Происхождение журналистских жанров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Как известно, под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками. Эти признаки называются жанрообразующими факторами.
В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения и метод отображения. Значимость этих факторов в жанрообразовании не равновелика. Поэтому рассмотрим поочередно роль каждого из них в образовании того или иного жанра.

Файлы: 1 файл

Происхождение журналистских жанров(курсовикrrr).docx

— 77.26 Кб (Скачать файл)

Сложная обработка фразеологизма: Плыть против течения = Мужественно  плыть наперекор течению.

Памфлет

Памфлет - разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Задача памфлета состоит  в том, чтобы осмеять, предать  позору данное явление, данное лицо. Памфлет, создавая образ разоблачаемого деятеля, стремится представить его как  определенную индивидуальность - бичует его в его политической жизни, быту, индивидуальных особенностях, для того чтобы сделать ещё сильнее удар по политической линии, им представляемой. Слово «Памфлет» (англ. pamphlet) появилось в XIV веке и первоначально означало непереплетённую брошюру без обложки. Как жанр публицистической литературы памфлет сложился в эпоху Реформации. Однако присущие памфлету как жанру черты — тенденционзность, злободневность, полемическая направленность — складываются ещё в древности в обличительных речах, т. н. диатрибах и инвективах.

Диатриба (от гр. растирание, уничтожение, распря, разговор) — жанр античной литературы, созданный философами-киниками в III в. до н. э. — беседа на философские, главным образом моральные темы, включающая уничтожающую полемику с  воображаемым противником, с резкими  нападками личного характера. Жанр диатрибы впоследствии лёг в основу христианской проповеди. Творчество киников, отрицавших основные устои и привычные  ценности античного сообщества, имело  резко выраженный сатирический уклон. Своеобразную сатиру создал киник Менипп из Годары (2-я пол. III в. до н. э.). Его  философско-сатирические диалоги были обрамлены фантастическим повествованием (полёт на небо, нисхождение в  преисподнюю), что позволяло остроумно  и едко высмеивать различные философские  школы и человеческие слабости. Произведения Мениппа не сохранились, но ссылки на них и подражания многочисленны. Мениппову сатиру создавали римские  писатели — Марк Теренций Варрон (116-27 до н. э.), мотивы сочинений Мениппа  ощутимы в творчестве Петрония, Сенеки Младшего и особенно Лукиана (120—190 гг). Литературная сатира дала и ответвление памфлетно-публицистическое.

В Риме обличительно-публицистическое начало проявляется в инвективе (от лат. invehere — бросаться, нападать) — поношении лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграммы, полемические статьи и речи. Политическая полемика в инвективе  принимает характер очернительства конкретного лица. Таково сочинение Саллюстия «Инвектива против Марка Туллия Цицерона» (54 г до н. э.). Инвектива старается уничтожить Цицерона морально как человека и семьянина, как политического деятеля и продажного защитника в суде. «Ничтожнейший человек, проситель, заискивающий перед недругами, а друзей склонный оскорблять, стоящий то на той, то на другой стороне, не сохраняющий верности никому, ничтожнейший сенатор, наёмный защитник в суде, человек, у которого нет ни одной неосквернённой части тела: язык лживый, руки загребущие, глотка бездонная, ноги беглеца; то, чего из стыдливости не назовёшь, тяжко обесчещено». Инвектива обычно выявляет порочность всего рода, нечестивость предков, и Саллюстий издевается над Цицероном как над «новым человеком» и пришельцем в Риме. Цицерон ответил Саллюстию не менее резкой и оскорбительной инвективой.

Памфлет-инвектива — распространённая форма политической борьбы в Риме. В 61 г до н. э. после оправдания Публия Клодия в суде по обвинению в кощунстве, Цицерон выпустил в свет инвективу  против Клодия, в 55 г — инвективу  против бывшего консула Луция  Кальпурния Писона. После самоубийства Марка Порция Катона в Утике Цицерон  и Марк Брут выпустили в 45 г памфлеты под название «Катон» с прославлением  его заслуг. Цезарь и его сторонник  Авл Гирций ответили на них памфлетами под названием «Антикатон».

(По материалам «Очерков  истории зарубежной журналистики»,  часть 1, М. К. Бронич, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород)

Классический памфлет создан молодой буржуазией в процессе борьбы складывавшегося буржуазного общества с феодализмом, средневековой церковью и схоластической философией. Одним из первых выдающихся мастеров памфлета. был Эразм Роттердамский (1466—1536). Его «Похвала глупости» (Lob der Torheit, 1509) направлена против князей, попов, схоластики и представляет ярко-сатирическое произведение. Таковы же «Письма темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517) — памфлет-сатира Гуттена и Рейхлина. Гуттену (1488—1523) сверх того принадлежат памфлеты «Булла» (Bulla), «Советчики» (Consilia, 1521), «Разбойники» (Praedones, 1521).

