Происхождение журналистских жанров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Как известно, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.
В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочередно роль каждого из них в образовании того или иного жанра.

Файлы: 1 файл

Происхождение журналистских жанров(курсовикrrr).docx

— 77.26 Кб (Скачать файл)

Использование коммуникативных  операций: диалогичность, ситуативность.

Выявление и изложение  связей, направленных в прошлое и  будущее явления.

Построение от простого к  сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного  к спорному.

Успешность аналитической  публикации определяется следующими параметрами. Во-первых, отбором «новых сторон»  действительности, адекватных задачам  аналитического выступления (крайним  представлением «новых сторон» действительности являются сенсации: реальные; инициированные прессой; «утки»). Во-вторых, выбором  предметно-тематической направленности, адекватной интересам аудитории (привязкой  содержания к конкретному актуальному  виду деятельности; выявлением функциональной роли описываемой деятельности; выявлением соответствия описываемого с нормативными требованиями и идеалами аудитории). В-третьих, соотнесенностью анализа  с предварительной информированностью о нем аудитории.

Предметом отображения в  статье может выступать событие, процесс, социальная ситуация.

Первый этап толкования объекта  отображения в статье - знакомство с ним. При этом используются методы группировки данных (упорядочивание, систематизация) и типологизации  данных (определение устойчивых сочетаний  свойств предметов).

Второй этап толкования - объяснение, т. е. установление причинно-следственных связей.

Третий этап толкования - прогнозирование. Здесь используются метод экспертных оценок; метод сценариев (изучение публикаций о предмете на основе контент-анализа, ведущее к  прогнозированию); метод экстраполяции (распространение выводов об одной  или нескольких частях явления на другие части или другие явления, отнесенные в будущее).

Четвертый этап толкования - оценка. Могут быть применены методы избирательного показа (цитирование, пересказ); прямой авторской оценки, экспертных оценок. К некорректным, манипулятивным, методам относятся метод домысла  и «передержек» (искажение явления  в надежде на неосведомленность  публики); апелляция к «личности»; апелляция к «публике»; «навешивание ярлыков».

Пятый этап толкования - программа  действий, предлагаемая журналистом  в существующих условиях. Как достичь  цели, обладая определенными ресурсами, или какие ресурсы нужно задействовать, чтобы достичь нужной цели.

Композиция статьи, как  правило, определяется тем, какой способ исследования действительности выберет  автор. Пойдет ли он по пути дедуктивного умозаключения (от общего к частному) или индуктивного (от частного к  общему). В первом случае рассуждения  будут предшествовать фактам, во втором - наоборот.

По стилистическим особенностям статьи можно разделить на две  большие группы.

Статьи, ориентированные  на научный стиль изложения. Такие  тексты характеризуются строгостью языка, обилием терминов, сложным  синтаксисом, передающим логический характер размышлений автора и позволяющим  «сжимать» информацию.

Статьи, ориентированные  на непринужденное, «беллетризованное» изложение. В таких текстах активизируется авторское «я», используются экспрессивные  приемы (ирония, гипербола), разговорная  лексика. Заметно изменяется синтаксис, приобретая разговорную окраску - увеличивается  число недлинных предложений, бессоюзных связей. В современных условиях «интимизации»  газетной речи удельный вес статей этого типа заметно возрос.

Обозрение и обзор прессы

По своему стилистическому  строю к статье примыкает обозрение. Однако от статьи его отличает концентрация не на логических связях, а на эффектных  и наглядных примерах, деталях. Обозрение  призвано, во-первых, давать панораму событий, и только во-вторых - отыскивать связывающие  их нити. Предмет обозрения - осмысление системы событий какой-либо сферы  общественной жизни, ограниченных тематическими  и (или) пространственно временными рамками. Обозрения - своего рода итог определенного периода жизни, что  вызывает необходимость четкой периодичности  их выхода; еженедельные, ежемесячные  и т. п.

Близко к обозрению  примыкают такие жанры, как обзор  редакционной почты и обзор СМИ.  Обзор писем в редакцию, как  и обозрение, может базироваться на тематической и временной основе.

Основные формы обзора СМИ: - информационный обзор, содержащий сообщение о наиболее важных материалах одного или нескольких изданий;

- тематический обзор,  демонстрирующий широкий спектр  мнений, высказанных различными  изданиями по определенной теме.

Рецензия 

Слово «рецензия» латинского происхождения. В переводе означает «сообщение», «пересмотр», «оценка», «отзыв». Рецензия как жанр выделяется по следующим  содержательным признакам: она имеет  строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и  способы выражения).

Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Отсюда и разнообразие жанровых форм. Выделяют такие виды рецензий:

- рецензия-статья (традиционная  форма);

- рецензия-интервью (диалог, круглый стол);

- рецензия-фельетон (остро  критическая);

- рецензия-очерк (объемная  рецензия с включением очерковых  элементов - из истории искусств, из биографии творческих деятелей);

- рецензия-заметка (мини-рецензия, близкая к аннотации).

