотеке ТюмГУ состоялось
открытие фотовыставки «Мой
2. Имя человека - героя публикации, участника события, эксперта и т.п. - пишется всегда перед фамилией.
3. Заметка не должна
содержать более шести цифр, так
как человеческий мозг может
усвоить, запомнить только это
небольшое число цифр, остальные
останутся за гранью
Виды заметки:
Хроника - информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.
Заметка - информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.
Расширенная заметка - информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.
Интервью
Представляет собой разговор
журналиста с одним человеком
или несколькими людьми по какому-либо
общественно значимому поводу. Публикуется
обычно в форме вопросов и ответов,
но возможны монологическая форма (вопрос
задан в лиде, весь остальной текст
- сплошной ответ интервьюируемого)
или специфическая форма
В задачи журналиста, берущего интервью, входит: 1) выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам); 2) рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет.
Технология создания интервью предполагает стадию подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы), собственно разговора (следует учитывать психологический, этический и социальный факторы) и написание текста (обязательна вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым).
Виды интервью по А.А. Грабельникову:
Интервью-диалог - беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.
Интервью-монолог - выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.
Интервью-портрет - на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.
Интервью-беседа - журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора - проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.
Коллективное интервью - представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.
Анкета - массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.
Блиц-опрос - целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.
Отчет
Отчет выделяется как отдельный
жанр на основании предмета отображения.
Он представляет собой развернутое
информационное сообщение о событии
сферы слухоговорения (конференции,
заседания, симпозиумы, семинары, собрания
и пр.), т.е. о том событии, на котором
совершается большой обмен
В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета - точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.
Виды отчета.
Прямой информационный отчет
- воспроизводит событие в
Аналитический отчет - рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.
Тематический отчет - нарушает
хронологический порядок
Репортаж
Жанр журналистики, дающий
оперативное наглядное
Основные признаки жанра:
Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).
Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).
Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).
Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж - жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.
Виды репортажа.
Событийный - оперативно отражает
общественно-значимое событие в
хронологической
Познавательный - в основе
тема, которую освещает репортер. Это
рассказ о жизни рабочего коллектива,
научной лаборатории, НИИ и т.д.
Оперативность подобных материалов
бывает снижена. Появление этого
вида репортажа связано с
Проблемный - несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.
Репортаж с экспериментом - несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора - наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.
Аналитические:
Корреспонденция
Корреспонденция - жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.
Некоторые исследователи (например, А. Тертычный) выделяют две группы корреспонденций - информационные и аналитические.
Однако даже в информационной
допускают присутствие «
Таким образом, корректнее относить
корреспонденцию к
- отдельная ситуация в
ее проблемном целом как
- выявление закономерностей
развития текущей
- факт как основа текста,
как повод для его
- авторское рассуждение,
вытекающее из обобщения
- явно или неявно
Колонка
Колонка - жанр, получивший широкое распространение только в постперестроечный период российской журналистики. В газетно журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок, от англ. column) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.
В жанровом плане колонка может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке - «содержать лишь одну точку зрения, характеризоваться своим «голосом» и стилем»; фельетона (критический, ироничный тон колонки).
Подчас колонка может являть собой произведение, полностью написанное в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки.
Образ автора в колонке может быть интересен публике благодаря авторитету колумниста (на Западе эта роль крайне почетна и предоставляется исключительно ведущим сотрудникам редакции, а также признанным политикам, экономистам, ученым, культурологам) либо благодаря избранной им «маске», типической или парадоксальной.
Статья
Термином «статья» объединены
весьма разнообразные газетные тексты,
среди которых различают
Общетеоретическая статья посвящается глобальным вопросам общественного развития.
Практико-аналитическая статья предназначена для разбора конкретных ситуаций и процессов, которые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.
Научно-популярная статья в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.
Полемическая статья представляет собой дискуссию, которую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным. Полемика может вестись как на глобальном уровне, касающемся вопросов развития общества, так и на частном, затрагивающем отдельно взятую проблему и взгляд на нее.
Почти вымерший вид - передовая статья - носит ярко выраженный пропагандистский характер, формулирует основные задачи, стоящие перед обществом, и пути их разрешения с точки зрения идеологии, отражаемой редакцией.
Статья характеризуется широтой анализируемого материала, обобщение которого дает автор. Если в корреспонденции журналист освещает конкретное явление, то в статье он исследует целую социальную ситуацию или процесс, то есть несколько групп фактов и явлений, тесно взаимосвязанным между собой.
При подготовке статьи, как
и других аналитических материалов,
очень важно учитывать
А. Тертычный следующим образом формулирует задачи, признаки и этапы создания статьи.
Задачи, стоящие перед автором статьи:
Разъяснение сути различных общественных событий, феноменов, демонстрация тенденций их развития, оценка их значимости.
Анализ и распространение передового опыта решения социальных проблем.
Критика неэффективных или ложных путей развития, ложных установок и вредных ориентиров.
Признаки статьи:
Выявление взаимосвязи различных явлений и, как следствие, содействие аудитории в постижении этих взаимосвязей.
Использование аналитико-синтетических операций: сравнения, оценки, детализации, разъяснения, предсказания, обобщения.