 

Памфлет был широко использован  в буржуазных революциях XVII и XVIII вв. Хотя газеты уже существовали в это  время, но издание их было монополией абсолютистского правительства. Они  были скорее придворными торговыми  бюллетенями. Политическая литературная борьба прокладывала себе путь через брошюры и листовки, при помощи которых памфлет и выходили в свет. В эпоху, предшествовавшую английской революции, чрезвычайную популярность получили памфлеты Мильтона (1608—1674) против епископов. Революционная мелкобуржуазная партия левеллеров (Лилльберн, 1614—1657) наводнила страну боевыми памфлетами против монархии, помещиков и крупных капиталистов. Известна громкая слава Свифта (1667—1745) как автора памфлета«Письма суконщика» (Drapier Letters, 1724) и «Сказка бочки» (Tale of a Tub, 1704). Они были направлены против реакционного английского правительства. Дефо, громивший клерикальный обскурантизм в памфлете «Кратчайший способ расправы с диссидентами» (The shortest Way with the Dissenters, 1702), поплатился позорным столбом и тюрьмой. Памфлетом пользовалась и политическая реакция в борьбе с революционным движением. Идеолог английского крупного землевладения, смертельный враг французской революции Эдмонд Борк (E. Burk, 1729—1797) прославился яркими памфлетами. В памфлете «Письма о цареубийственном мире» (Letters on a Regicide Peace, 1796) он требовал продолжения войны с Францией.

Новый вид памфлета создается  в политической литературе французской  революции XVIII века и занимает в ней  большое место. Он получил богатое  развитие ещё в предшествующую эпоху (напр. П., направленные против Мазарини и получившие название «мазаринад»). Они вызывали появление специальных  ордонансов, направленных против памфлетной публицистики. Запреты не задержали  этой лит-ры. Она стала острым оружием  «просветителей» XVIII в. Вольтер и  Дидро писали под разными именами  П. против церкви, дворянства и монархии. Памфлет Сийеса «Что такое третье сословие»?…" (Qu’est-ce que le tiers état?.., 1789) — с историческими словами  «что такое третье сословие? Ничто. Чем оно должно стать? Всем» —  обессмертил автора больше, чем вся  его политическая деятельность.

 

Собранием памфлетов по существу были первые политические газеты, рождённые  Великой французской революцией. Газета «Революции Франции и Брабанта» (Les Révolutions de France et de Brabant, 1791) Камилла  Демулена была лишь продолжением его  памфлета «Письма фонаря парижанам» (Discours de la lanterne aux Parisiens, 1789). Периодическим  памфлетом был и «Друг народа» (L’ami du peuple, 1789—1792) Марата.

 

Политическая газета родилась из памфлета, но она же во многом и заменила его как основной господствующий вид публицистики. Памфлет как самостоятельная брошюра, листовка и т. п., эпизодически и неожиданно выходящая, заменился периодической газетой со статьями, сохранявшими в ряде случаев памфлетный характер, статьями в журналах и т. п., представляющими новый, модифицированный вид памфлета. Овладев газетой и сделав её орудием своей политической борьбы против прежнего противника, остатков феодализма, и против своего нового врага, рабочего класса, буржуазия превращает памфлет в подсобное оружие публицистики. В самой газете памфлет диференцируется. Программно-политическая аргументация принимает форму «передовых», полемика и сатира рождают форму публицистического фельетона.

 

Со временем памфлет делается в большей мере оружием леворадикальной мелкой буржуазии и растущего пролетариата. Революции первой половины XIX века создают во Франции таких памфлетистов, как Поль Луи Курье (1772—1825), де Корменен (1788—1868), Рошфор (1830—1913), в Германии — Бёрне («Менцель-французоед» — «Menzel der Franzosenfresser», 1836), Гейне (1797—1856). В Англии памфлет получает распространение в различных политических кампаниях. Множество брошюр выходит в связи с «законом о бедных» (1828—1834), «хлебными законами» (1841—1848), Крымской войной, восстаниями в Индии и Ирландии и пр.

 

В России памфлет не получил  широкого развития. Его придушила  царская цензура, освобождавшая  от предварительного просмотра и  разрешения лишь книги свыше 20 печатных листов. Памфлетистом был Радищев, выпустивший  свое «Путешествие из Петербурга в  Москву». Боевая публицистика должна была маскироваться в царской России литературно-критическими статьями. «Письмом к Гоголю» — ярким политическим П. — Белинский прорвал цензурно-критическую  преграду. П. по сути своей было «философское письмо» Чаадаева.

Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую  печать — в журналы революционной  буржуазной демократии. Русский памфлет  был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного  стиля даны Герценом.