В задачи автора рецензии входит сообщение читателю о новом произведении и оценка его, тем самым журналист  способствует верному (с точки зрения рецензента) восприятию. Учебники и  пособия отмечают, что рецензия - жанр не субъективный, а основанный на аргументированном разборе источника. В действительности ситуация сложнее. Очень часто оценки одного и того же произведения оказываются диаметрально противоположными - даже у признанных, авторитетных критиков. Таким образом, рецензент преследует две цели: информационно-познавательную и исследовательскую, подразумевающую  анализ произведения.

Главная особенность рецензии заключается в том, что объектом исследования в ней выступает  отраженная действительность, другими  словами, рецензия является информацией  об информации. Основу критического отзыва составляют факты, но берутся они, в  отличие от других жанров, не из жизни, а из произведений литературы, живописи и т. д. То есть факт в рецензии подвергается вторичной обработке.

Каждый вид критики (литературная, театральная и т. д.) имеет свои особенности, обусловленные спецификой того вида искусства, которое находится  в ее компетенции. Решающее значение в рецензии имеет авторская осведомленность  в данной теме. Чем фундаментальнее  знания критика, тем содержательнее рецензия, убедительнее аргументация, авторитетнее оценка.

Глубина критического анализа  зависит от предполагаемого места  публикации рецензии. На страницах  специализированного издания рецензия полнее, серьезнее, сложнее для понимания  человеку «со стороны», дилетанту. В  рецензиях, предназначенных для  массовых газет и журналов, форма  изложения и содержание должны быть проще, ориентированы на массового  зрителя, читателя, слушателя.

Объем критического произведения также зависит от места его  публикации. Дать исчерпывающий, полностью  аргументированный анализ в рамках небольшой газетной рецензии невозможно. Есть два пути решения этой проблемы. Первый - это ограничение круга  рассматриваемых аспектов (например, в кинорецензии говорим о сюжете, игре актеров, режиссерском замысле, умалчиваем об операторской работе, монтаже, возникающих  культурных и идейных ассоциациях). Второй - концентрация содержания, пропуск  рассуждений рецензента, изложение  уже готовых оценок. Кстати, основной признак газетной популярной рецензии - предельная сжатость элементов исследования. Характеристика путем кратких выводов - широко распространенный в газетной практике прием. Аргументированное исследование, когда читатель соприкасается с мыслительным процессом критика, свойственно обстоятельным, профессиональным рецензиям, публикуемым в специализированных изданиях.

Воспроизведение предмета разбора - важная задача, стоящая перед рецензентом. От нее в немалой степени зависит  эффективность рецензии. Воспроизведение  конкретизирует процесс анализа, придает  ему доказательный характер. Однако только литературная критика способна в точности воспроизводить объект исследования - цитируя его фрагменты. В прочих областях искусства вербальное воспроизведение  предмета рецензии не дает стопроцентного сходства. В рецензии можно выделить два основных типа воспроизведения  объекта; описательный, дающий конкретную «картинку», и абстрактный, передающий эмоциональную реакцию рецензента и направленный сразу на оценку.

Использование в рецензии специальной терминологии обусловлено  предназначением текста - для специалистов или для массового читателя. Перегруженный  узкоспециальной терминологией  или профессиональным жаргоном текст  демонстрирует осведомленность  автора, но не всегда может быть уместен, т. к. простой читатель не знает этого  языка. Если рецензент употребляет  подобные слова, он должен стараться  их пояснять.

Художественно-публицистические:

Очерк

Очерк - самый сложный  по своим признакам и свойствам  жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в  публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком  обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности  построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с  очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать  как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики.

Таким образом, очерк - оперативный  художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации).

Жанровую природу очерка определяют три начала - социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье - с художественной литературой.

Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений  и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.

Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, не завуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.

Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой  ситуации, явления и характеры  социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации - собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном  персонаже и событии обозначаются признаки определенного типа социального  поведения, характера или явления. Во втором случае - в реальном, единичном  персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие  данному типу людей и событий. Необходимо отметить, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного. Как правило, ему свойственна  некоторая однобокость. Герой или  ситуация в очерке всегда подчинены  авторской задаче отразить какую-либо проблему.

В исследовательских трудах по очеркистике в общей сложности  насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка. Многочисленные исследователи объединяли их в разнообразные  классификации, но единой универсальной  типологии так и не было выявлено.

Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:

По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с  реальными действующими лицами) и  беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием  и персонажами).

По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).

По социально-тематическому  признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.

Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром  произведения. В отличие от беллетристических  жанров, авторское «я» в очерке - это сам публицист, его точка  зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события.

Существует три основных типа авторского повествования.

Повествование от третьего лица. Автор объективно описывает  события, не участвуя в них.

Повествование от первого  лица единственного числа. Такое  повествование имеет несколько  разновидностей.

Повествователь - участник события, он стоит в центре изложения. Такой  текст может строиться так, как  будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант - рассказ о событии как об уже  свершившемся.

Информация о работе Происхождение журналистских жанров