 

Памфлет является острым литературным оружием и революционного пролетариата. Молодой Энгельс избрал памфлет для философской войны с реакционным идеализмом, расчищая путь воинствующему диалектическому материализму. Один из философских памфлетов Энгельса носит название «Шеллинг — философ во Христе, или преображение мирской мудрости в мудрость божественную» (Schelling der Philosoph in Christo…, 1842). В пародировании богословского стиля Энгельс использует здесь классический памфлет эпохи Возрождения, направленный против католической схоластики. Против «левых гегельянцев» направлена блестящая и имеющая памфлетный характер работа Маркса и Энгельса «Святое семейство, или критика критической критики» (Die heilige Familie…, 1845). Из позднейших памфлетов Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» (Der 18-te Brumaire des Louis Bonaparte, 1852) можно назвать образцом художественного политического слова. Достаточно сравнить этот памфлет Маркса с памфлетом Гюго «Маленький Наполеон» (Napoléon le Petit, 1852), чтобы уразуметь то новое, что внесено было пролетарским социализмом в памфлетную лит-ру. У Маркса характеристика бонапартистской диктатуры капитала построена на глубоком анализе классовых отношений. У мелкобуржуазного радикала она сводится к поверхностной полемике против диктатора. Крепкие слова заменяют социальный анализ.

Примером политического  памфлета является работа В. И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат  Каутский». Характер памфлета носят некоторые литературные выступления Максима Горького против капиталистической печати; памфлетны такие его произведения, как «Город жёлтого дьявола», «Русский царь», «Прекрасная Франция». Прекрасные образцы политически острых, художественно выполненных памфлетов дает книга К. Радека — «Памфлеты и портреты» (I и II тт.).

Таким образом каждый класс  на том или ином этапе своего развития создает свой памфлет, насыщая его таким содержанием и придавая ему такую форму, какие подсказывают ему условия классовой борьбы. Отсюда — конкретно-историческое классовое качество памфлета как одного из средств идеологической борьбы класса

Эссе

Эссе - жанр, находящийся  на пересечении литературы, публицистики, науки. В научной литературе можно  встретить различные определения  эссе и различные суждения о жанре. Приведем некоторые из них.

Эссе (франц. «essey» - опыт, набросок) - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.

Литературоведческий словарь  определяет эссе как «прозаическое  сочинение небольшого объема и свободной  композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу  и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку  предмета».Эссе - это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др. Эссе является одним из наиболее продуктивных жанров в выражении философской мысли, то есть знания о наиболее общих сторонах мира и человека. Общие родовые свойства эссе: ведущая роль личности автора, что является важнейшим структурообразующим принципом эссе. При этом в эссе осуществляется анализ какого-либо, преимущественно гуманитарного, объекта мысли, а не личности автора. Еще одно свойство - особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом. Другая черта эссе - наличие образности, экспрессивности - всего, что является выражением его художественности и публицистичности.

На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор  и читатель «пожимают друг другу  руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем».

Диалогичность - еще один жанрообразующий признак эссе. Какую  бы форму для изложения своих  мыслей не избрал эссеист, как бы не выстраивал композицию, главным всегда остается искренность с читателем. Современный эссеист Андрей Битов, например, избрал для своих эссе определение: «правда - как жанр». Еще  одной важной особенностью жанра  является мифотворчество. Автор строит собственные теории, создавая миф (в  основе мифа - образы), читатель же может верить в него или не верить.

В эссе «концепция» сформулирована нечетко. При этом образ обладает внутренней динамикой, характерны сложная  сеть ассоциативных связей и парадокс как способ игры с читателем.

Немецкий философ Теодор Арно определил эccе как жанр, отражающий момент зарождения мыcли, которая пока не развилась в логически завершенное целое. Основателем жанра в европейской традиции принято считать французского философа Мишеля Монтеня («Опыты», 1580). «Опыты» Монтеня содержат философские, исторические, политические, религиозные, лингвистические, педагогические, этические и др. воззрения автора, от наиболее частных до наиболее общих. Монтень рассказывает о нравах и обычаях разных народов, о содержании прочитанных книг, но все это превратилось бы в обрывочный комментарий, в сумму выписок и цитат, если бы не возвращалось каждый раз к истоку - к образу личности, многое понимающей и приемлющей, но ни к чему не сводимой, не равной даже самой себе. «Опыты» исследуют мир, но отправной точкой и принципом такого исследования является личность автора. Так, например, прерывистость структуры «Опытов» связана с особенностями авторского мышления, его отношения к миру.

Выделяются различные  виды эссе. Например, художественно-критическое  или литературно-критическое. В таком  эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях  музыки, живописи, литературы. Форма эссе задается самими произведениями искусства. Через анализ произведения автор предлагает свой

взгляд на мир, и все средства выразительности жанра направлены на то, чтобы донести этот взгляд до читателя.

Другой вид эссе - философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и  о человеке. Яркие примеры философских  эссе - тексты Жан-Поль Сартра («Что такое  литература?»), Альбера Камю («Миф о  Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.

Информация о работе Происхождение журналистских жанров